МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:55:16 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» (для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.) Бидова Марата Муратовича, Лиева Асланбека Беслановича, Печерских Дисаны Романовны, Шинаховой Дианы Алановны, Шугунова Тамерлана Муратовича Составитель: Ярцева Н.И. г.НАЛЬЧИК 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - далее ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной программе воспитания. Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основной школе, а также будут востребованы в жизни. Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и недифференцированностью словаря, трудностями грамматического оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и формирование грамматических понятий. Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а также коррекционной направленности обучения. Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач. Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать, образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются практическим путём. Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их практикоориентированности, подкрепленности наглядностью и практическими действиями, а также неоднократного закрепления пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.), соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР. Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку, желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления. Овладение письмом совершенствует мелкую моторику, пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала (звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении, использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки становления логического (понятийного) мышления. При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что совершенствует систему произвольной регуляции деятельности. Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова, осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение границ предложения, составление схемы предложения, работу с деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта. Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи обучающегося с ЗПР. В федеральной рабочей программе определяются цели изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года изучения предмета «Русский язык». Программа устанавливает распределение учебного материала по классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано. Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения обязательной части его содержания. Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему обучению. Место предмета в учебном плане По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Повторение пройденного: соотношение звукового и буквенного состав в словах с буквами Е, Ё, Ю, Я в позиции начала слова и после гласных, с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Звуко-буквенный разбор слова (по отработанному алгоритму) Орфоэпия Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфемный разбор слова (по предложенному в учебнике образцу). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). I и II спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). Морфологический разбор слова (по предложенному образцу). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Синтаксический разбор предложения (по предложенному образцу). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов после совместного анализа (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение с опорой на ключевые слова, вопросы, подробный план. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в 4 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов. Познавательные универсальные логические действия: учебные действия Базовые устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками; группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение); объединять имена прилагательные в группы по определённому признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки. объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно устанавливать этот признак; классифицировать предложенные языковые единицы; устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам; ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звукобуквенный, морфемный, морфологический, синтаксический); с помощью учителя формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования); выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; прогнозировать возможное развитие речевой ситуации. Работа с информацией: выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебнопрактической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари; распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в информационно-телекоммуникацонной сети «Интернет»; с помощью учителя создавать схемы, таблицы для представления информации Коммуникативные универсальные учебные действия Общение: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения; строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: понимать инструкцию, предложенную классу, удерживать инструкцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками). придерживаться инструкций, плана, алгоритма (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударного гласного в корне слова, синтаксический разбор предложения). самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; предвидеть трудности и возможные ошибки. Самоконтроль: оценивать свой результат действия; сопоставлять результат с образцом; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия для преодоления ошибок; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины (не понял, забыл, не постарался, не успел); оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё; адекватно принимать оценку своей работы; понимать причины успеха-неуспеха учебной деятельности способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. и Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка. Духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка. Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; с помощью учителя определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых единиц; использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); после совместного анализа проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание под контролем педагога; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова- рях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернете» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Коммуникативные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные действия. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия К концу обучения на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое усилие; следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его выполнения; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, оречевлять план и соотносить действия с планом; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать после совместного анализа свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон (образец); сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4. КЛАСС К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; — по наводящим вопросам объяснять роль языка как основного средства общения; — по наводящим вопросам объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; — осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; — проводить звуко-буквенный разбор слов (в соответствии с предложенным алгоритмом); — подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; — выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; — проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами (в соответствии с предложенным алгоритмом); составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; — определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число; падеж (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор имени существительного как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); — определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор имени прилагательного как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); — устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени) (с опорой на таблицу при необходимости), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать) (с опорой на таблицу при необходимости); проводить разбор глагола как части речи (в соответствии с предложенным алгоритмом); — определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе) (с опорой на таблицу при необходимости); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; — различать предложение, словосочетание и слово; — классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — различать распространённые и нераспространённые предложения; — распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами (с опорой на схему при необходимости); использовать предложения с однородными членами в речи; — разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов) (с опорой на схемы); — производить синтаксический разбор простого предложения (в соответствии с предложенным алгоритмом); — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на -ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов (при необходимости с опорой на таблицы, алгоритмы работы с правилом); — правильно списывать тексты объёмом не более 65-70 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 60-65 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; — осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (46 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; — создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 — предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.) (по образцу при необходимости); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; — корректировать порядок предложений и частей текста; — — с помощью учителя составлять план к заданным текстам; с опорой на план осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); — осуществлять выборочный пересказ текста (устно); — — писать (после предварительной подготовки) сочинения на заданные темы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; — с помощью учителя уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. № уро ка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тематическое планирование русский язык 4 класс Кол Дата проведения Тема урока во по факти часо плану чески в Раздел 1. Повторение 11ч. Наша речь и наш язык. Нормы речевого этикета. 1 Текст. Признаки текста. 1 Типы текстов: повествование, описание, 1 рассуждение. Типы текстов: повествование, описание, 1 рассуждение. Предложение. Виды предложений по цели 1 высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по эмоциональной 1 окраске: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. 1 Обращение. Знаки препинания в 1 предложениях с обращением. Словарный диктант. Главные и второстепенные члены 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 предложения. Основа предложения. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Входной диктант « » Предложение (9 часов) Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении. Работа над ошибками. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания между однородными членами предложения. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого с однородными членами. 1 1 1 1 1 1 1 1 Различение сложного предложения и 1 простого с однородными членами. Сочинение-описание. И.И.Левитан 1 «Золотая осень». Союзы в сложном предложении. Знаки 1 препинания в сложных предложениях. Работа над ошибками. Слово в языке и речи (21 час) Слово и его лексическое значение. 1 Определение значения по тексту или толковому словарю. Углубление представлений о многозначных 1 словах, о прямом и переносном значении слов, о новых и устаревших словах, заимствованных словах. Синонимы, антонимы, омонимы, 1 фразеологизмы. Работа с лингвистическими словарями. Контрольное списывание 1 Значимые части слова. Корень, приставка, 1 суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Различение однокоренных слов и 1 различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с 1 помощью суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с 1 помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Правописание слов с безударным гласным в 1 слове и с парным по глухости-звонкости согласным. Правописание слов с непроизносимыми 1 согласными. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. 1 Правописание суффиксов –ик и –ек. Упражнение в написании гласных и 1 согласных в корне, приставке и суффиксе. Правописание Ъ и Ь разделительных 1 знаков. Работа с орфографическим словарем. Подробное изложение повествовательного 1 зрительно воспринятого текста « Птенчик» по самостоятельно составленному плану. Повторение и углубление представлений о 1 частях речи. Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи. 1 Грамматические признаки частей речи. Диктант « » по теме 1 «Состав слова» Наречие (общее представление). Работа 1 над ошибками. Наречие как часть речи. Значение и 1 употребление наречий в речи. Образование наречий. 1 Упражнение в правописании наречий. 1 Имя существительное (42 часа) Имя существительное. Определение 1 падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых 1 (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного 1 Распознавание падежей имен 1 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 существительных. Несклоняемые имена существительные. Упражнение в склонении имён существительных. Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Сочинение – описание. А.А.Пластов «Первый снег». Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Работа над ошибками. 2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Словарный диктант. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Упражнение в распознавании имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Именительный и винительный падежи Родительный падеж. Диктант « » по теме «Имя существительное» Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже. Работа над ошибками. Именительный, винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Именительный, винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Словарный диктант. Дательный падеж. Подробное изложение « » повествовательного зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном падеже. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в дательном и родительном падежах. Творительный падеж. Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Предложный падеж. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в предложном падеже Диктант « » по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Работа над ошибками Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Словарный диктант. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных во всех падежах. Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен существительных Винительный падеж одушевлённых имён существительных. Дательный, творительный и предложный падежи. Дательный, творительный и предложный падежи. Дательный, творительный и предложный падежи. Диктант « » за 1 полугодие Обобщение знаний об имени существительном. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Имя прилагательное (30 часов) Имя прилагательное как часть речи 1 Словообразование имён прилагательных. 1 Значение и употребление их в речи. Род и число имён прилагательных. 1 Изменение прилагательных по числам, по родам ( в единственном числе) Начальная форма имён прилагательных. 1 Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина» Изменение по падежам имен 1 прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного 1 от формы имени существительного. Склонение имён прилагательных мужского 1 и среднего рода в единственном числе. Подробное изложение « » 1 повествовательного текста на слух воспринятого с элементами описания Именительный падеж имён прилагательных 1 мужского и среднего рода в единственном числе. Работа над ошибками. Родительный падеж имён прилагательных 1 мужского и среднего рода в единственном числе Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и предложный падежи. Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже. Окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 предложный падежи. Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных женского рода. Подробное изложение « » повествовательного зрительно воспринятого текста по самостоятельно составленному плану. Упражнение в правописании безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Диктант « » по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных» Морфологический разбор имени прилагательного. Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обобщение знаний об имени 1 прилагательном Личные местоимения (7 часов) Местоимение как часть речи. Роль личных 1 местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица 1 единственного и множественного числа. Словарный диктант. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го 1 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица 1 единственного и множественного числа. Правописание местоимений с предлогами. Упражнение в правописании местоимений 1 и правильном употреблении их в речи. 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 Морфологический разбор личных местоимений. Морфологический разбор личных местоимений. Упражнение в правописании местоимений. Глагол (33 часа) Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов( настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Диктант « » по теме « Части речи» Неопределённая форма глагола. Работа над ошибками. Образование от глаголов в неопределённой форме временные формы глаголов. Словарный диктант. Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами. Образование глаголов при помощи приставок и суффиксов. Возвратные глаголы. Контрольное списывание Спряжение глаголов (общее понятие). Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола Употребление Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Упражнение в правописании глаголов во 2м лице единственного числа и правописание НЕ с глаголами. Сочинение-описание. И.И. Левитан «Весна. Большая вода» Спряжение глаголов в настоящем времени. Работа над ошибками. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и II спряжения. Словарный диктант. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. Глаголы – исключения. 141 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 142 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 143 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 144 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 145 Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах. 146 Упражнение в правописании возвратных глаголах – тся и – ться. Словарный диктант. 147 Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. 148 Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. 149 Повторение знаний о глаголах настоящего и прошедшего времени. 150 Правописание глаголов в прошедшем времени. 151 Правописание родовых окончаний у глаголов в прошедшем времени. 152 Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. 153 Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола. Повторение (17 часов) 154 Повторение по теме «Текст. Типы текстов». 155 Повторение по теме «Предложение и словосочетание». 156 Контрольное изложение 157 Повторение по теме «Предложение и словосочетание». Работа над ошибками 158- Повторение по теме «Однородные члены 159 предложения». 160 Повторение по теме «Простые и сложные предложения». 161- Повторение по теме «Значимые части 162 слова. Словообразование». 140 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 163 164 165 166 167 168 169 170 Повторение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слов». Контрольная работа за 2 полугодие Повторение по теме «Части речи». 1 1 6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г. - Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2014 - Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов. - Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. - Персональный компьютер. - Интерактивная доска. - Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку. ИКТ и ЦОР: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru 2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс 6. Школьный портал http://www.portalschool.ru 7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru коммуникационные технологии в образовании» 8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл. 10. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru сайт для учителей» 1 -4 класс 11. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл. 12. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru 13. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru общеобразовательного портала 14. Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com