РП ВД Функциональная грамотность 5 класс

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.12 18:22:15 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 5 классов
Автор: Абидова Римма Исмеловна

НАЛЬЧИК 2023

Пояснительная записка
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
2. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного общего образования (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
года № 1897) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от
29.12.2014 N 1644"О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N
1897
"Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования)";
3. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
от 12 мая 2011 г. № 03–2960
Актуальность курса определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед
личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и
социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно
уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных
задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять,
интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с
разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою
деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с
другими, действовать в ситуации неопределенности.
Основной целью курса является формирование функционально
грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи программы:
− развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных)
и
эффективных
(действенных,
результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или

эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
− развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни (финансовая грамотность);
− развитие способности формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах; включать математические
рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и
инструменты для описания, объяснения и предсказания явления;
понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному
и
размышляющему
гражданину
(математическая
грамотность);
− развитие способности критически рассматривать с различных точек
зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать,
каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная
грамотность» рассчитана на один год. Согласно учебному плану ОО на
освоение данного курса отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделях
составляет 34 часа в год
Программа «Функциональная грамотность» предназначена для
организации внеурочной деятельности в 5-х классах на уровне основного
общего образования
по общеинтеллектуальному направлению развития
личности.

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты будут сформированы:
• формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных
ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний;
• оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали
и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты
• находит и извлекает информацию в различном контексте;
• объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
• анализирует и интегрирует полученную информацию;
• формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её; • делает
выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
результаты обучающийся научится:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных
ситуациях для решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
• находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм,
представленных как на бумажных, так и электронных носителях,
используя тексты различные по оформлению, стилистике, форме и в
различном контексте;
• применять полученные предметные знания для решения разного рода
проблем и практических задач;
• формулировать проблему на основе анализа ситуации;
• анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными
способами анализа информации и ее интеграции в единое целое;
• оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания;
• интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном
контексте лично значимой, национальной или глобальной ситуации,
проблемы;
• оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать
различные пути их решения.
Реализация курса предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация
программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
№
п/п

1

Содержание курса
(реферативное описание
разделов и тем программы
курса)
Введение.
Обсуждение понятий
«функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности
(читательская,
математическая,
естественно-научная,
финансовая грамотность,
глобальные компетенции,
креативное мышление).

Формы организации
учебных занятий

Характеристика видов
деятельности обучающихся

Игры и упражнения,
помогающие объединить
участников программы,
которые будут посещать
занятия. Беседа, работа в
группах, планирование
работы

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление
быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству. Сформировать
внутреннюю позицию
личности как особого
ценностного отношения к
себе, окружающим людям и
жизни в целом. Сформировать установку на активное
участие в решении практических задач,
Соотносить визуальное
изображение с вербальным
текстом. Понимать
фактологическую
информацию
Использовать информацию
из текста для
решения практической
задачи.
Интегрировать и
интерпретировать
информацию,
представленную в
разной форме и в разных
частях текста. Выявление
роли визуальных объектов
для понимания сплошного
текста
Получение выводов на
основе интерпретации
данных (графических,
чисовых), построение
рассуждений. Объяснение
явлений с использованием
Приобретенных знаний.
Анализ результатов
экспериментов (описанных
или роведенных
самостоятельно).
Совместное чтение текста

2

Модуль: Читательская
грамотность. «Читаем,
соединяем текстовую и
графическую
информацию»
Путешествуем и познаем
мир. Путешествие по России.
Работаем над проектом
(Школьная жизнь). Хотим
участвовать в конкурсе. По
страницам биографий.
Великие люди нашей страны.
Мир моего города. Человек и
технический прогресс.

Работа в группах, Играрасследование. Деловая
игра. Самостоятельное
выполнение работы с
последующим
обсуждение ответов на
задания

3

Модуль: Естественнонаучная грамотность
«Наука рядом»
Мои увлечения. Растения и
животные в нашей жизни.
Загадочные явления.

Работа индивидуально
или в парах.
Обсуждение результатов
выполнения заданий.
Презентация
Результатов
исследования.

4

Модуль: Креативное

Работа индивидуально

5

мышление «Учимся
мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее
представление о
креативности. Знакомство с
содержательными и
тематическими областями.
Выдвижение разнообразных
идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их
доработка. Нестандартные
идеи. Креативные идеи. От
выдвижения до доработки
идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на
основе комплексного
задания. Диагностика и
рефлексия. Самооценка.
Выполнение итоговой
работы.
Модуль: Математическая
грамотность «Математика
в повседневной жизни»
Путешествия и отдых.
Развлечение и хобби.
Транспорт. Здоровье.
Домашнее хозяйство

или в парах.
Обсуждение результатов
выполнения заданий.
Презентация
Результатов
исследования.
Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
основных требований.
Выдвижение идей и
обсуждение пр
чин, по которым
требуется проявлять
беглость мышления, гибкость и разнообразие
мышления.

заданий. Маркировка текста
с целью выделения
главного. Совместная
деятельность
по анализу предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и
обсуждение различных
способов проявления
креативности:
-самовыражение с
помощью текстов,
рисунков, мимики и
пластики, танца и др.
- решение проблем
социального и научного
характера.

Беседа, групповая
работа,
индивидуальная работа

Извлекать анализировать,
интерпретировать
информацию (из текста,
таблицы,
диаграммы), Распознавать
математические объекты,
(числа, величины, фигуры),
Описывать ход и
результаты действий,
Предлагать и обсуждать
способы решения,
Прикидывать, оценивать,
вычислять результат,
Устанавливать и
использовать зависимости
между величинами,
данными, Читать,
представлять, сравнивать
математические объекты
(числа, величины, фигуры),
Применять правила,
свойства (вычислений,
нахождения результата),
Применять приемы
проверки результата,
Интерпретировать ответ,
данные, Выдвигать и
обосновывать гипотезу,
Формулировать обобщения
и выводы, Распознавать
истинные и ложные

высказывания об объектах,
Строить высказывания,
Приводить примеры и
контр примеры, Выявлять
сходства и различия
объектов, Измерять
объекты, Моделировать
ситуацию математически.
Планировать
ход решения задачи в 2-3
действия.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания.
Финансовая грамотность:
Финансы.
Финансовая выгода.
Финансовый риск.
Финансовое планирование

6

Модуль: Финансовая
грамотность «Школа
финансовых решений»
Собираемся за покупками:
что важно знать. Делаем
покупки: как правильно
выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем,
умеем, практикуем. Самое
главное о правилах
поведении грамотного
покупателя. «Деньги - не
щепки, счетом крепки»

Решение ситуативных и
проблемных задач.
Беседа. Дискуссия.
Проект. Игра.

7

Модуль: Глобальные
компетенции «Роскошь
общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать
и знакомимся с
глобальными проблемами»

Беседа, обсуждение ,
игровая деятельность,
решение познавательных
задач и разбор ситуаций

Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения о взаимодействии в
школьном коллективе.
Объяснять причины
возникновения
конфликтных ситуаций в
школьном коллективе.
Обосновывать способы их
решения. Описывать
ситуации проявления
глобальных проблем на
местном (локальном)
уровне. Оценивать влияние
глобальных проблем на
жизнь каждого человека, на
развитие общества.

Групповая работа

Оценивать результаты
своей
деятельности.
Аргументировать и
обосновывать свою

Мы умеем дружить.
Общаемся с
одноклассниками и живем
интересно. Какие проблемы
называют глобальными? Что
значит быть глобально
компетентным? Можем ли
мы решать глобальные
проблемы? Начинаем
действовать . Идея: на
материале заданий
«Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой
грамотностью по теме
«Покупки»
8

Подведение итогов.
Самооценка
результатов
деятельности на
занятиях. Подготовка к

итоговому занятию

9

Итоговое занятие.
Демонстрация итогов
внеурочных занятий по ФГ
(открытое мероприятие для
школы и родителей).

Театрализованное
представление,
фестиваль, выставка
работ

позицию. Осуществлять
сотрудничество со
сверстниками. Учитывать
разные мнения.
Решение практических
задач, успешное
межличностного общение в
совместной деятельности,
активное участие в
коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Просмотр слайд- шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами и
детьми во время занятий.
Благодарности друг другу
за совместную работу.

Раздел 3. Тематическое планирование
№
п/п

Название
раздела

Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной
грамотности (читательская,
математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции, креативное мышление).
Путешествуем и познаем мир.
Путешествие по России. Работаем
над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. По
страницам биографий. Великие
люди нашей страны. Мир моего
города. Человек и технический
прогресс.

1

В том числе
Теория Практи
ка
1
0

5

1

4

Модуль:
Естественнонаучная
грамотность
«Наука рядом»

Мои увлечения. Растения и
животные в нашей жизни.
Загадочные явления.

5

1

4

4

Модуль:
Креативное
мышление
«Учимся
мыслить
креативно»

5

1

4

5

Модуль:
Математическа
я грамотность

Модели и ситуации. Общее
представление о креативности. Знакомство с содержательными и
тематическими областями.
Выдвижение разнообразных идей.
Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка.
Нестандартные идеи. Креативные
идеи. От выдвижения до доработки
идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия.
Самооценка. Выполнение итоговой
работы.
Путешествия и отдых. Транспорт.
Здоровье. Домашнее хозяйство

5

1

4

1

Введение.

2

Модуль:
Читательская
грамотность.
«Читаем,
соединяем
текстовую и
графическую
информацию»

3

Тема урока

Кол-во
часов

«Математика в
повседневной
жизни»
6

Модуль:
Финансовая
грамотность
«Школа
финансовых
решений»

Собираемся за покупками: что
важно знать. Делаем покупки: как
правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем. Самое главное о
правилах поведении грамотного
покупателя. «Деньги - не щепки,
счетом крепки»

5

1

4

7

Модуль:
Глобальные
компетенции
«Роскошь
общения. Ты, я,
мы отвечаем за
планету. Мы
учимся
взаимодействов
ать и
знакомимся с
глобальными
проблемами»

5
Мы умеем дружить. Общаемся с
одноклассниками и живем
интересно. Какие проблемы
называют глобальными? Что значит
быть глобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные
проблемы? Начинаем действовать .
Идея: на материале заданий
«Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»

1

4

8

Подведение
итогов.

2

0

1

1

0

1

34

7

27

Подготовка к
итоговому
занятию
9

Итоговое
занятие

ИТОГО

Демонстрация итогов внеурочных
занятий по ФГ (открытое
мероприятие для школы и
родителей).

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
проведени
я

Раздел
Тема урока

Примечание

Введение.
1

Обсуждение понятий «функциональная
самостоятельно
грамотность», «составляющие функциональной
е чтение,
грамотности (читательская, математическая,
беседа
естественно-научная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции, креативное мышление).
Модуль: Читательская грамотность. «Читаем, соединяем текстовую и графическую
информацию»

2
3
4
5
6

7
8
9
10

Путешествуем и познаем мир. Путешествие по
России.
Работаем над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. (Школьная жизнь).
По страницам биографий. Великие люди нашей
страны.
Мир моего города. Человек и технический прогресс.
Модуль: Естественно-научная грамотность
«Наука рядом»

викторина
мини-проекты
мини-проекты
аналитическая
беседа,
беседа, диалог

Мои увлечения.

круглый стол
Растения и животные в нашей жизни. Выполнение викторина
заданий «Чем питаются растения»
Растения и животные в нашей жизни. Выполнение
беседа, диалог
заданий «Чем питаются хищные птицы»»
Загадочные
явления.
Выполнение
заданий беседа, диалог
«Лазерная указка и фонарик»

11

12

13

14
15

16

Загадочные явления. Выполнение заданий «Что тестирование
такое снег»
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее представление о
аналитическая
креативности. Знакомство с содержательными и
беседа,
тематическими областями
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно
мини-проекты
выдвигать разные идеи и варианты. Разные,
похожие, одинаковые
Выдвижение креативных идей и их доработка.
круглый стол
Нестандартные идеи. Креативные идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание
беседа, диалог
продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение тестирование
итоговой работы.
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»

17
18
19
20
21

22
23
24
25
26

Путешествия и отдых.
круглый стол
Развлечение и хобби.
беседа, диалог
Транспорт.
беседа, диалог
Здоровье.
круглый стол
Домашнее хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
Собираемся за покупками: что важно знать.
Делаем покупки: как правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем.
Самое главное о правилах поведении грамотного
покупателя
«Деньги - не щепки, счетом крепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь
общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать и знакомимся с
глобальными проблемами»

беседа, диалог
беседа, диалог
круглый стол
круглый стол
беседа, диалог

27

Мы умеем дружить.

круглый стол

28

Общаемся с одноклассниками и живем интересно

беседа, диалог

29

Какие проблемы называют глобальными? Что
значит быть глобально компетентным?

беседа, диалог

30

Можем ли мы решать глобальные проблемы?
Начинаем действовать.

круглый стол

31

Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и
«Не выбрасывайте продукты» интеграция с
финансовой грамотностью по теме «Покупки»

мини-проекты

32

Подведение итогов.

тестирование

33

Подготовка к итоговому занятию

беседа, диалог

34

Итоговое занятие

беседа, диалог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».