АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 класс окруж мир_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.

________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:57:25 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
(для обучающегося 2 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Хагуровой Ильнары Хазреталиевны

Составитель: Гыллыева Ш.Х.

г.о. Нальчик, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне
начального общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования,
Федеральной программы воспитания.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области
«Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания
и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета,
имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью.
У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту
программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен
практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или
иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность
большинства тем, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность
видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно
использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет
потенциально привлекательным для обучающихся с ЗПР.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о
природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём,
соответствует потребностям и интересам обучающихся с ЗПР младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формировании начальных знаний о природе и обществе, формирование
предпосылок целостного взгляда на мир, начальных знаний о месте в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную среду обитания); освоение элементарных естественнонаучных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета; формирование представлений о
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности
здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные
знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной с поисковоисследовательской
деятельностью
(наблюдения,
опыты,
трудовая
деятельность); духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому
государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение обучающимися с ЗПР основ
мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей,

законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного опыта обучающихся с ЗПР, развитие способности к социализации
на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение начального
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление базовых навыков
повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,
уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» обучающиеся с ЗПР
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе
и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире. Коррекционно-развивающий потенциал предмета заключается в
развитии способности обучающегося с ЗПР использовать сформированные
представления о мире для решения разнообразных предметно-практических и
коммуникативных задач, развитии активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Предмет обладает широкими возможностями для формирования у
обучающихся фундамента экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в
природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся с ЗПР
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде, заложит основу для осмысления
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,
знакомыми и предсказуемыми, давая обучающемуся с ЗПР возможность найти
свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление
своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем
самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие, что
особенно важно для обучающихся с ЗПР.
Существенная особенность учебного предмета «Окружающий мир»
состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей всех дисциплин начального образования.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека
в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания
и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек
и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся с
ЗПР основ здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.

Общее число часов, рекомендованных для изучения окружающего мира,
2 класс - 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения во 2 классе

Человек и общество
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на
карте. Государственные символы России. Москва - столица России. Святыни
Москвы - святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и другие). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте. Города России. Россия - многонациональное
государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край,
его природные и культурные достопримечательности. Значимые события
истории родного края.
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в
жизни человека и общества.
Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление
схемы родословного древа, истории семьи.
Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям
других людей - главные правила взаимоотношений членов общества.
Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли:
глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон
горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным
природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с
помощью компаса.
Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни
растений.
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные,
пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе.
Годовой ход изменений в жизни животных.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений
и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы.
Правила нравственного поведения на природе.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий,

двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи
и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе
(маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах
пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на
остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки
безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной
помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в
мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
Изучение окружающего мира во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальные учебных
действий, совместной деятельности.
Базовые логические действия как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение); определять на основе наблюдения и визуальной
подсказки состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать
символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы;
приводить примеры с опорой на образец (в пределах изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные (с опорой на образец);
лекарственные и ядовитые (в пределах изученного) (с опорой на образец);
различать прошлое, настоящее, будущее.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
различать информацию, представленную в тексте, графически,
аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице с
помощью учителя; используя текстовую информацию, заполнять таблицы (при
необходимости обращаясь к помощи учителя); соотносить пример (рисунок,
предложенную ситуацию) со временем протекания.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой
характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (органы
чувств; старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной

край); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело,
явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией
своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание,
безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие
нашей планеты от других планет Солнечной системы с опорой на
план/опорные слова; создавать небольшие описания на предложенную тему
(например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы
чувств?», «Лес природное сообщество» и другие с опорой на план/опорные
слова); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу
России (на примере своей местности).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя
последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать
результаты своей работы, спокойно, без обид принимать советы и замечания.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе под руководством
учителя; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения,
культуры общения; проводить в парах (группах) простые опыты по
определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо),
участвовать в составлении плана работы, оценивать свой вклад в общее дело
под руководством учителя; определять причины возможных конфликтов после
проведенного анализа, выбирать (из предложенных) способы их разрешения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по окружающему миру
характеризуют готовность обучающихся с ЗПР руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления
о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как
члена общества;
2)
духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности; применение правил совместной
деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям;
3)
эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в
продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности.
4)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к

физическому и психическому здоровью;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям;
6)
экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
ЗПР к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
овладение
начальными
навыками адаптации
в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
участие в социально значимой деятельности;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Метапредметные результаты
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания) на доступном уровне , проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений
доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости
между объектами (часть целое; причина - следствие; изменения во времени и в
пространстве) по наводящим вопросам; сравнивать объекты окружающего
мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии по
предложенному плану, опорной схеме; объединять части объекта (объекты) по
определённому признаку; определять существенный признак для
классификации,
классифицировать
предложенные
объекты
после
проведенного анализа/ с опорой на образец; находить закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе
предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма с
помощью учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
проводить (по предложенному плану) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью
учителя цель предстоящей работы; моделировать с помощью учителя ситуации
на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа,
цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение
и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить
по предложенному плану под руководством учителя опыт, несложное
исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования) по наводящим вопросам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать под руководством учителя различные источники для
поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом
учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать
достоверную и недостоверную информацию на основе предложенного
учителем способа её проверки; находить и использовать с помощью взрослых
для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию; читать и интерпретировать с помощью учителя графически

представленную информацию:
схему, таблицу,
иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя); создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать
полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление,
высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма) с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
высказывать своё мнение; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое
чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной
жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные
тексты (описание, рассуждение, повествование) на доступном уровне;
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами с помощью
взрослых; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления с помощью
взрослых.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций по
опорному плану.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
и самооценки как части регулятивных универсальных учебных действий:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности по
предложенному алгоритму; находить ошибки в своей работе и устанавливать
их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя); объективно оценивать результаты своей деятельности,
соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать при помощи учителя
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения

учебной
(практической) задачи; участвовать в
формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе
изученного материала по окружающему миру) по наводящим вопросам;
участвовать в коллективной деятельности по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать их (при необходимости обращаясь с помощи взрослого);
ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО
МИРА
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
находить Россию на карте мира, на карте России - Москву; узнавать
государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и
своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить
примеры (используя дидактический материал, учебник, рабочую тетрадь)
изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края, важных
событий прошлого и настоящего родного края, трудовой деятельности и
профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного
труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения
(по алгоритму последовательных действий); иметь представление об
изученных взаимосвязях в природе, приводить с помощью
учителя примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и явления; группировать с опорой на образец
изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
сравнивать с опорой на образец объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков; иметь представление об особенностях ориентирования на
местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по
заданному плану и опорным словам высказывания о природе; соблюдать
правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать на
доступном уровне примеры положительного и негативного отношения к
объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в
ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и
питания, используя визуальные подсказки; безопасно использовать
мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнокоммуникационную сеть «Интернет»;
безопасно
осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя
(при необходимости).

2 КЛАСС
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Практические
работы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина - Россия

12

1.2

Семья. Семейные ценности и традиции
Правила культурного поведения в
общественных местах

2

1.3

Итого по разделу
Раздел 2. Человек и природа
Методы познания природы. Земля и
2.1
другие планеты, звезды и созвездия.

2
16

7

1

2.2

Многообразие растений

8

1

2.3

Многообразие животных

11

2

2.4

Красная книга России. Заповедники и
природные парки

8

Итого по разделу
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни школьника
3.2

Безопасность в школе и общественном
транспорте, безопасность в сети
Интернет

34

4
8

2

Итого по разделу

12

Резервное время

6

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС

4 КЛАСС

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

1

Наша Родина - Россия, Российская
Федерация

2

Москва - столица России. Герб Москвы

3

Достопримечательности Москвы: Большой
театр, МГУ, Московский цирк, Театр
кукол имени С.В. Образцова

4

Страницы истории: как Москва строилась

5
6
7
8

9
10

Санкт-Петербург - северная столица.
Достопримечательности города
Народы России. Народы Севера: традиции,
обычаи, праздники

Всего

1

1

Народы Поволжья и других территорий
РФ: традиции, обычаи, праздники
Родной край, его природные
достопримечательности
Значимые события истории родного края.
Исторические памятники, старинные
постройки
Наш регион, какой он? Культура родного

1

1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

края Родной край, его культурные
достопримечательности
11

Зачем человек трудится? Ценность труда и
трудолюбия

1

12

Мир профессий жителей нашего региона

1

13

Семейные ценности и традиции. Труд,
досуг, занятия членов семьи

1

14

Родословная. Родословное древо, история
семьи. Предшествующие поколения

1

15

История семьи: моя родословная

1

16

Главные правила взаимоотношений членов
общества: доброта, справедливость,
честность, уважение к чужому мнению

1

17

Взаимоотношения членов семьи:
отношение к детям и старшему поколению

1

18

Правила культурного поведения в
общественных местах: кинотеатре, театре,
торговом центре, музее

1

19

Тематическая проверочная работа по
разделу "Человек и общество"

1

20

Как человек познает окружающую
природу? Особенности разных методов
познания окружающего мира

1

21

Почему на Земле есть жизнь? Условия

1

1

жизни на Земле

22

Звездное небо: звезды и созвездия.
Солнечная система: планеты (название,
расположение от Солнца, краткая
характеристика)

1

23

Земля - живая планета Солнечной системы

1

24

Модели Земли. Практическая работа

1

25

Растения дикорастущие и культурные:
общее и различия

1

26

Многообразие растений по месту
обитания, внешнему виду. Сравнение
растений разных климатических условий

1

27

Деревья, кустарники, травы родного края
(узнавание, называние, краткое описание)

1

28

Деревья лиственные и хвойные. Сравнение
лиственных и хвойных деревьев: общее и
различия

1

29

Кустарники нашего края: узнавание,
название, краткое описание

1

30

Травы нашего края: многообразие.
Внешний вид, условия жизни (называние,
краткое описание)

1

31

Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений осенью
и зимой

1

1

32

33

34

Зависимость жизни растений от состояния
неживой природы. Жизнь растений весной
и летом
Связи в природе: зависимость изменений в
живой природе от изменений в неживой
природе
Ориентирование на местности.
Практическая работа

1

1

1

1

35

Ориентирование на местности с
использованием компаса. Практическая
работа

1

1

36

Многообразие животных родного края и
разных территорий России

1

37

Мир животных: насекомые. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

38

Мир животных: рыбы. Особенности
внешнего вида, условия жизни,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание

1

39

Мир животных: птицы. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание, называние, описание

1

40

Мир животных: земноводные. Особенности
внешнего вида, передвижения, питания:
узнавание,

1

41

42

43

называние, описание
Мир животных: пресмыкающиеся.
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание (общая
характеристика признаков)
Мир животных: звери (млекопитающие).
Особенности внешнего вида,
передвижения, питания: узнавание,
называние, описание
Животные и их потомство Размножение
животных. Стадии развития насекомого,
земноводных

1

1

1

44

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных осенью и
зимой

1

45

Годовой ход изменений в жизни
животных. Жизнь животных весной и
летом

1

46

Красная книга России. Ее значение в
сохранении и охране редких растений и
животных

1

47

Отдельные представители растений
Красной книги России (включая
представителей растительного мира
региона): узнавание, называние и

1

описание

48

Отдельные представители животных
Красной книги России (включая
представителей животного мира региона):
узнавание, называние и описание

1

49

Заповедники: значение для охраны
природы

1

50

Какие задачи решают сотрудники
заповедника. Правила поведения на
территории заповедника

1

51

Заповедники России

1

52

Заповедники Севера России (Остров
Врангеля, Большой Арктический
заповедник)

1

53

Заповедники Юга России (Кавказский
заповедник)

1

54

Заповедники Сибири (Байкальский
заповедник, Саяно-Шушенский
заповедник)

1

55

56

57

Тематическая проверочная работа по
разделу "Человек и природа"
Здоровый образ жизни. Режим дня:
чередование сна, учебных занятий,
двигательной активности
Рациональное питание: количество
приемов пищи и рацион питания.

1

1

1

1

Витамины и здоровье ребенка
58

59

60

Физическая культура. Игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья
Закаливание. Значение закаливания для
укрепления здоровья. Средства и правила
проведения закаливающих процедур
Проверочная работа по итогам обучения во
2 классе

1

1

1

61

Правила безопасности в школе: маршрут
до школы, поведение на занятиях,
переменах, при приеме пищи; на
пришкольной территории

1

62

Правила безопасного поведения в быту.
Безопасное пользование
электроприборами, газовой плитой.
Безопасность при разогреве пищи. Номера
телефонов экстренной помощи

1

63

64
65

Безопасное поведение на прогулках:
правила поведения на игровых площадках;
езда на велосипедах (санках, самокатах) и
качелях
Правила безопасного поведения пассажира
наземного транспорта
Знаки безопасности на общественном
транспорте

1

1
1

1

Правила безопасного поведения пассажира
метро. Знаки безопасности в метро

66

Правила поведения при пользовании
компьютером: посадка, время пользования,
обязательность отдыха и другие

67

Безопасное пользование Интернетом
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

1

1

1
68

3

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки уроков
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1 . «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru
2 . «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collektion.edu/ru
3 .«Федеральный центр информационных образовательных
ресурсов» -http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4 .Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для
школыhttp://katalog.юtru/
5 .Библиотека материалов для начальной
школыЬПр ://www. nachalka. com/biblioteka

6 .Metodkabinet.eu: информационно-методический
кабинет http ://www. meto dkabinet. eu/
7 .Каталог образовательных ресурсов сети
«Интернет» http://catalog.iot.ru
8 .Российский образовательный
портал http://www.school.edu.ru
9 . Портал «Российское образование http://www.edu.ru
10 . сайт Учи.ру
11 . сайт Яндекс класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».