Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 28 августа 2023г «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «Санаторно-лесная школа» _____________Джаппуева Л.Х. Приказ № 158 от 29.08. 2023г ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.07 18:16:48 +03'00' ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Направленность программы: физкультурно-спортивная Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат: 6-13 лет Срок реализации: 1 год, 108 часов Форма обучения: очная Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного образования г. Нальчик, 2023г. 1 Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: физкультурно-спортивная. Вид программы: модифицированный. Уровень программы: стартовый Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Национальный проект «Образование»; • Конвенция ООН о правах ребенка; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022 г. № 678-р; • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»; 2 • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»; • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей Минпросвещения КБР, 2022 г.; • Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР. Актуальность программы. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля. Отличительная особенность. Данная дополнительная общеобразовательная программа предусматривает личностно-ориентированный подходом к обучению шахматной игре: - программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся; - тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании. Программа создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми и молодежью. Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Адресат программы: 6-13лет. Срок реализации: 1 год, 108 часов. Режим занятий: проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 часа. Продолжительность занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут. . Наполняемость группы: 15-17 человек. Формы занятий: 3 • • • • групповые; индивидуальные; парные; коллективные. Формы обучения: очная. Цель: социально-педагогическое становления и интеллектуальное развитие обучающихся посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Личностные: - развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния; - формирование гражданской позиции, общественной активности личности; - формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни. - Предметные: развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы; формирование универсальных способов мыслительной деятельности; развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции; приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях. Метапредметные: - воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности; - формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; - воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости. 4 Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела, темы Вводное занятие. История шахмат. Шахматные фигуры. Понимание шахматной игры. Цель шахматной партии. Три стадии шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация. 6. 7. 8. 9. 10. Игра с шахматными часами. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Король против короля и пешки. Решение шахматных задач. 11. Итоговое занятие. Итого Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 2 1 1 опрос 10 1 9 опрос 20 2 18 соревнования 8 1 7 тестирование 10 1 9 соревнования 16 2 14 суммарная оценка знаний практической и теоретической части 10 1 9 соревнования 10 2 8 практическая игра 10 1 9 практическая игра 10 2 8 тестирование 4 108 0 14 4 94 практическая игра Содержание учебного плана Тема 1. Вводное занятие. История шахмат. Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение. Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, 5 активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность. Тема 2. Шахматные фигуры. Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Тема 3. Понимание шахматной игры. Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле. Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». Тема 4. Цель шахматной партии. Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат». Тема 5. Три стадии шахматной партии. Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте. Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?». Тема 6. Краткая и полная шахматная нотация. Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Тема 7. Игра с шахматными часами. 6 Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами. Практика: игра с часами. Тема 8. Мат легкими и тяжелыми фигурами. Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления. Тема 9. Король против короля и пешки. Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король. Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Тема 10. Решение шахматных задач. Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов. Практика: выполнение упражнения «Два хода». Тема 11. Итоговое занятие. Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будет: - развита социально-психологическая компетентность, адекватное эмоционально-волевое состояние; - сформирована гражданская позиция, общественная активность; - сформирована культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни. Предметные: У обучающихся будет: - развит познавательный интерес к изучению игры в шахматы; - сформирован универсальный способ мыслительной деятельности; - развито абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции; - приобретены знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для участия в шахматных соревнованиях. Метапредметные: У обучающихся будут: 7 - воспитаны навыки самоконтроля, потребность в саморазвитии и самостоятельности; - сформированы навыки конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; - воспитаны ответственность, активность, дисциплина и усидчивость. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будут: • выявлены индивидуальные способности в физкультурно-спортивной направленности; • воспитны патриотические качества, чувство гордости за отечественный настольный теннис; • развиты коммуникативные способности; • развита способность работать как индивидуально, так и взаимодействовать в команде; • развиты познавательные способности (внимание, мышление, воображение, память, восприятие); • навыки контроля, самоконтроля и самодисциплины. Предметные: У обучающихся будут: • ознакомлены с историей происхождения настольного тенниса; • сформированы координационные качества и скоростные способности, тактическая гибкость; • развит творческий потенциал, логическое и креативное мышление; • выявлены талантливые дети, проявляющие выдающиеся способности в спорте; • сформирован стойкий интерес не только к настольному теннису, но и к спорту в целом. Метапредметные: У обучающихся будут: • сформировано положительное отношение к спорту, стремление использовать полученные знания в процессе обучения в других областях в жизни; • адаптированы к жизни в обществе; • сформирована культура здорового и безопасного образа жизни, укреплено здоровье; • оказана помощь с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом; • сформировано умение демонстрировать результаты своей деятельности, труда и личные достижения. 8 Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения 1 год обучения Дата начала учебного года 01.09.2023 Дата окончания учебного года 31.05.2024 Количество Количество учебных учебных недель часов в год 36 108 Режим занятий 2 раза в неделю по 1 и 2 часа Условия реализации программы Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Кадровое обеспечение программы Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей руководителей, специалистов и служащих,раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Материально-техническое обеспечение: - Стол шахматный с фигурами - Игровые доски в комплекте - Стеллаж - Стул ученический регулируемый Механические часы - 9 Учебно-методическое и информационное обеспечение: - данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; - инструкажи по охране труда и технике безопасности; - учебная и методическая литература; - методические пособия и разработки; - разноуровневые задания и упражнения по видам спорта; - сценарии воспитательных мероприятий; - сборник подвижных игр; - тематические презентации; - учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром; - образовательные электронные ресурсы; - Интернет-ресурсы. Методы работы: • словесный (лекция, рассказ, беседа); • наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам); • практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий). Формы аттестации/контроля: • опрос; • контрольные упражнения; • тестирование; • наблюдение; • турнир; • соревнование. Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля: • текущий контроль. • промежуточный контроль; • итоговый контроль; Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения. Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го полугодия обучения, итоговая по окончании 1-го года обучения. Оценочные материалы: • опросники; • вопросники с заданиями; • тесты; • турнирные таблицы; 10 • критерии оценок. Критерии оценки результатов освоения программы • Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием; • Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; • Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. 11 Список литературы для педагогов: 1. А. С 2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.:ООО "Дайв", 2014. - 96 с. 3. В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007 4. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с. 5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014. Список литературы для обучающихся: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2015. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2015. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010. 12