ДОП Звонкие голоса

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28 августа 2023г

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08. 2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.07 18:19:57 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Звонкие голоса»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часов
Форма обучения: очная
Автор: Диданова Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2023г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Национальный проект «Образование»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022
г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей
2

Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР.
Актуальность состоит в том, что хоровое пение - вид организации досуга детей, в
котором осуществляются сложные воспитательные задачи, способствующие формированию и
развитию личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, эстетических чувств и
нравственных качеств человека. Хоровое пение является активной музыкальной деятельностью,
охватывающей большие массы детей, что делает его очень популярным в системе
дополнительного образования.
Пение в хоре представляет собой наиболее доступный вид музицирования, который
помогает овладеть навыками музыкального исполнительства, позволяющими детям творчески
проявлять себя в искусстве, выявляет и развивает музыкальные способности у ребенка, а также
удовлетворяет свойственную детям потребность в общении, способствует формированию
чувства ответственности за общее дело, осуществляя идеи воспитания через коллектив,
объединенный едиными целями и задачами.
Новизна
Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные
перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают
стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе
своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности
детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения
художественно-исполнительского образа.
Отличительные особенности
Программа отличается от других программ тем, что:
•
позволяет расширить возможности вокального искусства;
•
содержание программы «Звонкие голоса» может быть основой для организации
учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных
умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
•
программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от
простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Так же, отличительной особенностью является введение в программу «сценического
движения», включающего упражнения на двигательную координацию под музыку,
театрализацию песни, разучивание танцевальных движений.
Педагогическая целесообразность
Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого
исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к
проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом
коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка
7-12 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение,
испытал свое терпение, реализовал способности.
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа.
3

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2/2,5 часа. Продолжительность занятия 40 минут,
перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 18-20 человек.
Форма обучения: очная
Формы занятий:
1. Групповая
2. Индивидуальная
3. Коллективная
Цель программы: создать условия для развития детской певческой культуры в процессе
работы с хором, раскрытия творческих способностей воспитанников в области вокального
искусства.

−
−

−
−

−
−
−
−

Задачи программы:
Предметные:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умения оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний
человека;
формирование общего понятия о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
формирование готовности применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Метапредметные:
ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация
по стилям и жанрам музыкального искусства;

Личностные результаты:
− укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
4

− формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
− приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
− развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
− продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
− развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.

Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

2

Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ
Раздел 1. Вокально-хоровая работа

3

1

теория
1

практика

Формы контроля
всего
1

10

36

46

Раздел 2. Вокальная техника

12

32

44

5

Раздел 4 .Музыкально-ритмические
движения, игры.

2

20

22

6

Раздел 5 Сценическое движение

2

8

10

5

25

30

9

9

7

8

Раздел 6. Музыкальнотеоретическая подготовка
Концертно- исполнительская
деятельность
Итого:

33
5

129

162

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Творческие
задания
Педагогическое
наблюдение
Творческие
задания
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Отчетный концерт,
прослушивание
наблюдение

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вокально-хоровая работа – 46 час
Теория 10 ч.
Инструктаж по охране труда и технике безопасности. Строение голосового аппарата.
Понятия: Вокальный вдох, диафрагма, голосовые складки, распевка, звукообразование,
интонирование, музыкальный слух, чувство ритма, пение на опоре. Планирование
конкурсной и концертной деятельности. Понятие и виды певческих тембров. Певческое
дыхание. Вокально- хоровая техника. Разогревание и настройка голосового аппарата.
Эмоциональный настрой. Значение жестов. Дирижерские схемы. Основы
звукообразования. Подача звука. Вокальная дикция. Развитие гибкости и подвижности
артикуляционного аппарата. Элементы двухголосия.
Практика 36 ч.
Дыхательная гимнастика, направленная на организацию певческого дыхания.
В качестве распевки – пение небольших попевок на основе народных песен с
небольшим диапазоном в объѐме 5-7 звуков.
Разучивание доступных в вокальном плане песен советских и современных
композиторов, песен эстрадного направления.
Раздел 2. Вокальная техника
- 44 ч.
Теория 12ч.
Вокальная интонация как одна из главных составляющих обучения искусству эстрадного
вокала. Звукообразование как извлечение голосом звуков, отвечающих вокальным
требованиям: легкости, открытости, напевности, мягкости. Образование голоса в гортани; атака
звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Факторы, влияющие на чистоту интонирования. Звуковысотный
диапазон. Гигиена голоса. Понятие дикции; основные компоненты системы голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань, голосовые связки, 10 артикуляционный аппарат и особенности
певческой артикуляции (движение челюсти, положение языка, участие губ, положение нёба).
Отличие вокальной речи от разговорной.
Практика 32ч.
Практические упражнения, направленные на воспроизведение точного по высоте звука, на
формирование правильного певческого звука, на расширение звуковысотного диапазона.
Выполнение комплекса упражнений на пластичность тела и звука, на формирование
правильного певческого звука, на расширение звуковысотного диапазона.
Раздел 4 . Музыкально-ритмические движения, игры - 22 ч.
Теория 2 ч.
Понятия: Акценты, динамика, ритмический рисунок, темп, ритм
Практика 20 ч.
Передача через движение смены характера музыки, отдельных выразительных средств
музыки: регистра, метрической пульсации в марше и танце, динамики, ритма.
6

Игры на концентрацию внимания («Кто дольше слышит звук?»), на определение
высоты звуков, на освоение динамики («Игра в прятки»), регистра, жанра, на освоение
метроритма («Ритмическое эхо»), игры-инсценировки.
Раздел 5. Сценическое движение - 10 ч.
Теория 2 ч.
Понятия: танец, правила поведения на сцене, танцевальные связки, ритм, пластика,
сценическое пространство.
Практика 8 ч.
Упражнения на двигательную координацию под музыку. Упражнения на работу с
партнером. Взаимодействие на сцене. Театрализация песни. Показ элементов
танцевальной пластики и основ сценического движения. Танцевальные связки.
Построения, разводки участников. Инсценировка песен.

Раздел 4. Музыкально-теоретическая подготовка 30 ч.
Теория 5 ч.
Нотный стан. Звуки. Расположение. Знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Метро, ритмические
особенности. Тон полутон. Определение мелодии. Выработка точного воспроизведения
мелодии. Понятие об особенностях распределения звуков во времени. Понятия «метр», «темп».
Практика 25 ч.
Упражнения на запоминание звуков, расположение их на нотном стане, выработку
устойчивых звуков. Знакомство с ключами и метроритмическими особенностями строения
музыкальных произведений. Определение в песнях фразы, запев, припев. Упражнения на
развитие ритмического, ладового и тембрового слуха. Упражнения по выработке точного
воспроизведения мелодии. Практические упражнения по видам движения мелодии
(постепенное, «змейкой», скачкообразное). Упражнения на определение точного ощущения
метра, ритмического рисунка композиции. Упражнения на определение пяти темпов: ларго,
адажио, анданте, аллегро, престо.
Планируемые результаты
Предметные:
У обучающихся будут:
− развиты художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
− развито художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения,
размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
− сформировано общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

7

− сформирована готовность применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

−
−
−
−

Метапредметные:
Обучающиеся будут:
ориентированы в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
способны к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей,
выбор способов решения проблем поискового характера;
применнять знаково-символические и речевые средства для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовы к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по
стилям и жанрам музыкального искусства;

Личностные результаты:
У обучающихся будет:
− укреплена культурная, этническая и гражданская идентичность в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
− сформирован личностный смысл постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
− приобретены начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
− развитые мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
− продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
− развиты духовно-нравственные и этические чувстав, эмоциональная отзывчивость,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.

8

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.2023

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.2024

36

162

2 раза в
неделю по 2
и 2,5 часа

Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей
руководителей, специалистов и служащих,раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).

1.
2.
3.
4.

Материально-техническое обеспечение
Актовый зал
Подставки для хора;
Звукотехническое оборудование;
Компьютерное оборудование.

Методы работы
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
групповых заданий).

9

и

-

Учебно-методическое и информационное обеспечение
данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
инструкажи по охране труда и технике безопасности;
учебная и методическая литература;
методические пособия и разработки;
сценарии воспитательных мероприятий;
тематические презентации;
учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
образовательные электронные ресурсы;
Интернет-ресурсы.

•
•
•
•

Формы аттестации / контроля
прослушивание;
тестирование;
наблюдение; опрос;
концерты.

Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Звонкие голоса» проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного
года);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного
года); текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего
учебного года).

Оценочные материалы:
• опросники;
• тесты;
• критерии оценки;
• диагностические карты.
Критерии оценки результатов освоения программы
Количество баллов
Критерии оценивания выступления
«Высокий» - 5 баллов
Выступление уверенное и осмысленное:
(освоение обучающимся более
- чистая интонация, отчетливая дикция и
80% содержания
артикуляция;
дополнительной
-свободное владение вокальными на навыками;
общеобразовательной
-умение передавать характер произведения и владеть
художественно-выразительными средствами.
общеразвивающей программы)
10

«Средний» - 4 балла
(освоение обучающимся от 60% до
80% содержания дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы)

«Низкий» - до 3 баллов (освоение
обучающимся менее 1/2
содержания дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы)

-исполнение уверенное, музыкальное, выразительное,
но задачи, поставленные педагогом выполнены не в
полном объеме;
небольшие интонационные погрешности;
небольшие недочеты в дикционном и
динамическом плане;
-характер произведения передается ограниченными
выразительными средствами.
-исполнение с большим количеством недочетов;
-выступление
с
явными
интонационными погрешностями;
- неуверенное знание текста;
-вялая дикция и артикуляция;
-формальное отношение к исполнению.

11

Список литературы для педагогов
1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей».
8. Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».
Список литературы для обучающихся:
1.

Журавленко Н.И. Уроки пения. Минск: «Полиграфмаркет», 2012г.

2.

Журнал «Звуковая дорожка».

3.
4.

Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». М., 2012г.
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. М., 2015г.

5.
6.

Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. М.: АСТ 2013г.
Сидорович Д.Е. Великие музыканты XX века. М., 2013г.

7.
8.

Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. М.: АСТ, 2012г.
Цой В. Музыка волн, музыка ветра. М.: ЭКСМО 2012г.
Список интернет-ресурсов:

1.

Обучение вокалу, игре на гитаре https://voicestudio.ru

2. С помощью вопросов музыкальной викторины дети смогут проверить свои
знания по теме «Музыка»
https://babyben.ru/obrazovanie/muzykalna ya-viktorina-top-45-voprosov-i- вопросов и
ответов otvetov.html
3. Обучающимся предлагается сначала угадать, из какого мультфильма песня, а
потом
угадать,
какой
музыкальный
инструмент
звучит
https://www.youtube.com/watch?v=43- rLu2myMM
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».