РП ВД Грамотный читатель 3б кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок,
д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.12 18:24:23 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 3б класса
Автор: Сухинина Дарья Александровна – учитель начальных классов

НАЛЬЧИК 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» для 3 класса составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, а также примерной программы начального общего образования и авторской
программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» /
сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования
авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др.
Общая характеристика курса
Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного
процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных,
предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге
на всестороннее развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих
интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО
смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое
чтение, как осмысление цели чтения общеучебное универсальное действие: «...смысловое
чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного публицистического и официально-делового стилей, понимание
и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной
деятельности вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание
текста, его смысл.
Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей
ступени – письменной.
Цели и задачи курса
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» – формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка
смыслового чтения текстов различных видов, жанров, стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и
техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных
слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную,
то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти
процессы имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное
развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной
учебной деятельности.

Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и
предполагает несколько этапов:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их
внешность,
речевая
характеристика,
поступки,
их
мотивы),
определение
последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на
контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над
художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности: как те
или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу,
направленную на развитие:
- дыхания;
-артикуляционного аппарата;
- дикции;
-интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по
курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» – внеурочная
деятельность познавательной направленности.
Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды
деятельности детей – познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
-познавательные беседы;
-познавательные игры;
-дискуссии;
-дидактический театр;
-экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.).
3. Проблемно-ценностное общение:
дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение,
чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится
сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были
записаны профессиональными актерами с соблюдением всех необходимых условий,
определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и
групповой работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и
RISA.
Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения с
программой «Школа России».
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 3 класса.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю.
Всего программа содержит 34 часа.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
Примерной программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося.
2. Планируемые результаты освоения программы курса
3 год обучения
•

Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью.
Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты,
соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам
чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).

•

Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал,
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ
примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе
проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно

определять тему под руководством взрослого главную мысль прочитанного или
прослушанного произведения.
•

Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

•

Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).

•

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.

•

Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно
определять критерии для сравнения.

•

Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение,
эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные
средства языка в собственном высказывании.

•

Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.

Место предмета в учебном плане. Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы
и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю). Учитель может варьировать, чередовать
последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
3.

Содержание программы

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание
этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их
единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил
речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании
авторский замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,

научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических
умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми,
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих
понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования.
Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой
деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных
форм интерпретации текста.

4. Учебный план «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»
(34 ч.)

№ п/п Наименование раздела

Количество
часов

1.

Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «1 сентября».

1

2.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся
к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».

2

3.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».

4

4.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л.
Пантелеева «Главный инженер».

2

5.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Птица-болтунья».

2

6.

Китайская сказка «Олени и пес».

1

7.

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».
Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».

3

8.

Занятие в компьютерном классе.

1

9.

Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

3

10.

Экскурсия в библиотеку.

1

11.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

3

12.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

2

13.

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

1

14.

Учебный текст « Как определить падеж имени
существительного?» Готовимся к постановке рассказа
«Падежи Юры Сережкина».

3

15.

Рассказ Н. Носова «Заплатка».

1

16.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова
«Заплатка».

1

17.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения.

2

18.

Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника
«Книгочей» или «Дневника читателя».

1

19.

Итого

34

5. Календарно – тематическое планирование по
функциональной грамотности «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» 3 класс (34 ч.)

№

Тема занятия

п/п

Форма
проведения

Кол-во
часов

1.

Стихотворение А. Усачева «1 сентября». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «1 сентября».

беседа

1

2.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка».
Готовимся к выразительному чтению стихотворения
«Родная песенка».

беседа

1

3.

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка».
Готовимся к выразительному чтению стихотворения
«Родная песенка».

беседа

1

4.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный
инженер».

беседа

1

5.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный
инженер».

беседа

1

6.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный
инженер».

беседа

1

7.

Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный
инженер».

беседа

1

8.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л.
Пантелеева «Главный инженер».

беседа

1

9.

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л.
Пантелеева «Главный инженер».

беседа

1

10.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Птица -болтунья».

беседа

1

11.

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Птица-болтунья».

беседа

1

Дата
По

По

плану

факту

12.

Китайская сказка «Олени и пес».

беседа

1

13.

Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному чтению сказки
«Олени и пес».

беседа

1

14.

Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному чтению сказки
«Олени и пес».

беседа

1

15.

Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному чтению сказки
«Олени и пес».

беседа

1

16.

Занятие в компьютерном классе.

викторина

1

17.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

беседа

1

18.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

беседа

1

19.

Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».

беседа

1

20.

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия путешествие

1

21.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

беседа

1

22.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

беседа

1

23.

Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

беседа

1

24.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

беседа

1

25.

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к
чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».

беседа

1

26.

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».

беседа

1

27.

Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке рассказа Л.
Каминского «Падежи Юры Сережкина».

беседа

1

28.

Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке рассказа Л.
Каминского «Падежи Юры Сережкина».

беседа

1

29.

Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке рассказа Л.
Каминского «Падежи Юры Сережкина».

Урокспектакль

1

30.

Рассказ Н. Носова «Заплатка».

беседа

1

31.

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова
«Заплатка».

беседа

1

32.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Каникулы».

беседа

1

33.

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Каникулы».

беседа

1

34.

Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника
«Книгочей» или «Дневника читателя».

беседа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».