Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» «СОГЛАСОВАНО» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29 августа 2023г «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ «Санаторно-лесная школа» _____________Джаппуева Л.Х. Приказ № 158 от 29.08.2023г ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.11 17:34:58 +03'00' Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» Вид программы: модифицированный Срок реализации: 1 год Количество часов в неделю: 1 час Адресат: обучающиеся 3а класса Автор: Зинченко Татьяна Петровна – учитель начальных классов НАЛЬЧИК 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность» для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего образования и авторской программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой О.А. и др. 1.1. Общая характеристика курса Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение, как осмысление цели чтения общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации». Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей ступени – письменной. 1.2. Цели и задачи курса Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность»– формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров, стилей. Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов: 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста. 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие: - дыхания; -артикуляционного аппарата; - дикции; -интонационного строя речи. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность» – внеурочная деятельность познавательной направленности. Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей – познавательные, практические, поисковые, игровые. 1. Познавательная деятельность: -познавательные беседы; -познавательные игры; -дискуссии; -дидактический театр; -экскурсии. 2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.). 3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях. 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки). Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными актерами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами. Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и RISA. Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чтения образовательных систем «Школа России», «Перспектива», «Школа 21 века», а также другими УМК. 1.3. Место курса в учебном плане Программой предусмотрено проведение занятий в 3 классе – 34 часа 2. Планируемые результаты освоения программы курса − Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью. Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты, − − − − − − − соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации. 3. Содержание программы Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. 3 Учебный план «Читательская грамотность» (34 ч.) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Наименование раздела Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября». Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья». Китайская сказка «Олени и пес». Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». Занятие в компьютерном классе. Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». Экскурсия в библиотеку. Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». Количество часов 1 2 4 2 2 1 3 1 3 1 3 Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». Учебный текст « Как определить падеж имени существительного?» Готовимся к постановке рассказа «Падежи Юры Сережкина». Рассказ Н. Носова «Заплатка». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения. Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». Итого 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 2 1 3 1 2 1 1 34 Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Тема занятия Стихотворение А.Усачева «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября». Стихотворение П.Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка». Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». Рассказ Л.Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер». Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица болтунья». Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птицаболтунья». Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата план факт 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. Китайская сказка «Олени и пес». Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес». Занятие в компьютерном классе. Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа «Домики на ножках». Экскурсия в библиотеку. Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни». Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни». Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина». Рассказ Н. Носова «Заплатка». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32. 33. 34. 35. Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка». Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы». Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы». Резерв.Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». 1 1 1 1