АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 класс Русский язык 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:57:44 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
(для обучающегося 2 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Хагуровой Ильнары Хазреталиевны

Составитель:Гыллыева Ш.Х.

г.о.Нальчик
2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее - далее ФГОС НОО), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной
программе воспитания.
Учебный предмет «Русский язык» на уровне начального общего
образования является ведущим, обеспечивая языковое и общее речевое
развитие обучающихся. Он способствует повышению коммуникативной
компетентности и облегчению социализации обучающихся с ЗПР.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в
основной школе, а также будут востребованы в жизни.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую
сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонетикофонематической стороны речи, звукового анализа и синтеза, бедностью и
недифференцированностью
словаря,
трудностями
грамматического
оформления речи, построения связного высказывания, недостаточной
сформированностью основных мыслительных операций и знаковосимволической (замещающей) функции мышления. У обучающихся с ЗПР с
запозданием формируются навыки языкового анализа и синтеза, долгое время
происходит становление навыка звуко-буквенного анализа, очевидные
трудности обучающиеся с ЗПР испытывают при формировании навыка письма
и чтения. Недостаточность развития словесно-логического мышления и
мыслительных операций значительно затрудняют усвоение орфограмм и
формирование грамматических понятий.
Преодоление перечисленных трудностей возможно при реализации
важнейших дидактических принципов: доступности, систематичности и
последовательности, прочности, наглядности, связи теории с практикой, а
также коррекционной направленности обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. В
процессе изучения русского языка у обучающихся с ЗПР формируется
позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная
устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На
уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся
ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных
языковых средств, для успешного решения коммуникативных задач.

Содержание дисциплины ориентировано на развитие языковой
способности, разных видов речевой деятельности и освоение обучающимися
системного устройства языка. Благодаря освоению материала по данной
дисциплине обучающиеся с ЗПР овладевают грамотой, основными речевыми
формами и правилами их применения, умениями организовывать языковые
средства в разных типах высказываний, варьировать их структуру с учётом
условий коммуникации, развёртывать их или сокращать, перестраивать,
образовывать нужные словоформы. При изучении данной дисциплины
происходит развитие устной и письменной коммуникации, закладывается
фундамент для осмысленного чтения и письма. На уроках важно формировать
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Представления о связи языка с культурой народа осваиваются
практическим путём.
Удовлетворение особых образовательных потребностей достигается за
счет четких и простых по лексико-грамматической структуре инструкций к
выполняемой деятельности, уменьшенного объема заданий, большей их
практикоориентированности,
подкрепленности
наглядностью
и
практическими действиями, а также неоднократного закрепления
пройденного, актуализации знаний, полученных ранее, применением
специальных приемов обучения (алгоритмизации, пошаговости и др.),
соблюдении требований к организации образовательного процесса с учетом
особенностей сформированности саморегуляции учебно-познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР.
Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на
удовлетворение
специфических
образовательных
потребностей
обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у обучающегося с ЗПР пробуждается интерес к языку,
желание овладеть письмом и чтением, совершенствуется связное (в том числе
учебное) высказывание, расширяется словарный запас, проявляются
возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их
преодоления.
Овладение
письмом
совершенствует
мелкую
моторику,
пространственную ориентировку, способствует развитию произвольности и
становлению навыков самоконтроля. При изучении учебного материала
(звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ слов, работа с предложением и
текстом) у обучающихся с ЗПР развиваются процессы анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, происходит коррекция недостатков произвольной
памяти и внимания. В ходе выполнения заданий на анализ звукового состава
слова, синтез слов из звуков и слогов, подсчет количества слов в предложении,

использование различных классификаций звуков и букв, объяснение значений
слов совершенствуется мыслительная деятельность, создаются предпосылки
становления логического (понятийного) мышления.
При усвоении учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с ЗПР
учатся ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и
планировать предстоящие действия, следить за правильностью выполнения
задания, давать словесный отчет и оценку проделанной работе, что
совершенствует систему произвольной регуляции деятельности.
Коррекционная направленность обучения предполагает увеличение
количества заданий, направленных на развитие мелкой моторики
обучающегося, точности и дифференцированности движений кисти и пальцев
руки. Необходимо увеличение времени, отводимого на звуковой анализ слова,
осознание звуко-буквенной и звуко-слоговой структуры слова как
пропедевтика специфических ошибок письма. Трудности языкового анализа и
синтеза требуют введения дополнительных упражнений на определение
границ предложения, составление схемы предложения, работу с
деформированным предложением и текстом. Успешное усвоение
грамматических правил у детей с ЗПР предполагает использование алгоритмов
для закрепления навыка. Освоение орфографических правил требует введения
коррекционно-подготовительных упражнений. Работа над правилом
осуществляется с опорой на алгоритм который визуализируется и многократно
повторяется ребенком. Обедненность словаря у учащихся с ЗПР обуславливает
необходимостьпроведения повседневной словарной работы ро уточнению и
расширению лексического значения слов, накопления устного речевого опыта.
Учитель начальных классов должен поддерживать тесную связь с
учителем-логопедом, осуществляющим профилактику таких расстройств
письменной речи как дисграфия и дизорфография. Уточнение артикуляции
звуков, дифференциация сходных фонем, работа над слоговой структурой
слова, которая обязательно проводится на уроках по предмету «Русский язык»
и «Литературное чтение», способствует улучшению качества устной речи
обучающегося с ЗПР.
В федеральной рабочей программе определяются цели изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования,
планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Русский язык»:
личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные
результаты представлены с учётом методических традиций и особенностей
преподавания русского языка на уровне начального общего образования, а
также учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.
Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого
года изучения предмета «Русский язык».
Программа устанавливает распределение учебного материала по
классам, основанного на логике развития предметного содержания и учёте
психологических и возрастных особенностей обучающихся с ЗПР, а также

объём учебных часов для изучения разделов и тем курса. При этом для
обеспечения возможности реализации принципов дифференциации и
индивидуализации с целью учёта образовательных потребностей и интересов
обучающихся с ЗПР количество учебных часов может быть скорректировано.
Федеральная рабочая программа учебного предмета предоставляет
возможности для реализации различных методических подходов к
преподаванию учебного предмета «Русский язык» при условии сохранения
обязательной части его содержания.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что
достижение обучающимися с ЗПР как личностных, так и метапредметных
результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении
областей знаний, которые отражают ведущие идеи изучения учебного
предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования и
подчёркивают пропедевтическое значение уровня начального общего
образования, формирование готовности обучающегося с ЗПР к дальнейшему
обучению.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Русский язык» во 2
классе - 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС

Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение,
анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный - согласный; гласный
ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и
в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных
ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Алфавит: правильное название букв, знание их последовательности,
различение звука и буквы (буква, как знак звука).
Использование знания алфавита при работе со словарями: умение найти
слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение
расположить слова в алфавитном порядке.
Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами
(сильная и слабая позиция, наблюдение за словами, требующими проверки).
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова

(общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (со знакомством с терминами),
прямое и переносное значение слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов (с
использованием терминов).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных
слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи. Изменение имен существительных по числам.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Изменение
имен прилагательных по числам.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения (простые случаи).
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения (простые случаи).
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена,
фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос
слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные
после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу,
щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
дополнительном классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные

способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм
речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового
общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины (после
совместного анализа). Составление рассказа повествовательного характера по
сюжетным картинкам и/или по готовому план-вопросу.
Текст. Признаки текста:
смысловое единство предложений
в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор
заголовков к предложенным текстам. Абзац. Последовательность частей текста
(абзацев). Работа с деформированным текстом.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения находить заданную информацию,
содержащуюся в тексте, формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Построение и запись грамматически правильно оформленного ответа на
вопрос. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 25-35 слов
с опорой на вопросы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во 2 классе
способствует на пропедевтическом уровне работе над рядом метапредметных
результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы;
однокоренные (родственные) слова и слова с омонимичными корнями:
называть признаки сходства и различия (при необходимости с направляющей
помощью учителя);
сравнивать значение однокоренных (родственных) слов: указывать
сходства и различия лексического значения (при необходимости с
направляющей помощью учителя);
сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов:
выявлять случаи чередования;
устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают,
что обозначают;
характеризовать звуки по заданным параметрам (с опорой на алгоритм);
определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв,
слов, предложений;
обобщать слова по существенному признаку, выделяя лишнее слово из
предложенных.
ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст);
соотносить понятие с его определением.
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
языковых явлений (сколько в слове гласных, столько и слогов).
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному образцу наблюдение за языковыми
единицами (слово, предложение, текст);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова
являются/не являются однокоренными (родственными) (по предложенному
алгоритму).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника
для получения информации;
устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; «читать» информацию, представленную в
схеме, таблице; понимать и использовать знаки, символы, схемы,
используемые на уроках русского языка;

с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы
для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с учениками
и учителем;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе
анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах
наблюдения за языковыми единицами;
строить устное диалогическое выказывание;
строить устное монологическое высказывание на определённую тему, на
основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации;
устно формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста;
слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь,
получать и уточнять информацию от собеседника;
отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
соблюдать правила учебного поведения;
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать,
написать и т.п.);
планировать с помощью учителя действия по решению орфографической
задачи;
соблюдать и удерживать предложенный алгоритм при работе с
правилом, при выполнении задания;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при
выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для
преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку;
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и
учета характера сделанных ошибок (с помощью учителя);

осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под
руководством учителя и самостоятельно.
Совместная деятельность:
принимать участие в разнообразных формах совместной деятельности
(работа в паре, малой группе);
распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и
высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать
замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (с помощью учителя);
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты.
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при
работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка).
Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского
языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении
примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение

и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
с помощью учителя определять существенный признак для
классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов);
классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
следовать алгоритму, выделяя учебные операции при анализе языковых
единиц;
использовать элементарные знаково-символические средства в учебнопознавательной деятельности;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
с помощью учителя сравнивать несколько вариантов выполнения
задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных
критериев);
после совместного анализа проводить по предложенному плану
несложное
лингвистическое
мини-исследование,
выполнять
по
предложенному плану проектное задание под контролем педагога;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать с помощью учителя возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в слова- рях, справочниках;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернете»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о

происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать с помощью учителя текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно по образцу создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить с помощью взрослого небольшие публичные выступления о
результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
проявлять способность продолжать учебную работу, совершая волевое
усилие;
следовать алгоритму учебных действий, удерживать ход его
выполнения;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата, оречевлять план и соотносить действия с планом;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха/неудач
учебной деятельности;
корректировать после совместного анализа свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;

соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку с опорой на эталон
(образец);
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС

К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
—
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный
парный/непарный по звонкости/глухости (при необходимости с опорой на
ленту букв);
—
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
—
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том
числе с учётом функций букв е, ё, ю, я (при необходимости с использованием
смысловой опоры);
—
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий
знак в середине слова;
—
находить однокоренные слова (простые случаи);
—

—

выделять в слове корень (простые случаи);

—

выделять в слове окончание (простые случаи);

—

выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,

понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям (при
необходимости с направляющей помощью учителя); выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
— распознавать

слова, отвечающие на вопросы «кто?», что?»;

распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»
—
определять вид предложения по цели высказывания и по
—

эмоциональной окраске (с использованием смысловой опоры);
—
находить место орфограммы в слове и между словами на
изученные правила (с опорой на таблицы с правилами);
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные
(перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в
именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических
названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными,
разделительный мягкий знак (при необходимости с опорой на таблицы с
правилами);
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 35 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 30 слов с учётом изученных правил
правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться

толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями
учебника (при организующей помощи учителя);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации;
—
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
—
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам (при необходимости с направляющей помощью
учителя);

— определять

тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

составлять текст из разрозненных предложений, частей текста (при
организующей помощи учителя);
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 2530 слов с опорой на вопросы, ключевые слова, картинный план (при
направляющей помощи педагога);
— использовать изученные понятия в процессе решения учебных
—

задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательн
ресурсы

Библиотека ЦОК
Общие сведения о языке

3

Фонетика и графика

10

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК
Лексика

14

1

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК
Состав слова

22

Морфология

23

1

Синтаксис

12

1

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК
Орфография и пунктуация

53

5

33

2

170

10

https://m.edsoo.ru/7

Библиотека ЦОК
Развитие речи

Е КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
Тема урока

Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира. Наша
речь и наш язык
Диалогическая форма речи

Происхождение слов

Текст
Признаки текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте
законченной мысли
Тема текста

Основная мысль

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Заглавие текста
Подбор заголовков к предложенным
текстам
Отработка умения подбирать
заголовки к предложенным текстам.
Отражение в заголовке темы или
основной мысли текста
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка
Корректирование текстов с
нарушенным порядком
предложений
Административная контрольная
работа
Анализ контрольных работ.
Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Предложение как единица языка

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Предложение и слово

1

Библиотека ЦОК

Корректирование текстов с
нарушенным порядком абзацев

https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Второстепенные члены
предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Распространенные и
нераспространенные предложения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Знаки препинания в конце
предложения
Виды предложений по цели
высказывания
Восклицательные и
невосклицательные предложения
Повествовательные,
вопросительные, побудительные
предложения
Составление устного рассказа по
репродукции картины
И.С.Остроухова "Золотая осень"
Главные члены предложения

Слово и его значение
Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова

самостоятельно, по тексту или с
помощью толкового словаря
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Значение слова в словаре и тексте

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Однозначные и многозначные слова

Устаревшие слова. Работа с
толковым словарем
Синонимы

Контрольный диктант

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Антонимы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Наблюдение за использованием
антонимов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Анализ контрольных работ.
Синонимы в тексте

Обобщение знаний по разделу
"Лексика". Проверочная работа

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Корень как часть слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Корень как общая часть
родственных слов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Корень слова: обобщение знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова
Признаки однокоренных
(родственных) слов. Корень слова
Нахождение однокоренных слов.
Выделение корня

Окончание как изменяемая часть
слова
Изменение формы слова с помощью
окончания
Различение изменяемых и
неизменяемых слов
Нулевое окончание

Суффикс как часть слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Как образуются слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Состав слова: систематизация
знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Контрольный диктант

1

Приставка как часть слова
(наблюдение)
Роль суффиксов и приставок
Суффикс как часть слова:
наблюдение за значением

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Различение звуков и букв.
Различение ударных и безударных
гласных звуков

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Русский алфавит

1

Библиотека ЦОК

Деление слов на слоги.
Использование знания алфавита при
работе со словарями
Перенос слов по слогам

Ударный слог

https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Составление устного рассказа по
репродукции картины З.
Серебряковой "За обедом"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Гласные звуки

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Контрольное списывание текста.
Словарный диктант

1

Учимся характеризовать звуки

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне
Единообразное написание гласных в
корне
Способы проверки написания
буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне:
закрепление
Непроверяемые гласные в корне
слова

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru

Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в
корне слова
Правописание слов с проверяемыми
и непроверяемыми безударными
гласными в корне слова
Контрольный диктант
Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях
слов
Использование орфографического
словаря учебника для определения
(уточнения) написания слова
Составление устного рассказа по
репродукции картины С. Тутунова
"Зима пришла. Детство"
Выбор языковых средств для
выражения собственного мнения
при работе в паре (группе)
Обозначение согласных звуков на
письме

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки.
Согласный звук [й'] и буква И
краткое. Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их
обозначения

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Слова с удвоенными согласными

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Знакомство с жанром поздравления

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Функции мягкого знака
Правописание слов с мягким знаком
на конце и в середине слова перед
согласными
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
Гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Выбор языковых средств для
ведения разговора: начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)

1

Гласные после шипящих в

1

Библиотека ЦОК

сочетаниях ча, ща, чу, щу

https://m.edsoo.ru

Диктант на изученные правила
(гласные после шипящих, сочетания
чк, чн, чт)

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Работа над ошибками допущенными
в диктанте. Составление текста по
рисунку на тему "День рождения"

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в
корне слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Способы проверки согласных в
корне слова

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

Отработка правописания слов с
парным по глухости звонкости
согласным в корне слова
Учимся писать буквы согласных в
корне слова
Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне
слова

Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
Различные способы решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове. Тренинг "Правописание
парных по глухости-звонкости
согласны хзвуков в корне слова" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы
Списывание текста. Словарный
диктант

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Правописание слов с
разделительным мягким знаком

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Использование на письме
разделительных ъ и ь

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Отработка способов решения
орфографической задачи в
зависимости от места орфограммы в
слове. Тренинг "Правописание слов
с разделительным мягким знаком" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
Диктант на изученные орфограммы
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях
слов

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Имя существительное: значение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Имя существительное : вопросы
(«кто?», «что?»)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Употребление прописной и
строчной буквы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина

1

Имя существительное как часть речи
Имя существительное: употребление
в речи

Библиотека ЦОК

"Утро в сосновом лесу"

https://m.edsoo.ru

Прописная буква в именах
собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички животных
Прописная буква в именах
собственных: географические
названия

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Объяснительный диктант на
изученные правила (орфограммы
корня, прописная буква и др.)
Тренинг "Правописание имен
собственных" с использованием
электронных образовательных
ресурсов
Составление устного рассказа с
опорой на личные наблюдения и
вопросы: составление текста о своем
любимом домашнем питомце по
вопросам

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Имя существительное: изменение по
числам

1

Списывание текста. Словарный
диктант

1

Число имён существительных

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Изменение по числам имен

1

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

существительных

https://m.edsoo.ru

Глагол как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Административная итоговая работа

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Глагол: значение. Для чего нужны
глаголы в нашей речи?

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Единственное и множественное
число глаголов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Резервный урок по разделу
морфология: роль глаголов в тексте

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Особенности текстов-

1

Библиотека ЦОК

Анализ контрольных работ

Правописание частицы НЕс
глаголами
Составление текста на тему
пословицы
Текст-повествование

повествований

https://m.edsoo.ru

Учимся сочинять текстповествование. Составление текстаповествования на тему "Как
приготовить салат"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Обобщение знаний о глаголе

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Имя прилагательное как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Имя прилагательное: значение

Роль имён прилагательных в тексте.
Единственное и множественное
число имен прилагательных

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Связь имени прилагательного с
именем существительным

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Текст-описание

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Особенности текстов-описаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Различение текстов-описаний и
текстов-повествований

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Местоимение, как часть речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Учимся сочинять текст-описание.
Составление текста-описания
натюрморта

Составление текста по рисунку с
включением в него диалога.
Практикум по овладению
диалогической речью
Диктант на изученные орфограммы
в корне слова

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Текст-рассуждение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Особенности текстов-рассуждений

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Работа над ошибками,
допущенными в диктанте

Предлог. Отличие предлогов от
приставок
Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о,
об и др.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Тренинг. Отработка темы
"Предлоги"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Части речи: систематизация знаний

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

Умение договариваться и приходить
к общему решению в совместной
деятельности при проведении
парной и групповой работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Части речи: обобщение. Тренинг

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Части речи. Тренинг

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Роль имён существительных в
тексте. Повторение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Правописание слов с орфограммами
в значимых частях слов:
систематизация

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Правописание слов с орфограммами
в значимых частях

1

Библиотека ЦОК

слов: обобщение

https://m.edsoo.ru

Диктант на изученные орфограммы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имён
существительных; правописание
парных по глухости-звонкости
согласны звуков в корне слова (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
Составление текста (рассказа или
сказки) на тему "Скоро лето"
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного
возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имен
прилагательных; правописание слов
с разделительным мягким знаком (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
Орфографическая зоркость как
осознание места возможного

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

возникновения орфографической
ошибки: наблюдение за
правописанием приставок.
Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками.
"Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

Обобщающий урок.
Е КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
АММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru

1

1
170

12

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
Тема урока

Всего

Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира

1

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки

1

Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки
Повторение алгоритма списывания
текста
Функции мягкого знака
Использование на письме
разделительных ъ и ь
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
Отработка правописания слов с

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электро
цифровы
образова
ресурсы

разделительным мягким знаком
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

1

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со словарями

1

Перенос слов по слогам

1

Перенос слов по слогам: закрепление

1

Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки

1

Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы

1

Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос
Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения

1
1

Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.

1

Предложение как единица языка

1

Восклицательные и невосклицательные
предложения
Виды предложений по цели
высказывания

1
1

1

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

Предложение и слово

1

Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения
(логическое ударение)

1

Связь слов в предложении

1

Предложение: систематизация знаний

1

Резервный урок по разделу синтаксис:
связь слов в предложении

1

Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении

1

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1
1

Диалогическая форма речи

1

Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы

1

Окончание как изменяемая часть слова
Изменение формы слова с помощью
окончания

1
1

Различение изменяемых и неизменяемых
слов

1

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

1

Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова

1

Составление устного рассказа по
репродукции картины

1

Корень как часть слова
Корень как общая часть родственных
слов

1
1

Единообразное написание гласных в
корне

1

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова

1

Списывание текста. Словарный диктант

1

Корень слова: обобщение знаний

1

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне

1

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова

1

1

Непроверяемые гласные в корне слова

1

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными
в корне слова

1

Обозначение парных по звонкости-

1

1

глухости согласных в корне слова
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова
Способы проверки согласных в корне
слова
Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в корне
слова
Учимся писать буквы согласных в корне
слова
Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова

1

1

1

1
1

Суффикс как часть слова
Суффикс как часть слова: наблюдение за
значением

1

Списывание текста. Словарный диктант

1

Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение
за правописанием суффиксов имён
существительных

1

Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение
за правописанием суффиксов имён
прилагательных

1

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

1
1

Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение
за правописанием приставок

1

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

Роль суффиксов и приставок

1

Состав слова: систематизация знаний

1

Состав слова: обобщение

1

Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

Знакомство с жанром поздравления

1

Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова

1

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

1

1

Корни с чередованием согласных
снег/снеж, бег/беж, пух/пуш, сапог/сапож
и др.

1

Как образуются слова

1

Нулевое окончание (наблюдение)

1

Списывание текста. Словарный диктант

1

Составление устного рассказа по

1

1

репродукции картины
Слово и его значение

1

Значение слова в словаре

1

Однозначные и многозначные слова

1

Значение слова в словаре и тексте

1

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

Синонимы

1

Синонимы в тексте

1

Антонимы
Наблюдение
антонимов

1
за

использованием

1

Обобщение знаний по разделу «Лексика»

1

Работаем с толковым словарем

1

Проверочная работа по разделу лексика
Систематизация знаний по разделу
лексика

1

Диктант
на
изученные
правила
(орфограммы корня)
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

1
1
1

Текст

1

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной

1

1

мысли
Тема текста

1

Основная мысль

1

Заглавие текста
Подбор заголовков
текстам.

1
к

предложенным

Отработка умения подбирать заголовки к
предложенным текстам
Отработка
правописания
слов
с
орфограммами в значимых частях слов
Последовательность
частей
текста
(абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений
Отработка умения корректировать тексты
с нарушенным порядком предложений

1
1
1
1
1

1

Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев

1

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком абзацев

1

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы

1

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

Имя существительное как часть речи

1

Имя существительное: значение

1

Употребление прописной и строчной
буквы

1

Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»),
Имя существительное: изменение по
числам
Число имён существительных
Имя существительное: употребление в
речи
Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички
животных

1
1
1
1

1

Прописная буква в именах собственных:
географические названия

1

Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)

1

Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и вопросы

1

Глагол как часть речи

1

Глагол: значение

1

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
Единственное и множественное число
глаголов
Контрольный диктант

1
1
1

1

Обобщение знаний о глаголе

1

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30—
45 слов с опорой на вопросы

1

Имя прилагательное как часть речи

1

Имя прилагательное: значение

1

Связь имени прилагательного с именем
существительным
Обобщение знаний об имени
прилагательном

1
1

Предлог. Отличие предлогов от
приставок

1

Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.

1

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление

1

Части речи: систематизация знаний

1

Части речи: обобщение
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация

1

Части речи

1

Изменение по числам имен
существительных

1

Роль имён существительных в тексте

1

1

Роль глаголов в тексте

1

Роль имён прилагательных в тексте

1

Выполняем проектное задание

1

Выполняем проектное задание
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение

1

Текст-описание

1

Особенности текстов-описаний

1

Текст-повествование

1

Особенности текстов-повествований
Различение текстов-описаний и текстовповествований

1

Текст-рассуждение

1

Особенности текстов-рассуждений

1

Составляем план текста

1

Составляем план текста

1

Пишем текст по предложенному плану

1

Учимся сочинять текст-описание

1

Учимся сочинять текст-повествование

1

Учимся сочинять текст-рассуждение

1

Подробное изложение текста

1

1

1

Проверочная работа по изученному
материалу

1

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

Отработка орфограмм, вызывающих

1

1

трудности
Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

Отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

Обобщение знаний. Чему мы научились
на уроках правописания во 2 классе

1

Обобщение знаний. Чему мы научились
на уроках правописания во 2 классе
Е КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
АММЕ

1
170

10

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной,
В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ
Астрель,2014
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный,
орфоэпический, фразеологизмов.
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ИКТ и ЦОР:

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru оборудования и
электронных образовательных ресурсов для общего образования 1-4 класс
6. Школьный портал http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно- http://www.ict.edu.ru коммуникационные
технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
9. Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru

учебников комплекта «Школа России» 1-4 кл.
10. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
сайт для учителей» 1 -4 класс
11. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru
и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.
12. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
13. Музыкальная коллекция Российского http://www.musik.edu.ru
общеобразовательного портала
14. Официальный ресурс для учителей, www.nachalka.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».