РП русский язык 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ «Санаторно-лесная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________
Джаппуева Л.Х.
Рук.МО________________
Приказ
№
158
Текеева Л.С.
Ярцева Н.И.
от «30» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9,
l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.22 11:23:15 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов

Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Ярцева Н.И.

Нальчик
2023

Рабочая программа по русскому языку
4 класс.
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями
и на основании следующих нормативных документов и научно-методических
рекомендаций:
*Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы начального общего образования.
*Примерной программы по русскому языку под ред. В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого.
*Основной образовательной программы начального общего образования
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
*Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа» на 2023-2024 учебный
год.
Данная программа реализуется при помощи учебно-методического
комплекса «Школы России» по учебнику программы В. П. Канакиной «Русский
язык» .
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
•
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями
общения;
2

формирование
у
младших
школьников
первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике,
графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях,
умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и
чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
•

Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных
целевых установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном
развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий
готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей изучения учебного предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский
язык» отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

3

II.Содержание учебного предмета
Повторение (11 ч.) Знакомство с учебником, его содержанием и структурой.
Значение речи в жизни человека, уточнение представления детей о языке как
средстве общения, о языке как системе знаков. Текст как единица языка и речи.
План текста. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений
по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Что
такое словосочетание.
Предложение (9 ч.) Однородные члены предложения (общее понятие). Связь
однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и
союзов. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами. Сочинение по репродукции картины И.
И. Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения. Связь между
простыми предложениями, входящими в состав сложного.
Слово в языке и речи (21 ч.) Слово и его лексическое значение. Многозначные
слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Старевшие
слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова.
Однокоренные слова. Корень слова. Суффиксы и приставки. Правописание
гласных и согласных в кортах слов. Разделительные Ь И Ъ знаки. Подробное
изложение на основе зрительного восприятия текста. Части речи.
Морфологические признаки частей речи. Имя существительное. Имя
прилагательное. Склонение имен существительных и имен прилагательных.
Имя числительное. Глагол как часть речи. Наречие как часть речи. Сочинениеотзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером
Волке».
Имя существительное (42 ч.) Повторение сведений об имени
существительном. Распознавание падежей имен существительных.
Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен
существительных. Падежные окончания имен существительных 1-го, 2- го, 3госклонения.Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый
снег». Подробное изложение повествовательного текста. Способы проверки
безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Сочинение по репродукции картины В. А. Тропинина «Кружевница».
Множественное число имен существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных множественного числа.
Изложение повествовательного текста.
Имя прилагательное (30 ч.) Имя прилагательное как часть речи. Изменение
имён прилагательных по родам в единственном числе. Правописание родовых
окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Склонение имён
прилагательных женского, мужского и среднего рода в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского
и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных
множественного числа. Правописание безударных падежных окончаний имён
4

прилагательных множественного числа. Подробное изложение
повествовательно -описательного текста Анализ текста типа сравнительного
описания. Составление описательного текста по аналогии с образцом.
Личные местоимения (7 ч.) Местоимение как часть речи. Личные
местоимения 1, 2 и 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам.
Правописание личных местоимений 1-го и 2-го лица в косвенных формах и
местоимений с предлогами. Склонение личных местоимений 3-го лица.
Правописание предлогов с местоимениями. Правильное употребление
местоимений в речи. Подробное изложение повествовательного текста с
языковым анализом текста. Составление поздравительной открытки к
празднику 8 Марта.
Глагол (33 ч.) Глагол как часть речи (повторение). Изменение глаголов по
временам. Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от
глагола в неопределённой форме. Изменение глаголов единственного числа в
прошедшем времени по родам. Изложение повествовательного текста по
самостоятельно составленному плану. Спряжение глаголов (общее понятие).
Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа. 1 и 2
спряжение глаголов. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание
безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.
Глаголы-исключения 1 спряжения. Правописание безударных личных
окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Возвратные глаголы. Правописание -тся и
-ться в глаголах (общее представление). Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в
глаголах прошедшего времени. Краткое изложение повествовательного текста.
Подробное изложение повествовательного текста.
Итоговое повторение (17 ч.) Главные и второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Простые и сложные предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения. Слово и его лексическое значение.
Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в корне слов. Части
речи. Морфологические признаки частей речи.
Национально-региональный компонент на уроках русского языка
В 4 классе НРК используется при изучении следующих тем:
«Безударные гласные в корне слова»,
«Состав слов. Приставка»,
«Однородные члены предложения»,
«Главные члены предложения»,
«Второстепенные члены предложения»,
«Второстепенные члены предложения - дополнение»,
«Главные и второстепенные члены предложения»,
«Имена собственные»,
«Второстепенный член предложения - определение»,
«Склонение имен существительных»,
«Текст»,
5

«Стили речи»,
«Изложение с творческим заданием».

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты
школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и
внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебнопознавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и
читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения,
понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной и основных национальнокультурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения
школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за
свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной
справедливости;
6

этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов
курса русского языка;
• навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном
поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным
ценностям.
Ученик получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другим и обеспечение их благополучия.
•

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в
сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить
новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

7

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном
материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в
планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации,
так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во
внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами,
другими лицами;
• понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные УУД
Ученик научится:
• использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная,
дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети
Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной
языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели,
схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых
единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных,
практических и лингвистических задач;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать
•

8

необходимую информацию из текста художественного или познавательного,
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру
текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями,
используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать
аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить
факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных
признаков и их синтеза.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно­следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
• слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в
общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить
понятные для партнёра высказывания; проявлять
доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
• стремиться к более точному выражению собственного мнения и
позиции;

9

договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать
вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
• выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций
общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и
конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства,
соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике
свободного общения.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями
партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
•

Предметные результаты
Развитие речи
Ученик научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в
соответствии с конкретной ситуацией общения;
• владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации
общения;

10

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
• владеть монологической формой речи; под руководством учителя
строить монологическое высказывание на определённую тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста,
самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять
части текста (корректировать порядок предложений и частей текста),
составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания
письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно
передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе
зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текстаобразца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при
письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• проверять
правильность своей письменной речи, исправлять
допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать
написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на
более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать
стилистические варианты языка при сравнении
стилистически контрастных текстов (художественного и научного или
делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями
общения (для самостоятельно составленных текстов);
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на
основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по
репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам,
на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и
др.);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи,
улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
•

11

Фонетика, орфоэпия, графика
Ученик научится:
• произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
• характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные;
согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные
глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по
заданному основанию;
• различать звуки и буквы;
• классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава
по самостоятельно определённым критериям;
• знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами:
пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца),
пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Ученик получит возможность научиться:
• выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме
изучаемого курса).
Лексика
Ученик научится:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого
его использования в устной и письменной речи;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря, Интернета и др.;
• распознавать среди
предложенных слов синонимы, антонимы,
омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
• подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативных задач;
• находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном
значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения,
олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих
слов в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Ученик получит возможность научиться:
• оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
• иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из
способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными
словами;
• работать с разными словарями;
• приобретать опыт редактирования предложения (текста).
12

Состав слова (морфемика)
Ученик научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов
(форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
• находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень,
приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных
словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в
корне;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в
них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из
предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять
модель заданного слова;
• самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
• понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками
(простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи
соответствующего значения;
• образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или
суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Ученик получит возможность научиться:
•
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического
значения слова;
•
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности
суффиксов и приставок;
•
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с
однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом;
•
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с
целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание
графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием
слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Ученик научится:
• определять принадлежность слова к определённой части речи по
комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме
программы);
• пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных
речевых высказываниях;
• выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
• определять грамматические признаки имён существительных – род,
склонение, число, падеж;
13

определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в
единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по
падежам;
• определять
грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном
числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать
личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно
употреблять в речи формы личных местоимений;
• распознавать
неопределённую
форму
глагола;
определять
грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени
в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять
глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь
представление о возвратных глаголах;
• определять
грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном
числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять
личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные
местоимения;
• понимать роль союзов и частицы не в речи;
• подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Ученик получит возможность научиться:
• разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
• сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям
речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим
признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию
освоенных признаков;
• различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
• склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в
косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного
местоимения в предложении и тексте;
• различать родовые и личные окончания глагола;
• наблюдать над словообразованием имён существительных, имён
прилагательных, глаголов;
• проводить полный морфологический разбор имён существительных,
имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные,
возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
• находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и
недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Ученик научится:
•

14

различать предложение, словосочетание и слово;
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при
помощи вопросов;
• составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по
смыслу и по форме;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами
в предложении;
• соотносить
предложения со схемами, выбирать предложение,
соответствующее схеме;
• классифицировать
предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске (по интонации);
• выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
• распознавать предложения с однородными членами, находить в них
однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных
членов предложения;
Ученик получит возможность научиться:
• различать простое предложение с однородными членами и сложное
предложение;
• находить в предложении обращение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Ученик научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
• раздельное написание слов;
• сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с
удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и
суффиксах;
• разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
брошь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
•

15

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (читаешь, пишешь);
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам
в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными
правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством
самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Ученик получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах -ек, -ик;
• запятая при обращении;
• запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение
формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой,
знание
фонетических
особенностей
орфограммы,
использование
орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических
или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь,
пропуск орфограммы или пунктограммы.
•

16

№
1
2
3
4
5
6
7

8

9
10

11

Контрольно-измерительные и диагностические материалы
Формы
Кол-во
Контрольно-измерительные материалы
контроля
часов
Письменный
1
Входная контрольная работа
контроль
Диктант №1 «
» по теме «Повторение»
Письменный
1
Сочинение-описание. И.И.Левитан «Золотая
контроль
осень».
Письменный
1
Контрольное списывание №1
контроль
Письменный
1
Диктант «
» по теме «Состав слова»
контроль
Письменный
1
Сочинение – описание. А.А.Пластов «Первый
контроль
снег».
Комплексный
1
Диктант №2 «
» по теме «Имя
контроль
существительное»
Письменный
1
Подробное
изложение
«
»
контроль
повествовательного зрительно воспринятого
текста по самостоятельно составленному
плану.
Письменный
1
Диктант №3 « » по теме
контроль
«Правописание
безударных
падежных
окончаний
имен
существительных
в
единственном числе
Комплексный
1
Диктант за 1 полугодие
контроль
Письменный
1
Подробное изложение «
»
контроль
повествовательного
текста
на
слух
воспринятого с элементами описания
Комплексный
1
Диктант №5 «
» по теме
17

контроль
12
13
14
15
16

Комплексный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль
Письменный
контроль

1

«Правописание падежных окончаний имен
прилагательных»
Диктант №6 «
» по теме « Части речи»

1

Контрольное списывание №2

1
1

Сочинение-описание. И.И. Левитан «Весна.
Большая вода»
Контрольное изложение

1

Контрольная работа№7 за 2 полугодие

Тематическое планирование
русский язык 4 класс
№
урок
а

1
2
3
4
5
6

7
8

9
10

11

Кол
во
часов

Тема урока

Раздел 1. Повторение 11ч.
Наша речь и наш язык.
Нормы речевого этикета.
Текст. Признаки текста.
Типы текстов: повествование, описание,
рассуждение.
Типы текстов: повествование, описание,
рассуждение.
Предложение. Виды предложений по цели
высказывания и эмоциональной окраске.
Виды предложений по эмоциональной
окраске: восклицательные и
невосклицательные.
Знаки препинания в конце предложений.
Обращение. Знаки препинания в
предложениях с обращением. Словарный
диктант.
Главные и второстепенные члены
предложения. Основа предложения.
Словосочетание. Определение в
словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса.
Входной диктант «
»
Предложение (9 часов)
18

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

Дата проведения
по
факти
плану
чески

12

13
14
15
16

17

18
19
20

21

22

23

24
25

26
27
28

Представление о предложениях с
однородными членами. Связь однородных
членов в предложении. Работа над
ошибками.
Предложения с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
Знаки препинания между однородными
членами предложения.
Запятая между однородными членами,
соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения.
Различение простых и сложных
предложений.
Различение сложного предложения и
простого с однородными членами.

1

1
1
1
1

1

Различение сложного предложения и
1
простого с однородными членами.
Сочинение-описание. И.И.Левитан
1
«Золотая осень».
Союзы в сложном предложении. Знаки
1
препинания в сложных предложениях.
Работа над ошибками.
Слово в языке и речи (21 час)
Слово и его лексическое значение.
1
Определение значения по тексту или
толковому словарю.
Углубление представлений о многозначных
1
словах, о прямом и переносном значении
слов, о новых и устаревших словах,
заимствованных словах.
Синонимы, антонимы, омонимы,
1
фразеологизмы. Работа с лингвистическими
словарями.
Контрольное списывание
1
Значимые части слова. Корень, приставка,
1
суффикс, окончание. Значение суффиксов и
приставок
Различение однокоренных слов и
1
различных форм одного и того же слова.
Образование однокоренных слов с
1
помощью суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с
1
помощью суффиксов и приставок. Разбор
19

29

30

31
32
33

34

35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45

46
47

слова по составу.
Правописание слов с безударным гласным в
1
слове и с парным по глухости-звонкости
согласным.
Правописание слов с непроизносимыми
1
согласными.
Правописание двойных согласных в
словах.
Правописание приставок и суффиксов.
1
Правописание суффиксов –ик и –ек.
Упражнение в написании гласных и
1
согласных в корне, приставке и суффиксе.
Правописание Ъ и Ь разделительных
1
знаков. Работа с орфографическим
словарем.
Подробное изложение повествовательного
1
зрительно воспринятого текста « Птенчик»
по самостоятельно составленному плану.
Повторение и углубление представлений о
1
частях речи. Работа над ошибками.
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Грамматические признаки частей речи.
Диктант «
» по теме
1
«Состав слова»
Наречие (общее представление). Работа
1
над ошибками.
Наречие как часть речи. Значение и
1
употребление наречий в речи.
Образование наречий.
1
Упражнение в правописании наречий.
1
Имя существительное (42 часа)
Имя существительное. Определение
1
падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Различение падежных и смысловых
1
(синтаксических) вопросов.
Начальная форма имени существительного
1
Распознавание падежей имен
1
существительных. Несклоняемые имена
существительные.
Упражнение в склонении имён
1
существительных.
Три склонения имён существительных. 1-е
1
склонение имён существительных.
20

48
49

50
51

52
53
54

55
56
57
58
59

60

61

62
63

64

65

66
67

Сочинение – описание. А.А.Пластов
«Первый снег».
Падежные окончания имён
существительных 1-го склонения. Работа
над ошибками.
2-е склонение имён существительных.
Падежные окончания имён
существительных 2-го склонения.
Словарный диктант.
3-е склонение имён существительных.
Падежные окончания имён
существительных 3-го склонения.
Упражнение в распознавании имен
существительных 1-го, 2-го и 3-го
склонений.
Способы проверки безударных падежных
окончаний имен существительных.
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж.
Диктант «
» по теме
«Имя существительное»
Упражнение в правописании имен
существительных в родительном падеже.
Работа над ошибками.
Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых имён
существительных.
Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых имён
существительных. Словарный диктант.
Дательный падеж.
Подробное изложение «
»
повествовательного зрительно
воспринятого текста по самостоятельно
составленному плану.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных в
дательном падеже. Работа над ошибками.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных в
дательном и родительном падежах.
Творительный падеж.
Правописание имен существительных в
творительном падеже, оканчивающихся на
21

1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

1

1

1
1

68

69

70

71

72

73

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

84
85
86

шипящий и ц.
Предложный падеж. Упражнение в
1
правописании безударных окончаний имён
существительных в предложном падеже
Диктант «
» по теме
1
«Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе
Правописание безударных окончаний имён
1
существительных во всех падежах. Работа
над ошибками
Упражнение в правописании безударных
1
окончаний имён существительных во всех
падежах.
Упражнение в правописании безударных
1
окончаний имён существительных во всех
падежах. Словарный диктант.
Упражнение в правописании безударных
1
окончаний имён существительных во всех
падежах.
Общее представление о склонении имен
1
существительных во множественном числе.
Именительный падеж имен
1
существительных множественного числа.
Именительный падеж имен
1
существительных множественного числа.
Родительный падеж имен существительных
1
Винительный падеж одушевлённых имён
1
существительных.
Дательный, творительный и предложный
1
падежи.
Дательный, творительный и предложный
1
падежи.
Дательный, творительный и предложный
1
падежи.
Диктант «
» за 1 полугодие
1
Обобщение знаний об имени
1
существительном. Работа над ошибками.
Имя прилагательное (30 часов)
Имя прилагательное как часть речи
1
Словообразование имён прилагательных.
1
Значение и употребление их в речи.
Род и число имён прилагательных.
1
Изменение прилагательных по числам, по
22

87

88
89
90
91

92

93

94

95
96
97
98
99

100
101
102
103

104

родам ( в единственном числе)
Начальная форма имён прилагательных.
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
Изменение по падежам имен
прилагательных в единственном числе.
Зависимость формы имени прилагательного
от формы имени существительного.
Склонение имён прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе.
Подробное изложение «
»
повествовательного текста на слух
воспринятого с элементами описания
Именительный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода в единственном
числе. Работа над ошибками.
Родительный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода в единственном
числе
Дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода в единственном
числе
Именительный, винительный, родительный
падежи.
Творительный и предложный падежи.
Окончание имён прилагательных мужского
и среднего рода в каждом падеже.
Окончание имён прилагательных мужского
и среднего рода в каждом падеже.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе
Склонение имён прилагательных женского
рода в единственном числе.
Именительный и винительный падежи
имён прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и
предложный падежи.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных женского
рода.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных женского
23

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

105

106

107
108
109
110
111

112

113

114
115

116

117

118

119
120

рода.
Подробное изложение «
»
повествовательного зрительно
воспринятого текста по самостоятельно
составленному плану.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных в
единственном числе. Работа над ошибками.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Диктант «
» по теме
«Правописание падежных окончаний
имен прилагательных»
Морфологический разбор имени
прилагательного. Работа над ошибками.

1

1

1
1
1
1
1

1

Обобщение знаний об имени
1
прилагательном
Личные местоимения (7 часов)
Местоимение как часть речи. Роль личных
1
местоимений в речи.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица
1
единственного и множественного числа.
Словарный диктант.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го
1
лица единственного и множественного
числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица
1
единственного и множественного числа.
Правописание местоимений с предлогами.
Упражнение в правописании местоимений
1
и правильном употреблении их в речи.
Морфологический разбор личных
местоимений.
Морфологический разбор личных
1
местоимений.
Упражнение в правописании местоимений.
1
Глагол (33 часа)
24

121
122
123
124
125
126

127
128

129
130
131
132
133

134
135
136
137
138

139
140

141
142

Глагол как часть речи (повторение).
Значение глаголов в языке и речи.
Время глаголов( настоящее, прошедшее,
будущее).
Изменение глаголов по временам.
Диктант «
» по теме « Части речи»
Неопределённая форма глагола. Работа над
ошибками.
Образование от глаголов в неопределённой
форме временные формы глаголов.
Словарный диктант.
Упражнение в образовании форм глаголов и
ознакомление с глагольными суффиксами.
Образование глаголов при помощи
приставок и суффиксов. Возвратные
глаголы.
Контрольное списывание
Спряжение глаголов (общее понятие).
Распознавание лица и числа глаголов. 2-е
лицо глагола
Употребление Ь в глаголах 2-го лица
единственного числа.
Упражнение в правописании глаголов во 2м лице единственного числа и
правописание НЕ с глаголами.
Сочинение-описание. И.И. Левитан
«Весна. Большая вода»
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Работа над ошибками.
Спряжение глаголов в будущем времени.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения. Словарный диктант.
Способы определения I и II спряжения
глаголов с безударными личными
окончаниями
Упражнение в определении спряжения
глаголов по неопределённой форме.
Упражнение в определении спряжения
глаголов по неопределённой форме.
Глаголы – исключения.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
25

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
144 Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
145 Правописание – тся и – ться в возвратных
глаголах.
146 Упражнение в правописании возвратных
глаголах – тся и – ться. Словарный
диктант.
147 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
148 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
149 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
150 Правописание глаголов в прошедшем
времени.
151 Правописание родовых окончаний у
глаголов в прошедшем времени.
152 Правописание безударного суффикса в
глаголах прошедшего времени.
153 Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола.
Повторение (17 часов)
154 Повторение по теме «Текст. Типы текстов».
155 Повторение по теме «Предложение и
словосочетание».
156 Контрольное изложение
157 Повторение по теме «Предложение и
словосочетание». Работа над ошибками
158- Повторение по теме «Однородные члены
159 предложения».
160 Повторение по теме «Простые и сложные
предложения».
161- Повторение по теме «Значимые части
162 слова. Словообразование».
163 Повторение по теме «Правописание
гласных и согласных в корне слов».
164 Контрольная работа за 2 полугодие
165 Повторение по теме «Части речи».
166
167
168
169
143

26

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2
1
2
1
1
6

170

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».