МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:53:39 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» (для обучающихся 3 класса с ЗПР вариант 7.2.) Афаунова Арсена Альбердовича, Дементьевой Алены Михайловны, Макоевой Алины Алимовны, Муталибовой Адисы Михайловны, Хагурова Ахмеда Хазреталиевича, Шихалиевой Ясмины Гайдарбековны, Шугунова Алана Муратовича Составитель: Зинченко Т.П. г.НАЛЬЧИК 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - далее ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а также будут востребованы в жизни. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря, трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и формирование грамматических понятий. Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач. Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их практикоориентированности, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления. Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления. При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности. Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта. Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи обучающегося с ЗПР. В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык». Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано. Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания. Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению. Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» -170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. Фонетика и графика Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на Ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике) Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение. Синтаксис Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Словосочетание. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов. Орфография и пунктуация Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или составленному плану. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 3 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные грамматические признаки; сравнивать тему и основную мысль текста; сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности каждого типа текста; сравнивать прямое и переносное значение слова; группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки; определять после совместного анализа существенный признак для классификации звуков, предложений; ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по изменению текста; высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом; с помощью учителя выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев). работа с информацией: выбирать источник получения информации при выполнении текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами. Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), адекватные ситуации общения; готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного, проектного задания; создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: понимать инструкцию, предложенную классу, удерживать инструкцию; выслушивать не перебивая; планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий; придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударного гласного в корне слова, синтаксический разбор предложения). Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку (не понял, забыл, не постарался, не успел); оценивать результат действия; сопоставлять результат с образцом; корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку. Совместная деятельность: выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы; слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности. 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — объяснять по наводящим вопросам значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам (с опорой на ленту букв); — производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования); — определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными; — различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); — различать однокоренные слова и синонимы; — находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс (при необходимости с опорой на таблицу морфемного разбора); — выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи; — распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте (при необходимости используя толковый словарь); — распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм); — распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм); изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм); — распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени по родам (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм); — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предлоги и приставки (с опорой на алгоритм); — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения (при необходимости по смысловой опоре); — распознавать распространённые и нераспространённые предложения; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами (при необходимости с опорой на таблицы, правила); — правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; — формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения); — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (35 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации (при необходимости с направляющей помощью учителя); создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета (с опорой на образец); — определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений — — определять после совместного анализа ключевые слова в тексте; определять тему текста и по наводящим вопросам основную мысль текста; — выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание; — составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст (с направляющей помощью учителя); — писать подробное изложение по заданному, коллективно составленному плану; — объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач; — уточнять значение слова с помощью толкового словаря. — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/ п Наименова ние разделов и тем программы Количество часов Всег о 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 2 3 Лексика 5 4 Состав слова 9 5 Морфология 43 6 Синтаксис 13 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Контрольн ые работы Практичес кие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 0de8 17 8 170 8 0 КАЛЕНДАРНО_ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего 1 Устная и письменная речь. 1 2 Для чего нужен язык? 1 3 Что такое текст? 1 4 Текст. Типы текстов. 1 5 Предложение. Признаки предложения. 1 6 Контрольное списывание. 1 7 Виды предложений по цели высказывания и интонации. 1 8 Виды предложений по цели высказывания и интонации. 1 9 Что такое обращение? 1 10 Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. 1 11 Распространённые и нераспространённые предложения. 1 12 Простое и сложное предложения Работа с деформированным текстом Р/Р 1 13 Простое и сложное предложения Работа с деформированным текстом Р/Р 1 14 Простое и сложное предложения Работа с деформированным текстом Р/Р 1 15 Словосочетание. 1 Контрольные работы Дата изучения 16 Словосочетание. 1 17 Контрольный диктант по теме «Предложение». 1 18 Работа над ошибками. Однозначные и многозначные слова. 1 19 Синонимы и антонимы. 1 20 Омонимы. 1 21 Слово и словосочетание. 1 22 Фразеологизмы. 1 23 Изложение «Ёлочка» (упр. 88) 1 24 Имя существительное. 1 25 Имя прилагательное. 1 26 Глагол. 1 27 Имя числительное. 1 28 Контрольное списывание. 1 29 Однокоренные слова 1 30 Гласные звуки и буквы. 1 31 Согласные звуки и буквы. 1 32 Парные согласные. 1 33 Разделительный Ь знак. 1 34 Изложение по составленному плану 1 1 (упр. 132) 35 Проверочная работа. 1 36 Работа над ошибками. Корень слова 1 37 Корень слова. 1 38 Корень слова. 1 39 Формы слова. Окончание. 1 40 Формы слова. Окончание. 1 41 Формы слова. Окончание. 1 42 Контрольный диктант за I четверть. 1 Работа над ошибками. 43 Что такое окончание? 1 1 44 Как найти в слове окончание? 1 45 Что такое приставка? 1 46 Значения приставок. 1 47 Значения приставок. 1 48 Что такое суффикс? 1 49 Как найти в слове суффикс? 1 50 Значения суффиксов. 1 51 Изложение по составленному плану 1 52 Основа слова. 1 53 Разбор слова по составу. 1 54 Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. 1 55 Орфограммы в значимых частях слова. 1 56 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 57 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 58 Правописание безударных гласных в корне слова. 1 59 Работа с деформированным текстом 1 60 Правописание слов с двумя безударными гласными. 1 61 Правописание глухих и звонких согласных на конце слов. 1 62 Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. 1 63 Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. 1 64 Правописание глухих и звонких согласных в корне слов. 1 65 Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 1 66 Работа над ошибками. 1 67 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 68 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 69 Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. 1 70 Сочинение по опорным словам по картине В.Васнецова «Снегурочка» (упр. 238) 1 71 Правописание слов с удвоенными согласными. 1 72 Правописание слов с удвоенными согласными. 1 73 Контрольный диктант за II четверть. 1 74 Работа над ошибками. 1 75 Правописание приставок и суффиксов. 1 76 Суффиксы –ек, -ик 1 77 Суффиксы –ок, -ёк 1 78 Суффиксы –оньк, -еньк 1 79 Правописание приставок. 1 80 Правописание приставок. 1 1 81 Приставки и предлоги. 1 82 Правописание слов с Ъ 1 83 Изложение по тексту «Скворец-музыкант» (упр. 278) 1 84 Правописание слов с Ь и Ъ знаком. 1 85 Контрольный диктант. 1 86 Работа над ошибками. Части речи (повторение) 1 87 Имя существительное как часть речи 1 88 Начальная форма имени существительного 1 89 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. 1 90 Изложение по тексту «Горностай» 1 (упр. 19) 91 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 92 Число имён существительных. 1 93 Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. 1 94 Род имён существительных. 1 95 Род имён существительных. 1 96 Род имён существительных. 1 97 Род имён существительных. 1 98 Ь на конце имён существительных после шипящих 1 1 99 Ь на конце имён существительных после шипящих 1 100 Ь на конце имён существительных после шипящих 1 101 Проверочный диктант. 1 102 Работа над ошибками. 1 103 Изменение имён существительных по падежам. 1 104 Изменение имён существительных по падежам. 1 105 Именительный падеж. 1 106 Родительный падеж. 1 107 Дательный падеж. 1 108 Винительный падеж. 1 109 Творительный падеж. 1 110 Предложный падеж. 1 111 Изложение по самостоятельно составленному плану 1 112 Косвенные падежи. 1 113 Косвенные падежи. 1 114 Косвенные падежи. 1 115 Как определить имена прилагательные? 1 116 Как определить имена прилагательные? 1 117 Роль имен прилагательных в тексте. 1 118 Роль имен прилагательных в тексте. 1 119 Род имен прилагательных. 1 120 Род имен прилагательных. 1 121 Род имен прилагательных. 1 1 122 Род имен прилагательных. 1 123 Контрольный диктант за III четверть 1 124 Работа над ошибками. 1 125 Число имен прилагательных. 1 126 Число имен прилагательных. 1 127 Изменение имён прилагательных по падежам. 1 128 Изменение имён прилагательных по падежам. 1 129 Изменение имён прилагательных по падежам. 1 130 Имена прилагательные в загадках. 1 131 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 1 132 Работа над ошибками. 1 133 Личные местоимения. 1 134 Лицо и число личных местоимений. 1 135 Изменение местоимений 3 лица по родам. 1 136 Роль местоимений в предложении. 1 137 Контрольное списывание по теме «Местоимение» 1 138 Работа над ошибками. 1 139 Глагол как часть речи. 1 140 Глагол как часть речи. 1 141 Неопределённая форма глагола. 1 142 Неопределённая форма глагола. 1 1 1 143 Изменение глаголов по числам 1 144 Изменение глаголов по числам 1 145 Изложение «Лось» (упр. 213) 1 146 Изменение глаголов по временам. 1 147 Изменение глаголов по временам. 1 148 Изменение глаголов по временам. 1 149 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 150 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 151 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 152 НЕ с глаголами. 1 153 НЕ с глаголами. 1 154 Обобщение знаний о глаголе . 1 155 Обобщение и систематизация изученного о частях речи. 1 156 Обобщение и систематизация изученного о частях речи. 1 157 Обобщение изученного о слове, предложении. 1 158 Правописание окончаний имен существительных 1 159 Правописание окончаний прилагательных (повторение) 1 160 Правописание приставок и предлогов (повторение) 1 161 Правописание безударных гласных. 1 162 Правописание значимых частей слова. 1 163 Однокоренные слова 1 164 Контрольный диктант (годовой) 1 165 Работа над ошибками 1 166 Повторение изученного за год 1 167 Повторение изученного за год 1 168 Повторение изученного за год 1 169 КВН « Знатоки русского языка» 1 170 Резервный урок 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 1 8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск СОРОМ), автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2020 г. Т.Н. Ситникова,И. Ф. Яценко Н.Ю Васильева. Русский язык. Поурочные разработки 3 класс Москва « Вако» 2017г Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы Москва « Просвещение» 2011г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Методическая разработка урока русского языка для 3 класса https://multiurok.ru/ «Части речи». Соболева В.А. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru