РП Балкарский язык 6 кл.(рус.яз.гр.)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и просвещения Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ Санаторно-лесная школа №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

На заседании МО
Заместитель директора
учителей-предметников по УМР
Рук.МО______________
Топалова Ж.Х.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
БЮДЖЕТНОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик,
УЧРЕЖДЕНИЕ
title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна,
КАБАРДИНОsn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
БАЛКАРСКОЙ
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.09 14:14:05 +03'00'
РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Джаппуева Л.Х.
Текеева Л.С Приказ № 158
от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г.

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Балкарский язык»
для обучающихся 6 классов

Нальчик 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
6 класс
Балкарский язык (для не владеющих балкарским языком)

Рабочая программа учебного предмета «Родной (балкарский) язык» для 5–9
классов основного общего образования (для обучающихся, не владеющих
балкарским языком) основе «Образовательной программы по балкарскому
языку и литературе для начинающих групп 1-5 классов», авторской
программы Черкесовой З.Б. в соответствии с региональным компонентом
государственного стандарта основного общего образования и ООП ООО по
ФГОС ООО ГБОУ «СЛШ №1 », УМК «Изучаем балкарский язык».
Ж.М.Дажиева, Ф.К.Аппаева, изд-во Эльбрус, 2023.
На изучение Балкарского языка в 6 классе отводится 102 часов из
расчёта 3 часа в неделю.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включёнными в федеральный перечень учебников, допущенных
Минпросвещения РФ к использованию в учебном процессе. При реализации
рабочей программы используется комплекс средств обучения, включающих
учебно- методические и материально- технические ресурсы
Учебники и учебные пособия:
«Изучаем балкарский язык». 6 класс Ж.М.Дажиева, Ф.К.Аппаева, изд-во
Эльбрус, 2023

Интернет –ресурсы
http://www.elbrusoid.org –сайт журнала «Эльбрусоид»
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Проектор

Цель: изучения учебного предмета «Родной (балкарский) язык» –
формирование коммуникативных навыков и умений в основных видах
речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и умения
использовать изучаемый язык как инструмент межкультурного общения в
современном поликультурном мире, необходимого для успешной
социализации и самореализации.
Задачи изучения учебного предмета «Родной (балкарский) язык»:
− развитие у обучающихся коммуникативных умений на балкарском
языке в основных видах речевой деятельности – говорение, аудирование,
чтение, письмо;
− формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
− формирование системы знаний о структуре балкарского языка;
− выработка
навыков
использования
языковых
средств
(фонетических, графических, лексических, грамматических) в устном и
письменном общении;
− приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям
балкарцев и карачаевцев в рамках тем, сфер и ситуаций общения;
− формирование умения представлять свою республику, ее культуру в
условиях межкультурного общения;
− развитие
интеллектуальных
и
творческих
способностей
обучающихся, их культуры речи, возможностей сознательного и правильного
применения родного языка, усовершенствование их коммуникативных
способностей;
− развитие
национального
самосознания,
стремления
к
взаимопониманию, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
− воспитание любви и уважения к родному краю, балкарскому языку
как духовной ценности балкарского народа.
Успешное решение поставленной цели и задач достигается за счет
использования методически целесообразных средств и методов обучения,
современных
педагогических
технологий
деятельностного
типа,
использования
информационно-коммуникационных
технологий
и
электронных образовательных ресурсов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (БАЛКАРСКИЙ)ЯЗЫК» НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» на
уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы
личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения Программы должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности,
в том числе в части:
гражданского воспитания:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на
балкарском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
– понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
балкарском языке;
– готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении;
– готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
патриотического воспитания:
– осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли
балкарского языка в ряду других родных языков народов Российской
Федерации;
– проявление интереса к познанию балкарского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в

контексте учебного предмета «Родной (балкарский) язык»;
– ценностное отношение к балкарскому языку, к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отраженным в художественных
произведениях;
– уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
– готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
– активное неприятие асоциальных поступков;
– свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
эстетического воспитания:
– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
– понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
– осознание важности балкарского языка как средства коммуникации
и самовыражения;
– понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
– стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
– ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);

– осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других не осуждая;
– умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на балкарском языке;
– сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
– установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
– осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
– умение рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
– умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными

произведениями, поднимающими экологические проблемы;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
– готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
– овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учетом специфики школьного языкового образования;
– установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптациюобучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
– способность обучающихся к взаимодействию в условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
– способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
– навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
– умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои
действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и

преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
– способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
– оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт,находить позитивное в сложившейся ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» в 5–9
классах
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:
– выявлять и характеризовать существенные признаки языковых
единиц, языковых явлений и процессов;
– устанавливать существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
– предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
– выявлять дефицит информации, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
– выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
– самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно
выделенных критериев;
базовые исследовательские действия:
– использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;
– формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
– формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
– составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
– проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
– оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, исследования;
– владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
– прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
– применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
– выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
– использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
– использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом
поставленных целей;
– находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
– самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
– оценивать надежность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
– эффективно запоминать и систематизировать информацию.

В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» в 5–9
классах
обучающийся
овладеет
универсальными
учебными
коммуникативными действиями:
общение:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
– распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
– понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
– в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
– публично представлять результаты проведенного языкового
анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
– самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала;
совместная деятельность:
– понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
– принимать
цель
совместной
деятельности,
коллективно
планировать и выполнять действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
– обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
– планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать
в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой
штурм» и иные);

– выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родной (балкарский) язык» в 5–9
классах обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными
действиями:
самоорганизация:
– выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
– ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
– самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
– самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
– делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
– владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
– давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее
изменения;
– предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
– объяснять причины достижения (недостижения) результата
деятельности;
– понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их,
давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать
собственную речь с учетом целей и условий общения;
– оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
эмоциональный интеллект:
– развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;

– выявлять и анализировать причины эмоций;
– понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя
речевую ситуацию;
– регулировать способ выражения собственных эмоций;
принятие себя и других:
–
–
–
–
–
–

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты

Основными предметными результатами изучения предмета «Родной
(балкарский) язык» являются:
− совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие
с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
− понимание определяющей роли балкарского языка в развитии
интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе
образования и самообразования;
− использование
коммуникативно-эстетических
возможностей
балкарского языка;
− расширение и систематизацию научных знаний о балкарском языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий балкарского
языка;
− формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста;
− обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на балкарском языке адекватно
ситуации и стилю общения;
− овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии балкарского языка, основными нормами балкарского языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
6 класс
Обучающийся научится:
− понимать коммуникативную цель говорящего;
− понимать основное содержание несложных аутентичных текстов в
рамках Программы;
− сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов,
самостоятельно запрашивать информацию;
− переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и
наоборот;
− высказываться о фактах и событиях, используя основные
коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с
опорой на ключевые слова, вопросы, план;
− зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и
грамматические явления и понимать основное содержание текстов;
− писать на балкарском языке с учетом изученных правил;
− создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
− писать с опорой на образец личное письмо, выражать пожелания;
− осознавать сходство и различие в речевом этикете балкарского и
русского народов;
− правильно произносить все звуки балкарского языка;
− анализировать и характеризовать отдельные звуки речи,
особенности произношения и написания слова;
− определять гармонию гласных звуков в балкарских словах;
− учитывать закон сингармонизма при словоизменении и
словообразовании;
− знать правила постановки ударения в балкарских словах;
− определять лексическое значение слова;
− выполнять фонетический анализ слова;
− различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное
значения слова;
− использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
− опознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в
собственной речи;
− опознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в
оформлении мыслей и чувств;
− использовать в собственной речи фразеологизмы;
− использовать необходимую информацию из фразеологического
словаря;

− различать изученные части речи (имя существительное, имя
прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение) балкарского
языка;
− характеризовать обще-категориальное значение, морфологические
признаки и синтаксическую роль частей речи;
− определять принадлежность слова к определенной части речи по
его
лексико-грамматическому
значению,
морфологическим
и
синтаксическим признакам;
− группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
− распознавать части речи по способу образования;
− распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные
имена существительные;
− изменять имена существительные по падежам и числам;
− определять падежные формы существительных и употреблять в
речи;
− распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен
существительных;
− осознавать особенности имени прилагательного в балкарском языке
по сравнению с русским языком;
− образовывать
степени
сравнения
имен
прилагательных,
использовать их в речи;
− проводить морфологический анализ
существительного и
прилагательного;
− применять знания и умения по морфологии в практике письма;
− распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему
значению;
− распознавать и называть разряды числительных (количественные,
порядковые, разделительные, собирательные, дробные);
− согласовывать в речи и на письме числительные с
существительными;
− проводить морфологический разбор числительного;
− образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;
− образовывать наречия разными способами;
− распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и
степени, причины и цели употреблять их в речи;
− проводить морфологический разбор наречий;
− распознавать
личные,
лично-возвратные,
указательные,
вопросительные, неопределенные местоимения;
− правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов
принадлежности и с аффиксами принадлежности;
− изменять местоимения по падежам и числам;
− употреблять в речи падежные формы местоимений;
− проводить морфологический разбор местоимений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (БАЛКАРСКИЙ) ЯЗЫК
6 класс – 102 ч.

Тема, раздел
курса

Знание и
школа –
Билим эм
жашау

Программное
содержание

Праздник Дня знаний.
Начало учебного года в
образовательных
учреждениях.
О летних каникулах.
Оснащение учебных
кабинетов. Спортзал,
столовая,
компьютерные классы,
библиотека. Школьная
жизнь. Дневник – лицо
ученика.
Новые предметы.
Предметные кружки.
Школьный музей.
Новые друзья, учителя.
Научно-технический
прогресс.
Информатизация
современного общества.
Компьютерная
революция. Интернет и
современная жизнь.

Колво
часов

Основные виды
деятельности
обучающихся

20

Ведение диалога о
школе, об учебе, о
летних каникулах, об
оснащении учебных
кабинетов, о новых
предметах и
предметных кружках.
Оценивание своей
учебной
деятельности.
Рассказо школе, об
учителе, о Празднике
знаний.
Понимание связных
высказывания
учителя,
одноклассников.
Перевод текстов с
русского языка на
балкарский, с
балкарского языка на
русский язык.
Оперирование
активной

Электронн
ые
(цифровые)
образовате
льные
ресурсы

презентац
ии
- сайты
электронн
ые
учебники
тренажер
ы
образоват
ельные
платформ
ы
https://
родные
языки. рф/.
http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

Сведения об Интернете.
Современные
технологии: планшет,
электронные книги,
компьютер, мобильная
связь.
Будущее интернета.
Языковой материал
Система гласных звуков
балкарского языка.
Буквы я, е, ё, ю после
гласных. Сингармонизм.
Причины нарушения
гармонии гласных в
балкарском языке.
Классификация
согласных звуков.
Парные, непарные,
звонкие, глухие
согласные звуки.
Озвончение глухих
согласных.
Слог. Правила
слогоделения.
Лексическое значение
слова. Однозначные и
многозначные слова.
Парные слова.
Омонимы. Синонимы.
Антонимы.
Понятие о фразеологии.

тематической
лексикой для
решения
коммуникативных
задач.
Беседа с педагогом
по теме урока.
Аудирование.
Правильноепроизнес
ение всех звуков
балкарского языка.
Владение основными
понятиями фонетики.
Распознавание
гласных и согласных
звуков.
Распознавание
мягких и твердых,
парных и непарных,
звонких и глухих
согласных.
Учитывание закона
сингармонизма при
словоизменении и
словообразовании.
Определение
гармонии гласных
звуков в балкарских
словах.
Анализ и
характеристика
отдельных звуков

Фразеологизмы и
свободные
словосочетания.

речи, особенности
произношения и
написания слова.

Проектная работа
«Компьютер и
здоровье»

Выполнение
фонетического
анализа слова.
Понимание роли
слова в оформлении
мыслей и чувств.
Определение
лексического
значения слова.
Различение
однозначных и
многозначных слов,
прямых и переносных
значений слов:
опознавание
омонимов,
синонимов,
антонимов.
Использование в
собственной речи
синонимов,
антонимов, слов
одной тематической
группы, омонимов и
многозначных слов.
Работа в группе для
составления
«Синонимической
цепочки».
Понимание роли

фразеологизмов в
оформлении мыслей
и чувств.
Опознавание
фразеологизмов.
Использование в
собственной речи
фразеологизмов.
Извлечение
необходимой
информации из
фразеологического
словаря.
Участие в учебном
диалоге о
лексическом
богатстве
балкарского языка.
Выполнение
грамматического
задания.
Разработка и защита
проектной работы.
Контрольное
тестирование
Я и моя
семья- Мен
эм мени
юйюрюм

Наша счастливая семья.
Мои бабушка и
дедушка.
Мои родители, мои брат
и сестра. Дружба между
членами семьи. Любовь

11

Рассказ о членах
своей семьи (их
имена, внешность,
возраст, черты
характера,
профессии).
Рассуждение о

http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

и уважение друг к другу.
Взаимоотношения
старших и младших в
семье.
Роль старших в
воспитании молодежи и
передача жизненного
опыта молодому
поколению. Семейные
традиции.
Праздники. Подарки.
Поздравления.
Домашние дела.
Помощь родителям.
Языковой материал
Части речи как лексикограмматические
разряды слов.
Принципы
классификации частей
речи.
Знаменательные и
служебные части речи.
Общая характеристика.
Нарицательные и
собственные имена
существительные.
Словообразование имен
существительных.
Образование сложных
существительных, их

семейных ценностях,
об уважительном и
заботливом
отношении к членам
своей семьи.
Поддерживание и
завершение
разговора о семье.
Ведение диалогарасспроса о членах
семьи друга.
Составление кратких
выписок из текста с
целью их
использования в
собственных
высказываниях.
Понимание
основного
содержания
прочитанных текстов.
Участие в парной
работе.
Аудирование.
Соблюдение норм
произношения звуков
балкарского языка
при чтении вслух и в
устной речи.
Оперирование
активной
тематической

правописание.
Изменение
существительных по
падежам

лексики для решения
коммуникативных
задач.
Написание письма
личного характера по
образцу.
Определение
принадлежности
слова к определенной
части речи по его
лексикограмматическому
значению,
морфологическим и
синтаксическим
признакам.
Характеристика
обще-категориальное
значение,
морфологические
признаки и
синтаксическую роль
частей речи.
Группирование
частей речи по
заданным
морфологическим
признакам.
Распознавание частей
речи по способу
образования.
Участие в дискуссии
на тему
«Знаменательные и
служебные части
речи».
Распознавание и
употребление в речи
нарицательных и
собственных имен

существительных.
Образование имен
существительных,
использование их в
речи.
Изменение имен
существительных по
падежам.
Выполнение
грамматических
заданий.
Контрольное
тестирование
Человек и
природа –
Адам эм
табийгъат

Природа – солнце,
звезды, вода, воздух,
земля, лес, растения,
животные. Деление года
на сезоны, месяцы.
Деление месяца на
недели и дни. Части
суток. Сезонные
изменения в природе.
Человек – дитя
природы. Природные
явления. Охрана
природы. Экологии:
забота о чистоте
окружающей природы и
охрана природных
богатств. Растительный
мир КБР. Животный мир
республики. Интересные
факты о животных и

13

Описание природы
родного края.
Рассказ о растениях и
животных родного
края.
Ведение диалогарасспроса о даче, о
деревне.
Рассказ о своих делах,
связанных с охраной
живой и неживой
природы.
Рассуждение о
необходимости
беречь живую и
неживую природу.
Рассказ о любимой
еде, овощах и

http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

растениях.

фруктах.

Языковой материал

Установление
причинноследственных
взаимосвязей фактов
и событий.

Основной падеж.
Родительный падеж.
Дательный падеж.
Творительный падеж.
Местный падеж.
Исходный падеж.
Категория
принадлежности имен
существительных.
Лично-притяжательное
склонение

Участие в
коллективной работе.
Аудирование.
Создание кратких
выписок из текста с
целью их
использования в
собственных
высказываниях.
Изменение
именсуществительны
х по числам и
падежам.
Употребление в речи
падежных форм
существительных.
Работа в паре в
форме «вопросответ» для выявления
падежных аффиксов.
Распознавание и
употребление в речи
форм
принадлежности
имен
существительных.

Проведение
морфологического
разбора
существительного.
Работа в паре,
выписывание из
текстов имен
существительных,
обсуждение их
значения, структуры и
функций.
Выполнение
грамматических
заданий.
Употребление в речи
личнопритяжательного
склонения.
Контрольное
тестирование
Здоровье –
наше
богатство –
Саулукъ
бизни
байлыгъыбы
зды

Части и органы тела
человека. Функции
органов. У врача.
Здоровый образ жизни.
Забота о здоровье и его
укрепление.
Вредные привычки:
малоподвижный образ
жизни, курение,
переедание.
Языковой материал

12

Употребление
лексики на родном
языке, обозначающей
части и органы тела
человека.

презентац
ии
- сайты
электронн
ые
Использование новой учебники
лексики при
тренажер
составлении устных
ы
рассказов, диалогов
на заданную тему.
образоват
ельные
Составление
платформ
диалогов и устных
ы
рассказов о функциях https://

Общая характеристика.

органов человека.

Словообразование имен
прилагательных.

Ведение диалогаобмена мнениями о
здоровом образе
жизни и об
опасностях вредных
привычек.

Словообразование
сложных имен
прилагательных.
Синтаксические
функции имен
прилагательных.
Степени сравнения
прилагательных.
Сравнительная степень
имен прилагательных.
Уменьшительная
(недостаточная) степень
имен прилагательных.
Превосходная степень
имен прилагательных

Ведение диалога о
здоровом образе
жизни.
Аудирование.
Объяснение
особенностей имени
прилагательного в
балкарском языке по
сравнению с русским
языком.
Образование
степеней сравнения
имен
прилагательных,
использование их в
речи.
Проведение
морфологического
разбора
прилагательного.
Участие в
коллективной работе.
Выполнение
грамматического
задания.

родные
языки. рф/.
http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

Контрольное
тестирование
На досуге –
Биз къалай
солуйбуз

Свободное время.
Любимые занятия.
Различные способы
виртуального общения.
Места отдыха (кино,
театр, цирк, парк, кафе и
т.д.).
Путешествия.
Любимые артисты и
актеры, композиторы и
художники.

9

Рассказ о своих делах
на досуге.
Рассказ о театре,
кино, о цирке.
Ведение диалога о
посещении театра,
обсуждении игры
актеров.
Рассказ о своих
любимых артистах
театра и кино.

Книги.

Рассказ об этике
поведения в театре.

Чтение – любимое
занятие.

Рассуждение о
литературных героях.

Языковой материал

Ведение диалога о
своих делах на
досуге.

Сочетание числительных
с существительным.
Разряды числительных.
Количественные
числительные.
Порядковые,
числительные.
Собирательные
числительные.
Разделительные
числительные.
Дробные числительные.

Участие в дискуссии
на тему «Моя
любимая книга».
Выделение основной
мысли в
воспринимаемом на
слух или
прочитанном тексте.
Прогноз содержания
текста на основе
заголовка или начала

презентац
ии
- сайты
электронн
ые
учебники
тренажер
ы
образоват
ельные
платформ
ы
https://
родные
языки. рф/.
http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

Неопределенноколичественные
числительные
Словарный диктант

текста.
Чтение несложных
текстов с полным и
точным пониманием
текста.
Беседа с педагогом
по теме урока.
Аудирование.
Оперирование
активной
тематической
лексикой для
решения
коммуникативных
задач.
Разделение текста на
относительно
самостоятельные
смысловые части.
Распознавание
числительного как
части речи по вопросу
и общему значению.
Распознавание
разрядов
числительных,
употребление их в
речи.
Употребление в речи
числительных с
существительными.
Проведение

морфологического
разбора
числительного.
Выполнение
грамматических
заданий.
Умение правильно
писать слова на
пройденную тему
Путешествие
по большой
Родине –
Бизни Уллу
Ата
Журтубузда
жолоучулукъ

Путешествие. СанктПетербург. История и
становление СанктПетербурга.
Достопримечательности
, исторические
памятники, парки,
разводные мосты,
музеи, экспонаты
музеев.
Языковой материал
Общая характеристика
наречий. Значение и
употребление в речи.
Словообразование
наречий.
Словообразование
сложных наречий.
Степени сравнения
наречий.
Проектная работа
«Город, в котором я

14

Рассказ о культурной
столице России
Санкт-Петербурге.
Рассуждение об
истории основания
города, его
архитектуре и
достопримечательнос
тях.
Ведение диалога о
путешествиях.
Различение
зрительно и на слух в
тексте новых слов и
грамматических
явлений.
Выделение главных
фактов из текста без
второстепенных.
Аудирование.
Распознавание
наречия как части
речи по вопросу и

https://
родные
языки. рф/.
http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.
cnppm.ru/p
ortfolio/b/

мечтаю жить»

общему значению.
Образование
степеней сравнения
наречий,
использование их в
речи.
Выполнение
грамматических
заданий.
Контрольное
тестирование.
Разработка и защита
проектной работы

КабардиноБалкария –
моя малая
родина –
Къабарты –
Малкъар
мени гитче
Ата Журтум

Горы КабардиноБалкарии. Ледники,
нарзанные источники,
родники.
Известные
представители
балкарского народа
разных культурных
отраслей. Этнографы.
Писатели и поэты.
Хореографы.
Композиторы и певцы.
Языковой материал
Разряды наречий.
Наречия места.
Наречия времени.
Наречия причины и

7

Рассказ о
достопримечательнос
тях КабардиноБалкарии.

презентац
ии
- сайты
электронн
Ведение диалога об
ые
известных людях:
учебники
писателях,
тренажер
художниках, ученых,
ы
общественных
деятелях,
образоват
спортсменах
ельные
Кабардино-Балкарии. платформ
ы
Рассказ об их
https://
достижениях.
родные
языки. рф/.
Различение
зрительно и на слух в http://www.
тексте новых слов и
elbrusoid.or
грамматических
g/
явлений.
http://book.

цели.
Наречия меры и
степени.
Наречия образа
действия

Выделение главных
фактов из текста без
упоминания
второстепенных
фактов.
Участие в дискуссии
на тему «Известные
представители
балкарского народа».
Работа в паре в
форме «вопросответ» для
распознавания
разрядов наречий.
Аудирование.
Распознавание
разрядов наречий,
употребление их в
речи.
Опознавание и
характеристика форм
степеней сравнения
наречий.
Различение форм
степеней сравнения
наречий и имен
прилагательных,
объяснение того, как
они образуются.
Образование
степеней сравнения
наречий.

cnppm.ru/p
ortfolio/b/

Работав паре,
выписывание из
текстов наречий,
обсуждение их
значения, структуры и
функции.
Проведение
морфологического
разбора наречий.
Характеристика роли
наречий в тексте.
Использование
наречий в речи
Об обычаях и Подарок – символ
традицияхуважения, симпатии и
внимания.
Адеп –
къылыкъны Правило этикета
юсюнден
выбора, дарения
подарка и его приема.
Поздравление.
Выражение
благодарности.
Книги, цветы – лучшие
подарки.
Подарки
родственникам,
коллегам, друзьям.
Стоимость подарка.
Культура поведения в
обществе, в
общественном

13

Рассуждение о
принятых в обществе
представлениях о
хорошем и плохом,
правильном и
неправильном, о
добре и зле.
Рассказ о нормах
поведения,
вытекающих из этих
представлений.
Ведение диалогаобмена мнениями о
героях прочитанных
рассказов.
Ведение диалога по
телефону: начать
разговор, завершить
разговор.

презентац
ии
- сайты
электронн
ые
учебники
тренажер
ы
образоват
ельные
платформ
ы
https://
родные
языки. рф/.
http://www.
elbrusoid.or
g/
http://book.

транспорте, в
библиотеке, в гостях.
Языковой материал
Разряды местоимений.
Личные местоимения.
Лично-возвратные
местоимения.
Вопросительноотносительные
местоимения.
Неопределенные
местоимения.
Указательные
местоимения.
Определительные
местоимения.
Проектная работа «С
кого бы я взял пример?»

Написание
поздравительной
открытки, письма.
Участие в
коллективной работе.
Аудирование.
Распознавание и
правильное
употребление в речи
местоимений.
Изменение
местоимения по
падежам и числам,
без аффиксов
принадлежности и с
аффиксами
принадлежности.
Правильное
употребление в речи
падежных форм
местоимений.
Проведение
морфологического
разбора
местоимений.
Выполнение
грамматических
заданий.
Определение сходств
и различий в речевом
этикете балкарского и
русского народов.

cnppm.ru/p
ortfolio/b/

Подготовка и защита
проектной работы
Резерв

3

Повторение и
систематизация
полученных знаний.
Коллективная работа,
работа в парах.
Учебные диалоги

«№

Раздел и темы урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.

1- четверть.
Билим эм жашау.
Макытланы С. « Биз школгъа баргъанбыз.»
Ачыкъ тауушла. Къайтарыу.
Базыкъ эм назик ачыкъ тауушла.
Я,Е,Ё,Ю – харфла ачыкъладан сора эки
тауушну белгилейдиле.
Сингармонизм.
Текстле бла иш. Сингармонизмге
бойсунмагъан аффиксле.
«Мени школ жашауумдан»-деген текст бла
иш.
« Дневник- окъуучуну кюзгюсюдю » - деген
текст бла иш.
Къысыкъ тауушла. Къайтарыу.
Зынгырдауукъ эм тунакы къысыкъ
тауушла.
Сёзню бёлюмю.
Сёзде басым.
Сёзде басым.
Сёзню лексика магъанасы.
Бир эм кёп магъаналы сёзле.
Омонимле.
Антонимле.
Синонимле.
Фразиологизмле.
Проект иш. «Компьютер эм саулукъ.»
Мен эм мени юйюрюм.
Сынау иш.
Тилни кесеклери.
«Алтын къоллу ата» -деген текст бла иш.
2- четверть
Тилни энчи эм болушлукъчу кесеклери.
Ат.
Атланы къуралыулары.
Къош атланы къуралыулары эм
жазылыулары.
Атланы болушлада жалгъаныулары.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата проведения
6 «А», «Б» кл.
План
Факт

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Маммеланы И. «Ынна шахардан келгенди.»
Атланы болушлада жалгъаныулары.
Адам эм табийгъат.
Баш болуш.
Аппайланы Л. «Бу баш болуш!Баш болуш.»
-деген назмусу.
Иеликчи болуш.
«Табийгъат болумла» -деген текст бла иш.
Бериучю болуш.

49.

Тамамлаучу болуш.
Орунлаучу болуш.
Башлаучу болуш.
Текстле бла иш.Соруула –жууапла.
Иели атла.
Къабарты -Малкъарны жеринде ёсген
хансла.
Иели атланы жалгъаныулары.
Иели атланы 3 –чю бетде жалгъаныулары.
Сынау иш.
Саулукъ бизни байлыгъыбызды.
Сыфат. Сыфатланы къуралыулары.
3 –четверть.
Текстле бла иш.Сёзлюк иш.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

Къош сыфатланы къуралыулары.
Сыфатланы айтымда жюрютюлюулери.
Сыфатланы даражалары.
Сыфатланы тенглешдириу даражалары.
Сыфатны кемлик даражасы.
Сыфатны айырма даражасы.
«Тютюн ичиу.» -деген текст бла иш.
Биз къалай солуйбуз.

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.

58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.

Санау.Санчы санаула.
Санауланы айтымда жюрютюлюулери.
Тизгинчи санаула.
Къауумлаучу санаула.
Юлюшчю санаула.
Кесекчи санаула.
Жууукъ санаула.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

65.

Текстле бла иш. Соруула –жууапла.

1

66.

Бизни Уллу Ата Журтубузда
жолоучулукъ.
Сёзлеу.
Сёзлеу.
Сёзлеулени къуралыулары.
Сёзлеулени къуралыулары.
«Эрмитажны тарыхындан.» -деген текст бла
иш.
Къош сёзлеулени къуралыулары.
Къош сёзлеулени къуралыулары.
Сёзлеуню даража формалары.
Сынау иш.
Сёзлеуню тенглешдириу даражасы.
Сёзлеуню тайырма даражасы.
«Петергоф.» -деген текст бла иш. 1 –чи
кесеги.
«Петергоф.» -деген текст бла иш. 2-3 –чю
кесеклери.
4 –четверть.
Проект иш. «Мен жашаргъа сюйген
шахар.»
Къабарты –Малкъар -мени гитче Ата
Журтум . Сёзлеулени магъана жаны бла
къауумлары.
Орунчу сёзлеуле.
Заманчы сёзлеуле.
«Жюреклени жылытхан музыка.» -деген
текст бла иш.
Сылтаучу эм муратчысёзлеуле.
Ёлчемчи сёзлеуле.
Халчы сёзлеуле.

1

Текстле бла иш. Сёзлюк иш.
Адеп –Къылыкъны юсюнден.
Алмаш.
Алмашланы къауумлары.
Бетлеучю алмашла.
Бетлеучю алмашла.
Кесимлеучю алмашла.
Кесимлеучю алмашла.
Соруучу алмашла.

1
1

67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.

79.
80.

81.

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

Белгисиз алмашла.
Кёргюзтюучю алмашла.
Ачыкълаучу алмашла.
Сынау иш.
«Хазна.» -деген текст бла иш.
Проект иш. «Мен кимден юлгю аллыкъ
эдим?»
102. Текстле бла иш.Сёзлюк иш.Бегитиу ишле.
96.
97.
98.
99.
100.
101.

1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».