АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 класс литературное чтение 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:52:18 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
(для обучающихся 3 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Афаунова Арсена Альбердовича, Дементьевой Алены Михайловны, Макоевой
Алины Алимовны, Муталибовой Адисы Михайловны,
Хагурова Ахмеда Хазреталиевича, Шихалиевой Ясмины Гайдарбековны,
Шугунова Алана Муратовича

Составитель: Зинченко Т.П..

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (далее - далее ФГОС НОО ОВЗ), а также
ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся с ЗПР, сформулированные в
Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из
ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного
изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности
и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовнонравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями,
испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с
большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл
прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество
разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение
по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии
самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль
прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно
охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам.
Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном интонировании
при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных
предметов в системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение читательской
компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной
социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся
повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения
составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в
соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и
чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в
жизни.

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное
чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционная
направленность
обучения
предполагает
введение
дополнительных видов деятельности и специальных упражнений, направленных
на преодоление недостатков в развитии речи обучающихся с ЗПР, обогащение
словарного запаса, активизацию развития звукового анализа и синтеза как
основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель начальных
классов должен поддерживать тесную связь с учителем- логопедом,
осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как
дислексия.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных
ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные
тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков
слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой,
преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры
и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего,
тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом,
в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с
помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность
обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления
видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием
прочитанного. С первого класса проводится работа над выборочным чтением,
нахождением в предложении или тексте заданных слов, выражений, отрывков.
Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного, поиску
логических связей между частями произведения, причинно-следственных связей
между событиями. Большое значение уделяется словарной работе. Происходит
развитие понятийной стороны речи, расширение словаря; обучающиеся с ЗПР
приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку
выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал. Должна
предусматриваться специальная продолжительная работа по обучению
пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема с опорой на
картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно
составленный план излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может
долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся
с ЗПР формируется положительная мотивация к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества; происходит достижение необходимого для продолжения
образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное
представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества; происходит овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного

использования при анализе текста изученных литературных понятий в
соответствии с представленными предметными результатами по классам;
происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой
планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению
раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося:
речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к учебному
предмету «Литература», который изучается на уровне основного общего
образования.
Освоение программы по литературному чтению в 1 классе начинается
вводным интегрированным учебным курсом «Обучение грамоте»
(рекомендуется 297 часов: русского языка 165 часов и литературного чтения 132
часа). Содержание литературного чтения, реализуемого в период обучения
грамоте, представлено в программе по русскому языку. После периода обучения
грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения. На литературное чтение в 1дополнительном классе отводится 33
учебные недели (132 часа), для изучения литературного чтения во 2-4 классах
рекомендуется отводить по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

3 КЛАСС
О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история важные темы
произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору).
Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей
страны и родного края главные идеи, нравственные ценности, выраженные в
произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов XIX и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту
и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.
Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.
Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп,
ритм, логические ударения.
Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М.
Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша
древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры
фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки,
по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение,
характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В.И. Далем.
Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и
поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных
произведениях народов России.
Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и
нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные).
Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык
(лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как
отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В.М. Васнецова,
иллюстрации Ю.А. Васнецова, И.Я Билибина, В.М. Конашевич). Отражение в
сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.
Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы
песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле.
Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии,
Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения,
выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался,
какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного
сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в
былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как
иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.
Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная
сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по
выбору).

Творчество А.С. Пушкина. А.С. Пушкин великий русский поэт.
Лирические произведения А.С. Пушкина:
средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А.С.
Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста,
особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь
пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои,
волшебные помощники, язык авторской сказки. И.Я. Билибин — иллюстратор
сказок А.С. Пушкина.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...» и другие
(по выбору).
Творчество И.А. Крылова. Басня произведение-поучение, которое
помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И.А. Крылов
великий русский баснописец. Басни И.А. Крылова (не менее двух): назначение,
темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование
крылатых выражений в речи.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и
виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).
Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX-XX веков.
Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины
природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору):
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Н.А. Некрасов, А.А. Блок, С.А.
Есенин, И.А, Бунин, А.П. Чехов, К.Г. Паустовский и другие. Чувства,
вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в
произведениях лирики:
эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения.
Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств
выразительности лирического произведения. Живописные полотна как
иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания
пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в
изобразительном искусстве (цвет, композиция.
Произведения для чтения:
Ф.И. Тютчев «Есть в осени
первоначальной...», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из
окошка.», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов
«Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и
другие (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л.Н.
Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений), Рассказ
как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части
произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка.

Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные
события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок»,
«Акула» и другие.
Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее
двух). Круг чтения: произведения В.М. Гаршина, М. Горького, И.С. СоколоваМикитова и других. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои).
Составление аннотации.
Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»,
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и
другие (по выбору).
Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его
отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения
(по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д.Н. МаминаСибиряка, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Б.С. Житкова. Особенности
рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания
(портрет героя, описание интерьера).
Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский
«Барсучий нос», «Кот Варюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» и другое (по выбору).
Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем
«Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и
рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания,
особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон
создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне
(произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета,
отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств,
проявляющихся в военное время.
Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и
его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).
Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета.
Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста
юмористического содержания:
преувеличение. Авторы
юмористических рассказов (не менее двух произведений): М.М. Зощенко, Н.Н.
Носов, В.Ю. Драгунский и другие (по выбору).
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (12
произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие
(по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по
выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга.

Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных
писателей о животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С.Я.
Маршак, КИ. Чуковский, Б.В. Заходер.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро
«Подарок феи» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора,
осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом
учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие,
иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее
представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.
Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение» в 3
классе способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
пересказывать самостоятельно прочитанный текст;
составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными
задачами;
устанавливать причинно-следственные связи между событиями,
описанными в тексте;
различать научно-познавательный, художественный, юмористический
текст;
находить в тексте средства художественной выразительности;
читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные
и авторские произведения;
анализировать текст:
обосновывать принадлежность к жанру,
определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их,
находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения,
характеризовать героя;
конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную
последовательность;

сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам;
произведения одного жанра, но разной тематики;
исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров
(портрет, пейзаж, интерьер).
Работа с информацией.
сравнивать информацию словесную (текст), графическую или
изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и
изобразительного
искусства
по
тематике,
настроению,
средствам
выразительности;
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать
адекватные
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
уметь принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций;
читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к
событиям, героям произведения;
формулировать вопросы по основным событиям текста;
пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица);
выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая
соответствующее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по
аналогии.
Регулятивные универсальные учебные действия
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в
зависимости от учебной задачи вид чтения;
выполнять элементарные действия контроля (самоконтроля) и оценки
процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в
выполняемые действия с помощью учителя.

Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера,
подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной
театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать фрагменты
(драматизировать) несложных произведения фольклора и художественной
литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в
соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять
ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в
общее дело.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к
общественным,
традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений
на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
Г ражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и
других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся
представителей русской литературы и творчества народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений,
проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных

качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка
поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной
позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений,
разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в
разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта
слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы; понимание образного языка
художественных
произведений,
выразительных
средств,
создающих
художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для
классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия при
анализе
сюжета
(композиции),
восстанавливать
нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта,
ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться
последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач)
учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
—
с помощью учителя отвечать на вопрос о культурной значимости
устного народного творчества и художественной литературы, находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей,
традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственноэтических понятиях в контексте изученных произведений;
—
читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное);
—
читать вслух целыми словами (проводится дополнительная работа со
словами сложной слоговой структуры) без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного
оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
—
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь:
—
называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического после совместного
анализа;
—
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл
прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать
вопросы к учебным и художественным текстам;
—
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки
о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
произведений фольклора разных народов России;
—
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать тему и главную мысль, определять
последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий,
эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный,
цитатный);
—
характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей под
контролем учителя;
—
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами
героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки
после совместного анализа по предложенным критериям (по аналогии или по
контрасту);
—
отличать автора произведения от героя и рассказчика,

характеризовать с помощью учителя отношение автора к героям, поступкам,
описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет),
описание пейзажа и интерьера;
—
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить после совместного анализа в тексте примеры
использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
—
уметь применять изученные понятия с опорой на визуализацию
термина (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема,
идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части,
композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
—
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с
соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно
формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста;
—
использовать в беседе изученные литературные понятия;
—
пересказывать произведение (устно) подробно с опорой на план,
выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от
третьего лица;
—
при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и
художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
—
составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5-6 предложений устно, 3-4 письменно);
—
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по
заданному алгоритму;
—
придумывать
продолжение
прочитанного
произведения;
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания: обложку,
оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски,
примечания;
—
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;
—
использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в
федеральный перечень.
—

№
п/
п

3 КЛАСС

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег

Контрольн

Практическ

Электронные
(цифровые)
образовательные

о

ые работы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

О Родине и её
истории

2

Фольклор
(устное
народное
творчество)

3

Творчество
И.А.Крылова

4

4

Творчество
А.С.Пушкина

9

5

Картины
природы в
произведениях
поэтов и
писателей ХIХ
века

6

Творчество
Л.Н.Толстого

10

7

Литературная
сказка

9

8

9

ресурсы

6

1

Картины
природы в
произведениях
поэтов и
писателей XX
века
Произведения о
взаимоотношени
ях человека и
животных

ие работы

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

16

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

1

10

10

Произведения о
детях

18

11

Юмористически
е произведения

6

12

Зарубежная
литература

10

13

Библиографичес

4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41
1a40
Библиотека ЦОК

кая культура
(работа с
детской книгой
и справочной
литературой)
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f41
1a40

10

1

136

8

0

3 КЛАСС.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
1

Кол-во
часов

Разделы, темы
Знакомство с учебником. Что уже знаем и

1

умеем
2

В мире книг: как найти книгу в библиотеке

1

3

Русские народные песни. Особенности языка

1

русских песен
4

Докучные сказки

1

5

Народные промыслы. Дымковская игрушка,

1

хохлома
6

Рассказываем о героях русских сказок.
Русская

народная

сказка

1

«Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка».
7

Русская

народная

сказка

«Сестрица

1

Русская народная сказка «Иван царевич и

1

Алёнушка и братец Иванушка».
8

серый волк».
9

Русская народная сказка «Иван царевич и

1

серый волк»
10

Русская народная сказка «Иван царевич и

1

серый волк»
11

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

12

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

13

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И.
Билибин
14

Поговорим о самом главном

1

15

Внеклассное чтение. Народные сказки

1

Дата
По
плану

По
факту

16

Контрольная работа №1 по разделу «Устное

1

народное творчество». Проверим себя и
оценим свои достижения.
17

Введение в тему: поэтическая тетрадь. «Что

1

уже знаем и умеем». Понятие «средства
художественной выразительности»
18

В мире книг: сборники произведений о

1

природе, учимся составлять список книг.
19

Ф. Тютчев «Листья».

1

20

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

21

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать

1

беспробудно …»
22

И. С. Никитин «Встреча зимы».

1

23

И. С. Никитин «Встреча зимы». Подвижные

1

картины природы.
24

И.З. Суриков «Детство».

1

25

И. Суриков «Зима».

1

26

Обобщение по разделу «Поэтическая

1

тетрадь».
27

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

28

Великие русские писатели. Что уже знаем и

1

умеем. В мире книг
29

А. С. Пушкин -новые сведения о жизни и

1

творчестве.
30

Стихи А. С. Пушкина.

1

31

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

1

32

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

35

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

36

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

37

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

38

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

39

Контрольная работа №2.

1

Внеклассное чтение
40

И.А. Крылов- новые сведения о жизни и

1

творчестве
41

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1

42

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

43

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

44

М.Ю. Лермонтов- новые сведения о жизни и

1

творчестве
45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На

1

севере диком стоит одиноко…».
46

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

47

Л. Н. Толстой «Детство».

1

48

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

1

«Куда девается вода из моря?».
49

Л.Н. Толстой «Акула».

1

50

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

51

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

52

Обобщение по разделу «Великие русские

1

писатели».
53

Контрольная работа №3. Проверим себя и

1

оценим свои достижения.
54

Внеклассное чтение

55

Литературные сказки. Что уже знаем и

1

умеем. В мире книг
56

Д.Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго

1

зайца …»
57

Поговорим о самом главном
В.Ф.Одоевский сказка «Мороз иванович»

1

58

В.Ф.Одоевский сказка «Мороз иванович»

1

59

И. Бунин «Полевые цветы», «Густой

1

зеленый ельник у дороги».
60

Обобщение по разделу. Проверим себя и

1

оценим свои достижения.
61

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

62

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

63

Обобщение по разделу «Литературные

1

сказки». Проверим себя и оценим свои
достижения.
64

Викторина «Страна Литературия»

1

65

Были – небылицы. Что уже знаем и умеем. В

1

мире книг
66

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

67

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

68

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

69

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

70

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

71

Поговорим о самом главном

1

72

Внеклассное чтение

1

73

А. Куприн «Слон».

1

74

А. Куприн «Слон».

1

75

А. Куприн «Слон».

1

76

А. Куприн «Слон».

1

77

Обобщение по разделу «Были-небылицы».

1

Проверим себя и оценим свои достижения.
78

Поэтическая тетрадь. Что уже знаем и

1

умеем. В мире книг
79

С. Чёрный «Воробей».

1

80

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».

1

81

С. Чёрный «Слон».

1

82

А. Блок «Сны».

1

83

А. Блок «Ворона».

1

84

Поговорим о самом главном. М. Пришвин

1

«Моя Родина».
85

С. Есенин «Черёмуха».

1

86

Контрольная работа №4 по разделу

1

«Поэтическая тетрадь». Проверим себя и
оценим свои достижения.
87

Люби всё живое. Что уже знаем и умеем. В

1

мире книг
88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

89

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

90

В. Белов «Малька провинилась».

1

91

В. Белов «Ещё раз про Мальку».

1

92

В. Драгунский «Он живой и светится…».

1

93

Поговорим о самом главном. В.Астафьев

1

«Капалуха»
94

Внеклассное чтение

1

95

Б. Житков «Про обезьянку».

1

96

Б. Житков «Про обезьянку».

1

97

Б. Житков «Про обезьянку».

1

98

Б. Житков «Про обезьянку».

1

99

Контрольная работа №5 по разделу «Люби

1

живое». Проверим себя и оценим свои
достижения.
100

Поэтическая тетрадь. Что уже знаем и

1

умеем. В мире книг
101

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над

1

росистой поляной…».
102

А. Барто «Разлука»

1

103

А. Барто «В театре».

1

104

С. Михалков «Если».

1

105

Поговорим о самом главном. М.Дружинина

1

«мамочка- мамуля», Т.Бокова«Родина»
106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

107

Проект «О времени года», «О природе».

1

108

Обобщение по разделу Проверим себя и

1

оценим свои достижения.
109

Собирай по ягодке- наберешь кузовок. Что

1

уже знаем и умеем. В мире книг.
110

Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь

1

кузовок».
111

М. Зощенко «Золотые слова».

1

112

М. Зощенко «Золотые слова».

1

113

М. Зощенко «Золотые слова».

1

114

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

115

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

116

М. Зощенко «Великие путешественники».

1

117

Н. Носов «Федина задача».

1

118

Поговорим о самом главном . А. Платонов

1

«Цветок на земле»
119

А. Платонов «Цветок на земле»

1

120

Н. Носов «Телефон».

1

121

Контрольная работа №6 по разделу

1

«Собирай по ягодке -наберёшь кузовок».
Проверим себя и оценим свои достижения.
122

Внеклассное чтение

1

123

По страницам детских журналов.

1

124

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

125

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1

126

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1

127

Г. Остер «Вредные советы».

1

128

Г. Остер «Как получаются легенды».

1

129

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

130

«Зарубежные писатели». Что уже знаем и

1

умеем. В мире книг
131

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

134

Контрольная работа №7 по разделу

1

«Зарубежные писатели». Проверим себя и
оценим свои достижения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение (в 2 частях), 3 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Рабочая тетрадь "Работа с текстом" автор О.Н Крылова
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник "Литетратурное чтение" в 2х частях автор Л.Ф. Климова. В.Г.Горецкий
Поурочные разработки по литературному чтению за 3 класс
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека Цок
2. Ютуб канал
3. Платформа Учи.ру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».