МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики ГБОУ «Санаторно-лесная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Рук.МО________________ Текеева Л.С. Приказ № 158 Ярцева Н.И. от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.22 11:24:04 +03'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 4 классов Составитель: учитель высшей квалификационной категории Ярцева Н.И. Нальчик 2023 1 Рабочая программа по математике 4кл I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Математика» (предметная область «Математика и информатика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» (далее – ФРП «Математика»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа по математике для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. • Примерной программы «Математика» М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, СВ. Степановой,Издательство «Просвещение». • Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ «Санаторно-лесная школа». • Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа» на 2023-2024 учебный год. • Положения о рабочей программе. Для реализации программы используется УМК: Учебник: «Математика» М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, СВ. Степановой, Издательство «Просвещение». Поурочные разработки по математике, 4 класс ООО "Вако". Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Основными целями начального обучения математике являются: • Математическое развитие младших школьников. • Формирование системы начальных математических знаний. 2 Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности. Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения); — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; — развитие пространственного воображения; — развитие математической речи; — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач; — формирование умения вести поиск информации и работать с ней; — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; — развитие познавательных способностей; — воспитание стремления к расширению математических знаний; — формирование критичности мышления; — развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов. Национально-региональный компонент Внедрение национально-регионального компонента на уроках математики осуществляется при изучении: • величины (расстояние населенных пунктов); • составление задач; • сравнение. • II. Содержание учебного предмета Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч.) Нумерация. Счет предметов. Разряды. Выражение и его значение. Порядок выполнения действий. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Приемы письменного вычитания. Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Умножение на 0 и 1.Прием письменного деления на однозначное число. Сбор и представление данных. Диаграммы. Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч.) Устная нумерация. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. Письменная нумерация чисел 3 больше 1000. Чтение и запись чисел. Натуральная последовательность многозначных чисел. Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1 000 раз. Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе. Класс миллионов и класс миллиардов. Проект «Наш город (село)». Величины (11 ч.) Единицы длины. Километр. Единицы измерения площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Палетка. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Единицы измерения массы: тонна, центнер. Таблица единиц массы. Единицы времени: год, секунда век. Время от 0 часов до 24 часов. Решение задач на начало, конец и продолжительность события. Таблица единиц времени. Сложение и вычитание многозначных чисел (11 ч.) Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 - 548, 62 003 - 18 032.Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого вида X +15 = 68 : 2; 24 +Х = 79-30.Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого вида X -34 = 48 : 3 ; 75 - X = 9 х7. Нахождение нескольких долей целого. Решение задач на нахождение каждого из трех неизвестных слагаемых по двум известным суммам. Сложение и вычитание величин. Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз с вопросами в косвенной форме. Умножение и деление на однозначное число (22 ч.) Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число. Приемы письменного умножения для случаев вида: 4 019-7, 50 801 • 4.Умножение многозначных чисел, запись которых оканчивается нулями. Решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя вида X х 8 = 26 + 70; X: 6= 18x5; 80:Х = 46-30. Деление 0 и на 1.Прием письменного деления многозначного числа на однозначное. Деление многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули. Решение задач на пропорциональное деление. Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием .Нахождение времени движения по известным расстоянию и скорости. Связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Умножение чисел, оканчивающихся нулями (9 ч.) Умножение числа на произведение. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Решение задач на встречное движение. Перестановка и группировка множителей. Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч.) Деление числа на 4 произведение. Деление с остатком на 10, 100 и 1 000. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на противоположное движение. Проект «Математика вокруг нас». Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч.) Умножение числа на сумму. Письменное умножение на двузначное и трехзначное число. Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. Умножение на трехзначные числа, в записи которых есть нули. Письменный прием умножения на трехзначные числа в случаях, когда в записи первого множителя есть нули. Деление на двузначное число (12 ч.) Письменное деление на двузначное число. Письменное деление с остатком на двузначное число. Прием письменного деления многозначных чисел на двузначное число, когда в частном есть нули. Решение задач на совместную работу. Деление на трехзначное число (8 ч.) Письменное деление на трехзначное число. Деление с остатком на трехзначное число. Решение задач. Итоговое повторение (15 ч.) Нумерация чисел. Сравнение чисел. Разряды чисел. Выражения и уравнения. Арифметические действия (сложение и вычитание). Арифметические действия (умножение и деление). Порядок выполнения действий. Величины. Геометрические фигуры. Решение задач. III. предмета Планируемые результаты освоения учебного Личностные результаты У учащегося будут сформированы: • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания; • уважительное отношение к иному мнению и культуре; • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности; • навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе; • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики; 5 умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат; • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений); • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. Учащийся получит возможность для формирования: • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности; • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач. Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ Учащийся научится: • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Учащийся получит возможность научиться: • ставить новые учебные задачи под руководством учителя; • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Учащийся научится: • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; • 6 представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида; • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики; • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера; • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение; • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением. Учащийся получит возможность научиться: • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений; • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы; • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения; • 7 осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках; • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации; • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). КОММУНИКАТИВНЫЕ Учащийся научится: • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию; • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности; • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Учащийся получит возможность научиться: • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе; • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе. Предметные результаты ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000; • заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот; • 8 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа; • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам; • читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними. Учащийся получит возможность научиться: • классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия; • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится: • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком); • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1); • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок). Учащийся получит возможность научиться: • выполнять действия с величинами; • выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия); • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления; • 9 находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв. РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: • устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью; • оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи. Учащийся получит возможность научиться: • составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению; • решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.; • решать задачи в 3—4 действия; • находить разные способы решения задачи. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится: • описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве; • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг); • выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится: • измерять длину отрезка; • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; • 10 оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз). Учащийся получит возможность научиться: • распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус; • вычислять периметр многоугольника; • находить площадь прямоугольного треугольника; • находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники. РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится: • читать несложные готовые таблицы; • заполнять несложные готовые таблицы; • читать несложные готовые столбчатые диаграммы. Учащийся получит возможность научиться: • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму; • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; • понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не). • № 1 2 3 4 5 6 7 Контрольно-измерительные и диагностические материалы Формы контроля Кол-во Контрольно-измерительные часов материалы Письменный 1 Входная контрольная работа контроль Письменный 1 Контрольная работа по теме «Числа, контроль которые больше 1 000. Нумерация». Письменный 1 Контрольная работа за 1 четверть контроль Письменный 1 Контрольная работа по теме контроль «Сложение и вычитание многозначных чисел». Письменный 1 Контрольная работа за 1 полугодие контроль Письменный 1 Проверочная работа по теме «Задачи контроль на движение» Письменный 1 Контрольная работа по темам «Задачи 11 контроль 8 9 10 11 12 Письменный контроль Комплексный контроль 1 Письменный контроль Письменный контроль Комплексный контроль 1 1 1 1 на скорость, время, расстояние» и «Умножение чисел, оканчивающихся нулями». Контрольная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число». Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». Итоговая контрольная работа за 4 класс (ВПР). Тематическое планирование математика 4 класс № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 КолДата проведения Тема урока во по плану фактическ час. и Числа от 1 до 1 000. Повторение (12 ч.) Введение в предмет. Знакомство с 1 учебником. Повторение. 1 Нумерация, счет предметов. Разряды. Числовые выражения. Порядок 1 выполнения действий. Сложение и вычитание. 1 Нахождение суммы нескольких 1 слагаемых. Алгоритм письменного вычитания 1 трёхзначных чисел. Умножение трёхзначного числа на 1 однозначное. Свойства умножения. 1 Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «Если – то»). Алгоритм письменного деления на 1 однозначное число. Приёмы письменного деления. 1 Приёмы письменного деления. 1 12 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Контрольная работа (входная). 1 Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Диаграммы. Диаграммы. 1 Закрепление изученного по теме 1 «Четыре арифметических действия». Числа, которые больше 1 000. Нумерация (11 ч.) Нумерация больше 1000. Класс 1 единиц и класс тысяч. Алгоритм с параметрами («Слова-актеры»). Чтение многозначных чисел. 1 Запись многозначных чисел. 1 Разрядные слагаемые. 1 Сравнение чисел. 1 Увеличение, уменьшение числа в 10, 1 100, 1000 раз. Закрепление изученного. 1 Класс миллионов, класс миллиардов. 1 Закрепление изученного по теме 1 «Нумерация больше 1000». Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма («Выполняй и записывай»). Контрольная работа по теме 1 « Нумерация чисел больше 1000». Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Закрепление изученного по теме « Нумерация чисел больше 1000». Величины (11 ч.) Единицы длины – километр. 1 Таблица единиц длины. 1 Закрепление. Контрольный устный 1 счет. Контрольная работа за 1четверть. 1 Работа над ошибками. 1 Единицы площади. Квадратный 1 километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. 1 Измерение площади с помощью 1 палетки. Множество. Подмножество. 13 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 Пересечение множеств («Расселяем множества»). Единицы массы. Тонна, центнер. Единицы времени. Определение времени по часам. 1 Решение задач (вычисление начала, 1 продолжительности и конца события) Секунда. 1 Единицы времени. Век. 1 Таблица единиц времени. 1 Таблица единиц времени. 1 Закрепление. Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слова «не», «и», «или»). Контрольная работа по теме 1 «Величины». Анализ контрольной работы. Работа 1 над ошибками. Закрепление изученного по теме «Величины». Сложение и вычитание многозначных чисел (11 ч.) Устные и письменные приёмы 1 вычислений. Устные и письменные приёмы 1 вычислений. Нахождение неизвестного 1 слагаемого. Нахождение неизвестного 1 уменьшаемого и вычитаемого. Нахождение нескольких долей 1 целого. Решение задач. Нахождение 1 нескольких долей целого. Описание отношений между объектами с помощью графов («Строим графы»). Сложение и вычитание величин. 1 Сложение и вычитание величин. 1 Решение задач. Сложение и вычитание величин. 1 Закрепление. Контрольная работа № 4 по теме 1 « Сложение и вычитание». 14 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Свойства умножения. Умножение и деление на однозначное число (22 ч) Письменные приёмы умножения. 1 Письменные приёмы умножения. 1 Умножение чисел, запись которых 1 оканчивается нулями. Пути в графах. Нахождение неизвестного множителя 1 делимого делителя. Деление с числами 0 и 1. 1 Письменные приёмы деления. 1 Письменные приёмы деления. 1 Решение задач на увеличение и 1 уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме. Решение задач на увеличение и 1 уменьшение числа в несколько раз. Закрепление изученного. Решение 1 задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Письменные приёмы деления. 1 Решение задач. Высказывание со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов. «Разбираем граф на части». Письменные приёмы деления. 1 Решение задач. Письменные приёмы деления. 1 Закрепление изученного. Закрепление по теме «Умножение и 1 деление многозначных чисел». Контрольная работа №5 по теме 1 «Умножение и деление на однозначное число». Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Умножение и деление на однозначное число. Умножение и деление на однозначное 1 число. Закрепление . Скорость. Единицы скорости. 1 Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. 15 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Решение задач на движение. 1 Составные части объектов. Решение задач на движение. 1 Решение задач на движение. Проверочная работа по теме 1 «Задачи на движение» Умножение на числа, оканчивающиеся нулями (9 ч) Умножение числа на произведение. 1 Письменное умножение на числа, 1 оканчивающиеся нулями. Письменное умножение чисел, запись 1 которых оканчивается нулями. Письменное умножение двух чисел, 1 оканчивающихся нулями. Решение задач на движение. 1 Перестановка и группировка 1 множителей. Объекты с необычным составом. 1 Перестановка и группировка множителей. Закрепление. Контрольная работа №6 по теме 1 «Письменное умножение». Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Закрепление изученного по теме «Письменное умножение». Деление на числа, оканчивающиеся нулями (13 ч.) Деление числа на произведение. 1 Деление с остатком на 10, 100, 1000. 1 Деление с остатком на 10, 100,1000. 1 Решение задач. Письменное деление на числа, 1 оканчивающиеся нулями. Действия объектов. Письменное деление на числа, 1 оканчивающиеся нулями. Письменное деление на числа, 1 оканчивающиеся нулями. Письменное деление на числа, 1 оканчивающиеся нулями. Решение задач на движение в 1 16 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 противоположных направлениях. Решение задач на движение в 1 противоположных направлениях. Закрепление. Контрольная работа №7 по теме 1 « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями. Умножение на двузначное и трехзначное число (12 ч.) Умножение числа на сумму. 1 Объекты с необычным составом и действиями. Умножение числа на сумму. 1 Письменное умножение на 1 двузначное число. Письменное умножение на 1 двузначное число. Письменное умножение на 1 двузначное число. Письменное умножение на 1 двузначное число. Решение задач. Письменное умножение на 1 трехзначное число. Письменное умножение на 1 трехзначное число. Письменное умножение на 1 трехзначное число. Признаки объектов. Письменное умножение на 1 трехзначное число. Письменное умножение на 1 трехзначное число. Закрепление. Контрольная работа № 8 по теме 1 «Умножение на двузначное и трехзначное число». Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Письменное умножение на двузначное число. Деление на двузначное число (12 ч.) Письменное деление на двузначное 1 число. 17 109 Письменное деление с остатком на двузначное число. 110 Алгоритм письменного деления на двузначное число. 111 Письменное деление на двузначное число. Объекты с необычными признаками и действиями. 112 Письменное деление на двузначное число. 113 Письменное деление на двузначное число. Закрепление. 114 Письменное деление на двузначное число. Решение задач. 1 1 1 1 1 1 115 Письменное деление на двузначное 1 число. Закрепление. 116 Письменное деление на двузначное 1 число. Закрепление. 117 Контрольная работа № 9 по теме 1 «Деление на двузначное число». 118 Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Письменное деление на двузначное число. Деление на трехзначное число (8 ч.) 119 Письменное деление на трехзначное 1 число. 120 Письменное деление на трехзначное 1 число. 121 Письменное деление на трехзначное 1 число. Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия («Все наоборот»). 122 Письменное деление на трехзначное 1 число. Закрепление. 123 Деление с остатком. 1 124 Письменное деление на трехзначное 1 число. Закрепление. 125 Контрольная работа № 10 1 « Письменное деление на трехзначное число». 126 Анализ контрольной работы, работа 1 над ошибками. Письменное деление 18 127 128 129 130 131 132 133 134 на трехзначное число. Закрепление. Итоговое повторение (15 ч.) Нумерация. 1 Выражения и уравнения. 1 Выражения и уравнения. 1 Сложение и вычитание. 1 Умножение и деление. 1 Порядок выполнение действий. 1 Итоговая контрольная работа за 4 1 класс (ВПР). Анализ контрольной работы. Работа 1 над ошибками. Величины. 135 Итоговое повторение: решение задач (обобщение). 136 Итоговое повторение: решение задач (обобщение). 19 1 1