РП ВД читательская грамотность 3а кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок,
д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.11 17:34:58 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 3а класса
Автор: Зинченко Татьяна Петровна – учитель начальных классов

НАЛЬЧИК 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность» для 3
класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, а также Примерной программы начального общего
образования и авторской программы М.К. Антошина «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» / сборник программ внеурочной деятельности начального, основного и
среднего образования авторов Алексашиной И.Ю., Антошина М.К., Волковой С.И., Борисовой
О.А. и др.
1.1.
Общая характеристика курса
Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход. Внеурочная
деятельность, как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена
на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и
метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее
развитие личности ребенка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное
развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПООП НОО смысловое чтение
определяется как общеучебное универсальное действие: «смысловое чтение, как осмысление
цели чтения
общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного
публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности
вообще. Ее качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его
смысл.
Владение ребёнком смысловым чтением – залог развития его устной речи и следующей
ступени – письменной.
1.2.
Цели и задачи курса
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Читательская грамотность»–
формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов
различных видов, жанров, стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и
техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов,
так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то
есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы
имеют качественные характеристики. В первую очередь, скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы – полноценное
развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной
учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и
предполагает несколько этапов:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их
внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности
событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на
контекст. Поиск в энциклопедии. Словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной
выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения – средств
выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу,
направленную на развитие:
- дыхания;
-артикуляционного аппарата;
- дикции;
-интонационного строя речи.
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу
«Читательская грамотность» – внеурочная деятельность познавательной направленности.
Занятия курса имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности
детей – познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
-познавательные беседы;
-познавательные игры;
-дискуссии;
-дидактический театр;
-экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш-пауза и др.).
3. Проблемно-ценностное общение:
дискуссии, посвящённые морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение
по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится сопровождающему
чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записаны профессиональными
актерами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой
работы.
При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и RISA.
Программа может реализовываться в сочетании
с учебниками литературного чтения
образовательных систем «Школа России», «Перспектива», «Школа 21 века», а также другими
УМК.
1.3. Место курса в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий в 3 классе – 34 часа
2. Планируемые результаты освоения программы курса
− Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью.
Позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая свое отношение к читаемому. Делая смысловые акценты,

−

−
−
−
−
−
−

соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать. Излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на
вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему под
руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить
портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план
текста (вопросный, номинативный, цитатный).
Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно
определять критерии для сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет,
сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства
языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
словарей и других источников информации.

3. Содержание программы
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на
слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научнопопулярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;

понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как
источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми,
читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)»
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт
творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную
творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм
интерпретации текста.
3 Учебный план «Читательская грамотность» (34 ч.)
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Наименование раздела
Стихотворение А. Усачева « 1 сентября». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «1 сентября».
Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения «Родная песенка».
Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». Готовимся к чтению по
ролям отрывка из рассказа «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева
«Главный инженер».
Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному
чтению сказки «Птица-болтунья».
Китайская сказка «Олени и пес».
Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».
Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пес».
Занятие в компьютерном классе.
Рассказ Н. Сладкого «домики на ножках». Готовимся к
выразительному чтению рассказа «Домики на ножках».
Экскурсия в библиотеку.
Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».

Количество
часов
1
2
4
2
2
1
3
1
3
1
3

Научно-познавательный текст «Тюлень». Готовимся к чтению по
ролям отрывка из рассказа «Любитель песни».
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина».
Учебный текст « Как определить падеж имени существительного?»
Готовимся к постановке рассказа «Падежи Юры Сережкина».
Рассказ Н. Носова «Заплатка».
Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка».
Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к
выразительному чтению стихотворения.
Резерв. Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или
«Дневника читателя».
Итого

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

2
1
3
1
2
1
1
34

Тематическое планирование
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.
10.

11.

Тема занятия
Стихотворение А.Усачева «1 сентября».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «1 сентября».
Стихотворение П.Синявского «Родная
песенка». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Родная песенка».
Стихотворение П. Синявского «Родная
песенка». Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Родная песенка».
Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер».
Рассказ Л.Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер».
Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер».
Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер».
Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Птица болтунья».
Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к
выразительному чтению сказки «Птицаболтунья».

Количество
часов
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

Дата
план

факт

12.
13.

14.

15.

16.
17.

18.

19.

20.
21.
22.
23.
24.

25.

26.
27.

28.

29.

30.
31.

Китайская сказка «Олени и пес».
Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному
чтению сказки «Олени и пес».
Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному
чтению сказки «Олени и пес».
Научно-познавательный текст «Скорость бега
животных». Готовимся к выразительному
чтению сказки «Олени и пес».
Занятие в компьютерном классе.
Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках».
Готовимся к выразительному чтению рассказа
«Домики на ножках».
Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках».
Готовимся к выразительному чтению рассказа
«Домики на ножках».
Рассказ Н. Сладкого «Домики на ножках».
Готовимся к выразительному чтению рассказа
«Домики на ножках».
Экскурсия в библиотеку.
Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».
Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».
Рассказ Г. Скребицкого «Любитель песни».
Научно-познавательный текст «Тюлень».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Любитель песни».
Научно-познавательный текст «Тюлень».
Готовимся к чтению по ролям отрывка из
рассказа «Любитель песни».
Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры
Сережкина».
Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке
рассказа Л. Каминского «Падежи Юры
Сережкина».
Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке
рассказа Л. Каминского «Падежи Юры
Сережкина».
Учебный текст «Как определить падеж имени
существительного? Готовимся к постановке
рассказа Л. Каминского «Падежи Юры
Сережкина».
Рассказ Н. Носова «Заплатка».
Готовимся к выразительному чтению рассказа
Н. Носова «Заплатка».

1
1

1

1

1
1

1

1

1
1
1
1
1

1

1
1

1

1

1
1

32.
33.

34.

35.

Готовимся к выразительному чтению рассказа
Н. Носова «Заплатка».
Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Каникулы».
Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы».
Готовимся к выразительному чтению
стихотворения «Каникулы».
Резерв.Летнее чтение. Оформление
еженедельника «Книгочей» или «Дневника
читателя».

1
1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».