ДОП Шахматы

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28 августа 2023г

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08. 2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.07 18:16:48 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»

Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного
образования

г. Нальчик, 2023г.
1

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Вид программы: модифицированный.
Уровень программы: стартовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Национальный проект «Образование»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении
информации»от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»;
2

• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
• Методические
рекомендации
по
разработке
и
реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром
дополнительного образования детей Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР.
Актуальность программы. Занятия по программе позволяют сформировать
опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление,
любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать,
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся
познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Отличительная
особенность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная программа предусматривает личностно-ориентированный
подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
- тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в
дополнительном образовании.
Программа создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой
практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми и
молодежью.
Новизной данной программы является выработка системы общих
требований
проведения
квалификационных
турниров,
мероприятий.
Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности,
обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация
к овладению теоретическими знаниями.
Адресат программы: 6-13лет.
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 часа.
Продолжительность занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
.
Наполняемость группы: 15-17 человек.
Формы занятий:
3

•
•
•
•

групповые;
индивидуальные;
парные;
коллективные.

Формы обучения: очная.
Цель: социально-педагогическое становления и интеллектуальное развитие
обучающихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Личностные:
- развитие социально-психологической компетентности обучающихся,
адекватного эмоционально-волевого состояния;
- формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
- формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование
навыков здорового образа жизни.

-

Предметные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции;
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.

Метапредметные:
- воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
- формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;
- воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.

4

Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела, темы

Вводное занятие. История
шахмат.
Шахматные фигуры.
Понимание шахматной
игры.
Цель шахматной партии.
Три стадии шахматной
партии.
Краткая и полная
шахматная нотация.

6.

7.
8.
9.
10.

Игра с шахматными
часами.
Мат легкими и тяжелыми
фигурами.
Король против короля и
пешки.
Решение шахматных задач.

11. Итоговое занятие.
Итого

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/
контроля

2

1

1

опрос

10

1

9

опрос

20

2

18

соревнования

8

1

7

тестирование

10

1

9

соревнования

16

2

14

суммарная
оценка знаний
практической и
теоретической
части

10

1

9

соревнования

10

2

8

практическая игра

10

1

9

практическая игра

10

2

8

тестирование

4
108

0
14

4
94

практическая игра

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля.
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное
положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль»,
«Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
5

активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
Тема 2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и
упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая
и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного
поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
«Защита».
Тема 3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических
игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля».
Тема 4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений:
«Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат
или не мат».
Тема 5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Тема 6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови
вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
Тема 7. Игра с шахматными часами.
6

Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
Тема 8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат
ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Тема 9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат
в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля.
Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Тема 10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2
хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Тема 11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,
турниров, конкурсов.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет:
- развита
социально-психологическая
компетентность,
адекватное
эмоционально-волевое состояние;
- сформирована гражданская позиция, общественная активность;
- сформирована культура общения и поведения в социуме, навыки здорового
образа жизни.
Предметные:
У обучающихся будет:
- развит познавательный интерес к изучению игры в шахматы;
- сформирован универсальный способ мыслительной деятельности;
- развито абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое
воображение, умение производить логические операции;
- приобретены знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для
участия в шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
У обучающихся будут:
7

- воспитаны навыки самоконтроля, потребность в саморазвитии и
самостоятельности;
- сформированы навыки конструктивного поведения в нестандартных
ситуациях;
- воспитаны ответственность, активность, дисциплина и усидчивость.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут:
• выявлены индивидуальные способности в физкультурно-спортивной
направленности;
• воспитны патриотические качества, чувство гордости за отечественный
настольный теннис;
• развиты коммуникативные способности;
• развита способность работать как индивидуально, так и взаимодействовать в
команде;
• развиты познавательные способности (внимание, мышление, воображение,
память, восприятие);
• навыки контроля, самоконтроля и самодисциплины.
Предметные:
У обучающихся будут:
• ознакомлены с историей происхождения настольного тенниса;
• сформированы координационные качества и скоростные способности,
тактическая гибкость;
• развит творческий потенциал, логическое и креативное мышление;
• выявлены талантливые дети, проявляющие выдающиеся способности в
спорте;
• сформирован стойкий интерес не только к настольному теннису, но и к
спорту в целом.
Метапредметные:
У обучающихся будут:
• сформировано положительное отношение к спорту, стремление использовать
полученные знания в процессе обучения в других областях в жизни;
• адаптированы к жизни в обществе;
• сформирована культура здорового и безопасного образа жизни, укреплено
здоровье;
• оказана помощь с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом;
• сформировано умение демонстрировать результаты своей деятельности,
труда и личные достижения.
8

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения

Дата
начала
учебного
года
01.09.2023

Дата
окончания
учебного
года
31.05.2024

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
36

108

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 1
и 2 часа

Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующие профилю кружка, секции, студии, клубного и иного
детского объединения, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилю деятельности(приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочникадолжностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,раздел
«Квалификационные
характеристики должностей работников образования»).
Материально-техническое обеспечение:
-

Стол шахматный с фигурами

-

Игровые доски в комплекте

-

Стеллаж

-

Стул ученический регулируемый
Механические часы

-

9

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- инструкажи по охране труда и технике безопасности;
- учебная и методическая литература;
- методические пособия и разработки;
- разноуровневые задания и упражнения по видам спорта;
- сценарии воспитательных мероприятий;
- сборник подвижных игр;
- тематические презентации;
- учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным
репертуаром;
- образовательные электронные ресурсы;
- Интернет-ресурсы.
Методы работы:
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
и групповых заданий).
Формы аттестации/контроля:
• опрос;
• контрольные упражнения;
• тестирование;
• наблюдение;
• турнир;
• соревнование.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:
• текущий контроль.
• промежуточный контроль;
• итоговый контроль;
Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и
практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего
курса обучения.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го полугодия
обучения, итоговая по окончании 1-го года обучения.
Оценочные материалы:
• опросники;
• вопросники с заданиями;
• тесты;
• турнирные таблицы;
10

• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
•
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с
заданием;
•
Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
•
Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки
педагога.

11

Список литературы для педагогов:
1. А. С
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.:ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007
4. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по
обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина
В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах,
2010. - 57с.
5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014.
Список литературы для обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2015.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2015.
Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС,
2010.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».