Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2023г «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ «Санаторно-лесная школа» _____________Джаппуева Л.Х. Приказ № 158 от 29.08.2023г ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.11 17:34:14 +03'00' Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» Вид программы: модифицированный Срок реализации: 1 год Количество часов в неделю: 1 час Адресат: обучающиеся 4 класса НАЛЬЧИК 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Функциональная грамотность: учение с увлечением» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психоло¬гические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учение с увлечением» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при1 часе в неделю). В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа результатов. обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных Личностные результаты изучения курса: − осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; − овладевать начальными навыками адаптации в мире финан¬совых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вы¬числения в области семейных финансов; − осознавать личную ответственность за свои поступки; − уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: − − − − − − − − − Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис¬пользуя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: − проявлять познавательную и творческую инициативу; − принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; − контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; − уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; − оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: − адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; − доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); − слушать и понимать речь других; − совместно договариваться о правилах работы в группе; − учиться выполнять различные роли в группе (лидера, испол¬нителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: − способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; − способность различать тексты различных жанров и типов; − умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; − умение задавать вопросы по содержанию прочитанных тек¬стов; − умение составлять речевое высказывание в устной и пись¬менной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: − способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; − способность проводить математические рассуждения; − способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; − способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: − понимание и правильное использование экономических терминов; представление о банковских картах; − умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; − представление о различных банковских услугах; − проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: − способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознани и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формули¬рования основанных на научных доказательствах выводов; − способность понимать основные особенности естествозна¬ния как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: − степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; − поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; − результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; − косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Читательская грамотность (занятия 1-8): научно¬познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. № п/п 1 2 3 4 5-6 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Основное Тема Деятельность школьников содержание Блок «Читательская грамотность» Старинная жен- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова; - озаглавливать текст; познавательного ская одежда - определять тему; текста. - определять главную мысль; - составлять план в виде вопросов; - с помощью текста определять название женской одежды; - с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; - объяснять значение слова; - приводить примеры современной женской одежды. Старинные жен- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова; - составлять план, используя слова из текста; познавательного ские головные - объяснять значения слов; текста. уборы - определять по описанию названия головных уборов; - приводить примеры современных головных уборов. Старинная муж- Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью ская одежда и словаря; познавательного головные уборы текста. - отвечать на вопросы по тексту; - вписывать пропущенные слова в текст; - находить ответ на вопрос в тексте; - объяснять значение слова; - оформлять план текста; - определять с помощью описания название предмета. Жилище креСодержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью словаря; стьянской семьи познавательного - рассуждать и записывать своё мнение о различии на Руси текста. между предметами; - отвечать на вопросы по тексту; - рассуждать, давать определение слова; - называть элементы оформления избы. Внутреннее Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью словаря; убранство и познавательного - письменно отвечать на вопросы; предметы обихода текста. - называть предметы печной утвари; русской избы - работать с толковым словарём; - работать с толкованием слова; - рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; - соотносить описание предметов с их рисунками; - описывать назначение предметов; - составлять обобщающий план. История посуды Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с помощью словаря; на Руси познавательного - соотносить рисунок и его название; текста. - работать с толковым словарём; - рассуждать и записывать ответ на вопрос; - записывать ответ на вопрос по его началу; - определять части предмета, называть их; - определять порядок предложений в тексте; - дополнять текст по заданному условию. 8 9 10 11 12 Какие деньги были раньше в России Содержание научно- Определять лексическое значение слова с помощью познавательного Википедии; текста. - называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; - определять тему текста; - составлять план текста; - находить информацию в Интернете; - записывать названия монет в порядке их возрастания; - указывать названия современных денег. Блок «Естественно-научная грамотность» Томат Томат. - Называть части растения; - объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; - определять горизонтальный и вертикальный срез; - указывать количество гнёзд; - объяснять, почему плоды у помидора - это ягода; - называть части плода помидора; - объяснять, что такое пасынок у помидора; - работать с таблицей. Болгарский перец Болгарский перец. - Объяснять, что такое паприка; - называть части растения; - рассказывать о строении плода перца; - определять форму плода перца; - рассказывать о строении семени перца; - делать выводы на основе полученной информации. Картофель Картофель. - Называть части растения; - объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; - объяснять, какой вывод сделали и почему; - объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; - объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; - объяснять, что такое крахмалистость; - определять срок созревания картофеля; - объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; - называть способы размножения картофеля. Баклажан. - Называть представителей семейства Паслёновые; Баклажан. Се- объяснять, что такое соланин; мейство Паслё- называть благоприятные условия для прорастания новые семян; - определять условия, необходимые для прорастания 13 Лук Лук. 14 Капуста Капуста. семени баклажана; - определять глубину посева семян; - заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. - Называть части лука; - называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; - называть этапы выращивания лука; - наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. - Называть виды капусты; - отвечать на вопросы по содержанию текста; 15 16 17 18 -19 20 21 22 23 24 - называть части капусты; - исследовать капусту в разрезе; - рассказывать о размножении капусты; - проводить опыты с цветной капустой. Горох Горох. - Рассказывать о строении гороха; - рассказывать о строении семени гороха; - объяснять, почему горох обладает взрывной силой; - определять, что горох является холодостойким растением; - проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. Грибы Грибы. - Называть части гриба; - называть виды грибов; - рассказывать о плесневых грибах; - называть грибы-невидимки; - проводить опыт по выращиванию плесени; - называть грибы-паразиты. Творческое занятие - Выбрать тему для творческой работы; Творческая работа По выбору. - выполнять творческую работу; - представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» Потребительская Состав потреби- Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, корзина что такое «потребительская корзина»; тельской корзины. - понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; - объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; - объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. Прожиточный Назначение прожи- - Понимать значение и правильно использовать терминимум точного минимума. мины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; - объяснять, на что влияет прожиточный минимум; - объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; - объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. Инфляция Инфляция. - Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; - анализировать данные, представленные в виде гистограммы; - называть уровни инфляции; - понимать значение инфляции для экономики. Распродажи, Акции, распродажа, - Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», скидки, бонусы скидки, бонусы, «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; кешбэк. - понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; - понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; - формировать навыки грамотного покупателя. БлаготвориБлаготворительность. - Понимать значение и правильно использовать термины тельность «благотворительность», «благотворительный фонд»; 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 - называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; - объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. Страхование Виды страхования. - Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; - называть виды страхования; - называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» В бассейне Расписание занятий, - Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; выгодная покупка. - решать задачи на определение стоимости покупки; - определять, какая из двух покупок является более выгодной; - решать задачи на определение скорости плавания; - решать логические задачи. Делаем ремонт Смета ремонта, расчёт - Понимать, что такое «смета»; - решать задачи на расчёт количества необходимого стоимости строительных материалов. материала для ремонта кухни; - решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; - читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. Праздничный торт Рецепт торта, задачи - Работать с таблицами; - подсчитывать стоимость продуктов для торта; на тройку величин - определять, какие продукты выгоднее купить для того, «цена, количество, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление стоимость». торта; - сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Обустраиваем Расходы на обу- Читать простой чертеж и определять его масштаб; участок - находить площадь и периметр участка и построек на стройство участка, площадь и периметр нём; - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Поход в кино Расходы на поход в - Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; кино. - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Отправляемся в Расходы на путеше- - Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; путешествие ствие. - решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; - использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Творческая работа - Понимать значение и правильно использовать фиСоставляем сло- Понятия по финанварик по финан- совой грамотности, нансовые термины; - иллюстрировать изученные понятия; совой грамотности изученные в 1-4 - составлять математические задачи с изученными классах. финансовыми терминами; - работать самостоятельно и в парах; - планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема Колво часов Форма проведения занятий 1 Старинная женская одежда 1 2 Старинные женские головные уборы 1 3 Старинная мужская одежда и головные уборы Жилище крестьянской семьи на Руси Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы История посуды на Руси 1 Чтение,обсуждение, работа с иллюстрированными книгами.Устный опрос. Библиотечные уроки; Деловые беседы Практические упражнения Доклады,видеоуроки 1 Видеоуроки, презентации 1 Видеоуроки, презентации 1 Практические упражнения 1 1 9 Какие деньги были раньше в России Томат Беседа,презентация, рассуждение, анкетирование Видеоуроки, презентации, беседа,рассуждение 10 Болгарский перец 1 11 Картофель 1 12 Баклажан. Семейство Паслёновые 1 13 Лук 1 14 Капуста 1 15 Горох 1 16 Грибы 1 17 18 -19 Творческая работа Потребительская корзина 1 2 4 5 6 7 8 1 Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Видеоролики, чтение,прослушивание, обсуждение. Практические упражнения Видеоуроки, презентации Календарные сроки План Факт 20 Прожиточный минимум 1 21 Инфляция 22 Распродажи, скидки, бонусы 1 2 23 24 Мини-исследование,работа с таблицами расходов родителей за неделю Видеоуроки, презентации Мини-исследование, работа с таблицами, диаграмма связей. Благотворительность Страхование В бассейне 1 Финансовый бой 1 1 27 28 29 Делаем ремонт 2 Праздничный торт 1 30 Обустраиваем участок 1 Клуб любознательных Игры,головоломки, логические задачи Работа с таблицей наблюдений Рассказ,отчет,репортаж, работа с таблицей Деловая игра 31 32 33 Поход в кино 2 Круглый стол Отправляемся в путешествие Составляем словарик по финансовой грамотности 1 Мозговой штурм 1 Практические упражнения 25 26 34