АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4 класс литературное чтение 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.

________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок,
д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:55:00 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
(для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Бидова Марата Муратовича, Кумыкова Ислама Рустамовича,
Лиева Асланбека Беслановича, Печерских Дисаны Романовны,
Шинаховой Дианы Алановны, Шугунова Тамерлана Муратовича

Составитель: Ярцева Н.И.

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее - далее ФГОС НОО
ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР, сформулированные
в Федеральной программе воспитания.
Как и русский язык, литературное чтение предстаёт в качестве одного из
ведущих предметов, обеспечивающих наряду с достижением предметных
результатов, становление базового умения, необходимого для успешного
изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской
грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся с ЗПР.
Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями,
испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с
большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл
прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество
разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение,
чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в
состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении
встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Они затрудняются
передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные
связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их
поступкам. Обучающиеся с ЗПР долгое время затрудняются в правильном
интонировании при чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных
предметов в системе подготовки обучающегося с ЗПР. Овладение
читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для
полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у
обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются
умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог
в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить
информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и
чтению способствует формированию общей культуры.
Приобретенные обучающимися с ЗПР знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы
в жизни.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное

чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Коррекционная
направленность
обучения
предполагает
введение
дополнительных видов деятельности и специальных упражнений,
направленных на преодоление недостатков в развитии речи обучающихся с
ЗПР, обогащение словарного запаса, активизацию развития звукового анализа
и синтеза как основы профилактики специфических ошибок чтения. Учитель
начальных классов должен поддерживать тесную связь с учителем- логопедом,
осуществляющим профилактику таких расстройств письменной речи как
дислексия.
Для совершенствования техники чтения, преодоления разнообразных
ошибок и затруднений у обучающихся с ЗПР проводятся специальные
тренировочные упражнения, включающие чтение слоговых таблиц, столбиков
слов с наращиванием слогов, чтение пар слов, отличающихся одной буквой,
преобразование слов, отработка чтения слов определенной слоговой структуры
и др. Также используются упражнения по расширению поля зрения читающего,
тренировки зрительного восприятия. Особое место отводится работе с текстом,
в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с
помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность
обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления
видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием
прочитанного. С первого класса проводится работа над выборочным чтением,
нахождением в предложении или тексте заданных слов, выражений, отрывков.
Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного, поиску
логических связей между частями произведения, причинно-следственных
связей между событиями. Большое значение уделяется словарной работе.
Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение словаря;
обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова,
развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой
материал. Должна предусматриваться специальная продолжительная работа по
обучению пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объема
с опорой на картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже
на совместно составленный план излагаемого текста, при этом визуальная
поддержка может долго служить опорой для обучающегося.
При усвоении учебного предмета «Литературное чтение» у обучающихся
с ЗПР формируется положительная мотивация к систематическому чтению и
слушанию художественной литературы и произведений устного народного
творчества; происходит достижение необходимого для продолжения
образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное
представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества; происходит овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий в
соответствии с представленными предметными результатами по классам;
происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча)

и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование
информации для решения учебных задач.
Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой
планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению
раскрывает
следующие
направления
литературного
образования
обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая
деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения:
соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Литературное чтение является преемственным по отношению к
учебному предмету «Литература», который изучается на уровне основного
общего образования.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Литературное
чтение» отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ
ЧТЕНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной
земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX
и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С.Т.
Романовского, А.Т. Твардовского, С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и другие).
Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных

народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов
России). Страницы истории России, великие люди и события: образы
Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников
Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к
Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в
произведениях литературы (на примере рассказов Л.А. Кассиля, С.П.
Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский Родине большой и малой» (отрывок), С. Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора:
словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение
фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры
фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора
(А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.
Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и
культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов
по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой
былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца,
Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем
занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.
Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике.
Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки по
выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А.С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) на
примере 2-3 произведений. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа
авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные
помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И.А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом

жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И.А. Крылова, И.И.
Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей» и
другие.
Творчество М.Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М.Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое»
сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное
значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва,
Москва! . . . Люблю тебя как сын.. .» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две- три
по выбору). Герои литературных сказок (произведения П.П. Ершова, П.П.
Бажова, С.Т. Аксакова, С.Я. Маршака и другие). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь как особенность авторской сказки. Иллюстрации
в сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.
Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX—XX веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств
поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А.
Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт и другие. Темы
стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские
приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности
в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения,
олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к
лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А.
Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист..»,
И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры
текста-рассуждения в рассказах ЛОН. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений
А.И. Куприна, В.П. Астафьева, КГ. Паустовского, М.М. Пришвина, Ю.И.
Коваля и другие.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», МОМ. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. ГаринаМихайловского, В.В. Крапивина и других. Словесный портрет героя как его
характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные
события сюжета, отношение к ним героев.
Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке
и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения.
Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские
ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов М.М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (12
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена,
братьев Гримм и других (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена. .
Произведения для чтения:
Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк
Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила

читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге:
научная, художественная, справочно
иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания.
Работа с источниками периодической печати.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания учебного предмета «Литературное чтение»
в 4 классе способствует работе над рядом метапредметных результатов.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
отвечать на вопросы по прослушанному тексту;
пересказывать самостоятельно прочитанный текст;
составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными
задачами;
различать научно-познавательный, художественный, юмористический
текст;
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения (без отметочного оценивания);
читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте
заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами
текста;
характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в
произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности
стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией:
использовать справочную информацию для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей;
характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация,
предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия
соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его
произведениях;
оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;
использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему,
принимать участие в
коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о
распределении функций.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи
настроения, особенностей произведения и героев.
Совместная деятельность:
участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
соблюдать правила взаимодействия;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности,
обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося,
ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Личностные результаты освоения программы по литературному чтению
отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным,
традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям,
приобретение опыта применения сформированных представлений и
отношений на практике.
В результате изучения литературного чтения на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
Г ражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре
Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего
в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества
народов России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление
сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных
качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка
поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации
нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной
позиции посредством накопления и систематизации литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной

культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и
творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в
разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического
опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений
фольклора и художественной литературы; понимание образного языка
художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений
человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира, понимание важности слова как средства создания словеснохудожественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и
жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать после совместного анализа
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
определять с помощью учителя существенный признак для
классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить после совместного анализа закономерности и противоречия
при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную
последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и
художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
формулировать с помощь. учителя выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить с помощью взрослого небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты)
к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия

К концу обучения на уровне начального общего образования у
обучающегося с ЗПР формируются регулятивные универсальные учебные
действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий, придерживаться
последовательности действий в соответствии с целью.
Самоконтроль:
устанавливать после совместного анализа причины успеха (неудач)
учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
с помощью учителя формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать после совместного анализа свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы;
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
—
с помощью учителя отвечать на вопрос о значимости
художественной литературы и фольклора для всестороннего развития
личности человека, находить в произведениях отражение нравственных
ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
—
демонстрировать интерес и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества: формировать собственный круг
чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое

выборочное, просмотровое выборочное);
—
читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв
и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 70 - 80 слов в минуту (без
отметочного оценивания);
—
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
—
различать художественные произведения и познавательные
тексты; различать прозаическую и стихотворную речь:
—
называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма,
строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
—
понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл
прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать
вопросы с помощью учителя (в том числе проблемные) к познавательным,
учебным и художественным текстам;
—
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки,
сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений
фольклора разных народов России;
—
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
разных жанров литературы России и стран мира;
—
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации
текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
—
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей под контролем учителя, выявлять
взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать
героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям,
поступкам;
—
находить в тексте средства изображения героев (портрет) и
выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинноследственные связи событий, явлений, поступков героев;
—
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря;
—
находить в тексте примеры использования слов в прямом и
переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет, олицетворение, метафора);
—
уметь применять изученные понятия (автор, мораль басни,

литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);
—
участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного)
произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с
соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения,
словоупотребления, грамматики);
—
устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерами из
текста;
—
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
—
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
—
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему
по содержанию произведения (не менее 6 - 7 предложений устно, 4 - 5
письменно), писать сочинения на заданную тему используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение);
—
корректировать собственный текст с учётом правильности,
выразительности письменной речи;
—
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по
заданному алгоритму;
—
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение
прочитанного произведения (не менее 7 - 9 предложений);
—
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат
издания
(обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение,
сноски, примечания);
—
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;
—
использовать
справочную
литературу,
электронные
образовательные
и
информационные
ресурсы
информационнокоммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа), для
получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Тематическое планирование
по литературному чтению для 4 класса
Кол- Дата проведения
№
Тема урока
во
по
фактиче
урока
часо плану
ски
в
Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
1
Вводный урок. Постановка учебных задач на
1
учебный год
Раздел 2. Летописи, былины, жития (8ч.)
2
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозирование содержания раздела.
Летописи. НРК «Летописи КБР»
3
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на
1
вратах Царьграда».
4
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».
1
5
Былина – жанр устного народного творчества.
1
«Ильины три поездочки»
6
Поэтический текст былины «Ильины три
1
поездочки».
7
«Житие Сергия Радонежского» – памятник
1
древнерусской литературы
8
Обобщение по разделу «Летописи, былины,
1
жития».
9
Проверка техники чтения
1
Раздел 3. Чудесный мир классики (16 ч.)
10
П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
3
11
12
13
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая
1
пора!..».
14
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
2
15
семи богатырях».
17
Сочинение «Золотая осень».
1
18
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
1
19
М. Лермонтов «Ашик-Кериб».
2
20
21
Главы из автобиографической повести Л. Н.
1
Толстого «Детство».

22
23
24
25

26

27
28
29

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень».
1
А.П. Чехов «Мальчики».
1
А.П. Чехов «Мальчики». Тестовые задания.
1
Обобщение по разделу «Чудесный мир
1
классики».
Раздел 4. Поэтическая тетрадь (9 ч.)
Как составить рассказ по картине.
1
Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как
неожиданно и ярко...»
А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
1
Е. Баратынский. «Весна, весна!..», «Где
1
сладкий шепот…»
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»
1
И. Никитин. «В синем небе плывут над
полями» НРК «Мой край»
НРК Творческая работа. Сочинение о красоте
природы.

1

32

Н. Некрасов «Школьник», «В зимние
сумерки...»

1

33
34

И. Бунин. «Листопад»
1
Оценка достижений
1
Раздел 5. Литературные сказки (11 ч.)
В. Одоевский. «Городок в табакерке»
2

30
31

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49

1

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

П. Бажов. «Серебряное копытце».

2

Сочинение «Зима».
С. Аксаков. «Аленький цветочек».

1
3

Оценка достижений. Проверка техники чтения
1
за 1 полугодие
Раздел 6. Делу время — потехе час (7 ч.)
Прогнозирование содержания раздела.
3
Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения.
В. Драгунский. «Главные реки»
1

50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

В. Драгунский. «Что любит Мишка»
1
В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».
1
Оценка достижений
1
Раздел 7. Страна детства (6 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела.
Б.Житков. «Как я ловил человечков».
Особенности развития сюжета.
К. Паустовский. «Корзина с еловыми
2
шишками». Особенности развития событий:
выстраивание их в тексте. НРК «Моё детство»
М. Зощенко. «Ёлка».
1
Оценка достижений
1
Раздел 8. Поэтическая тетрадь (4ч.)
Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов
1
«Опять сон».
С.А.Есенин «Бабушкины сказки» НРК
1
«Сказки моей бабушки»
М.И.
Цветаева
«Бежит
тропинка
с
1
бугорка».стихи.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
1
Раздел 9. Природа и мы (10 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Д.
Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
2
М. Пришвин. «Выскочка».
Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан».
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

1
1
3

Оценка достижений
1
Раздел 10. Поэтическая тетрадь (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. Б. Пастернак.
1
«Золотая осень». НРК «Мой родной край»
С. Клычков. «Весна в лесу»
1
Д. Кедрин. «Бабье лето». Н. Рубцов.
1
«Сентябрь».
С. Есенин. «Лебёдушка».
2

77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Оценка достижений
Раздел 11. Родина (7 ч.)
Прогнозирование содержания раздела.
Как подготовить презентацию… НРК «Моя
Кабардино-Балкария»
И. Никитин. «Русь».
С. Дрожжин. «Родине».
А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».
Проект «Они защищали Родину». НРК

1
2

1
1
2

Оценка достижений
1
Раздел 12. Страна Фантазия (5 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Е.
Велтистов. «Приключения Электроника».
Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».
2
Оценка достижений
1
Раздел 13. Зарубежная литература (12 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Дж.
Свифт. «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка».
4

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

3

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная
литература»
Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для
прочтения летом

1
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская.
Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные
разработки. 4 клас
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Информационно- коммуникационная сеть (Интернет) Электронное
приложение к учебнику
https://uchi.ru/ интерактивная образовательная онлайн платформа
https://resh.edu.ru/ информационно - образовательная среда
https://education.yandex.ru/ российская образовательная платформа
https://www.yaklass.ru/ цифровой образовательный ресурс для школ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».