РП 5-6 адыгэбзэ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и просвещения Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ Санаторно-лесная школа №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании МО
Заместитель директора
учителей-предметников по УМР
Рук.МО______________
Топалова Ж.Х..
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул.
Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна,
sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.09 14:16:41 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Джаппуева Л.Х.
Текеева Л.С Приказ № 158
от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г.

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 5-6 классов

Составитель : Абидова Р.И.

Нальчик 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..................................................................................
Содержание обучения ....................................................................................
5 класс..........................................................................................................
6 класс........................................................................................................
Планируемые результаты освоения программы на уровне начального
общего образования .........................................................................................
Личностные результаты...........................................................................
Метапредметные результаты...................................................................
Предметные результаты...........................................................................
Тематическое планирование........................................................................
5 класс........................................................................................................
6 класс........................................................................................................

1. Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Родной

(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку.
2. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а также
подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
среднего общего образования.
4. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родному

(кабардино-черкесскому) языку включают личностные, метапредметные

результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования,
а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9
классов основного общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
В основе Программы родной (кабардино-черкесский) язык лежит
системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального
государственного

общеобразовательного

стандарта.

Использование

системно-деятельностного подхода способствует формированию творческого
мышления обучающихся. При таком подходе обучающийся становится
субъектом собственной учебной деятельности. Системно-деятельностный
подход

обеспечивает

формирование

готовности

к

саморазвитию

и

непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной
среды развития обучающихся в системе образования, их активную учебнопознавательную деятельность, построение образовательного процесса с
учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
5.2. В содержании программы учебного предмета «Родной (кабардиночеркесский) язык» выделяются следующие содержательные линии: речевая
деятельность и культура речи, общие сведения о языке (раскрывает
взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
кабардинцев

и

черкесов,

отражающий

межкультурные

и

языковые

взаимодействия с другими народами России), разделы науки о языке,
(устройство языка и особенности функционирования языковых единиц).
5.3. Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:

воспитание

гражданина

Российской

Федерации,

осознающего

причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и
культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения
к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа,
ответственности за его изучение, сохранение и развитие;
формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных
ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление
лексических,

с

языковой

грамматических,

системой,

формирование

стилистических,

базовых

орфоэпических,

орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности
обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском)
языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и
жанров.
5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного
(кабардино-черкесского) языка, - 136 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в
неделю),
в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
6. Содержание обучения
5 класс.
6.1. Общие сведения о языке.
Вводный рассказ о происхождении родного языка. Диалог «Что значит
для меня мой родной язык».
Разделы науки о языке.
Язык и речь. Устная и письменная речи. Общие понятия о кабардиночеркесском языке. Повторение изученного материала в начальных классах.
Повторение частей речи. Правописание буквы а со звучанием [э].
Словообразование и морфология.

6.2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные
звуки. Абруптивные согласные звуки. Лабиализованные согласные звуки.
Определение

терминов

«фонетика»

и

«орфоэпия».

Формулирование

смыслоразличительной функции звука. Объяснение знаков транскрипции и
диакритических

знаков

при написании слов, проведение транскрипции и фонетического разбора
слов. Объяснение системы гласных звуков: краткие, долгие, гласные
переднего ряда и заднего ряда. Объяснение системы согласных звуков:
звонкие, глухие, сонорные, абруптивные. Случаи несоответствия гармонии
гласных и согласных. Анализ звуко-буквенного состава слова. Оценивание
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Алфавит.
Исторические сведения о создании алфавита. Правописание разделительных
ъ и ы. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Фонетический разбор.
6.3. Синтаксис и пунктуация.
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Главные члены предложения.
Второстепенные

члены

предложения.

Обстоятельство.

Дополнение.

Определение.
Предложения

с однородными членами. Предложения с обращениями. Предложения с
прямой речью. Монолог. Диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог-обмен мнениями. Нормы речевого поведения в разных ситуациях.
6.4. Лексика.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Использование толковых словарей,
поиск в них омонимов, синонимов.
6.5. Морфемика и словообразование.

Словообразовательные префиксы. Словообразовательные суффиксы.
Словоизменительные

морфемы.

Правописание

префиксов

зы-,

зэ-.

Морфемный разбор.
6.6. Морфология.
Понятие о морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: значение, признаки, синтаксические функции.
Нарицательные и собственные имена существительные. Уменьшительноласкательные формы имён существительных. Правописание собственных
имён

существительных

(заглавная

буква

и

кавычки).

Число

имён

существительных. Типы склонения имён существительных. Изменение
собственных

имён

существительных

по

падежам.

Правописание

существительных, заимствованных из русского языка. Словообразование
имён существительных. Морфологический разбор.
Глагол: основные грамматические признаки глагола. Времена глагола:
прошедшее,

настоящее,

будущее.

Лицо

и

число

глагола.

Отличие

неопределённой формы глагола от других форм глагола и отличие её от
существительных (щэн, вэн-сэн, удын). Способы образования глагола.
Имя прилагательное: морфологические признаки, синтаксические
функции

прилагательного.

Разряды

прилагательных

по

значению.

Качественные и относительные прилагательные. Степени сравнения имён
прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в
сравнительной и превосходной степени. Правописание прилагательных,
являющихся определением для существительных. Словообразование имён
прилагательных. Образовывать прилагательные от существительных.
6.7. Речевая деятельность и культура речи.
Монолог и диалог. Речь устная и письменная, разговорная и книжная.
Защита проекта.
7. Содержание обучения в 6 классе.
7.1. Общие сведения о языке.

Язык - основное средство общения. Понятие о родственных языках
и праязыке.
Разделы науки о языке.
Повторение. Синтаксис и пунктуация. Фонетика. Морфология.
7.2. Лексика.
Общеупотребительная лексика. Заимствованные слова в кабардиночеркесском

языке.

Архаизмы.

Историзмы.

Неологизмы.

Диалектная

и профессиональная лексика. Фразеология. Аналоги фразеологизмов в
русском и кабардино-черкесском языках, синонимы-фразеологизмы.
7.3. Словообразование. Орфография.
Основные способы образования слов. Префиксация. Основные способы
образования слов. Суффиксация. Основные способы образования слов.
Основосложение.

Словоизменение.

Правописание

сложных

и

сложносокращённых слов. Морфемный разбор.
7.4. Морфология.
Глагол: синтаксические функции. Инфинитив. Возвратные глаголы.
Переходные, непереходные глаголы. Наклонения глагола. Изъявительное
наклонение.

Условное

наклонение.

Сослагательное

наклонение.

Предположительное наклонение. Желательное наклонение. Повелительное
наклонение.

Наклонение

удивления.

Спряжение

глаголов.

Выявлять

возвратные глаголы, добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
Словообразование глаголов. Простые, сложные и составные глаголы.
Образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов.
Морфологический разбор.
Имя числительное. Роль числительных в речи. Имена числительные
простые, сложные и составные. Количественные числительные, их значение,
склонение, особенности употребления в словосочетании. Порядковые
числительные, их значение, склонение и изменение. Разделительные
числительные,

их

значение,

склонение

и

употребление.

числительные, их значение и изменение. Морфологический разбор.

Дробные

Местоимение. Разряды местоимений по значению и грамматическим
свойствам. Личные местоимения, их значение, склонение. Указательные
местоимения: значение, склонение. Притяжательные местоимения: значение,
изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение,
склонение.

Относительные

местоимения:

значение,

склонение.

Определительные местоимения: значение, склонение. Неопределённые
местоимения: значение, склонение. Отрицательные местоимения: значение,
склонение. Морфологический разбор.
7.5. Речевая деятельность и культура речи.
Работа с сочинениями. Сочинение-рассуждение. Работа с изложениями.
Изложение. Работа со словарями различных видов. Перевод текстов на
русском

языке

на

кабардино-черкесский

и

наоборот.

Стенография,

прослушивание аудио-видео материалов с подробным пересказом. Защита
проекта.
11. Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому)

языку

на

уровне

основного

общего

образования.
11.1. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров

из

литературных

произведений,

написанных

на

родном

(кабардино-черкесском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардиночеркесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа,
края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей
Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям
в

народа,

художественных

в

том

произведениях,

числе

уважение

к

отражённым

символам

России,

государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать

адекватные

языковые

средства

для

выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском)
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
11.2. В результате изучения родного (кабардино-черкесского)
языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных

и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой,
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения
общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения,
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения
совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия,

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность
к представлению отчёта перед группой.
11.3. Предметные

результаты

изучения

родного

(кабардино-

черкесского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся
научится:
различать

устную

и

письменную

речь,

диалогическую

и

монологическую речь;
развивать

собственную

речь

через

сочинения

(повествование,

рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог-обмен мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;
объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании
слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;

объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего
ряда
и заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные,
абруптивные, лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических
норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы,
основа слова (производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких
согласных в корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа,
числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени
глаголов;
определять

и

отличать

формообразующие

аффиксы:

имени

существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных,

отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие
дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в
своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств,
эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи
омонимы, синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя
существительное,

имя

прилагательное,

имя

числительное,

глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять грамматическое значение и морфологические признаки
существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять

правописание

существительных,

заимствованных

русского языка;
склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;

из

объяснять связь существительного с глаголом;
правильно применять аффиксы падежей имён существительных
в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и
отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные
прилагательные, качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять

синтаксическую

роль

имён

существительных,

прилагательных;
определять правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных;
различать

степени

сравнения

имён

прилагательных,

значение,

образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике
правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной
речевой практике;
применять

морфологические

знания

и

умения

в

практике

правописания;
определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке
учителя;

самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные
цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или)
точку зрения (защита проекта).
11.4. Предметные

результаты

изучения

родного

(кабардино-

черкесского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся
научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной
форме;
создавать устные и письменные монологические, а также устные
диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения;
объяснять
заимствованной

происхождение
(приводить

кабардино-черкесской
примеры

лексики

общеадыгской

и

лексики,

заимствованной лексики из других неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации
слова ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и
термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском
языках, подбирать синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать

уместность

употребления

заимствований,

лексики

ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать

аффиксы

наклонений,

словообразовательные
и словоизменительные суффиксы и префиксы;

времён

глагола,

определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный,
префиксально-суффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей
речи
по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола,
числительного и местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;
употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола:
изъявительное, условное, сослагательное, предположительное, желательное,
повелительное, наклонение удивления;
спрягать глагол;
выявлять

возвратные

глаголы,

добавочные

смысловые

оттенки

возвратных глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные,
дробные числительные;
объяснять

значение

числительных,

склонение,

особенности

употребления
в словосочетании;
определять основные морфологические и синтаксические формы
местоимения;

определять разряды местоимений по значению и грамматическим
свойствам:

личные,

относительные,

указательные,

определительные,

притяжательные,

вопросительные,

неопределённые,

отрицательные:

склонение, их значение, изменение и роль в предложении;
выполнять

морфологический

разбор

глагола,

числительного,

местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного
языка;
переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и
наоборот,

стенографировать

аудио-видео

материалы

с

подробным

пересказом;
составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически
последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (68 ч.)
Блок

Общие
языке

Разделы
языке

Разделы и темы

Кол-во часов

сведения

о Вводная тема о родном 1
языке.

науки

о Язык и речь. Устная и 2
письменная
речи.
Общие
понятия
о
кабардино-черкесском
языке.

Характеристика
основных
видов
деятельности
обучающихся
Определять язык как
основное
средство
общения. Определять
значение кабардиночеркесского языка для
общества.
Понимать отличие
устной и
письменной речи.
Формулировать
понятия о языке и
речи, видах речи и
формах речи:
диалоге и монологе.
Формулировать
понятие о культуре
речи; речевом этикете
кабардино-черкесского

Повторение
2
изученного материала
в начальных классах.
Словообразование
и
морфология.

Повторение частей
речи. Правописание
буквы а со звучанием

1

языка.
Ставить вопросы по
содержанию текста и
формулировать ответы
на них.
Составлять
собственные тексты,
пользуясь материалом
урока,
образцом, ключевыми
словами,
вопросами или
планом.
Понимать содержание
прослушанных
и прочитанных текстов
различных
функциональносмысловых типов
речи.
Уметь правильно
бегло, осознанно и
выразительно читать
тексты на
кабардино-черкесском
языке.
Владеть
понятием
«однокоренные слова»
и
уметь
их
образовывать.
Выделять
корень
слова,
различные
морфемы.
Знать
особенности
личных
приставок,
приставок
времени,
как
словоизменительных
приставок;
образование
новых
слов при помощи
аффиксов
Выполнять
разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа
(вычленять
форманты
(личные
временные аффиксы) и
основу,
в
составе
основы
находить
корень,
словообразовательные
приставки, суффиксы).
Различать части речи:
существительное,
прилагательное,

э.

Стартовая
диагностика
Фонетика. Графика.
Орфография.
Орфоэпия.

Диктант.

1

Звуки речи. Гласные и 2
согласные
звуки.
Звонкие
и
глухие
согласные звуки.
Составные согласные 2
(звонкие,
глухие)
звуки,
их
правописание.
Абруптивные
согласные
звуки.
Лабиализованные
согласные звуки.
Алфавит.
1

Правописание
разделительных ъ и
ы.
Слог.
Правила 1
переноса
слов.
Ударение.
Фонетический разбор.

Синтаксис

1

и Понятие о синтаксисе и 2
пунктуации.

глагол, местоимение.
Выполнять
упражнения
в
изменении
существительного по
числам и падежам; в
изменении
прилагательного
по
числам и падежам;
изменение глаголов по
временам и числам в
прошедшем,
настоящем и будущем
времени по лицам.
Определять
характерные
особенности
употребления
послелогов,
в
зависимости
от
занимаемого
места,
выражающих
различные
пространственновременные,
сравнительные и др.
грамматические
особенности.
Выполняют
контрольную работу.
Выявлять
различие
звуков и букв; уметь
характеризовать буквы
и звуки; находить
допущенные в тексте
ошибки;
уметь
работать со словарями,
ориентироваться
в
алфавитном столбике.
Знать
исторические
сведения о создании
алфавита;
правописание
разделительных ъ, ы.
Уметь
определять
правильно
слог
в
слове, уметь становить
ударение; выполнять
правильно
перенос
слова;
выполнять
фонетический разбор
слова;
уметь
оценивать
свои
достижения
при
выполнении заданий.
Различать
предложения,

пунктуация

Словосочетание.
Предложение.
Предложение.
Виды 2
предложений по цели
высказывания. Главные
члены предложения.
Второстепенные члены 1
предложения.
Дополнение.
Определение.
1
Обстоятельство.

1

Предложения
с 1
однородными членами.
Предложения
с
обращениями.
Предложения с прямой 2
речью.
Монолог. Диалог.
2

Лексика.

Лексическое значение
слова. Однозначные и
многозначные слова.
Прямое и переносное
значение
слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.

1

2

1
1

словосочетания, слова;
предложения по цели
высказывания,
по
эмоциональной
окраске.
Находить главные и
второстепенные члены
предложения
и
обращение;
однородные
члены
предложения.
Находить связь между
словами
в
словосочетании
и
предложении.
Умение
определять
предложение,
его
смысловую единицу и
интонационную
законченность; уметь
использовать
знаки
препинания в прямой
речи.
Употреблять
интонации
в
различных
видах
предложений.
Создавать монолог и
вести диалог как в
письменной, так и в
устной форме.
Определять
лексическое значения
слова,
уметь
правильно
использовать в своей
речи;
различать
однозначные
и
многозначные слова;
формулировать
значения
многозначных
слов;
уметь использовать в
устной и письменной
речи однозначные и
многозначные слова;
пользоваться
толковыми словарями
и
уметь
находить
нужное
слово;
формулировать прямое
и переносное значение
слова; знать теории
омонимии, синонимии
и антонимии; умение
использовать их в
своей речи; правильно
выделять
омонимы,

2
Речевая деятельность Сочинениерассуждение
на
тему
и культура речи.
«Адыгэ
фащэм
и
махуэ»
(День
черкесского костюма)

Словообразование.
Орфография.

Понятие о морфемике. 1
Основосложение.
Словообразовательные
префиксы.
Словообразовательные
суффиксы.
Словоизменительные
морфемы.
Правописание
префиксов зы-, зэ-.
Морфологический
разбор.

2
2
1
1
1

1
Промежуточный
контрольный
диктант.
Морфология.
Имя Понятие о морфологии. 1

существительное.

Самостоятельные
и
служебные части речи.

Значение
1
существительного, его
признаки,
синтаксические
функции.
Нарицательные
и
собственные
имена
существительные.
Правописание
1

синонимы и антонимы
в предложениях и
тексте.
Составлять
план.
Формулировать свои
мысли
письменно.
Соблюдать
орфографические,
пунктуационные
нормы и культуру
речи.
Определять слова,
связанных
отношениями
производности:
объяснять, какое из
них от какого
образовано;
определять способы
словообразования (с
помощью префикса,
суффикса; с помощью
префикса и суффикса
одновременно,
сложением двух и
более основ).
Выполнять разбор
слова по составу на
основе
словообразовательного
анализа (вычленение
формообразующих
аффиксов, окончания и
основы, нахождение в
составе основы корня,
префикса, суффикса);
объяснять правила
написания буквы а со
значением э; различать
правила написания
префиксов зэ-, зы-.
Выполняют
контрольную работу.
Определять
в
предложении
слова,
относящиеся
к
самостоятельным или
служебным
словам;
Устанавливать
принадлежности слова
к определенной части
речи
(в
объеме
изученного)
по
комплексу освоенных
грамматических

собственных
имён
существительных
(заглавная буква и
кавычки). Число имён
существительных.
Типы склонения имён
существительных.
Изменение
собственных
имён
существительных
по
падежам.
Правописание
существительных,
заимствованных
из
русского языка.
Словообразование
имён
существительных.
Фонетический разбор.

Речевая деятельность Изложение.

1

1

2

1

2

и культура речи.

Морфология. Глагол.

Основные
грамматические
признаки глагола.
Времена
глагола.
Прошедшее,
настоящее.
Времена
глагола.
Будущее время.
Лицо и число глагола.
Способы образования
глагола.

1

1

1
2
2

признаков. Выделять
собственные
и
нарицательные имена
существительных.
Определять
правописания
собственных
имен;
определять
число;
использовать
на
практике
существительные,
употребляющихся
в
речи
только
в
единственном
или
множественном числе;
формулировать
различие
определенного
и
неопределенного
склонения
существительного;
знать
правописания
заимствованных
существительных;
определять
словообразование
существительных,
уметь
образовывать
слова.
Развивают
письменную
речь, с соблюдением
орфографических
и пунктуационных
норм
языка, культуры речи.
Определять
по
изученным правилам
грамматические
признаки
глагола
(число, время, роль в
предложении).
Трансформировать
текст, изменяя лицо
/число/ время глагола.
Образовывать
от
глаголов
в
неопределённой форме
разные
временные
формы
глагола.
Изменять глагол по
лицам, временам и
числам.
Различать
неопределённую
форму глагола
от
других форм глагола и

Имя прилагательное.

Морфологические
признаки,
синтаксические
функции
прилагательного.
Разряды
прилагательных
по
значению.
Качественные
и
относительные
прилагательные.
Степени
сравнения
имён прилагательных.
Значение, образование
и
изменение
прилагательных
в
сравнительной
и
превосходной степени.
Правописание
прилагательных,
являющихся
определением
для
существительных.
Словообразование
имён прилагательных.

1

1

1

1

2

2
Контрольный
диктант,
с
грамматическим
заданием.
Закрепление
1
Предметная
материала,
изученного
аттестация. Тесты.
в 5 классе.

Культурологическая
компетенция.

Защита проекта.

2

отличать
её
от
существительных
(щэн, вэн-сэн и т.п.);
определять
способы
образования глагола;
уметь
образовывать
их.
Выполнять
морфологический
разбор слова.
Выделять
имя
прилагательное среди
других слов и в тексте.
Подбирать
к
прилагательному
максимальное
количество
имён
существительных.
Определять разряды
прилагательного
и
уметь использовать их
в
речи
(устной,
письменной);
различать
степени
сравнения
прилагательного,
находить их в тексте,
уметь
изменять
сравнительную
и
превосходную
степени;
формулировать
правила правописания
прилагательных
с
существительными.
Образовывать
имя
прилагательное
при
помощи
суффиксов.
Образовывать степени
сравнения
прилагательных.
Выполняют
контрольную работу.

Выполняют
тестовые задания.
«Прирученное
животное».
Использовать в речи
правила кабардиночеркесского речевого
этикета.
Употреблять
соответствующие
нормы
речевого

этикета в зависимости
от
типа
коммуникации.
Развивать
монологическую речь,
иметь
собственное
суждение и отстаивать
его.

6 класс (68 ч.)
Блок

Общие
языке

Темы

сведения

Разделы
науки
языке. Повторение.

о Язык – основное
средство
общения.
Понятие о
родственных
языках и
праязыке.

о Синтаксис
пунктуация.
Фонетика.
Морфология.

Кол-во часов

1

и 1

1
1

Характеристика
основных
видов
деятельности
обучающихся
Определять родство с
языками
абхазоадыгской
языковой
группы.
Определять
отношение слова к
определенному
лексическому пласту
современного
кабардино-черкесского
языка.
Формулировать
теорию и уметь на
практике
составлять
предложения,
словосочетания, слова;
виды предложений по
цели высказывания.
Ставить
правильно
вопросы и находить
главные
и
второстепенные
предложения,
однородные
члены
предложения.
Определять
смысловую единицу и
интонационную
законченность
предложения; уметь
использовать знаки
препинания в прямой
речи. Употреблять
интонации в различных
видах предложений.
Создавать монологи и
вести диалоги как в
письменной, так и в
устной форме.
Формулировать
характеристику звуков

Речевая
деятельность.
Лексика.

Общеупотребительная 1
лексика.
Заимствованные слова
в кабардиночеркесском языке.
Архаизмы. Историзмы. 1
Неологизмы.
Фразеология.
2

Стартовая
диагностика

Диктант.

Словообразование,
словоизменение
орфография.

Основные
способы
и образования
слов.
Префиксация.
Основные
способы
образования
слов.
Суффиксация.
Основные
способы
образования
слов.
Основосложение.
Словоизменение.

1

2

2

2

2

Правописание
2
сложных
и
сложносокращённых
слов.
Фонетический разбор.
1

Речевая

Сочинение2
рассуждение на тему:

и букв. Проводить
фонетический разбор.
Определять
соотнесенность слов к
определенным частям
речи; проводить
морфологический
анализ.
Определять значимую
единицу языка,
лексическое значение
слова. Выделять в
тексте заимствованные
слова, архаизмы,
историзмы и
неологизмы.
Определять
лексический смысл
историзмов и
архаизмов; значение
фразеологизмов;
выявлять
фразеологические
единицы в
предложениях и
тексте; формулировать
значение
фразеологизмов;
использовать
фразеологизмы в
собственной речи.
Выполняют
контрольную работу.
Выделять
в
слове
корневую
морфему.
Определять значения
префиксов
и
суффиксов; выявлять
способ
словообразования
(префиксация,
суффиксация,
префиксациясуффиксация,
основосложение).
Определять
словообразовательные
и словоизменительные
аффиксы;
изменять
форму слова. Выявлять
правописание сложных
и сокращенных слов.
Проводить
фонетический разбор.
Составляют
план.
Формулируют
свои

деятельность
культура речи.

и «Адыгэ

хабзэ»

(Национальные
традиции).

Морфология. Глагол. Синтаксические
функции глагола в
предложении.
Инфинитив.
Возвратные глаголы.
Переходные,
непереходные
глаголы.
Наклонения глагола.
Изъявительное
наклонение.
Условное
наклонение.
Сослагательное
наклонение.

2

Предположительное
наклонение.
Желательное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Наклонение удивления.
Спряжение глаголов.
Словообразование
глаголов.
Фонетический
и
морфологический
разбор.

2

Контрольный диктант.

1

Понятие об имени
числительном.
Роль
числительных в речи.
Имена числительные
простые, сложные и
составные.
Количественные
числительные,
их
значение, склонение,
особенности
употребления
в
словосочетании.
Порядковые
числительные,
их

2

Промежуточная
аттестация.
Имя числительное.

1
1
1

2

1

2

2
2
2

2

1

1

мысли
письменно.
Соблюдают
орфографические,
пунктуационные
нормы и культуру
речи.
Выявлять
в
предложении глагол;
определять начальную
форму
глагола
–
инфинитив.
Определять суффикс
инфинитива,
его
основу.
Выявлять
возвратные
глаголы,
добавочные смысловые
оттенки
возвратных
глаголов. Различать и
использовать в речи
переходные,
непереходные глаголы.
Определять изменения
глагола
по
наклонениям:
изъявительное,
условное,
сослагательное,
предположительное,
желательное,
повелительное,
удивления. Определять
спряжение
глагола.
Определять
и
использовать
в
практической
деятельности способы
образования глагола.
Проводить
фонетический
и
морфологический
разбор.
Выполняют
контрольную работу.
Определять значение и
употребление в речи
разряды числительных
(порядковые,
количественные,
разделительные,
дробные); определять
падеж числительных
Создавать
таблицы
образования
числительных.
Формулировать
уместность
употребления

значение, склонение и
изменение.
Разделительные
1
числительные,
их
значение, склонение и
употребление.
Дробные
1
числительные,
их
значение и изменение.
Морфологический
1
разбор.

Речевая
деятельность
культура речи.

Местоимение.

Речевая

Изложение.

2

Разряды местоимений
по
значению
и
грамматическим
свойствам.
Личные местоимения,
их
значение,
склонение.
Указательные
местоимения:
значение, склонение.
Притяжательные
местоимения:
значение, изменение и
роль в предложении.
Вопросительные
местоимения:
значение, склонение.
Относительные
местоимения:
значение, склонение.
Определительные
местоимения:
значение, склонение.
Неопределённые
местоимения:
значение, склонение.
Отрицательные
местоимения:
значение, склонение.
Морфологический
разбор.
Работа со словарями

1

и

1

1

2

1

2

числительных в тексте,
заменять
цифровое
написание тексте на
соответствующие
числительные;
выявлять правописание
числительных цифрами
со словами.
Редактировать текст, в
котором неправильно
употреблены
формы
числительных.
Проводить
морфологический
разбор.
Развивают
письменную речь,
соблюдают
орфографические
и пунктуационные
нормы языка,
культуру речи.
Изъясняют свои
мысли письменно.
Определять основные
морфологические и
синтаксические формы
местоимения.
Выявлять разряды
местоимения (личные,
указательные,
притяжательные,
вопросительные,
относительные,
определительные,
неопределенные,
отрицательные);
применять их в своей
речи. Определять
грамматические
характеристики,
правописание,
склонение. Проводить
морфологический
разбор.

1

1
2

Пользоваться

деятельность
культура речи.

и различных

видов.
Перевод текстов на
русском
языке
на
кабардино-черкесский
и
наоборот.
Стенография,
прослушивание аудиовидео материалов с
подробным
пересказом.

Защита проекта.

Речевая
деятельность.

Контрольный
диктант,

2

2
с

различными словарями
(одно-двуязычными,
синонимов, омонимов)
для
развития
двуязычия. Переводить
текст с русского на
кабардинский
и
с
кабардинского
на
русский язык. Уметь
сравнивать структуру
предложения в русском
и
кабардинском
языках.
Стенографировать
аудио-видео
материалы.
Определять сходство и
различие в речевом
этикете кабардинского
и русского народов.
Формулировать
взаимосвязь истории,
культуры и языка
народа.
Проектная
работа «Сходства
и
различия в речевом
этикете
кабардиночеркесского и русского
народов».

Выполняется
контрольная работа.

грамматическим
заданием.
Предметная
аттестация. Тесты.

Закрепление
2
материала, изученного
в 6 классе.

Выполняют тестовые
задания.

Календарно – тематическое планирование 5 класс Адыгэбзэ

№
Разделы и темы

Ко
изл пр
л- ди ож ое
во кт
кт
час
ов

1.

ЦIыхубэгъащIэмбзэммыхьэнэуэщиIэр. Бзэрзызыужь, зызыхъуэж
Iуэхугъуэузэрыщытыр. Бзэмрэречымрэ. Жьабзэмрэтхыгъэбзэмрэ. Литературэбзэ

1

2.

1

3

ПэщIэдзэклассхэмщаджамкъытегъэзэжын.
Псалъэр зэрызэхэтIыхьэмрэморфологиемрэ.
Макъзешэ э къикIыухьэрфзешэ а щатхыр.

4

ЩыIэцIэ, плъыфэцIэ.Глагол.ОпределительнэпсалъэзэпыщIахэм я тхыкIэр.

1

5

«Къытегъэзэжыныгъэ»Диктант, грамм.лэжь. щIыгъуу

1

Щыуагъэхэм елэжьын

1

6
7

Псалъэ зэпхахэр..

1

8

Псалъэуха КъэIуэтэныгъэм и мураделъытакIэзэригуэшыр.

1

1

Псалъэухам и пкъыгъуэнэхъыщхьэхэр
Псалъэуха мыубгъуа, убгъуахэм я къэкIуэкIэр.
10 Проект лэжьыгъэ.

1

11 Псалъэухам и пкъыгъуэетIуанэхэр. Дополненэ.

1

12 Определенэ.

1

13 Обстоятельствэ

1

14 Псалъэухам и пкъыгъуэкIэзэпкърыхыныгъэ.

1

15 Пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъузыхэт псалъэуха.

1

16 Зэрызыхуагъазэ псалъэхэр. Зэрызыхуагъазэ псалъэхэмнагъыщэхэрзэрагъэувыр.

1

17 Псалъэуха зэхэлъ. Союз зиIэ псалъэуха зэхэлъхэр

1

18 Псалъэ занщIэр: псалъэзанщIэмщагъэувнагъыщэхэр

1

9

1

1

1

19 ДиалогымкIэгурыIуэныгъэ, диалогым тире щагъэувыр.

1

20 Изложенэ

1

21 Изложенэм елэжьын

1

22 Фонетикэ. Бзэмимакъхэр. Макъзешэхэр. МакъдэкIуашэхэр
МакъдэкIуашэжьгъыжьгъхэмрэдэгухэмрэ.
23 Макъ дэкIуашэ пIытахэр.IупэрхъурейхъууэкъапсэлъмакъдэкIуашэхэр.
ЗэбгъэдэтмакъдэкIу.жьгъ. дэгухэмрэ я къэкIуэкIэр, тхыкIэр.

1

24 Пычыгъуэ. Ударенэ. (Тест лэжьыгъэ)

1

25 Алфавитыр.
Зы макъ, макъитIкъэзыгъэлъагъуэхьэрфхэр (а, я, е, нэгъуэщIхэри). Макъ
къэзымыгъэлъагъуэхьэрфхэр (ь, ъ).
Хьэрф ы-р макъзэпэщIэхыукъыщыкIуэр.
26 Орфографическэпсалъалъэркъагъэсэбэпыфын. ФонетикэмкIэкъэпщытэжыныгъэ.
ФонетическэзэпкърыхыныгъэегъэкIуэкIын.

1

27 Лексикэ.
МыхьэнэкуэдзиIэ, зымыхьэнэфIэкIазимыIэпсалъэхэр. Зи
мыхьэнэрзэхьэкIауэкъагъэсэбэппсалъэхэр.
28 Омонимхэр. Синонимхэр. Антонимхэр.

1

29 Илъэсныкъуэм зэджамк1э диктант

1

30 Щыуагъэхэм елэжьыжыныгъэ.

1

Псалъэ къэхъукIэ, псалъэзэхъуэкIыкIэ.
ЗэхъуэкIазэрыхъу префикс, суффиксхэр, к1эух, псалъэпкъ
32 ЗэхъуэкIазэрыхъу префикс, суффиксхэр.

1

33 Псалъэ къызэрыхъу префикс, суффиксхэр.

1

34 Псалъэ къызэрыхъу префикс, суффиксхэр. Псалъэ лъабжьэ.

1

35 Изложенэм хуэгъэхьэзырын

1

36 Изложенэрятхыж

1

37 Псалъэпкъым и к1эм Й щатхыр. М/з Экъигъэлъагъуухь/з А щатхыр

1

38 Префикс зы-,зэ- щатхыр. КIэух суффикс –у//-уэщатхыр.

1

39 ОпределительнэпсалъэзэпыщIахэр.

1

40 Проект лэжьыгъэ

1

31

2

1

1.

1
1

1

2

1

41 Морфологие
ЩыIэцIэм и мыхьэнэр, морфологическэ щытыкIэхэр,
игъэзащIэсинтаксическэкъалэнхэр..

1

42 ЩыIэцIэуней, зэдай

1

43 ЩыIэцIэм и закъуэ, куэдбжыгъэр. ЗакъуэбжыгъэуфIэкIакъэмыкIуэщыIэцIэхэр.
КуэдбжыгъэуфIэкIакъэмыкIуэщыIэцIэхэр. П. 37

1

44 ЩыIэцIэхэм я падежхэр
ТЕСТ лэжьыгъэ
45 Падежк1э зэхъуэк1а мыхъу щы1эц1эхэр П 40 – 41
Определенэ зыщ1ыгъу щы1эц1эхэр падежк1э зэхъуэк1ын
46 УрысыбзэмщыщпсалъэуадыгэбзэмкъищтэщыIэцIэхэм я тхыкIэр.
ЩыIэцIэрщыIэцIэм и определенэукъыщыкIуэмдеж я тхыкIэр.п. 42

1

47 ЩыIэцIэхэр къызэрыхъущIыкIэр.

1

48 Къызэрапщытэ диктантымхуэгъэхьэзырын
49 Щыуагъэхэм елэжьын
50 ЩыIэцIэр морфологическэ зэпкърыхыныгъэ.

1
1
1

51 Щы1эцIэмкIэ къэпщытэжыныгъэ

1

1
1

1

52 ПлъыфэцIэ. ПлъыфэцIэм и морфологическэ щытыкIэхэр.
53 ЩытыкIэкъызэрыкIплъыфэцIэрэзыщыщыркъэзыгъэлъагъуэплъыфэцIэрэ.

1
1

54 ПлыфэцIэхэм я зэгъэпщэныгъэстепенхэр.

1

55 Плъыфэц1эр падежрэ бжыгъэк1э зэхъуэк1ыныр

1

56 ПлъыфэцIэрщыIэцIэм и определенэукъыщыкIуэм и деж и тхыкIэр.

1

57 Изложенэ

1

58 Изложенэм елэжьын

1

2

59 УрысыбзэмщыщуадыгэбзэмкъыхыхьаплъыфэцIэхэм я тхыкIэр.
1
60 ПлъыфэцIэркъызэрыхъущIыкIэр. ПлъыфэцIэ псалъэзэхэлъхэр, абыхэм я тхыкIэр.

1

61 ПлъыфэцIэмкIэкъэпщытэжыныгъэ

1

62 ПлъыфэцIэрморфологическэкIэзэпкърыхыныгъэ.

1

63 Илъэс псом зэджамк1э диктант

1

64 Щыуагъэхэм елэжьын

1

65 КъытегъэзэжынБзэщ1эныгъэм теухуа 1ыхьэхэр

1

1

66 Псалъэ лъэпкъыгъуэхэркъэпщытэжын

1

67 Псалъэ лъабжьэм, префиксхэм, к1эуххэм къыщык1уэ орфограммэхэр

1

68 Гъэ псом яджамкIэкъэпщытэжыныгъэ

1.

псори

68 4

3

2

Календарно – тематическое планирование-6 класс Адыгэбзэ
№

Кол-во
часов

Разделы и темы
1

Адыгэбзэмигъуэтазыужьыныгъэр. Бзэм и стилхэр

1

2

Синтаксисыркъэпщытэжын

1

3

Фонетикэ.Орфографиер къэпщытэжын

1

Къызэрапщытэ диктантымхуэгъэхьэзырын

1

Щыуагъэхэм елэжьын

1
1

8

Псомизэхуэдэукъагъэсэбэппсалъ-р. 1эщ1агъэм
епхапсалъэхэр. Щ1ып1эм епхапсалъэхэр
Нэгъуэщ1ыбзэхэм
щыщуадыгэбзэмкъигъэсэбэппсалъэхэр.
Жьыхъуапсалъэхэр Псалъэщ1эхэр. Псалъалъэхэр.

9

Псалъэ шэрыуэхэрФразеологическэоборотхэр

1

10

Изложенэ

1

11
12

Изложенэм елэжьын
Псалъэ къэхъук1эхэр

1
1

13

.Псалъэкъызэрыхъу префикс, суффикс

1

4
5
6
7

14

Псалъэ зэхэлъхэр, абы я тхык1эр

дикт
ант

изло прое тест дата
ж
кт
по плану

1

1
1

2

1

15

Псалъэ зэхэлъ гъэк1эщ1ахэр, абы я тхык1эр

1

16.

Къытегъэзэжыныгъэ

1

17

Проект лэжьыгъэ

1

18

Бжыгъэц1эм и мыхьэнэр

1

1

19

Бжыгъэц1эм къызэрык1уэ, зэхэлъ, зэхэт

1

20

Зэрабж бжыгъэц1э, абы я зэхъуэк1ык1эр

1

21

Зэрагуэш бжыгъэц1эхэр

1

22

Къутахуэ бжыгъэц1эхэр

1

23

Зэрабж бжыгъэц1э зэхэлъхэм я тхык1эр

1

24
25

Изложенэм хуэгъэхьэзырын
Иложенэтхын

1
1

26

Щы1эц1эрэ цифрэк1э тха бжыгъэц1эхэм я тхык1эр

1

27

1

28

Зэрызэк1элъык1уэ бжыгъ-р, абы я къэхъук1эр,
склоненэ
Бжыгъэц1эр морфологическэузэпкъырыхын

29
30

Илъэсныкъуэмяджаркъызэрапщытэж диктант
Щыуагъэхэмелэжьын

1
1

31

1

32

Ц1эпапщ1эм и мыхьэнэр. Щхьэ ц1эпапщ1э, абы я
склоненэ.
Зыгъэлъагъуэ ц1эпапщ1эр, абы я склоненэр

33

Еигъэ ц1эпапщ1эр, абы я склоненэр

1

34

Зэрыупщ1э, относительнэ ц1эпапщ1эхэр, абы я
склоненэр.
Изложенэ
Изложенэм елэжьын

1

35
36

1
1

1

1
1

38

Белджылыгъэ, белджылыншагъэ ц1эпапщ1эхэр, абы я 1
склоненэр
Мыхъуныгъэ ц1эпапщ1эхэр, я склоненэр, разрядыр,
1

39

Морфологическэ зэпкърыхыныгъэ.

40

Къызэрапщытэ диктант «Ц1эпапщ1эхэм теухуауэ» 1

41

Щыуагъэхэмелэжьын

1

42

Глаголым и мыхьэнэр

1

43

. Глаголым и зэманхэр

1

44

Инфинитив

1

45

Глагол лъэ1эс, лъэмы1эс

1

46

Зылэжь, зэлэжь гъэпсык1эр

1

37

2

2

1
1

47

Глагол зыгъэзэжхэр. ТЕСТ лэжьыгъэ

1

48

Зэра1уатэ наклоненэр

1

49

Зэрыупщ1э наклоненэр

1

50

Гъэщ1эгъуэныгъэ наклоненэ

1

51

Шэчкъытехьэныгъэнаклоненэ

1

52

Условнэнаклоненэ

1

53

Уступительнэнаклоненэ

1

54

Унафэнаклоненэ

1

55

Ф1эф1ыныгъэ наклоненэ

1

56

Условнэ-сослогательнэнаклоненэ(Проект лэжьыгъэ) 1

57

Зы щхьэ зи1э глаголхэм я спряженэ

1

58

Щхьэкуэд зи1э глаголхэм я спряженэ

1

59

1

60

Щхьэпрефиксымрэпсалъэпкъымщыщпрефиксымрэ я
зэк1элъык1у.
Глагол спряженэрэ ц1э спряженэрэТест лэжьыгъэ

61

Щхьэпрефиксхэм я тхык1эр

1

1

1

62

Глаголхэм я къэхъук1эр.

1
1

63

Глаголырморфологическэузэпкърыхын

1

64

Глаголыркъэпщытэжын

1

65

Илъэс псом зэджамк1э диктант

1

66

Щыуагъэхэм елэжьын

1

67

Лексикэ. Псалъэ къэхъук1э. Морфологие.

1.

68

Гъэ псом яджамкIэ къэпщытэжыныгъэ

1

псори

68

1

1

4

3

2

2

Учебно-методическое и информационно-ресурсное обеспечение
Учебно-методические пособия
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.

4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Словарь
6.

Адыгэбзэ псалъалъэ (Словарь кабардино-черкесского языка). М.:

Дигора, 1999. – 854 с.
7.

Бербеков

Б. Ч.,

Бижоев

Б. Ч.,

Утижев

Б. К.

Школьный

фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик: Эльбрус,
2001. – 238 с.
8.

Бижоев Б. Ч., Жилетежев Х. Ч., Кумыкова Д. М., Тимижев Х. Т.

Большой русско-кабардино-черкесский словарь. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН,
2021. – 794 с.
9.

Ворокова

Н. У.

Краткий

словарь-справочник

по

кабардино-

черкесской и русской фразеологии. Нальчик: Принт-Центр, 2021. – 152 с.
10.

Дзуганова Р. Х. Словарь синонимов кабардинского языка. Нальчик:

Эльбрус, 1997. – 118 с.
11.

Зекореев

Н. Н.

Школьный

русско-кабардино-черкесский

терминологический словарь Нальчик: Эльбрус, 1999. – 288 с.
12.

Карданов Б. М. Русско-кабардино-черкесский словарь. Отв. ред. А.

О. Шогенцуков. М.: ГИС, 1955. – 1055 с.
13.

Карданов М. Л. Живая природа (кабардино-русский словарь с

иллюстрациями). Нальчик: КБГУ, 2014. – 184 с.
14.

Словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик: Принт-

Центр, 2020. – 942 с.
Научная литература (монографии, статьи)
15.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. I. – 552 с.
16.

Кабардино-черкесский язык. Гл. редактор и автор проекта М. А.

Кумахов. Нальчик: Эль-Фа, 2006. Т. II. – 520 с.

17.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 302 с.
18.

Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик:

Эльбрус, 2010. – 254 с.
19.

Карданов М. Л. Нелитературная лексика кабардино-черкесского

языка. Вопросы кавказской филологии. Вып. 11. – Нальчик: Печатный двор,
2015. – С. 198–202.
20.

Карданов

М. Л.

Философско-религиозное

мировосприятие

действительности и развитие лексико-тематической группы «природа».
Материалы международной конференции, посвященной Году русского и
родных языков в Карачаево-Черкесской республике. Черкесск, 2015. С. 243246.
21.

Карданов М. Л., Езаова М. Ю., Шугушева Дж. Х. Морфонемика.

Нальчик: КБГУ, 2019. – 54 с.
Методическая литература (методические рекомендации для педагогов и
обучающихся, программы дополнительного образования и др.)
22.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
23.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х., Клишева А. А. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 168 c.
24.

Хатуева А., Жемухова Р. «УпщIэжэгъу» («Методическое пособие»),

7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
25.

Карданов М. Л., Битова М. Г., Кагермазова А. Ф. «УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 170 с.
26.

Шорова

Е. Х.,

Кауфова

З. Н.,

Ионова

М.

«УпщIэжэгъу»

(«Методическое пособие»), 9 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 180 с.
Информационные ресурсы
27.

Ведущий

образовательный

портал

учителей

https://infourok.ru/diktanti-po-kabardinskomu-yaziku-998481.html
обращения:10.07.2022)

//

URL:
(дата

28.

Кабардинский

толковый

словарь

//

URL:

https://www.amaltus.com/кабардинский-толковый-словарь/

(дата

обращения:10.07.2022)
29.

Онлайн-переводчик // URL: https://ru.glosbe.com/ru/kbd/кабардино-

черкесский (дата обращения:10.07.2022)
30.

Онлайн-словарь // URL: https://www.sites.google.com/site/cerkesdict/

(дата обращения:10.07.2022)
31.

Помощь в изучении языка адыгов // URL: https://www.anabza.org/

(дата обращения:10.07.2022)
32.

Портал «Российское образование» // URL: www.edu.ru (дата

обращения:10.07.2022)
33.

Российский

общеобразовательный

портал

//

URL:

www.school.edu.ru (дата обращения:10.07.2022)
34.

Сборник словарей по кабардино-черкесскому языку // URL:

https://vk.com/wall-89725475_1605 (дата обращения:10.07.2022)
35.

Сеть

творческих

учителей

//

URL:

http://www.it-n.ru

(дата

обращения:10.07.2022)
36.

Социально-образовательный

проект

«Си

бзэ»

//

https://sibza.org/books (дата обращения:10.07.2022)
Энциклопедии, словари, справочники // URL: www.enciklopedia.bu.ru

URL:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».