РП ВД функциональная грамотность 4кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.11 17:34:14 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 4 класса

НАЛЬЧИК 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Функциональная грамотность:
учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к
основной образовательной программе начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психоло¬гические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы
для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность
человека, а также для принятия соответствующих решений.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учение с
увлечением» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа
(при1 часе в неделю). В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской
и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа
результатов.

обеспечивает

достижение

следующих

личностных,

метапредметных

Личностные результаты изучения курса:
− осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
− овладевать начальными навыками адаптации в мире финан¬совых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вы¬числения в области семейных финансов;
− осознавать личную ответственность за свои поступки;
− уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис¬пользуя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
− проявлять познавательную и творческую инициативу;
− принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
− контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
− уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
− оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
− адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
− доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
− слушать и понимать речь других;
− совместно договариваться о правилах работы в группе;
− учиться выполнять различные роли в группе (лидера, испол¬нителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
− способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
− способность различать тексты различных жанров и типов;
− умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
− умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тек¬стов;
− умение составлять речевое высказывание в устной и пись¬менной форме в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

− способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
− способность проводить математические рассуждения;
− способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
− способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
− понимание и правильное использование экономических терминов; представление о
банковских картах;
− умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
− представление о различных банковских услугах;
− проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
− способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознани и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формули¬рования основанных на научных доказательствах выводов;
− способность понимать основные особенности естествозна¬ния как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
− степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
− поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
− результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
− косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно¬познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,

задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа
с графиками, умение пользоваться калькулятором.

№
п/п
1

2

3

4

5-6

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
Основное
Тема
Деятельность школьников
содержание
Блок «Читательская грамотность»
Старинная жен- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова;
- озаглавливать текст;
познавательного
ская одежда
- определять тему;
текста.
- определять главную мысль;
- составлять план в виде вопросов;
- с помощью текста определять название женской
одежды;
- с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
- объяснять значение слова;
- приводить примеры современной женской одежды.
Старинные жен- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова;
- составлять план, используя слова из текста;
познавательного
ские головные
- объяснять значения слов;
текста.
уборы
- определять по описанию названия головных уборов;
- приводить примеры современных головных уборов.
Старинная муж- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью
ская одежда и
словаря;
познавательного
головные уборы текста.
- отвечать на вопросы по тексту;
- вписывать пропущенные слова в текст;
- находить ответ на вопрос в тексте;
- объяснять значение слова;
- оформлять план текста;
- определять с помощью описания название предмета.
Жилище креСодержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
стьянской семьи познавательного
- рассуждать и записывать своё мнение о различии
на Руси
текста.
между предметами;
- отвечать на вопросы по тексту;
- рассуждать, давать определение слова;
- называть элементы оформления избы.
Внутреннее
Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
убранство и
познавательного
- письменно отвечать на вопросы;
предметы обихода текста.
- называть предметы печной утвари;
русской избы
- работать с толковым словарём;
- работать с толкованием слова;
- рассуждать и записывать своё мнение о предложенном
выражении;
- соотносить описание предметов с их рисунками;
- описывать назначение предметов;
- составлять обобщающий план.
История посуды Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
на Руси
познавательного
- соотносить рисунок и его название;
текста.
- работать с толковым словарём;
- рассуждать и записывать ответ на вопрос;
- записывать ответ на вопрос по его началу;
- определять части предмета, называть их;

- определять порядок предложений в тексте;
- дополнять текст по заданному условию.
8

9

10

11

12

Какие деньги
были раньше в
России

Содержание научно- Определять лексическое значение слова с помощью
познавательного
Википедии;
текста.
- называть опорные фразы, с помощью которых можно
дать ответ на вопрос;
- определять тему текста;
- составлять план текста;
- находить информацию в Интернете;
- записывать названия монет в порядке их возрастания;
- указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат
Томат.
- Называть части растения;
- объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
- определять горизонтальный и вертикальный срез;
- указывать количество гнёзд;
- объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
- называть части плода помидора;
- объяснять, что такое пасынок у помидора;
- работать с таблицей.
Болгарский перец Болгарский перец.
- Объяснять, что такое паприка;
- называть части растения;
- рассказывать о строении плода перца;
- определять форму плода перца;
- рассказывать о строении семени перца;
- делать выводы на основе полученной информации.
Картофель
Картофель.
- Называть части растения;
- объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
- объяснять, какой вывод сделали и почему;
- объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
- объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
- объяснять, что такое крахмалистость;
- определять срок созревания картофеля;
- объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
- называть способы размножения картофеля.
Баклажан.
- Называть представителей семейства Паслёновые;
Баклажан. Се- объяснять, что такое соланин;
мейство Паслё- называть благоприятные условия для прорастания
новые
семян;
- определять условия, необходимые для прорастания

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

семени баклажана;
- определять глубину посева семян;
- заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
- Называть части лука;
- называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
- называть этапы выращивания лука;
- наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
- Называть виды капусты;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;

15

16

17

18
-19

20

21

22
23

24

- называть части капусты;
- исследовать капусту в разрезе;
- рассказывать о размножении капусты;
- проводить опыты с цветной капустой.
Горох
Горох.
- Рассказывать о строении гороха;
- рассказывать о строении семени гороха;
- объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
- определять, что горох является холодостойким растением;
- проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать
результаты двух опытов.
Грибы
Грибы.
- Называть части гриба;
- называть виды грибов;
- рассказывать о плесневых грибах;
- называть грибы-невидимки;
- проводить опыт по выращиванию плесени;
- называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
- Выбрать тему для творческой работы;
Творческая работа По выбору.
- выполнять творческую работу;
- представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Потребительская Состав потреби- Объяснять на доступном для четвероклассника уровне,
корзина
что такое «потребительская корзина»;
тельской корзины.
- понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
- объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
- объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Прожиточный
Назначение прожи- - Понимать значение и правильно использовать терминимум
точного минимума. мины «прожиточный минимум», «минимальный размер
оплаты труда»;
- объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
- объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума в разных регионах нашей страны;
- объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей
страны.
Инфляция
Инфляция.
- Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
- анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
- называть уровни инфляции;
- понимать значение инфляции для экономики.
Распродажи,
Акции, распродажа, - Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа»,
скидки, бонусы
скидки, бонусы,
«программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
кешбэк.
- понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
- понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
- формировать навыки грамотного покупателя.
БлаготвориБлаготворительность.
- Понимать значение и правильно использовать термины
тельность
«благотворительность», «благотворительный фонд»;

25

26

27
28

29

30

31
32

33

34

- называть группы населения, которые могут нуждаться
в благотворительной помощи;
- объяснять необходимость оказания благотворительной
помощи тем, кто в ней нуждается.
Страхование
Виды страхования.
- Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
- называть виды страхования;
- называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
В бассейне
Расписание занятий, - Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
выгодная покупка.
- решать задачи на определение стоимости покупки;
- определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
- решать задачи на определение скорости плавания;
- решать логические задачи.
Делаем ремонт
Смета ремонта, расчёт - Понимать, что такое «смета»;
- решать задачи на расчёт количества необходимого
стоимости строительных материалов. материала для ремонта кухни;
- решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни;
- читать простые чертежи и наносить на них известные
размеры.
Праздничный торт Рецепт торта, задачи - Работать с таблицами;
- подсчитывать стоимость продуктов для торта;
на тройку величин
- определять, какие продукты выгоднее купить для того,
«цена, количество,
чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление
стоимость».
торта;
- сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Обустраиваем
Расходы на обу- Читать простой чертеж и определять его масштаб;
участок
- находить площадь и периметр участка и построек на
стройство участка,
площадь и периметр нём;
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Поход в кино
Расходы на поход в - Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
кино.
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Отправляемся в Расходы на путеше- - Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
путешествие
ствие.
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Творческая работа
- Понимать значение и правильно использовать фиСоставляем сло- Понятия по финанварик по финан- совой грамотности, нансовые термины;
- иллюстрировать изученные понятия;
совой грамотности изученные в 1-4
- составлять математические задачи с изученными
классах.

финансовыми терминами;
- работать самостоятельно и в парах;
- планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема

Колво
часов

Форма проведения занятий

1

Старинная женская
одежда

1

2

Старинные женские
головные уборы

1

3

Старинная мужская
одежда и головные уборы
Жилище крестьянской
семьи на Руси
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
История посуды на Руси

1

Чтение,обсуждение, работа с
иллюстрированными
книгами.Устный опрос.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы
Практические упражнения
Доклады,видеоуроки

1

Видеоуроки, презентации

1

Видеоуроки, презентации

1

Практические упражнения

1

1

9

Какие деньги были раньше
в России
Томат

Беседа,презентация,
рассуждение,
анкетирование
Видеоуроки, презентации,
беседа,рассуждение

10

Болгарский перец

1

11

Картофель

1

12

Баклажан. Семейство
Паслёновые

1

13

Лук

1

14

Капуста

1

15

Горох

1

16

Грибы

1

17
18
-19

Творческая работа
Потребительская корзина

1
2

4
5

6

7

8

1

Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Видеоролики,
чтение,прослушивание,
обсуждение.
Практические упражнения
Видеоуроки, презентации

Календарные
сроки
План Факт

20

Прожиточный
минимум

1

21

Инфляция

22

Распродажи, скидки,
бонусы

1
2

23
24

Мини-исследование,работа с
таблицами расходов
родителей за неделю
Видеоуроки, презентации
Мини-исследование,
работа с таблицами,
диаграмма связей.

Благотворительность
Страхование
В бассейне

1

Финансовый бой

1
1

27
28
29

Делаем ремонт

2

Праздничный торт

1

30

Обустраиваем участок

1

Клуб любознательных
Игры,головоломки,
логические задачи
Работа с таблицей
наблюдений
Рассказ,отчет,репортаж,
работа с таблицей
Деловая игра

31
32
33

Поход в кино

2

Круглый стол

Отправляемся в
путешествие
Составляем словарик по
финансовой грамотности

1

Мозговой штурм

1

Практические упражнения

25
26

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».