МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:54:21 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» (для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.) Бидова Марата Муратовича, Лиева Асланбека Беслановича, Печерских Дисаны Романовны, Шинаховой Дианы Алановны, Шугунова Тамерлана Муратовича Составитель: Ярцева Н.И. г.НАЛЬЧИК 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральной программы воспитания. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2., мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану школы на предмет «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Всего на изучение программного материала в 4 классе отведено 68 часов (34 учебные недели). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения в 4 классе Человек и общество Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации - глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2-3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности. Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека используя материалы учителя и рабочей тетради; конструировать с помощью учителя в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать с опорой на образец и предложенный план схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне используя дидактические наглядные материалы; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне с опорой на образец. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации при помощи вопросов учителя, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации по предложенному учителем плану, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы (с помощью взрослых). Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм с опорой на предложенный план и иллюстративнодидактический материал: системы органов; роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение по предложенному плану: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей) с опорой на план; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны с помощью учителя и информационных источников (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать под руководством учителя алгоритм решения учебной задачи; контролировать процесс и результат выполнения задания используя визуальный план и образец, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать под руководством учителя работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах с использованием справочных материалов, устанавливать их причины. Совместная деятельность способствует формированию умений: выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. • ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; 2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; 3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; 7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; участие в социально значимой деятельности; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 класс К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать с помощью учителя на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать с помощью учителя на исторической карте места изученных исторических событий; иметь представление о месте изученных событий на «ленте времени»; иметь представление об основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; иметь представление о соотнесении изученных исторических событий и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать с опорой на план/опорные слова о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана/опорных слов изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; проводить по предложенному плану несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации (при необходимости при помощи учителя); сравнивать с порой на образец/алгоритм/схему объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств (после предварительного анализа); использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон) с опорой на наглядные дидактические материалы; иметь представление о наиболее значимых природных объектах Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); иметь представление о экологических проблемах и путях их решения; создавать по заданному плану собственные высказывания о природе и обществе; использовать под руководством учителя различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; иметь представление о возможных последствиях вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» под руководством учителя/родителей; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов. Тематическое планирование по окружающему миру 4 класc № уро ка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 13 14 15 16 17 18 Тема урока Колво часов Земля и человечество (11 ч) Мир глазами астронома. Вселенная. солнце 1 Планеты Солнечной системы. 1 Отчего на Земле сменяются день и ночь и 1 времена года Звездное небо – великая книга природы. 1 Входная диагностика Мир глазами географа 1 Пояса Земли 1 Мир глазами историка 1 Когда и где? 1 Мир глазами эколога 1 Сокровища Земли под охраной 1 человечества Обобщающий урок 1 Природа России (8 ч) Равнины и горы России. Моря, озера и реки 1 России Природные зоны России 1 Зона арктических пустынь 1 Тундра. Природа тундры 1 Леса России 1 Зона степей. Зона пустынь 1 У Черного моря 1 Дата проведения по плану фактически 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36, 37 38 39 40 41 Обобщающий урок-игра по природным 1 зонам России. Проверочная работа Родной край - часть большой страны (12ч) Наш край. 1 Поверхность нашего края. Надо ли 1 охранять поверхность? Водоемы нашего края. Значение водоемов и 1 их охрана. Наши подземные богатства. Разнообразие 1 поземных ископаемых. Разнообразие поземных ископаемых. 1 Почвы. Охрана почв. Жизнь леса. Лес – природное сообщество 1 Жизнь луга 1 Луга и человек. Охрана лугов. 1 Жизнь пресного водоёма 1 Растениеводство в нашем крае. Сорта 1 культурных растений Животноводство в нашем крае. Отрасли 1 животноводства Обобщающий урок-игра «Я знаю родной 1 край». Проверочная работа Страницы Всемирной истории (7 ч) Начало истории человечества 1 Первобытное общество 1 Мир древности: далёкий и близкий 1 Средние века: время рыцарей и замков 1 Новое время в истории Европы. Развитие 2 предпринимательства, достижения в области науки и культуры Новейшее время: история продолжается 1 сегодня. Исследования Арктики Антарктики Проверочная работа Страницы истории России (20 ч) Жизнь древних славян 1 Возникновение Древней Руси. 1 Устройство древнерусского города. 1 Древний Киев и Древний Новгород 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59, 60 61 62 63 64 65 66 Кирилл и Мефодий – создатели славянской 1 письменности. Распространение грамотности в Древней Руси Феодальная раздробленность Руси в 1 середине XII века. Нашествие Батыя Возрождение северо-восточных земель 1 Руси в конце XIII –начале XIV века Куликовская битва 1 Падение монгольского ига. 1 Объединение княжеств вокруг Москвы. Иван Третий Тест №1 Начало книгопечатания в России. 1 Первопечатник Иван Федоров Патриоты России 1 Петр Великий. Реформы Петра 1 Михаил Васильевич Ломоносов. Основание 1 Московского университета Екатерина Великая – продолжательница 1 реформ Петра I. Отечественная война 1812 года 1 Страницы истории XIX века 1 Россия вступает в ХХ век. Последний 1 русский император Страницы истории 20–30-х годов 1 Великая война и Великая Победа 1 Начало освоения космоса 1 Презентация проектов (по выбору) 1 Современная Россия (10 ч) Основной закон России и права человека 2 Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Славные символы России. Государственный герб, флаг и гимн Понятие о государственных праздниках Тест №2 Путешествие по России Путешествие по России 2 1 1 1 1 67 68 Презентация проектов (по выбору) Обобщающий урок. Экскурсия в краеведческий музей. 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки уроков ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 . «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru 2 . «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru 3 .«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4 .Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.юtru/ 5 .Библиотека материалов для начальной школыЬПр ://www. nachalka. com/biblioteka 6 .Metodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http ://www. meto dkabinet. eu/ 7 .Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 8 .Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 9 . Портал «Российское образование http://www.edu.ru 10 . сайт Учи.ру 11 . сайт Яндекс класс