АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4 класс Русский язык 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:55:16 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
(для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Бидова Марата Муратовича, Лиева Асланбека Беслановича,
Печерских Дисаны Романовны, Шинаховой Дианы Алановны,
Шугунова Тамерлана Муратовича

Составитель: Ярцева Н.И.

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее - далее ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего
образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое
развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной
компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и
недифференцированностью
словаря,
трудностями
грамматического
оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной
сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с
запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные
трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма
и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и
мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и
формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации
важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и
последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а
также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе
изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его
грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и
письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках
русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах
русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.
Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой

способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися
системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной
дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми
формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые
средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом
условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать,
образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины
происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается
фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются
практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за
счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к
выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их
практикоориентированности,
подкрепленности
наглядностью
и
практическими действиями, а также неоднократного закрепления
пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением
специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.),
соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом
особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение
специфических
образовательных
потребностей
обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку,
желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе
учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их
преодоления.
Овладение
письмом
совершенствует
мелкую
моторику,
пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и
становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала
(звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и
текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,
использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений
слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки

становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР
учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение
количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики
обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев
руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова,
осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как
пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и
синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение
границ предложения, составление схемы предложения, работу с
деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение
грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов
для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения
коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом
осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно
повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает
необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и
расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с
учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств
письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции
звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой
слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык»
и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи
обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования,
планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»:
личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные
результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а
также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого
года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также
объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для
обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и
индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов

обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что
достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении
областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и
подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему
обучению.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский
язык» отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Повторение пройденного: соотношение звукового и
буквенного состав в словах с буквами Е, Ё, Ю, Я в позиции начала слова и
после гласных, с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми
согласными. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму)
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при
определении правильного произношения слов.
Лексика

Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в
речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые
случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение
изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфемный разбор слова (по предложенному в учебнике образцу).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1,
2, 3-го
склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные
(ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы
имени
существительного
(повторение).
Склонение
имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение
личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в
речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и,
а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение
(повторение).
Морфологический разбор слова (по предложенному образцу).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по
эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов);
распространённые и нераспространённые предложения (повторение
изученного).

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные
предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные
предложения (без называния терминов).
Синтаксический разбор предложения (по предложенному образцу).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1,
2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на
-ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка,
объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной
мысли в заголовке.
Корректирование текстов после совместного анализа (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение с опорой на ключевые слова, вопросы, подробный план.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 4 классе
способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные
логические действия:

учебные

действия

Базовые

устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным
частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к
одной части речи, отличающихся грамматическими признаками;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять глаголы в группы по определённому признаку (например,
время, спряжение);
объединять имена прилагательные в группы по определённому признаку
(например, род или число), самостоятельно находить возможный признак
группировки.
объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно
устанавливать этот признак;
классифицировать предложенные языковые единицы;
устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам;
ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение,
неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное
предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому
языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический);
с помощью учителя формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за
языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования);
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
прогнозировать возможное развитие речевой ситуации.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации, работать со словарями,
справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебнопрактической задачи; находить дополнительную информацию, используя
справочники и словари;
распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых
единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
соблюдать элементарные правила информационной безопасности при

поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в
информационно-телекоммуникацонной сети «Интернет»;
с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления
информации
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные
языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности;
применять приобретенные коммуникативные умения в практике
свободного общения;
строить устное высказывание при обосновании правильности написания,
при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип
текста;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
понимать инструкцию, предложенную классу, удерживать инструкцию;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками).
придерживаться инструкций, плана, алгоритма (на материале разных
учебных заданий: написание текста, проверка безударного гласного в корне
слова, синтаксический разбор предложения).
самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
предвидеть трудности и возможные ошибки.
Самоконтроль:
оценивать свой результат действия;
сопоставлять результат с образцом;
контролировать процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия для преодоления ошибок;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины
(не понял, забыл, не постарался, не успел);
оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и
свой вклад в неё;
адекватно принимать оценку своей работы;

понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

и

Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы, планы, идеи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение

и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
с помощью учителя определять существенный признак для
классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых
единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения
задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану
несложное
лингвистическое
мини-исследование,
выполнять
по
предложенному плану проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в слова- рях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернете»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о

происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое
усилие;
следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его
выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата, оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач
учебной деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон
(образец);
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4. КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
—
осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
—
по наводящим вопросам объяснять роль языка как основного
средства общения;
—
по наводящим вопросам объяснять роль русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения;
—
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;
—
проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным алгоритмом);
—
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
—
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,

определять значение слова по контексту;
—
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами (в соответствии с предложенным алгоритмом); составлять схему
состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
—
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение, род, число; падеж (с опорой на таблицу при необходимости);
проводить разбор имени существительного как части речи (в соответствии с
предложенным алгоритмом);
—
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж (с опорой на таблицу при необходимости);
проводить разбор имени прилагательного как части речи (в соответствии с
предложенным алгоритмом);
—
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени) (с опорой на таблицу при необходимости),
число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в
настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) (с опорой на
таблицу при необходимости); проводить разбор глагола как части речи (в
соответствии с предложенным алгоритмом);
—
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном
числе) (с опорой на таблицу при необходимости); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
—
различать предложение, словосочетание и слово;
—

классифицировать предложения по цели высказывания и по

эмоциональной окраске;
—
различать

распространённые

и

нераспространённые

предложения;
—
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами (с опорой на схему при необходимости);
использовать предложения с однородными членами в речи;
—
разграничивать
простые
распространённые
и
сложные
предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а,
но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять
простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения без называния терминов) (с опорой на схемы);
—
производить синтаксический разбор простого предложения (в

соответствии с предложенным алгоритмом);
—
находить место орфограммы в слове и между словами на
изученные правила;
—
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа
ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён
существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён
прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го
лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на
-ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без
союзов (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритмы работы с
правилом);
—
правильно списывать тексты объёмом не более 65-70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 60-65 слов с учётом
изученных правил правописания;
—
находить и исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки на изученные правила, описки;
—
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где
происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
—
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (46 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию,
нормы речевого взаимодействия;
—
создавать небольшие устные и письменные тексты
(3-5
—

предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные

открытки,

объявления

и

др.)

(по

образцу

при

необходимости);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
—
корректировать порядок предложений и частей текста;
—

—

с помощью учителя составлять план к заданным текстам;

с опорой на план осуществлять подробный пересказ текста (устно
и письменно);
—
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
—

—

писать (после предварительной подготовки) сочинения на

заданные темы;
—
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия;
—
с помощью учителя уточнять значение слова с помощью
справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных
ресурсов, включённых в федеральный перечень.

№
уро
ка

1
2
3
4
5
6

7
8

9

Тематическое планирование
русский язык 4 класс
Кол Дата проведения
Тема урока
во
по
факти
часо плану
чески
в
Раздел 1. Повторение 11ч.
Наша речь и наш язык.
Нормы речевого этикета.
1
Текст. Признаки текста.
1
Типы текстов: повествование, описание,
1
рассуждение.
Типы текстов: повествование, описание,
1
рассуждение.
Предложение. Виды предложений по цели
1
высказывания и эмоциональной окраске.
Виды предложений по эмоциональной
1
окраске: восклицательные и
невосклицательные.
Знаки препинания в конце предложений.
1
Обращение. Знаки препинания в
1
предложениях с обращением. Словарный
диктант.
Главные и второстепенные члены
1

10

11
12

13
14
15
16

17

18
19
20

21

22

23

24
25

предложения. Основа предложения.
Словосочетание. Определение в
словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса.
Входной диктант «
»
Предложение (9 часов)
Представление о предложениях с
однородными членами. Связь однородных
членов в предложении. Работа над
ошибками.
Предложения с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но.
Знаки препинания между однородными
членами предложения.
Запятая между однородными членами,
соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения.
Различение простых и сложных
предложений.
Различение сложного предложения и
простого с однородными членами.

1

1
1

1
1
1
1

1

Различение сложного предложения и
1
простого с однородными членами.
Сочинение-описание. И.И.Левитан
1
«Золотая осень».
Союзы в сложном предложении. Знаки
1
препинания в сложных предложениях.
Работа над ошибками.
Слово в языке и речи (21 час)
Слово и его лексическое значение.
1
Определение значения по тексту или
толковому словарю.
Углубление представлений о многозначных
1
словах, о прямом и переносном значении
слов, о новых и устаревших словах,
заимствованных словах.
Синонимы, антонимы, омонимы,
1
фразеологизмы. Работа с лингвистическими
словарями.
Контрольное списывание
1
Значимые части слова. Корень, приставка,
1
суффикс, окончание. Значение суффиксов и
приставок

26
27
28

29

30

31
32
33

34

35
36
37
38
39
40
41
42

43
44
45

Различение однокоренных слов и
1
различных форм одного и того же слова.
Образование однокоренных слов с
1
помощью суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с
1
помощью суффиксов и приставок. Разбор
слова по составу.
Правописание слов с безударным гласным в
1
слове и с парным по глухости-звонкости
согласным.
Правописание слов с непроизносимыми
1
согласными.
Правописание двойных согласных в
словах.
Правописание приставок и суффиксов.
1
Правописание суффиксов –ик и –ек.
Упражнение в написании гласных и
1
согласных в корне, приставке и суффиксе.
Правописание Ъ и Ь разделительных
1
знаков. Работа с орфографическим
словарем.
Подробное изложение повествовательного
1
зрительно воспринятого текста « Птенчик»
по самостоятельно составленному плану.
Повторение и углубление представлений о
1
частях речи. Работа над ошибками.
Самостоятельные и служебные части речи.
1
Грамматические признаки частей речи.
Диктант «
» по теме
1
«Состав слова»
Наречие (общее представление). Работа
1
над ошибками.
Наречие как часть речи. Значение и
1
употребление наречий в речи.
Образование наречий.
1
Упражнение в правописании наречий.
1
Имя существительное (42 часа)
Имя существительное. Определение
1
падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Различение падежных и смысловых
1
(синтаксических) вопросов.
Начальная форма имени существительного
1
Распознавание падежей имен
1

46
47
48
49

50
51

52
53
54

55
56
57
58
59

60

61

62
63

64

существительных. Несклоняемые имена
существительные.
Упражнение в склонении имён
существительных.
Три склонения имён существительных. 1-е
склонение имён существительных.
Сочинение – описание. А.А.Пластов
«Первый снег».
Падежные окончания имён
существительных 1-го склонения. Работа
над ошибками.
2-е склонение имён существительных.
Падежные окончания имён
существительных 2-го склонения.
Словарный диктант.
3-е склонение имён существительных.
Падежные окончания имён
существительных 3-го склонения.
Упражнение в распознавании имен
существительных 1-го, 2-го и 3-го
склонений.
Способы проверки безударных падежных
окончаний имен существительных.
Именительный и винительный падежи
Родительный падеж.
Диктант «
» по теме
«Имя существительное»
Упражнение в правописании имен
существительных в родительном падеже.
Работа над ошибками.
Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых имён
существительных.
Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых имён
существительных. Словарный диктант.
Дательный падеж.
Подробное изложение «
»
повествовательного зрительно
воспринятого текста по самостоятельно
составленному плану.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных в
дательном падеже. Работа над ошибками.

1
1
1
1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1

1

65

66
67

68

69

70

71

72

73

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83

Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных в
дательном и родительном падежах.
Творительный падеж.
Правописание имен существительных в
творительном падеже, оканчивающихся на
шипящий и ц.
Предложный падеж. Упражнение в
правописании безударных окончаний имён
существительных в предложном падеже
Диктант «
» по теме
«Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе
Правописание безударных окончаний имён
существительных во всех падежах. Работа
над ошибками
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных во всех
падежах.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных во всех
падежах. Словарный диктант.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён существительных во всех
падежах.
Общее представление о склонении имен
существительных во множественном числе.
Именительный падеж имен
существительных множественного числа.
Именительный падеж имен
существительных множественного числа.
Родительный падеж имен существительных
Винительный падеж одушевлённых имён
существительных.
Дательный, творительный и предложный
падежи.
Дательный, творительный и предложный
падежи.
Дательный, творительный и предложный
падежи.
Диктант «
» за 1 полугодие
Обобщение знаний об имени
существительном. Работа над ошибками.

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

84
85
86

87

88
89
90
91

92

93

94

95
96
97
98
99

100
101
102

Имя прилагательное (30 часов)
Имя прилагательное как часть речи
1
Словообразование имён прилагательных.
1
Значение и употребление их в речи.
Род и число имён прилагательных.
1
Изменение прилагательных по числам, по
родам ( в единственном числе)
Начальная форма имён прилагательных.
1
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о
рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»
Изменение по падежам имен
1
прилагательных в единственном числе.
Зависимость формы имени прилагательного
1
от формы имени существительного.
Склонение имён прилагательных мужского
1
и среднего рода в единственном числе.
Подробное изложение «
»
1
повествовательного текста на слух
воспринятого с элементами описания
Именительный падеж имён прилагательных
1
мужского и среднего рода в единственном
числе. Работа над ошибками.
Родительный падеж имён прилагательных
1
мужского и среднего рода в единственном
числе
Дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода в единственном
числе
Именительный, винительный, родительный
падежи.
Творительный и предложный падежи.
Окончание имён прилагательных мужского
и среднего рода в каждом падеже.
Окончание имён прилагательных мужского
и среднего рода в каждом падеже.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных мужского
и среднего рода в единственном числе
Склонение имён прилагательных женского
рода в единственном числе.
Именительный и винительный падежи
имён прилагательных женского рода.
Родительный, дательный, творительный и

1

1
1
1
1
1

1
1
1

103

104

105

106

107
108
109
110
111

112

113

114
115

116

117

118

предложный падежи.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных женского
рода.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных женского
рода.
Подробное изложение «
»
повествовательного зрительно
воспринятого текста по самостоятельно
составленному плану.
Упражнение в правописании безударных
окончаний имён прилагательных в
единственном числе. Работа над ошибками.
Склонение имён прилагательных во
множественном числе.
Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Родительный и предложный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Дательный и творительный падежи имён
прилагательных множественного числа.
Диктант «
» по теме
«Правописание падежных окончаний
имен прилагательных»
Морфологический разбор имени
прилагательного. Работа над ошибками.

1

1

1

1

1
1
1
1
1

1

Обобщение знаний об имени
1
прилагательном
Личные местоимения (7 часов)
Местоимение как часть речи. Роль личных
1
местоимений в речи.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица
1
единственного и множественного числа.
Словарный диктант.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го
1
лица единственного и множественного
числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица
1
единственного и множественного числа.
Правописание местоимений с предлогами.
Упражнение в правописании местоимений
1
и правильном употреблении их в речи.

119
120
121
122
123
124
125
126

127
128

129
130
131
132
133

134
135
136
137
138

139

Морфологический разбор личных
местоимений.
Морфологический разбор личных
местоимений.
Упражнение в правописании местоимений.
Глагол (33 часа)
Глагол как часть речи (повторение).
Значение глаголов в языке и речи.
Время глаголов( настоящее, прошедшее,
будущее).
Изменение глаголов по временам.
Диктант «
» по теме « Части речи»
Неопределённая форма глагола. Работа над
ошибками.
Образование от глаголов в неопределённой
форме временные формы глаголов.
Словарный диктант.
Упражнение в образовании форм глаголов и
ознакомление с глагольными суффиксами.
Образование глаголов при помощи
приставок и суффиксов. Возвратные
глаголы.
Контрольное списывание
Спряжение глаголов (общее понятие).
Распознавание лица и числа глаголов. 2-е
лицо глагола
Употребление Ь в глаголах 2-го лица
единственного числа.
Упражнение в правописании глаголов во 2м лице единственного числа и
правописание НЕ с глаголами.
Сочинение-описание. И.И. Левитан
«Весна. Большая вода»
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Работа над ошибками.
Спряжение глаголов в будущем времени.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения. Словарный диктант.
Способы определения I и II спряжения
глаголов с безударными личными
окончаниями
Упражнение в определении спряжения
глаголов по неопределённой форме.

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

Упражнение в определении спряжения
глаголов по неопределённой форме.
Глаголы – исключения.
141 Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
142 Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
143 Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
144 Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
145 Правописание – тся и – ться в возвратных
глаголах.
146 Упражнение в правописании возвратных
глаголах – тся и – ться. Словарный
диктант.
147 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
148 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
149 Повторение знаний о глаголах настоящего и
прошедшего времени.
150 Правописание глаголов в прошедшем
времени.
151 Правописание родовых окончаний у
глаголов в прошедшем времени.
152 Правописание безударного суффикса в
глаголах прошедшего времени.
153 Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола.
Повторение (17 часов)
154 Повторение по теме «Текст. Типы текстов».
155 Повторение по теме «Предложение и
словосочетание».
156 Контрольное изложение
157 Повторение по теме «Предложение и
словосочетание». Работа над ошибками
158- Повторение по теме «Однородные члены
159 предложения».
160 Повторение по теме «Простые и сложные
предложения».
161- Повторение по теме «Значимые части
162 слова. Словообразование».
140

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
2
1
2

163
164
165
166
167
168
169
170

Повторение по теме «Правописание
гласных и согласных в корне слов».
Контрольная работа за 2 полугодие
Повторение по теме «Части речи».

1
1
6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.,
Виноградская Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П.
Канакиной,
В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию
речи.- М.:АСТ Астрель,2014
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный,
словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров и картинок.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ИКТ и ЦОР:
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru

оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего
образования 1-4 класс
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru

коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru

учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
10. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru

сайт для учителей» 1 -4 класс
11. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru

и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.
12. Коллекция «Мировая художественная культура»

http://www.art.september.ru
13. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru

общеобразовательного портала
14. Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».