АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 класс русский язык 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок,
д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:53:39 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
(для обучающихся 3 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Афаунова Арсена Альбердовича, Дементьевой Алены Михайловны,
Макоевой Алины Алимовны, Муталибовой Адисы Михайловны,
Хагурова Ахмеда Хазреталиевича, Шихалиевой Ясмины Гайдарбековны,
Шугунова Алана Муратовича

Составитель: Зинченко Т.П.

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее - далее ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего
образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое
развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной
компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и
недифференцированностью
словаря,
трудностями
грамматического
оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной
сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с
запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные
трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма
и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и
мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и
формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации
важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и
последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а
также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В
процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная
устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На
уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.

Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой
способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися
системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной
дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми
формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые
средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом
условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать,
образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины
происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается
фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются
практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за
счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к
выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их
практикоориентированности,
подкрепленности
наглядностью
и
практическими действиями, а также неоднократного закрепления
пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением
специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.),
соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом
особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение
специфических
образовательных
потребностей
обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку,
желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе
учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их
преодоления.
Овладение
письмом
совершенствует
мелкую
моторику,
пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и
становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала
(звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и
текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,

использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений
слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки
становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР
учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение
количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики
обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев
руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова,
осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как
пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и
синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение
границ предложения, составление схемы предложения, работу с
деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение
грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов
для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения
коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом
осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно
повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает
необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и
расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с
учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств
письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции
звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой
слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык»
и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи
обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования,
планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»:
личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные
результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а
также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого
года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также

объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для
обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и
индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов
обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что
достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении
областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и
подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему
обучению.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» -170
ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС

Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки
русского
языка:
гласный/согласный,
гласный
ударный/безударный,
согласный
твёрдый/мягкий,
парный/непарный,
согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных
мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных
мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
Ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике)
Использование орфоэпического словаря для решения практических
задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова
(ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные)
слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями;
выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть
слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка,
суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление).
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Имена существительные единственного и множественного числа. Имена
существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён
существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам
(склонение). Имена существительные 1,
2, 3-го склонения. Имена

существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени
существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён
прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их
употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения
неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время
глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем
времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических)
вопросов связи между словами в предложении. Словосочетание. Главные
члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены
предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и
нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и
без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки, различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на
уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на
уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными
местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба,

извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые
средства, помогающие формулировать и аргументировать собственное мнение
в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия
при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе:
признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок,
корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному
плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и
создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или составленному плану.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 3 классе
способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять
общие и различные грамматические признаки;
сравнивать тему и основную мысль текста;
сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение):
выделять особенности каждого типа текста;
сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому
грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно
находить возможный признак группировки;
определять после совместного анализа существенный признак для
классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое,
второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить
понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать
действия по изменению текста;

высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым
материалом;
с помощью учителя выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов,
подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения;
выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на
основе предложенных критериев).
работа с информацией:
выбирать источник получения информации при выполнении
текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления
информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование), адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой работы,
наблюдения, выполненного, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие
приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием
норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
понимать инструкцию, предложенную классу, удерживать инструкцию;
выслушивать не перебивая;
планировать действия
по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий;
придерживаться плана (на материале разных учебных заданий:
написание текста, проверка безударного гласного в корне слова,
синтаксический разбор предложения).
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по
русскому языку (не понял, забыл, не постарался, не успел);
оценивать результат действия;
сопоставлять результат с образцом;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи

под диктовку.
Совместная деятельность:
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на
предложенные образцы;
слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
при выполнении совместной деятельности справедливо распределять
работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера),
подчиненного,
проявлять
самостоятельность,
организованность,
инициативность для достижения общего успеха деятельности.
3 КЛАСС

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—
объяснять по наводящим вопросам значение русского языка как
государственного языка Российской Федерации;
—
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и
в слове по заданным параметрам (с опорой на ленту букв);
—
производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с
орфограммами; без транскрибирования);
—
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в
словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том
числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в
словах с непроизносимыми согласными;
—
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без
называния термина);
—
различать однокоренные слова и синонимы;
—
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончание, корень, приставку, суффикс (при необходимости с опорой на
таблицу морфемного разбора);
— выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов;
подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
—
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении (простые случаи);
—
определять значение слова в тексте (при необходимости
используя толковый словарь);
— распознавать
имена
существительные;
определять
грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять
в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями (при
необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
—
распознавать имена прилагательные; определять грамматические
признаки имён прилагательных: род, число, падеж (при необходимости с
опорой на таблицы, алгоритм);

изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в
единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён
существительных (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
—
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы
«что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки
глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол
по временам (простые случаи), в прошедшем времени по родам (при
необходимости с опорой на таблицы, алгоритм);
—
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
—
различать предлоги и приставки (с опорой на алгоритм);
—
определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
—
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения (при необходимости по смысловой опоре);
—
распознавать
распространённые
и
нераспространённые
предложения;
—
находить место орфограммы в слове и между словами на
изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный
твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не
с глаголами; раздельное написание предлогов со словами (при необходимости
с опорой на таблицы, правила);
—
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не
более 50 слов;
—
писать под диктовку тексты объёмом не более 45 слов с учётом
изученных правил правописания;
—
находить и исправлять ошибки на изученные правила,
описки;
—
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную
информацию;
—
формулировать устно и письменно на основе прочитанной
(услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
—
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (35 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации (при
необходимости с направляющей помощью учителя); создавать небольшие
устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение,
просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого
этикета (с опорой на образец);
—
определять связь предложений в тексте (с помощью личных
местоимений
—

—

определять после совместного анализа ключевые слова в

тексте;
определять тему текста и по наводящим вопросам основную
мысль текста;
—
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью
ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
—
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать
текст (с направляющей помощью учителя);
—
писать подробное
изложение по заданному, коллективно
составленному плану;
—
объяснять своими
словами значение изученных понятий,
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
—
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
—

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/
п

Наименова
ние
разделов и
тем
программы

Количество часов
Всег
о

1

Общие
сведения о
языке

1

2

Фонетика и
графика

2

3

Лексика

5

4

Состав
слова

9

5

Морфология

43

6

Синтаксис

13

7

Орфография
и
пунктуация

50

8

Развитие
речи

30

Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контрольн
ые работы

Практичес
кие работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
0de8

17

8

170

8

0

КАЛЕНДАРНО_ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Устная и письменная
речь.

1

2

Для чего нужен язык?

1

3

Что такое текст?

1

4

Текст. Типы текстов.

1

5

Предложение. Признаки
предложения.

1

6

Контрольное списывание.

1

7

Виды предложений по
цели высказывания и
интонации.

1

8

Виды предложений по
цели высказывания и
интонации.

1

9

Что такое обращение?

1

10

Главные и
второстепенные члены
предложения. Связь слов
в предложении.

1

11

Распространённые и
нераспространённые
предложения.

1

12

Простое и сложное
предложения Работа с
деформированным текстом
Р/Р

1

13

Простое и сложное
предложения Работа с
деформированным текстом
Р/Р

1

14

Простое и сложное
предложения Работа с
деформированным текстом
Р/Р

1

15

Словосочетание.

1

Контрольные
работы

Дата
изучения

16

Словосочетание.

1

17

Контрольный диктант по
теме «Предложение».

1

18

Работа над ошибками.
Однозначные и
многозначные слова.

1

19

Синонимы и антонимы.

1

20

Омонимы.

1

21

Слово и словосочетание.

1

22

Фразеологизмы.

1

23

Изложение «Ёлочка»
(упр. 88)

1

24

Имя существительное.

1

25

Имя прилагательное.

1

26

Глагол.

1

27

Имя числительное.

1

28

Контрольное списывание.

1

29

Однокоренные слова

1

30

Гласные звуки и буквы.

1

31

Согласные звуки и буквы.

1

32

Парные согласные.

1

33

Разделительный Ь знак.

1

34

Изложение по
составленному плану

1

1

(упр. 132)
35

Проверочная работа.

1

36

Работа над ошибками.
Корень слова

1

37

Корень слова.

1

38

Корень слова.

1

39

Формы слова. Окончание.

1

40

Формы слова. Окончание.

1

41

Формы слова. Окончание.

1

42

Контрольный диктант за I
четверть.

1

Работа над ошибками.
43

Что такое окончание?

1

1

44

Как найти в слове
окончание?

1

45

Что такое приставка?

1

46

Значения приставок.

1

47

Значения приставок.

1

48

Что такое суффикс?

1

49

Как найти в слове
суффикс?

1

50

Значения суффиксов.

1

51

Изложение по
составленному плану

1

52

Основа слова.

1

53

Разбор слова по составу.

1

54

Изменяемые и
неизменяемые слова, их
употребление в речи.

1

55

Орфограммы в значимых
частях слова.

1

56

Правописание
безударных гласных в
корне слова.

1

57

Правописание
безударных гласных в
корне слова.

1

58

Правописание
безударных гласных в
корне слова.

1

59

Работа с
деформированным текстом

1

60

Правописание слов с
двумя безударными
гласными.

1

61

Правописание глухих и
звонких согласных на
конце слов.

1

62

Правописание глухих и
звонких согласных в
корне слов.

1

63

Правописание глухих и
звонких согласных в
корне слов.

1

64

Правописание глухих и
звонких согласных в
корне слов.

1

65

Контрольный диктант по
теме «Правописание
безударных гласных в
корне слова».

1

66

Работа над ошибками.

1

67

Правописание слов с
непроизносимым
согласным звуком в
корне.

1

68

Правописание слов с
непроизносимым
согласным звуком в
корне.

1

69

Правописание слов с
непроизносимым
согласным звуком в
корне.

1

70

Сочинение по опорным
словам по картине
В.Васнецова
«Снегурочка» (упр. 238)

1

71

Правописание слов с
удвоенными согласными.

1

72

Правописание слов с
удвоенными согласными.

1

73

Контрольный диктант за
II четверть.

1

74

Работа над ошибками.

1

75

Правописание приставок
и суффиксов.

1

76

Суффиксы –ек, -ик

1

77

Суффиксы –ок, -ёк

1

78

Суффиксы –оньк, -еньк

1

79

Правописание приставок.

1

80

Правописание приставок.

1

1

81

Приставки и предлоги.

1

82

Правописание слов с Ъ

1

83

Изложение по тексту
«Скворец-музыкант»
(упр. 278)

1

84

Правописание слов с Ь и
Ъ знаком.

1

85

Контрольный диктант.

1

86

Работа над ошибками.
Части речи (повторение)

1

87

Имя существительное как
часть речи

1

88

Начальная форма имени
существительного

1

89

Одушевлённые и
неодушевлённые имена
существительные.

1

90

Изложение по тексту
«Горностай»

1

(упр. 19)
91

Собственные и
нарицательные имена
существительные.

1

92

Число имён
существительных.

1

93

Имена существительные,
употребляемые в форме
одного числа.

1

94

Род имён
существительных.

1

95

Род имён
существительных.

1

96

Род имён
существительных.

1

97

Род имён
существительных.

1

98

Ь на конце имён
существительных после
шипящих

1

1

99

Ь на конце имён
существительных после
шипящих

1

100

Ь на конце имён
существительных после
шипящих

1

101

Проверочный диктант.

1

102

Работа над ошибками.

1

103

Изменение имён
существительных по
падежам.

1

104

Изменение имён
существительных по
падежам.

1

105

Именительный падеж.

1

106

Родительный падеж.

1

107

Дательный падеж.

1

108

Винительный падеж.

1

109

Творительный падеж.

1

110

Предложный падеж.

1

111

Изложение по
самостоятельно
составленному плану

1

112

Косвенные падежи.

1

113

Косвенные падежи.

1

114

Косвенные падежи.

1

115

Как определить имена
прилагательные?

1

116

Как определить имена
прилагательные?

1

117

Роль имен прилагательных
в тексте.

1

118

Роль имен прилагательных
в тексте.

1

119

Род имен прилагательных.

1

120

Род имен прилагательных.

1

121

Род имен прилагательных.

1

1

122

Род имен прилагательных.

1

123

Контрольный диктант за
III четверть

1

124

Работа над ошибками.

1

125

Число имен
прилагательных.

1

126

Число имен
прилагательных.

1

127

Изменение имён
прилагательных по
падежам.

1

128

Изменение имён
прилагательных по
падежам.

1

129

Изменение имён
прилагательных по
падежам.

1

130

Имена прилагательные в
загадках.

1

131

Контрольный диктант по
теме «Имя
прилагательное»

1

132

Работа над ошибками.

1

133

Личные местоимения.

1

134

Лицо и число личных
местоимений.

1

135

Изменение местоимений
3 лица по родам.

1

136

Роль местоимений в
предложении.

1

137

Контрольное списывание
по теме «Местоимение»

1

138

Работа над ошибками.

1

139

Глагол как часть речи.

1

140

Глагол как часть речи.

1

141

Неопределённая форма
глагола.

1

142

Неопределённая форма
глагола.

1

1

1

143

Изменение глаголов по
числам

1

144

Изменение глаголов по
числам

1

145

Изложение «Лось» (упр.
213)

1

146

Изменение глаголов по
временам.

1

147

Изменение глаголов по
временам.

1

148

Изменение глаголов по
временам.

1

149

Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам.

1

150

Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам.

1

151

Изменение глаголов
прошедшего времени по
родам.

1

152

НЕ с глаголами.

1

153

НЕ с глаголами.

1

154

Обобщение знаний о
глаголе .

1

155

Обобщение и
систематизация
изученного о частях речи.

1

156

Обобщение и
систематизация
изученного о частях речи.

1

157

Обобщение изученного о
слове, предложении.

1

158

Правописание окончаний
имен существительных

1

159

Правописание окончаний
прилагательных
(повторение)

1

160

Правописание приставок
и предлогов (повторение)

1

161

Правописание
безударных гласных.

1

162

Правописание значимых
частей слова.

1

163

Однокоренные слова

1

164

Контрольный диктант
(годовой)

1

165

Работа над ошибками

1

166

Повторение изученного
за год

1

167

Повторение изученного
за год

1

168

Повторение изученного
за год

1

169

КВН « Знатоки русского
языка»

1

170

Резервный урок

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

170

1

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 3 класс (Диск СОРОМ), автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2020 г.
Т.Н. Ситникова,И. Ф. Яценко Н.Ю Васильева. Русский язык. Поурочные
разработки 3 класс Москва « Вако» 2017г
Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы Москва «
Просвещение» 2011г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Русский
язык», 1-4 класс,

авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Методическая разработка урока русского языка для 3 класса
https://multiurok.ru/

«Части речи». Соболева В.А.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru

«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».