РП Балкарский язык 1кл.(рус.яз.гр.)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство науки и просвещения Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ Санаторно-лесная школа №1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УМР

Директор

Рук.МО______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.09 14:14:27 +03'00'

________________________

Джаппуева Л.Х.
Приказ
№
158
Текеева Л.С
от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г.

____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Балкарский язык»
для обучающихся 1 классов

Нальчик 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по балкарскому языку разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования и Федеральной образовательной программы учебного
предмета «Родной (балкарский) язык» для образовательных организаций (1-4
кл.) основной образовательной программы НОО общего образования, с учетом
Программы воспитания ГБОУ «СЛШ № 1».
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, учитывает распределение учебных часов по разделам курса и
допущенную последовательность изучения тем и разделов учебного предмета
на основе межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа
соответствует реализации единой концепции УМК следующих авторов: А.Т.
Додуева «Изучаем балкарский язык» 1 класс. На изучение Балкарского языка в
1 классе отводится 99 часа из расчёта 3 часа в неделю.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включёнными
в
федеральный
перечень
учебников,
допущенных
Минпросвещения КБР к использованию в учебном процессе. При реализации
рабочей программы используется комплекс средств обучения, включающих
учебно- методические и материально- технические ресурсы.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
А.Т. Додуева «Изучаем балкарский язык» в 2-х частях Нальчик: Эльбрус 2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Бичекуева Т.Ю. Методические разработки для учителя. (электронная версия)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://fcior.edu.ru — федеральный портал школьных цифровых
образовательных ресурсов.
Сайт Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской
Федерации//URL:https://родные языки.рф/(датаобращения:05.12.2020).
Единое
окно
доступа
к
информационным
ресурсам
//URL:http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.77
Сайт «Народы мира–политически этнографический справочник»
//URL:http://nation.geoman.ru.
Сайт «Эльбрусоид» // URL:http://www.elbrusoid.org/
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
компьютер,
телевизор
интерактивная доска
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса:

Личностные результаты:
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
− сформированность российской гражданской идентичности (уважение
к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной
сопричастности к судьбе российского народа;
− осознание роли языка и речи в жизни людей;
− понимание простейших указаний учителя на балкарском языке,
связанных с ведением урока;
− представление об этических чувствах (доброжелательности,
сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и
др.);
− навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной
деятельности.
Метапредметные результаты:
− определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
−
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством
учителя или самостоятельно);
− понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в
справочном материале учебника) при работе с учебным материалом;
− проговаривать вслух последовательность производимых действий,
составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или
предложенный алгоритм);
− делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
− самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
− умение планировать собственную деятельность в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее
осуществления;
− умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в
их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении.
Предметные результаты:
обучающийся научится:
− воспринимать речь на слух и понимать основное содержание речи;

− владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
− владеть диалогической формой речи;
− различать основные единицы фонетического строя балкарского языка
и ключевые понятия: гласные и согласные, звуки и буквы, деление на слоги,
произношение и ударение;
− различать на слух и правильно произносить звуки и сочетания звуков;
− определять чередование согласных в корне слова (к –тг, къ – гъ, п –б);
− различать парные согласные д-т, б-п и др.;
− устанавливать количество звуков в слове, характеризовать их
(гласный: твердый или мягкий, согласный: парный или непарный);
− делить слова на слоги, выделять ударный слог;
− строить схему-модель слова;
− называть
буквы
балкарского
алфавита
в
правильной
последовательности;
− определять слова близкие по значению;
− определять слова противоположные по значению;
− различать слова, обозначающие живых существ и предметы;
− называть числительные от 1 до 10;
− различать числительные количественные и порядковые (без
использования терминологии);
− различать слова, обозначающие действие;
− задавать вопрос к словам, обозначающим признак предмета;
− усваивать слова, грамматические формы и способы их образования,
элементарные синтаксические конструкции и их употребление в предложении и
связной речи;
− определять вопросы и аффиксы падежей (дательно-направительного,
дательного, притяжательного) (без использования терминологии);
− соблюдать правила правописания заглавной буквы (в начале
предложения, в именах людей и кличках животных), переноса слов по слогам,
правила постановки знаков препинания в конце предложения;
− обозначать принадлежность предмета в 1-ом, 2-ом и 3-ем лице;
− отвечать на вопрос кимни? (чей? чья? чье?), употреблять аффикс -ны
со словами, обозначающими принадлежность;
− употреблять в речи послелог юсюнден (о, об) (без использования
терминологии);
− определять указательные слова (личные местоимения) (без
использования терминологии): биз (мы), сиз (вы), ала (они);
− употреблять в речи слова, обозначающие способ действия;

− применять полученные знания и навыки в условиях учебного и
повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно
задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст,
составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим
образцам, короткие монологические тексты (несложное описание,
повествование, рассуждение) на различные темы;
− читать вслух выразительно;
− читать про себя.
Обучающийся получит возможность научиться:
− устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах;
− располагать заданные слова в алфавитном порядке;
− уточнять или определять значение слова с помощью толкового
словаря;
− различать многозначные и однозначные слова (простые случаи);
− подбирать слова близкие и противоположные по значению при
решении учебных задач;
− соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который
отвечают эти слова;
− соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на
который отвечают эти слова;
− соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на
который отвечают эти слова;
− определять существенные признаки предложения: законченность
мысли и интонацию конца предложения;
− сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без
терминов);
− анализировать текст с нарушенным порядком предложений и
восстанавливать их последовательность в тексте;
− определять тему и главную мысль текста;
− соотносить заголовок и содержание текста.
Целевым приоритетом реализации программы воспитания в
преподавании балкарского языка является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему прелдками и которую надо оберегать;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Содержание учебного предмета ( 99 часов)
Добукварный период (13 часов)включает темы: 1. Приветствие. 2.
Знакомство. 3. Предметы. 4. Давайте считать. 5. Моя семья. 6. Продукты. 7.
Еда. 8. Домашние животные. 9. Цвета. 10. Домашние птицы. 11. Дикие
животные. 12. Игрушки. 13. Что узнали? Чему научились?
Букварный период (38 часов) предусматривает изучение алфавита
балкарского языка (36 букв).
В этом разделе уроки посвящены конкретным звукам и буквам
балкарского языка, первоначальному чтению и письму на основе ознакомления
учащихся
с
наиболее
общими
закономерностями
устройства
и
функционирования графической системы языка, что является важным и
необходимым условием формирования у обучающихся полноценных языковых
знаний и умений.
Последовательность изучения букв: добавлено Буква А. Буква Л. Буква
Н. Буква М. Буква Ы. Буква Д. Буква У (гласная). Буква У (согласная). Буква Б.
Буква П. Буква Х. Буква И. Буква Й. Буква Р. Буква Ш. Буква Е. Буква Э. Буква
Г. Буква Гъ. Буква О. Буква С. Буква К. Буква Къ. Буква Ю. Буква Ю (й+у).
Буква Ч. Буква З. Буква Ж. Буква Ё. Буква Нг. Буквы Ъ, Ь. Буква Я. Буква Щ.
Буква Ц. Буква В. Буква Ф.
Послебукварный период (48 часов) предполагает изучение тем: 1. Мы
школьники. 2. В школе. 3. Школьные принадлежности. 4. Моя семья. 5. Моё
тело. 6. Игрушки. 7. Цвета. 8. Число. 9. Фрукты. 10. Ягоды. 11. Овощи. 12.
Домашние животные. 13. Домашние птицы. 14. В зоопарке. 15. Балкарская
кухня. 16. Напитки. 17. В городе. 18. На улице. 19. Транспорт. 20. Моя Родина.
21. Одежда. 22. Обувь. 23. Времена года.

Тематическое планирование курса
«Балкарский язык» 1 класс
1 класс (99 часов)
№
№
ур
ок
ов
1

2

3

Тема
(языковой и грамматический
материал)

Колво
час.

Добукварный период (13 ч.)
Саламлашыу – Приветствие
1 ч.
Танышыу – Знакомство
Сен кимсе? (Ты кто?); Сиз кимсиз?
(Кто вы?); Эрттен ахшы болсун!
(Доброе утро!), Кюн ахшы болсун!
(Добрый день!); Ингир ахшы болсун!
(Добрый вечер!); Тынч! кечели бол!
(Сокойной ночи!); Ахшылыкъ кёр.
Сау бол (Чтобы ты увидел добро.
Спасибо); Къалайса? – Сау бол!
Игиме! (Как дела? – Спасибо!
Хорошо!); Салам! (Привет!); Сени
атынг неди? (Как тебя зовут?); Мени
атым Алинады (Меня зовут Алина).
Кётюрюучю айтымны интонациясы
(Интонация
восклицательного
предложения).
Соруучу айтымны интонациясы
(Интонация
вопросительного
предложения).
Затла – Предметы
1 ч.
Вопросы:
Ким? (Кто?); Бу кимди? (Кто это?);
Не? (Что?); Бу неди? (Что это?); Бу
жашчыкъды (Это мальчик); Бу
къызчыкъды (Это девочка); Бу
итмиди? (Это собака?); Угъай, бу ит
тюйюлдю. Бу киштикди (Нет, это не
собака. Это кошка).
Указательное местоимение бу (это,
эта, этот).
Грамматика:
Жалгъау (аффиксы) -ды, -ди, -ду, дю.
Санайыкъ – Давайте считать
Ненча? (Сколько?); Бир, эки, юч,

1 ч.

Характеристика
основных видов
деятельности
обучающихся
Использование
изученной лексики
при знакомстве друг
с другом и при
приветствии
друг
друга, употребление
выученных слов и
фраз в своей речи.
Правильное
произношение
вопросительных
и
восклицательных
предложений.
Слушание
и
понимание
речи
учителя, вопросов по
теме,
умение
отвечать на них.
Правильное
произношение
вопросительных
предложений.
Составление
выражений
с
указательными
местоимениями (без
использования
терминологии).
Изменение слов с
помощью аффиксов.
Запоминание
лексики
по
изучаемой
теме,
употребление
выученных слов в
своей речи.
Составление

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

- презентации,
-электронные
учебники
- тренажеры
https:// родные языки.
рф/.
http://www.elbrusoid.or
g/
http://book.cnppm.ru/po
rtfolio/b/

тёрт, беш (Один, два, три, четыре,
пять); Ненча шинтик? (Сколько
стульев?); Ненча роза? (Сколько
роз?); Затны болгъаны (барды)
(Наличие
предмета
(есть,
находится)).

4

Числительные от 1 до 5.
Числительные.
Вопросы Ненча? – Сколько?
Алты, жети, сегиз, тогъуз, он
Санга ненча жыл болады? (Сколько
тебе лет?); Манга жети жыл болады
(Мне семь лет).
Классда не барды? Классда 9 парта
барды (Что есть в классе? В классе
есть 9 парт).

1 ч.

Счет от 6 до 10.

5

Грамматика:
Къайда? (Где?). Жалгъау (аффиксы) да, -де.
Мени юйюрюм – Моя семья
Бу неди? Бу юйюрдю (Что это? Это
семья).
Бу кимди? Бу аппады (Кто это? Это
дедушка).
Бу кимди? Бу ыннады (Кто это? Это
бабушка).
Бу юйюрмюдю? (Это семья?).
Хау, бу юйюрдю (Да, это семья).
Бу ыннамыды? (Это бабушка?)
Угъай, бу ынна тюйюлдю. Бу аппады
(Нет, это не бабушка. Это дедушка).
Грамматика:
Принадлежность предмета в 1-ом
лице.
1-ое лицо: Мени (мой, моя, мое,
мои).
Бу менме (Это я).
Бу мени аппамды (Это мой
дедушка).
Атам (мой отец).
Анам (моя мать).
Ыннам (моя бабушка).
Аппам (мой дедушка).

1 ч.

выражений
и
предложений
с
изученными
числительными.
Использование
в
речи числительных
от 6 до 10.
Изменение слов с
помощью аффиксов.
Слушание
и
понимание
вопросов,
умение
отвечать на них.
Составление
рассказа о своей
семье.
Образование формы
принадлежности в 1ом лице.
Составление
рассказа о своем
любимом блюде.
Различение слов со
значением действия
и
слов,
обозначающих
предметы.
Построение
и
поддерживание
диалога о домашних
животных.
Определение
чередования
в
корнях
слов
согласных к – г, къ –
гъ.
Построение
и
поддерживание
диалога на тему
цвета.
Использование
новой лексики для
описания видов птиц
по
предложенным
картинкам.
Построение
и
поддерживание
диалога
из
3-4

6

7

8

9

10

Аш-азыкъ – Продукты, еда
Сен не ашны сюесе? (Какое блюдо
ты любишь?)
– Мен шишликни сюеме.
Мен ашаргъа сюеме. – Сен
ашаргъа сюесе (Я люблю есть. – Ты
любишь есть).
Мен ашайма (Я ем).
1-ое лицо: Мен ашайма (Я ем).
2-е лицо: Сен ашайса (Ты ешь).
3-ье лицо: Ол ашайды (Он ест).
Не этеди? – Что делает?
Ол не этеди? (Что он делает?)
Сен не этесе? (Что ты делаешь?)
Сен къайда окъуйса? (Где ты
учишься?)
Лексика: жазады (пишет), окъуйду
(читает), олтурады (сидит), къарайды
(смотрит,
глядит),
тынгылайды
(слушает),
жырлайды
(поет),
тепсейди (танцует).
Грамматика:
1-ое лицо – Аффиксы -ма, -ме.
3-е лицо – Аффиксы -ды, -ди, -ду, дю.
Юй хайыуанла бла жаныуарла –
Домашние животные и питомцы
Бу атды (Это конь). Бу эшекди (Это
осел).
Бу ийнекди (Это корова). Бу эчкиди
(Это коза). Ийнек уллуду, эчки уа
гитчеди (Корова большая, а коза
маленькая).
Грамматика:
Чередование
в
корне
слова
согласных к – г, къ – гъ.
Тюрсюнле – Цвета. Къаллай? –
Какой?
Лексика: къызыл (красный), жашил
(зеленый), сары (желтый), кёк
(синий), мор (коричневый), акъ
(белый), къара (черный), боз (серый),
къолан (цветастый, пестрый).
Къаллай? (Какой?).
Юй къанатлыла – Домашние
птицы

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

реплик
о
диких
животных.
Использование
новой лексики для
описания
видов
диких животных по
предложенным
картинкам.
Составление
устного рассказа о
своей игрушке с
использованием
новой лексики.

Лексика: жугъур (рябой, пестрый),
чёплейди – ашайды, жумуртха –
гаккы, файдалы (полезный), къаз
бала
(гусенок),
баппуш
бала
(утенок), гогуш бала (индюшонок),
тауукъ бала (жюжек) – цыпленок.

11

12

13

Не уллуду, не гитчеди? (Что больше,
что меньше?)
Къаз уллуду, баппуш а гитчеди (Гусь
большой, а утка маленькая).
Кийик
жаныуарла
–
Дикие
животные
Лексика: тюлкю (лиса), жугъутур
(тур), буу (олень), бёрю (волк), айыу
(медведь), кирпи (ежик), маймул
(обезьяна), аслан (лев), пил (слон),
гурхар (зебра), къаплан (тигр),
сурахай (жираф).
Илляула – Игрушки
Лексика: гинжи (кукла), паровоз
(паровоз), айыу (медведь), пил
(слон), шар (шар), робот (робот),
вертолет
(вертолет),
машина
(машина), топ (мяч), киштик (кот),
хайнух (юла), къоян (заяц).
– Сенде не илляула бардыла? (Какие
игрушки есть у тебя?)
– Менде топ барды (У меня есть
мяч).
– Сен не бла ойнаргъа сюесе? (С
какой игрушкой ты любишь играть?)
– Мен гинжи бла ойнаргъа сюеме (Я
люблю играть с куклой).
Нени билдик? Неге юйрендик? –
Что (мы) узнали? Чему (мы)
научились?
Ётген темаланы къайтарыу эм
бегитиу (Обобщение и закрепление
пройденного материала).

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Тестирование
14

Букварный период (38 ч.)
А харф – Буква А
1 ч.
Лексика: алма (яблоко), аслан (лев),
айыу (медведь), адамла (люди), алты
(шесть), алты алма (шесть яблок),

Различение звука и
буквы: буква как
знак звука.
Обозначение звуков

- презентации,
-электронные
учебники
https:// родные языки.

15

16

17

18

19

20

21

акъ айыу (белый медведь).
Грамматика:
Харфны
кёрген,
жазгъан этебиз. Тауушну айтхан,
эшитген этебиз (Букву видим,
пишем. Звук произносим, слышим).
Л харф – Буква Л
Лексика: лобан (крот), локъумла
(лакумы), лимон, летчик, люстра,
линейка.
Грамматика:
Кёплюк
сан
(Множественное число). Жалгъау -ла
(Аффикс -ла).
Н харф – Буква Н
Лексика: нал (подкова), насып
(счастье), наша (огурец), назы (ель),
нарат (сосна), нартюх (кукуруза).
Грамматика: не? (что?), неле? (что?)
(множественное число), не этеди?
(что делает?)
М харф – Буква М
Лексика:
мандарин
(мандарин),
метеке (улитка), анам (моя мать),
алма (яблоко), мурса (крапива),
малла (домашние животные).
Т харф – Буква Т
Лексика: тана (теленок), тал (ива),
тауукъ (курица), тай (жеребенок),
терезе (окно), тау (гора), тала
(поляна), таш (камень), терек
(дерево),
тютюн
(дым),
тёрт
(четыре), тёрт топ (четыре мяча).
Ы харф – Буква Ы
Лексика: ынна (бабушка), ыргъай
(щука), ыргъакъ (крючок), атлы
(всадник), назы (ель), тылы (тесто),
алты (шесть), быхы (морковь), ыз
(след).
Д харф – Буква Д
Лексика:
дугъум
(смородина),
дугъума (мята), дневник, мандарин,
дорбун (пещера), доктор, дарманла
(лекарства), дауурбас (барабан), адам
(человек), адамла (люди).
Грамматика: парные согласные д –
т.
У харф – Буква У
Лексика:
ун
(мука),
урчукъ

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

буквами.
Различение на слух
и
произношение
гласных и согласных
звуков.
Чтение слогов и
слов.
Овладение
процессом
сознательного,
правильного
и
плавного слогового
и частично целыми
словами
чтения
предложений
и
связных текстов.
Выделение в словах
отдельных
звуков
(гласных
и
согласных).
Проведение слогозвукового
анализа
слов.
Деление слова на
слоги.
Определение
ударного слога.
Составление схемымодели слова.
Подбор
слов
с
заданным звуком.
Подбор слов на
изучаемую букву.
Правильное
начертание
заглавных
и
строчных букв.
Списывание слов и
коротких
предложений
с
печатного текста.
Правильное
оформление
предложения.
Правильное
написание имен и
кличек животных – с

рф/.
http://www.elbrusoid.or
g/
http://book.cnppm.ru/po
rtfolio/b/

22

23

24

25

26

27

(веретено), юлёкъу (шиповник), уя
(гнездо).
У (къысха) - Буква У (краткий)
Лексика: тау (гора), ау (паутина),
тауукъ (курица), суучукъ (речка),
отоу (комната), жау (масло), хууан
(дыня).
Грамматика:
правописание
у
краткого после гласных.
Б харф – Буква Б
Лексика: бал (мед), бал батман
(улей), байрам (праздник), быхы
(морковь), банан (банан), бёрек
(пирожок), баппахан (одуванчик),
баппуш (утка), бешик (колыбель),
булутла (облака), бир булбул (один
соловей), беш балли (пять вишен).
Грамматика: слова с аффиксом
множественного числа -ла.
П харф – Буква П
Лексика: парашют, поезд, аппун
(подушечка для сиденья), уппа этеди
(целует), почта, аппа (дедушка), пил
(слон).
Грамматика: парные согласные б –
п.
Х харф – Буква Х
Лексика: халы (нитка), халыуа
(халва), хайнух (юла), хурма (хурма),
халат (халат), ханс (трава), хобуста
(капуста), харбыз (арбуз), хууан
(дыня).
Грамматика: имена пишутся с
заглавной буквы.
И харф – Буква И
Лексика:
инжи
(бисер),
ийне
(иголка), илгик (петля), итиу (утюг),
киштик (кот), кирпи (ежик), тил
(язык), китап (книга), ийнек (корова),
ит (собака), ишчи (рабочий).
Й харф – Буква Й
Лексика: будай (пшеница), комбайн
(комбайн), доммай (зубр), маймул
(обезьяна), байрам (праздник), тюй
(пшено), къайыкъ (лодка), ай (луна),
тай (жеребенок).
Грамматика: вопрос: не этеди? (что

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

заглавной буквы.
Образование
множественного
числа
слов,
обозначающих
предмет
путем
присоединения
аффикса -ла.
Подбор близких и
противоположных
по значению слов.
Составление
вопросительных
предложений
с
вопросами
кимге?
(кому?),
неге?
(чему?),
къайры?
(куда?),
къаллай?
(какой?).
Правильная
постановка
вопросов, ответ на
вопросы: не этеди?
(что делает?), не
этди? (что сделал?).
Образование
инфинитива.
Образование
уменьшительноласкательных слов с
помощью аффикса
-чыкъ, -чик, -чукъ, чюк.
Построение
предложений
с
местоимением сени
(твой, твоя, твое,
твои)
(без
использования
терминологии).
Воспроизведение
заданного учителем
образца
интонационного
выделения звука в
слове.
Работа,

делает?).
28

29

30

31

32

Р харф – Буква Р
Лексика: бадыражан (помидор),
турма (редис), жугъутур (тур),
резинка (резинка), радио, рюкзак,
ракета, рама.
Грамматика:
иени
кёргюзтген
жалгъау
-лары
(аффикс
принадлежности).
Ш харф – Буква Ш
Лексика: шахматла (шахматы), шахшах (мак), шинтик (стул), шабат кюн
(суббота), шорпа (суп), шибиля
(молния), шаптал (абрикос), шар
(шар), шеша (бутылка).
Грамматика: магъаналары бирча
сёзле (слова, близкие по значению).
Е харф – Буква Е
Лексика: терезеле (окна), метеке
(улитка), челек (ведро), беш (пять),
кертме (груша), кертмеле (груши),
сенек (вилы), тирмен (мельница).
Грамматика:
бериучю
болуш
(Ахматха
бер!)
(дательнонаправительный
падеж
–
без
использования терминологии (Дай
Ахмату!).
Э харф – Буква Э
Лексика: эрик (слива), эшек (осел),
эки (два), эл (село), эмеген (чудище),
эрлен (белка), элек (сито), эмен
(дуб).
Г харф – Буква Г
Лексика: гумулжук (муравей), губу
(паук), гургун (ящерица), гыллыуча
(качели), гурхар (зебра), гоппан
(чаша
(деревянная)),
гуржаба
(кружева), гебен (стог).
Бир магъаналы сёзле (слова, близкие
по значению).

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

направленная
на
развитие
связной
речи,
повышение
культуры речевого
общения.
Совершенствовани
е произносительной
речи.
Рассказ о себе.
Ответы на вопросы
собеседника, участие
в
элементарном
этикетном диалоге.
Слоговое
чтение
(ориентация
на
букву,
обозначающую
гласный
звук).
Плавное слоговое
чтение и чтение
целыми словами.
Осознанное чтение
слов,
словосочетаний,
предложений
и
коротких текстов.
Чтение
с
интонациями
и
паузами
в
соответствии
со
знаками препинания.
Развитие
осознанности
и
выразительности
чтения на материале
небольших текстов и
стихотворений
Чтение
наизусть
рифмованных
произведений
детского фольклора

33

34

35

36

37

Гъ харф – Буква Гъ
Лексика: гъойгъум (папоротник),
агъаз (ласка).
Грамматика: Бер кимге? (Дать
кому?) ынна+гъа – бабушке;
Бер неге? киштик+ге – кошке.
Аффиксы -гъа, -ге.
Бар къайры? (Иди куда?)
Школ+гъа, юй+ге (в школу, домой).
Магъаналары чюйре келген сёзле
(слова
с
противоположными
значениями).
Хау – Угъай (Да – Нет).
О харф – Буква О
Лексика: ожакъ (дымоход), оймакъ
(наперсток), он (десять), оюн (игра),
орден (орден), орам (улица), отунла
(дрова).
С харф – Буква С
Лексика: сурат (картина), сом
(рубль), сахан (поднос), сарымсах
(чеснок), суу (вода), сибиртги
(веник).
Грамматика: Иелик жалгъау -сы 3чю бетде (принадлежность в 3-ем
лице ед. числа). Аффикс -сы.
Кимни? (иеликчи болуш). Жалгъау ны
(Чей?
Чья?
Чье?
(притяжательный падеж – без
использования
терминологии.
Аффикс -ны).
К харф – Буква К
Лексика: как (каша), кесе (пиала),
кюйюз (ковер), кюзгю (зеркало),
кийиз (войлок), кюн (солнце), кёнчек
(брюки), кёгюрчюн (голубь).
Грамматика: Кёплюк сан. Жалгъау ле (Множественное число. Аффикс ле).
Къ харф – Буква Къ
Лексика: къанга (доска), къалпакъ
(шляпа),
къамажакъ
(жук),
къарылгъач (ласточка), къуш (орел),
къалам (ручка), къоз (орех), къудору
(фасоль), къаргъа (ворона), къабакъ
(ворота),
къаймакъ
(сметана),
къыпты
(ножницы),
къашыкъ

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

и
детской
литературы
(доступные
по
содержанию
и
форме).
Выполнение
проектной работы по
теме
«Алфавит
балкарского языка в
картинках» (имена
людей,
названия
растений,
животных).
Обобщение
и
закрепление
пройденного
материала.

38

39

40

41

(ложка), къол (рука).
Грамматика: соруула: не этеди? не
этди? (вопросы: что делает? что
сделал?).
къаллай? (затны ышанын кёргюзтген
сёзлеге соруу) (вопрос какой? (к
словам, обозначающим признак
предмета).
Ю харф – Буква Ю
Лексика: тюкен (магазин), тюлкю
(лиса), кюзгю (зеркало), юй (дом),
юйюр (семья), юзмез (песок), кюбюр
(сундук), юлкю (куст), чюй (гвоздь),
салют (салют).
Грамматика: Сонгура юсюнден
(Послелог о, об (без использования
терминологии).
Соруу: не этерге? (вопрос: что
делать?).
Ю [й+у] харф – Буква Ю[й+у]
Лексика: чоюн (чугун), оюн (игра),
уюкъла (валенки), юрта (юрта), юбка
(юбка), къую (колодец).
Грамматика: [ю] (1 таууш) неда
[й+у] (2 таууш)? ([ю] (1 звук) или
[й+у] (2 звука)).
Ч харф – Буква Ч
Лексика: чабакъ (рыба), чолпу
(поварешка), чана (сани), чариш
(скачки), чапыракъ (лист), чарх
(колесо), чач (волосы), четен
(корзина), чёгюч (молоток)), чорбат
чыпчыкъ (воробей), ычхан (мышь),
чыракъ (лампа), чага (тяпка),
чюгюндюр
(свекла),
чёплеу
(подсолнечник), чиллеаякъ (цапля).
Грамматика: не этеди? къаллай?
(что делает? какой?)
Гитчертген, ийнакълагъан жалгъау чыкъ,
-чик,
-чукъ,
-чюк
(уменьшительно-ласкательные
аффиксы).
З харф – Буква З
Лексика: зурнук (журавль), зынтхы
(овес), залыкъылды (рододендрон),
къыз (девушка), къызчыкъ (девочка),
отуз (тридцать).

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

42

43

44

Грамматика: з – с тауушла (парные
з – с).
Бетни кёргюзтген сёзле: биз – сиз –
ала (указательные слова мы – вы –
они (личные местоимения (без
использования терминологии)).
Ж харф – Буква Ж
Лексика: жаш (парень), жашчыкъ
(мальчик), жагъа (воротник), жулдуз
(звезда), жюзюм (виноград), жубуран
(суслик), жилян (змея), жугъутур
(тур), жаулукъ (платок), жашил
(зеленый), жамычы (бурка), женг
(рукав).
Грамматика: соруу: къаллай? –
затны ышаны (жумушакъ – къаты)
(вопрос: какой? – признак предмета
(определение) (мягкий – твердый)).
Ё харф – Буква Ё
Лексика: ёгюз (вол), ётмек (хлеб),
бёрю (волк), бёдене (перепелка),
бёрк (шапка), кёз (глаз), кёзлюкле
(очки), ёртен (пожар), кёнчек
(брюки), кёлек (рубашка), шуёх
(друг).
Грамматика: Соруу: не этеди?
(Вопрос: что делает?).
«Ё» харф сёзде «У» харфны ызындан
(Буква «ё» после буквы «у»
выражает [й+о]).
Нг харф – Буква Нг
Лексика: Танг (утро), тенгиз (море),
Минги тау (Эльбрус), къонгуроу
(звонок), мангылай (лоб), къанга
(доска), тонгуз (свинья).
Грамматика: 2-чи бетде бирлик
санда иелик жалгъау -нг, -ынг, -инг, унг, -юнг (принадлежность во 2-ом
лице единственном числе -нг, -ынг, нг, -унг, -юнг).
Алмаш сени (Местоимение (без
использования термина) твой (твоя,
твое, твои).
Сёзде к – г, къ – гъ, п – б тауушлагъа
ётгени (Чередование в корне слова к
– г, къ – гъ, п – б).
Кимге?
Неге?
деген
соруула.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

45

46

47

48

49

50

51

Жалгъау -нга, -нге (Вопросы: Кому?
Чему?
(дательно-направительный
падеж
(без
использования
терминологии). Аффиксы -нга, -нге).
Ъ, Ь харфла – Буквы Ъ, Ь
Лексика: апрель, компьютер, толь,
роль, рояль, руль, февраль, декабрь,
съезд,
подъезд,
разъезд
(заимствования из русского языка).
Я харф – Буква Я
Лексика: ання (бабушка), илячин
(сокол), няння (бабушка), аття
(дедушка), жилян (змея), кямар
(серебряный женский пояс).
Грамматика: Я харф ачыкъладан
сора эки тауушну тутады ([й+а])
(буква я после гласных выражает два
звука [й+а]).
Щ харф – Буква Щ
Лексика: плащ, борщ, щетка, ящик
(заимствования из русского языка).
Ц харф – Буква Ц
Лексика: цемент, концерт, акцент,
циркуль,
цирк,
акция,
цирк,
мотоцикл, цех (заимствования из
русского языка).
В харф – Буква В
Лексика: ванна, ваза, веер, вагон,
вертолёт,
вулкан,
вратарь
(заимствования из русского языка).
Ф харф – Буква Ф
Лексика: файда (польза), фахму
(талант), ферма (ферма), фахмулу
(талантливый), дефтер (тетрадь),
фабрика (фабрика), светофор.
Грамматика: Нёгерлиле в – ф
(парные в – ф).
Проектная
работа
«Алфавит
балкарского языка в картинках»
(имена людей, названия растений,
животных»
Нени билдик? Неге юйрендик? –
Что (мы) узнали? Чему (мы)
научились?
Ётген темаланы къайтарыу эм
бегитиу (Обобщение и закрепление

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

пройденного материала).
Тестирование.
Послебукварный период (48 ч.)
52

53

54

55

Биз
окъуучулабыз
–
Мы
школьники
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Грамматика:
Ачыкъла: а, о, ы, у, и, ё, э, е, ю, я
(Гласные: а, о, ы, у, и, ё, э, е, ю, я).
Ушакъ
къурау
(Составление
диалога).
Школда – В школе
Работа с текстом.
Грамматика:
Базыкъ ачыкъла: а, ы, о, у, я
(Твердые гласные: а, ы, о, у, я).
Соруу: не этедиле? (Вопрос: что
делают?)
3-чю бетде кёплюк санда хапарчы
жалгъау -дыла, -диле, -дула, -дюле
(Аффикс сказуемого в 3-ем лице
множественного числа).
Окъуу керекле – Школьные
принадлежности
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Грамматика:
Назик ачыкъла: э, е, и, ё, ю (Мягкие
гласные: э, е, и, ё, ю).
Къайда? (Где?)
Жалгъау -да, -де (Аффиксы -да, -де).
Къайдады? (Где находится?)
Жалгъау -дады, -деди (Аффиксы дады, -деди).
Пространственный вопрос
Къайда? – Где?
Къайдады? – Где находится?
Лексика:
Сонгурала:
аллында,
юсюнде,
артында,
жанында,
къатында,
тюбюнде, ичинде (Послелоги: перед,
на, за, у, под, в).
Грамматика:
Орунну, жерни кёргюзтген жалгъау да,
-де;
-дады,
-деди
(Пространственные аффиксы: -да, де; -дады, -деди).

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Чтение по слогам и
целыми словами.
Работа,
направленная
на
развитие
связной
речи,
повышение
культуры речевого
общения.
Соблюдение
речевого этикета при
общении.
Совершенствовани
е умений и навыков
работы с текстом.
Поиск информации
в тексте.
Правильное
произношение
звуков и слов.
Определение
значения слова по
словарю.
Диалог на заданную
тематику.
Прослушивание
небольших
доступных текстов в
аудиозаписи,
построенных
на
изученном языковом
материале.
Ответы
на
задаваемые вопросы.
Грамотное
списывание слов.
Чтение
наизусть
рифмованных
произведений
детского фольклора
и
детской
литературы
(доступные
по
содержанию
и

- презентации,
-электронные
учебники
- тренажеры
https:// родные языки.
рф/.
http://www.elbrusoid.or
g/
http://book.cnppm.ru/po
rtfolio/b/

56

57

58

59

60

Мени юйюм – Мой дом
«Мени отоуум» деген текст бла
ишлеу (Работа по тексту «Моя
комната»).
Грамматика:
1-чи бетде бирлик санда иелик
жалгъау -м, -ым, -им, -ум, -юм
(Аффиксы принадлежности в 1-ом
лице единственного числа -м, -ым, им, -ум, -юм).
Чередование согласных к, къ, п в
корне слова.
Мени юйюрюм – Моя семья
Текст бла ишлеу (Работа по тексту).
Текстге таянып, кесинги юйюрюнгю
юсюнден айт (Рассказ о своей семье
с опорой на текст).
Грамматика:
1-чи бетде бирлик санда иелик
жалгъау -м, -ым, -им, -ум, -юм
(Аффиксы принадлежности в 1-ом
лице единственного числа -м, -ым, им, -ум, -юм).
Биз барыбыз да юйдебиз – Мы все
дома
Сурат бла ишлеу (Работа по
картинке).
Грамматика:
Иелик 1, 2, 3 бетледе.
(Принадлежность в 1, 2 и 3 лице).
Мени саным-чархым – Мое тело
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Грамматика:
1-чи бетде бирлик санда иелик
жалгъау -м, -ым, -им, -ум, -юм
(Аффиксы принадлежности в 1-ом
лице единственного числа -м, -ым, им, -ум, -юм).
Хапарчы жалгъау -ды, -ди, -ду, -дю
(Аффиксы сказуемого: -ды, -ди, -ду,
-дю).
Илляула – Игрушки
Сурат бла ишлеу (Работа по
картинке).
Грамматика:
Соруу: Къаллай? (Вопрос: Какой?)
Хапарчы жалгъау -ды, -ди, -ду, -дю

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

форме).
Выполнение
заданий
на
распространение
предложений
по
опорным вопросам.
Применение
основных
норм
речевого этикета в
процессе
диалогического
общения.
Нахождение
слов
(из группы данных) с
заданными
характеристиками.
Составление
элементарного
монологического
высказывания
по
образцу, аналогии.
Рассказ о своей
семье с опорой на
текст.
Употребление
в
речи
изученных
клише.
Понимание на слух
коротких текстов.
Работа по картинке
(картинкам).
Использование
приобретенных
знаний и умений в
практической
деятельности и в
повседневной
жизни:
использование
изученной лексики.
Различение твердых
и мягких гласных.
Определение
чередования
согласных в корнях
слов.
Изменение слов с

61

62

63

64

65

(Аффиксы сказуемого: -ды, -ди, -ду,
-дю).
Къаллай тюрсюнлюдю? – Какого
цвета?
Затны ышанын кёргюзтген сёзле
(Слова,
обозначающие
признак
предмета).
Грамматика:
Къаллайды? Жалгъау -ды, -ди, -ду, дю (Какой? Аффиксы -ды, -ди, -ду, дю).
Къаллайды? – Какой?
Лексика: Тюрсюнню кёргюзтген
сёзле (Слова, обозначающие цвета
предметов).
Грамматика:
Къаллайды? Жалгъау -ды, -ди, -ду, дю (Какой? Аффикс -ды, -ди, -ду, дю).
Базыкъ ачыкъла: а, ы, о, у, я
(Твердые гласные: а, ы, о, у, я).
Принадлежность
в
1-м
лице
единственного числа. Аффиксы -ым,
-им, -ум, -юм. Тилек: берчи
(Выражение
просьбы:
дай,
пожалуйста).
Къаллай? – Какой? (цвет)
Затны тюрлю-тюрлю ышанларын
кёргюзтген
сёзле
(Слова,
обозначающие разные признаки
предметов).
Суратлагъа къарап ишлеу (Работа по
картинкам).
Грамматика:
Хапарчы жалгъау-ды, -ди, -ду, -дю.
(Аффиксы сказуемого -ды, -ди, -ду, дю).
Къаллай? Къаллайды? – Какой?
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Грамматика:
Слова,
близкие
по
значению
(синонимы).
Слова,
противоположные
по
значению (антонимы).
Сан – Число
Соруу: Ненча? (Вопрос: Сколько?)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

помощью изученных
аффиксов.
Определение
принадлежности в 1,
2, 3 лице.
Определение
признака предмета.
Различение
слов,
обозначающих
признак предмета от
слов, обозначающих
действие
и
предметы.
Правильное
произношение
числительных.
Выполнение
проектной работы по
теме «Мое любимое
животное».
Обобщение
и
закрепление
пройденного
материала.

Грамматика:
Соруу: Ненчанчы? (Вопрос: Который
по счету?).
Жалгъау -нчы, -нчи, -ынчы, -инчи, унчу, -юнчю (Аффиксы -нчы, -нчи, ынчы, -инчи, -унчу, -юнчю).

66

67

68

69

70

71

Словарный диктант
Нени билдик? Неге юйрендик? –
Что (мы) узнали? Чему (мы)
научились?
Ётген темаланы къайтарыу эм
бегитиу (Обобщение и закрепление
пройденного материала).
Тестирование
Кёгетле – Фрукты
Темагъа кёре сёзле (Лексика по
теме).
Грамматика:
Затны шартын кёргюзтген сёзле
(Слова, обозначающие признаки
предметов).
Жемишле – Ягоды
Темагъа кёре сёзле (Лексика по
теме).
Грамматика:
Затны шартын кёргюзтген сёзле
(Слова, обозначающие признаки
предметов).
Тахта кёгетле – Овощи
Темагъа кёре сёзле (Лексика по
теме).
Грамматика:
Затны шартын кёргюзтген сёзле
(Слова, обозначающие признаки
предметов).
Бизни бахчада – В нашем огороде
Темагъа кёре сёзле (Лексика по
теме).
Ушакъны орус тилге кёчюрюу
(Перевод диалога на русский язык).
Грамматика:
Затны шартын кёргюзтген сёзле
(Слова, обозначающие признаки
предметов).
Къаллай? – Какой? Вкусовые

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

72

73

74

75

76

77

78

79

80

качества предметов
Лексика по теме.
Грамматика:
Затны ёлчемин, татыуун кёргюзтген
сёзле (Слова, обозначающие размер,
вкусовые признаки предметов).
Юй жаныуарла – Домашние
питомцы
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текст бла ишлеу (Работа по тексту).
Грамматика:
Сёзде к тауушну г тауушха ётгени
(Чередование к – г в словах).
Юй хайыуанланы балалары –
Детеныши домашних животных
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Грамматика:
Жалгъау -ды, -ди, -ду, -дю (Аффиксы
-ды, -ди, -ду, -дю).
Юй къанатлыланы балалары –
Птенцы домашних птиц
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Проект иш «Мени сюйген юй
жаныуарым» – Проектная работа
«Мое любимое животное»
Зоопаркда – В зоопарке
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратха кёре ишлеу (Работа по
картинке).
Текстни кеси сёзлери бла айтыу
(Пересказ текста).
Къанатлыла – Птицы
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам).
Таулу ашла – Балкарская кухня
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Ичгиле – Напитки
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Юй адырла – Посуда
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратха кёре ишлеу (Работа по
картинке).

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

81

82

83

84

85

Грамматика:
Сан (Число). Соруу: Ненча? (Вопрос:
Сколько?).
Мен не ашны сюеме – Какое блюдо
я люблю
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Грамматика:
Ишни кёргюзтген сёз угъайлагъан
формада (жаратама – жаратмайма,
сюеме – сюймейме) (Отрицание
(нравится – не нравится, люблю – не
люблю).
Шахарда – В городе
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Магъаналары бир бирге чюйре
келген
сёзле
(Слова
с
противоположными
значениями
(антонимы).
Грамматика:
Соруу: Къаллай? (Вопрос: Какой?)
Орам – Улица
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Улоу – Транспорт
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Грамматика:
Ишни халын кёргюзтген сёзле
(Слова,
обозначающие
способ
действия
(наречия)
(без
терминологии).
Мени Ата журтум – Моя родина
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Жер-суу
атла
(Лексика,
обозначающая
географические
названия).
Грамматика:
Жер-суу атлада уллу харф (Заглавная
буква в названиях местностей, рек
(топонимах) (без использования

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

терминологии).
86

87

88

89

90

91

92

Юс кийимле – Одежда
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту).
Грамматика:
Ишни кёргюзтген сёз угъайлагъан
формада (киерге сюеме – киерге
сюймейме) (Отрицание (люблю
надевать – не люблю надевать)).
Баш кийимле – Головные уборы
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Соруулагъа жууап бериу (Ответы на
вопросы).
Аякъ кийим (Обувь)
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Айтымланы толтуруу (Дополнение
предложений).
Миллет кийимле – Национальная
одежда
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы).
Жылны кезиулери. Кюз арты –
Времена года. Осень
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы).
Бирча магъаналы сёзле (Слова с
близкими значениями (синонимы).
Грамматика:
Ишни шартын кёргюзтген сёзле
(Слова, обозначающие признаки
действия
(наречия)
(без
использования терминологии).
Алтын кюз (Золотая осень)
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы).
Къыш. Жангы жыл – Зима. Новый
год
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам). Соруулагъа жууап бериу

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

(Ответы на вопросы).
Магъаналары чюйре келген сёзле
(Слова
с
противоположными
значениями (антонимы).
93 Жаз башы – Весна
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы).
94 Жай – Лето
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Суратлагъа кёре ишлеу (Работа по
картинкам). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы).
Грамматика:
Айырыучу
сёз
«огъесе»
(Разделительное слово «или»).
95- Жай
каникулла
–
Летние
96 каникулы
Темагъа лексика (Лексика по теме).
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту). Суратха кёре ишлеу (Работа
по картинке). Соруулагъа жууап
бериу (Ответы на вопросы).
Словарный диктант
97 Жомакъ – Сказка
Текстге кёре ишлеу (Работа по
тексту). Соруулагъа жууап бериу
(Ответы на вопросы). Жомакъны
кеси сёзлери бла айтыу (пересказ
сказки своими словами).
98- Нени билдик? Неге юйрендик? –
99 Что (мы) узнали? Чему (мы)
научились?
Ётген темаланы къайтарыу эм
бегитиу (Обобщение и закрепление
пройденного материала).
Тестирование

1 ч.

1 ч.

2 ч.

1 ч.

2 ч.

Календарно-тематическое планирование курса
«Балкарский язык» 1 класс
№
Тема урока
Ко Дата урока
Форма контроля
урока
лПо
Факт
во плану ическ
час
и
ов
по
тем
е
Раздел 1. Танышыу – Знакомство (13 часов)
1
Саламлашыу –
1
Фронтальный
Приветствие
2
Затла – Предметы
1
устный опрос
3
Санайыкъ – Давайте
1
групповой
считать
4
Ненча? – Сколько?
1
тест
5
Мениюйюрюм – Моя
1
Индивидуальный
семья
6
Аш-азыкъ – Продукты,
1
фронтальный
еда
7
Не этеди? – Что делает?
1
головоломки
8
Юйхайыуанла –
1
Индивидуальный
Домашние животные
9
Тюрсюнле – Цвета
1
Фронтальный
10
Юй къанатлыла –
1
устный опрос
Домашние птицы
11
Кийик жаныуарла –
1
групповой
Дикие животные
12
Илляула – Игрушки
1
тест
13
Нени билдик? Неге
1
Индивидуальный
юйрендик?
Раздел 2. Харфланы билейик – Познакомимся с буквами (39
часов)
14
А харф
1
головоломки
15
Л харф
1
Индивидуальный
16
17

Н харф
М харф

1
1

Фронтальный
устный опрос

1
1
1
1

групповой
тест
Индивидуальный
фронтальный

22
23

Т харф
Ы харф
Д харф
У харф Ухарф. Къысха [у]
таууш
Б харф
П харф

1
1

головоломки
Индивидуальный

24
25
26
27
28
29
30
31

Х харф
И харф
Й харф
Р харф
Ш харф
Е харф
Э харф
Г харф

1
1
1
1
1
1
1
1

Фронтальный
устный опрос
групповой
тест
Индивидуальный
фронтальный
головоломки
Индивидуальный

32
33
34
35
36
37
38
39

Гъхарф
О харф
С харф
К харф
Къхарф
Юхарф
Юхарф. [й+у] тауушла
Ч харф

1
1
1
1
1
1
1
1

Фронтальный
устный опрос
групповой
тест
Индивидуальный
фронтальный
Головоломки
Индивидуальный

40
41
42
43
44
45
46
47

Зхарф
Жхарф
Ё харф
Нгхарф
ъ харф
ь харф
Я харф
Щ харф

1
1
1
1
1
1
1
1

Фронтальный
устный опрос
групповой
тест
Индивидуальный
фронтальный
головоломки
Индивидуальный

48
49
50
51

Цхарф
В харф
Ф харф
Проект иш. Малкъар
тилни алфавити

1
1
1
1

Фронтальный
устный опрос
групповой
тест

18
19
20
21

Нени билдик? Неге
1
юйрендик?
Раздел 3. Бизокъуй билебиз – Мы умеем читать (46 часов)
53
Бизокъуучулабыз – Мы
1
школьники
54
Школда – В школе
1
52

55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

74

Индивидуальный

головоломки
Индивидуальный

Окъуукерекле –
Школьные
принадлежности
Къайда? Къайдады? –
Где? Где находится?
Мени юйюм – Мой дом
Мени юйюрюм – Моя
семья
Барыбыз да юйдебиз –
Мы все дома
Мени саным-чархым –
Моё тело
Илляула – Игрушки
Къаллайды? – Какой?

1

Фронтальный

1

устный опрос

1
1

Индивидуальный
Индивидуальный

1

Индивидуальный

1

фронтальный

1
1

Индивидуальный
Фронтальный

Къаллай? – Какой?
Къаллай? Къаллайды? –
Какой?
Сан – Число
Нени билдик? Неге
юйрендик?
Кёгетле – Фрукты
Жемишле – Ягоды
Тахта кёгетле – Овощи
Бизнибахчада – В нашем
огороде
Къаллай? – Какой?
Юйжаныуарла –
Домашние питомцы
Юйхайыуанланыбалалары
– Детёныши домашних
животных
Юйкъанатлыланыбалалар

1
1

Фронтальный
устный опрос

1
1

Групповой
тест

1
1
1
1

Индивидуальный
Фронтальный
головоломки
Индивидуальный

1
1

Фронтальный
устный опрос

1

групповой

1

тест

75
76

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

90
91
92
93
94
95
96
97
98-99

ы
Птенцы домашних птиц
Проект иш.
Менисюйгенюйжаныуары
м
Зоопаркда – В зоопарке
Къанатлыла – Птицы
Таулуашла – Балкарская
кухня
Ичгиле – Напитки
Юй адырла – Посуда
Мен не ашны сюеме –
Какое блюдо я люблю
Шахарда – В городе
Орам – Улица
Улоу – Транспорт
МениАтажуртум – Моя
Родина
Юс кийимле – Одежда
Аякъкийим – Обувь
Миллет кийимле –
Национальная
одежда
Жылны кезиулери –
Времена года
Кюз арты – Осень
Алтын кюз – Золотая
осень
Къыш. Жангы жыл –
Зима. Новый год
Жазбашы – Весна
Жай – Лето
Жай солуу кюнле –
Летние каникулы
Ётюрюкчю. Жомакъ
Нени билдик? Неге
юйрендик?

1
1

Индивидуальный
фронтальный

1
1

Головоломки
Устный опрос

1

Фронтальный

1
1
1

устный опрос
Индивидуальный
Индивидуальный

1
1
1
1

Индивидуальный
фронтальный
Фронтальный
Фронтальный

1
1
1

Индивидуальный
устный опрос
групповой

1

тест

1
1

Индивидуальный
фронтальный

1

Тест

1
1
1

Индивидуальный
Фронтальный
устный опрос

1
2

групповой
Групповой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».