МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:57:25 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» (для обучающегося 2 класса с ЗПР вариант 7.2.) Хагуровой Ильнары Хазреталиевны Составитель: Гыллыева Ш.Х. г.о. Нальчик, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральной программы воспитания. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование представлений о ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление базовых навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что особенно важно для обучающихся с ЗПР. Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира, 2 класс - 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения во 2 классе Человек и общество Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия - многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей - главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения и визуальной подсказки состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец); лекарственные и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице с помощью учителя; используя текстовую информацию, заполнять таблицы (при необходимости обращаясь к помощи учителя); соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (органы чувств; старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы с опорой на план/опорные слова; создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес природное сообщество» и другие с опорой на план/опорные слова); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность способствует формированию умений: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе под руководством учителя; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад в общее дело под руководством учителя; определять причины возможных конфликтов после проведенного анализа, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Личностные результаты освоения программы по окружающему миру характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества; 2) духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; 3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; 5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; 7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; участие в социально значимой деятельности; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий. В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты после проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с помощью учителя. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования) по наводящим вопросам. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать под руководством учителя различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне; конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью взрослых. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций по опорному плану. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам; участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого); ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 2 класс К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую тетрадь) изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края, важных событий прошлого и настоящего родного края, трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения (по алгоритму последовательных действий); иметь представление об изученных взаимосвязях в природе, приводить с помощью учителя примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления; группировать с опорой на образец изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; иметь представление об особенностях ориентирования на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану и опорным словам высказывания о природе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать на доступном уровне примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания, используя визуальные подсказки; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 2 КЛАСС ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Россия 12 1.2 Семья. Семейные ценности и традиции Правила культурного поведения в общественных местах 2 1.3 Итого по разделу Раздел 2. Человек и природа Методы познания природы. Земля и 2.1 другие планеты, звезды и созвездия. 2 16 7 1 2.2 Многообразие растений 8 1 2.3 Многообразие животных 11 2 2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки 8 Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни школьника 3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети Интернет 34 4 8 2 Итого по разделу 12 Резервное время 6 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 3 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 КЛАСС 4 КЛАСС ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока 1 Наша Родина - Россия, Российская Федерация 2 Москва - столица России. Герб Москвы 3 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова 4 Страницы истории: как Москва строилась 5 6 7 8 9 10 Санкт-Петербург - северная столица. Достопримечательности города Народы России. Народы Севера: традиции, обычаи, праздники Всего 1 1 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные достопримечательности Значимые события истории родного края. Исторические памятники, старинные постройки Наш регион, какой он? Культура родного 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы края Родной край, его культурные достопримечательности 11 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия 1 12 Мир профессий жителей нашего региона 1 13 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи 1 14 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 1 15 История семьи: моя родословная 1 16 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 17 Взаимоотношения членов семьи: отношение к детям и старшему поколению 1 18 Правила культурного поведения в общественных местах: кинотеатре, театре, торговом центре, музее 1 19 Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и общество" 1 20 Как человек познает окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 21 Почему на Земле есть жизнь? Условия 1 1 жизни на Земле 22 Звездное небо: звезды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 23 Земля - живая планета Солнечной системы 1 24 Модели Земли. Практическая работа 1 25 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 26 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий 1 27 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание) 1 28 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных деревьев: общее и различия 1 29 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 30 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) 1 31 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой 1 1 32 33 34 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе Ориентирование на местности. Практическая работа 1 1 1 1 35 Ориентирование на местности с использованием компаса. Практическая работа 1 1 36 Многообразие животных родного края и разных территорий России 1 37 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 38 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 39 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 40 Мир животных: земноводные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, 1 41 42 43 называние, описание Мир животных: пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание (общая характеристика признаков) Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание Животные и их потомство Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 1 1 44 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой 1 45 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом 1 46 Красная книга России. Ее значение в сохранении и охране редких растений и животных 1 47 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и 1 описание 48 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 49 Заповедники: значение для охраны природы 1 50 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника 1 51 Заповедники России 1 52 Заповедники Севера России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник) 1 53 Заповедники Юга России (Кавказский заповедник) 1 54 Заповедники Сибири (Байкальский заповедник, Саяно-Шушенский заповедник) 1 55 56 57 Тематическая проверочная работа по разделу "Человек и природа" Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности Рациональное питание: количество приемов пищи и рацион питания. 1 1 1 1 Витамины и здоровье ребенка 58 59 60 Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья Закаливание. Значение закаливания для укрепления здоровья. Средства и правила проведения закаливающих процедур Проверочная работа по итогам обучения во 2 классе 1 1 1 61 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 1 62 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстренной помощи 1 63 64 65 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта Знаки безопасности на общественном транспорте 1 1 1 1 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 66 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время пользования, обязательность отдыха и другие 67 Безопасное пользование Интернетом ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 1 1 68 3 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки уроков ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 . «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru 2 . «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru 3 .«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4 .Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.юtru/ 5 .Библиотека материалов для начальной школыЬПр ://www. nachalka. com/biblioteka 6 .Metodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http ://www. meto dkabinet. eu/ 7 .Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 8 .Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 9 . Портал «Российское образование http://www.edu.ru 10 . сайт Учи.ру 11 . сайт Яндекс класс