РП ВД умелые ручки 5-6кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Рабочая программа кружка
«Умелые ручки»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 5-6 классов
Автор: Теппеева Халимат Хусеевна – учитель технологии

НАЛЬЧИК 2023

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.11 17:33:33 +03'00'

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности
развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности
характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь
менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только
практическим, но и духовным.
С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только
удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля,
что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления
красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития
детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка.
Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая
практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность
удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в
системе внеурочной деятельности;
3.

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Актуальность программы заключается в том, чтоона позволяет существенно влиять на
трудовое и
эстетическое
воспитание,
рационально
использовать
свободное
время
учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые
распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность
оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют
заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть
включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из
нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.
Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением
элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы,
пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам
безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития
творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Цели кружковой работы:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
-развитие индивидуальных творческих способностей.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:
Обучающие:
-освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
-формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать
художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
-овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;
-развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений
произведений искусства.

при восприятии

Развивающие:
-пробуждать любознательность в
технической эстетики, архитектуры;

области

народного,

декоративно-прикладного

искусства,

-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать
творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
-формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

-развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Умелые ручки» для учащихся 5-6 классов
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, при 34 учебных неделях).
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной
программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
учащегося. Это проявляется:
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
− в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках модулей программы воспитания;
− в возможности комплектования разновозрастных групп, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
• называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства,
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате
созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:
• проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё
предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для
выполнения задания материалов и инструментов;
• учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному
учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
• слушать и понимать речь других.
Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту
начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры
труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных
профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и
проектной деятельности.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие
Работа с нетрадиционными материалами
Поделки из макарон: «Бусы»; Поделки из макарон: «Подставка для карандашей»
Вязание крючком
Основные приемы вязания: вязание цепочек из воздушных петель, столбиков, п/столбиков,
столбиков с накидом; Основные приемы вязания: вязание по спирали, вязание поворотными рядами;
Вывязывание полотен различной формы; Вязание узорного полотна.
Плетение бисером
Цепочки; плоское плетение на проволоке; объемное плетение на проволоке; цветы и листья; Изделие
«Сердечко»; Коллективная работа «Роза»
Работа с нетрадиционными материалами
Композиции из кофейных зёрен: плоская композиция; Композиции из кофейных зёрен: объемная
композиция.
Топиарное искусство
Топиарий - дерево счастья. Виды топиария; Работа по созданию шара - кроны; Работа по созданию
ствола; Работа по украшению шара; Работа по декорированию горшка; Укрепление топиария в
горшке.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п

Разделы, темы

Количество
часов

1.

Работа с
нетрадиционными
материалами

4

2.

Вязание крючком

9

Основное содержание
продвижение детей в
овладении новыми
знаниями, умениями и
навыками по сравнению с
уже приобретенными ранее;
доступность технологии
изготовления каждого
изделия воспитанниками;
возможность занять работой
всех детей.
Из истории вязания
крючком. Знакомство с
различными видами нитей.

Характеристика
деятельности
обучающихся
Анализ свойств
изучаемого материала.
Художественное
конструирование

Правильная постановка
рук при вязании.
Вязание первой петли

3.

4.

Плетение бисером

Работа с
нетрадиционными
материалами

5. Топиарное искусство

8

5

8

Инструменты и материалы,
необходимые для занятий.
Правильный подбор крючка.
Как держать крючок. Первая
петля и цепочка из
воздушных петель.
Просмотр схем образцов
вязания. Петли подъема.
Лицевая и изнаночная
сторона работы.
Демонстрация изделий.
История развития
бисероплетения.
Современные направления
бисероплетения.
Инструменты и материалы,
необходимые для работы.
Организация рабочего
места. Правильное
положение рук и туловища
во время работы. Правила
техники безопасности, ПДД,
ППБ.
Развитие воображения
детей, умение внимательно
вглядываться в природный
мир, окружающий мир,
видеть в природном и
нетрадиционном (бросовом)
материале интересные
объекты, которые можно
совершенствовать путем
составления, соединения
различных частей, при этом
используя разнообразные
инструменты.
Развить воображение,
образное мышление,
интеллект, фантазию,
техническое мышление,
конструкторские
способности, сформировать
познавательные интересы
Самостоятельная
практическая работа
«Кофейный топиарий».
Изготовление изделия по
индивидуальным эскизам.

и цепочка из
воздушных петель
Выбор нитей и крючка.
Вязание шарфика для
куклы. Присоединение
другой нити.
Оформление готового
изделия. Работа над
«почерком»
вязальщицы.
Самостоятельный
выбор изделия.
Зарисовка эскиза,
подбор материалов.

Самостоятельный
выбор изделия.
Зарисовка эскиза,
подбор материалов.
Изготовление изделий
из нетрадиционных
материалов

Процесс изготовления
топиария из кофейных
зерен.
Самостоятельный
выбор изделия.
Зарисовка эскиза,
подбор материалов.
Аккуратность и
точность в работе.
Подготовка экспонатов
для выставки

Индивидуальная помощь со
стороны учителя
Способы декоративной
отделки полученных
изделий. Освоение способов
отделки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Колич
ество
часов

Вводное занятие

1

Форма
проведения

1

Работа с нетрадиционными материалами 3ч
2
3
4

Поделки из макарон: «Бусы»

1

беседа, просмотр
презентации

Поделки из макарон: «Подставка для
карандашей»

2

практическая
работа

1

беседа, просмотр
презентации

Вязание крючком 9ч
5

Основные приемы вязания: вязание цепочек из
воздушных петель, столбиков, п/столбиков,
столбиков с накидом.

6

Основные приемы вязания: вязание по спирали, 1
вязание поворотными рядами.

практическая
работа

7
8

Вывязывание полотен различной формы.

2

практическая
работа

5

практическая
работа

9
13

Вязание узорного полотна.

Плетение бисером 8ч
14
15

Цепочки; плоское плетение на проволоке;
объемное плетение на проволоке; цветы и
листья

2

беседа, просмотр
презентации

16
17

Изделие «Сердечко»

2

практическая
работа

18
21

4
Коллективная работа «Роза»

практическая
работа

2

беседа, просмотр
презентации

Работа с нетрадиционными материалами 5ч
22
23
24
25
26

Композиции из кофейных зёрен: плоская
композиция.
Композиции из кофейных зёрен: объемная
композиция.

3

практическая
работа

Топиарное искусство 8ч
27

Топиарий - дерево счастья. Виды топиария.

1

беседа, просмотр
презентации

Дата проведения
план

факт

28
29

Работа по созданию шара - кроны.

2

практическая
работа

30

Работа по созданию ствола.

1

практическая
работа

31

Работа по украшению шара.

1

практическая
работа

32

Работа по декорированию горшка.

1

практическая
работа

33
34

Укрепление топиария в горшке.

2

практическая
работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».