АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4 класс окружающий мир_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.

________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:54:21 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
(для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Бидова Марата Муратовича, Лиева Асланбека Беслановича,
Печерских Дисаны Романовны, Шинаховой Дианы Алановны,
Шугунова Тамерлана Муратовича

Составитель: Ярцева Н.И.

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования,
Федеральной программы воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области
«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания
и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета,
имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью.
У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту
программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен
практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или
иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность
большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно
использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет
потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные
знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской
деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,

законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление базовых навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе
и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в
развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные
представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и
коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти
свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление
своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем
самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что
особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с
ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.

Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану
школы на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Всего на
изучение программного материала в 4 классе отведено 68 часов (34 учебные
недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 4 классе

Человек и общество
Конституция - Основной закон Российской Федерации.
Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент
Российской Федерации - глава государства. Политико-административная
карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества. «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего
края.
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,

измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной
поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный
поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра
России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края
(названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2-3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в
природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств
защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств
индивидуальной
мобильности.
Безопасность
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации,
опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий:
познавательных универсальных
учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека
используя материалы учителя и рабочей тетради; конструировать с помощью
учителя в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в
среде обитания; моделировать с опорой на образец и предложенный план
схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к
определённой природной зоне используя дидактические наглядные материалы;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне с
опорой на образец.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных
формах; оценивать объективность информации при помощи вопросов учителя,
учитывать правила безопасного использования электронных образовательных
и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих
знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях
контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему
на основе дополнительной информации по предложенному учителем плану,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы,
диаграммы (с помощью взрослых).
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект
Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как
живой организм с опорой на предложенный план и иллюстративнодидактический материал: системы органов; роль нервной системы в
деятельности организма; создавать текст-рассуждение по предложенному
плану: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных
привычек; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых
цепей) с опорой на план; создавать небольшие тексты о знаменательных
страницах истории нашей страны с помощью учителя и информационных
источников (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:

планировать под руководством учителя алгоритм решения учебной
задачи; контролировать процесс и результат выполнения задания используя
визуальный план и образец, корректировать учебные действия при
необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать под
руководством учителя работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих
работах с использованием справочных материалов, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных
ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать
ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других
людей.
•

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления
о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как
члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; применение правил совместной

деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение
начальными
навыками адаптации
в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;

участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений
доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего
мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по
предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по
определённому признаку; определять существенный признак для
классификации,
классифицировать
предложенные
объекты
после
проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с
помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью
учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации
на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение

и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить
по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для
поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых
для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически
представленную информацию:
схему, таблицу,
иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать
полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое
чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне;
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью
взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций по
опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по
предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать
их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной
(практической) задачи; участвовать в
формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого);
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать с
помощью учителя на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию
России); показывать с помощью учителя на исторической карте места
изученных исторических событий; иметь представление о месте изученных
событий на «ленте времени»; иметь представление об основных правах и
обязанностях гражданина Российской Федерации; иметь представление о

соотнесении изученных исторических событий и исторических деятелей с
веками и периодами истории России; рассказывать с опорой на план/опорные
слова о государственных праздниках России, наиболее важных событиях
истории России, наиболее известных российских исторических деятелях
разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана/опорных слов изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона; проводить по предложенному плану несложные
наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и
неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире; группировать с опорой на образец изученные объекты
живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки;
проводить простейшие классификации (при необходимости при помощи
учителя); сравнивать с порой на образец/алгоритм/схему объекты живой и
неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных
свойств (после предварительного анализа); использовать знания о
взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в
природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных
изменений в природе своей местности, причины смены природных зон) с
опорой на наглядные дидактические материалы; иметь представление о
наиболее значимых природных объектах Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного); иметь представление о экологических
проблемах и путях их решения; создавать по заданному плану собственные
высказывания о природе и обществе; использовать под руководством учителя
различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе;
иметь представление о возможных последствиях вредных привычек для
здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при
использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила безопасного
поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах
индивидуальной
мобильности;
осуществлять
безопасный
поиск
образовательных
ресурсов
и
верифицированной
информации
в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под руководством
учителя/родителей; соблюдать правила безопасного для здоровья
использования электронных образовательных и информационных ресурсов.

Тематическое планирование по окружающему миру 4 класc
№
уро
ка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока

Колво
часов

Земля и человечество (11 ч)
Мир глазами астронома. Вселенная. солнце
1
Планеты Солнечной системы.
1
Отчего на Земле сменяются день и ночь и
1
времена года
Звездное небо – великая книга природы.
1
Входная диагностика
Мир глазами географа
1
Пояса Земли
1
Мир глазами историка
1
Когда и где?
1
Мир глазами эколога
1
Сокровища Земли под охраной
1
человечества
Обобщающий урок
1
Природа России (8 ч)
Равнины и горы России. Моря, озера и реки
1
России
Природные зоны России
1
Зона арктических пустынь
1
Тундра. Природа тундры
1
Леса России
1
Зона степей. Зона пустынь
1
У Черного моря
1

Дата проведения
по плану

фактически

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36,
37
38

39
40
41

Обобщающий урок-игра по природным
1
зонам России. Проверочная работа
Родной край - часть большой страны (12ч)
Наш край.
1
Поверхность нашего края. Надо ли
1
охранять поверхность?
Водоемы нашего края. Значение водоемов и
1
их охрана.
Наши подземные богатства. Разнообразие
1
поземных ископаемых.
Разнообразие поземных ископаемых.
1
Почвы. Охрана почв.
Жизнь леса. Лес – природное сообщество
1
Жизнь луга
1
Луга и человек. Охрана лугов.
1
Жизнь пресного водоёма
1
Растениеводство в нашем крае. Сорта
1
культурных растений
Животноводство в нашем крае. Отрасли
1
животноводства
Обобщающий урок-игра «Я знаю родной
1
край». Проверочная работа
Страницы Всемирной истории (7 ч)
Начало истории человечества
1
Первобытное общество
1
Мир древности: далёкий и близкий
1
Средние века: время рыцарей и замков
1
Новое время в истории Европы. Развитие
2
предпринимательства, достижения в
области науки и культуры
Новейшее время: история продолжается
1
сегодня. Исследования Арктики
Антарктики Проверочная работа
Страницы истории России (20 ч)
Жизнь древних славян
1
Возникновение Древней Руси.
1
Устройство древнерусского города.
1
Древний Киев и Древний Новгород

42

43

44
45
46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59,
60
61
62
63
64
65
66

Кирилл и Мефодий – создатели славянской
1
письменности. Распространение
грамотности в Древней Руси
Феодальная раздробленность Руси в
1
середине XII века.
Нашествие Батыя
Возрождение северо-восточных земель
1
Руси в конце XIII –начале XIV века
Куликовская битва
1
Падение монгольского ига.
1
Объединение княжеств вокруг Москвы.
Иван Третий Тест №1
Начало книгопечатания в России.
1
Первопечатник Иван Федоров
Патриоты России
1
Петр Великий. Реформы Петра
1
Михаил Васильевич Ломоносов. Основание
1
Московского университета
Екатерина Великая – продолжательница
1
реформ Петра I.
Отечественная война 1812 года
1
Страницы истории XIX века
1
Россия вступает в ХХ век. Последний
1
русский император
Страницы истории 20–30-х годов
1
Великая война и Великая Победа
1
Начало освоения космоса
1
Презентация проектов (по выбору)
1
Современная Россия (10 ч)
Основной закон России и права человека
2
Понятие о гражданстве. Права и
обязанности гражданина Российской
Федерации.
Славные символы России.
Государственный герб, флаг и гимн
Понятие о государственных праздниках
Тест №2
Путешествие по России
Путешествие по России

2

1
1
1
1

67
68

Презентация проектов (по выбору)
Обобщающий урок. Экскурсия в
краеведческий музей.

1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

• Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова
Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки уроков
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1 . «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru
2 . «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru
3 .«Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4 .Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для
школыhttp://katalog.юtru/
5 .Библиотека материалов для начальной
школыЬПр ://www. nachalka. com/biblioteka

6 .Metodkabinet.eu: информационно-методический
кабинет http ://www. meto dkabinet. eu/
7 .Каталог образовательных ресурсов сети
«Интернет» http://catalog.iot.ru
8 .Российский образовательный
портал http://www.school.edu.ru
9 . Портал «Российское образование http://www.edu.ru
10 . сайт Учи.ру
11 . сайт Яндекс класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».