МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:58:22 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» (для обучающихся 4 класса с ЗПР вариант 7.2.) Бидова Марата Муратовича, Лиева Асланбека Беслановича, Печерских Дисаны Романовны, Шинаховой Дианы Алановны, Шугунова Тамерлана Муратовича Составитель: Ярцева Н.И. г.НАЛЬЧИК 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной программе воспитания. Содержание программы распределено по годам обучения и модулям с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию. Федеральная рабочая программа учитывает особенности развития обучающихся с ЗПР 7-10 лет, однако содержание занятий может также адаптироваться с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку с ЗПР выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень. Уроки по изобразительному искусству для обучающихся с ЗПР решают не только образовательные, но и коррекционные задачи. Основная цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала. Специальная цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с федеральной адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР заключается: в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. Общие задачи курса: формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоциональнооценочное отношение; овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. Содержание предмета охватывает все основные виды визуальнопространственных искусств: начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для обучающихся с ЗПР большое значение имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества носит обучающий характер. Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности). На занятиях обучающиеся с ЗПР знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. Предмет «Изобразительное искусство» имеет важное коррекционноразвивающее значение: способствует коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ЗПР путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействует развитию у обучающихся с ЗПР аналитико синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; формирует у обучающихся с ЗПР знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомит обучающихся с ЗПР с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивает у обучающихся с ЗПР речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Уроки изобразительного искусства при правильной их организации способствуют формированию личности обучающегося с ЗПР, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий и сферы жизненной компетенции. В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает предметно-практическую изобразительную деятельность с учетом характера затруднений и потенциальных возможностей обучающихся с ЗПР, раскрывает содержание, методы и приемы обучения изобразительным умениям, учитывает основные положения дифференцированного подхода к обучающимся. В урочное время деятельность обучающихся с ЗПР организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности. Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 4 класс — 34 ч. (один час в неделю в каждом классе). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 КЛАСС Модуль «Графика» Правила линейной и воздушной перспективы: уменьшение размера изображения по мере удаления от первого плана, смягчения цветового и тонального контрастов. Рисунок фигуры человека: основные пропорции и взаимоотношение частей фигуры, передача движения фигуры на плоскости листа: бег, ходьба, сидящая и стоящая фигуры. Графическое изображение героев былин, древних легенд, сказок и сказаний разных народов. Изображение города — тематическая графическая композиция; использование карандаша, мелков, фломастеров (смешанная техника). Модуль «Живопись» Красота природы разных климатических зон, создание пейзажных композиций (горный, степной, среднерусский ландшафт). Портретные изображения человека по наблюдению с разным содержанием: женский или мужской портрет, двойной портрет матери и ребёнка, портрет пожилого человека, детский портрет или автопортрет, портрет персонажа по представлению (из выбранной культурной эпохи). Тематические многофигурные композиции: коллективно созданные панно-аппликации из индивидуальных рисунков и вырезанных персонажей на темы праздников народов мира или в качестве иллюстраций к сказкам и легендам. Модуль «Скульптура» Знакомство со скульптурными памятниками героям и мемориальными комплексами. Создание эскиза памятника народному герою. Работа с пластилином или глиной. Выражение значительности, трагизма и победительной силы. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Орнаменты разных народов. Подчинённость орнамента форме и назначению предмета, в художественной обработке которого он применяется. Особенности символов и изобразительных мотивов в орнаментах разных народов. Орнаменты в архитектуре, на тканях, одежде, предметах быта и др. Мотивы и назначение русских народных орнаментов. Деревянная резьба и роспись, украшение наличников и других элементов избы, вышивка, декор головных уборов и др. Орнаментальное украшение каменной архитектуры в памятниках русской культуры, каменная резьба, росписи стен, изразцы. Народный костюм. Русский народный праздничный костюм, символы и обереги в его декоре. Головные уборы. Особенности мужской одежды разных сословий, связь украшения костюма мужчины с родом его занятий. Женский и мужской костюмы в традициях разных народов. Модуль «Архитектура» Конструкция традиционных народных жилищ, их связь с окружающей природой: дома из дерева, глины, камня; юрта и её устройство (каркасный дом); изображение традиционных жилищ. Деревянная изба, её конструкция и декор. Моделирование избы из бумаги или изображение на плоскости в технике аппликации её фасада и традиционного декора. Разные виды изб и надворных построек. Конструкция и изображение здания каменного собора. Роль собора в организации жизни древнего города, собор как архитектурная доминанта. Традиции архитектурной конструкции храмовых построек разных народов. Изображение типичной конструкции зданий: древнегреческий храм, готический или романский собор, мечеть, пагода. Освоение образа и структуры архитектурного пространства древнерусского города. Крепостные стены и башни, торг, посад, главный собор. Красота и мудрость в организации города, жизнь в городе. Модуль «Восприятие произведений искусства» Произведения В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, А.М. Васнецова, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина на темы истории и традиций русской отечественной культуры. Примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо (и других по выбору учителя). Памятники древнерусского каменного зодчества: Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль (и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских). Памятники русского деревянного зодчества. Архитектурный комплекс на острове Кижи. Художественная культура разных эпох и народов. Представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культур Древнего мира. Архитектурные памятники Западной Европы Средних веков и эпохи Возрождения. Произведения предметно-пространственной культуры, составляющие истоки, основания национальных культур в современном мире. Памятники национальным героям. Памятник К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане (и другие по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различных вариантов его устройства. Моделирование конструкции разных видов традиционных жилищ разных народов (юрта, каркасный дом и др., в том числе с учётом местных традиций). Моделирование в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкций храмовых зданий разных культур: каменный православный собор, готический или романский собор, пагода, мечеть. Построение в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе пропорций фигуры человека, изображение различных фаз движения. Создание компьютерной презентации в программе PowerPoint на тему архитектуры, декоративного и изобразительного искусства выбранной эпохи или национальной культуры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты В центре федеральной рабочей программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ находится личностное развитие обучающихся с ЗПР, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет «изобразительное искусство» способствует пониманию особенностей жизни разных народов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников с ЗПР в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, а также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: ориентироваться в пространстве класса и на плоскости; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве; характеризовать форму предмета, конструкции по предложенному плану, вопросам; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе на доступном для обучающегося с ЗПР уровне; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям на основе предложенного плана; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой с помощью учителя; выявлять и анализировать с помощью учителя ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах. Базовые логические и исследовательские действия: ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела; сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять исследовательские действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять базовые экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять начальные исследовательские действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать под руководством учителя с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать простейшие выводы, соответствующие учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать с опорой на образец произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать с опорой на образец произведения изобразительного искусства по жанрам; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников; использовать электронные образовательные ресурсы; работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать с помощью учителя источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; готовить информацию с помощью учителя на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями участвовать в диалоге или дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности (при необходимости с помощью учителя); демонстрировать и объяснять (на доступном для обучающегося с ЗПР уровне) результаты своего творческого, художественного опыта; анализировать по предложенному плану произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания, при необходимости с опорой на план; организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ. 4 КЛАСС Модуль «Графика» Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах; применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур. Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры. Модуль «Живопись» Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы). Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета. Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка). Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры. Модуль «Скульптура» Лепить из пластилина эскиза памятника выбранному герою или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Исследовать под руководством учителя и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов); показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Изучать под руководством учителя и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Получать представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе. Модуль «Архитектура» Получать представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой. Знакомиться с конструкцией избы — традиционного деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища — юрты. Уметь изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма; иметь представления о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Иметь представления об основных конструктивных чертах древнегреческого храма, уметь его изобразить; иметь общее представление о древнегреческой культуре. Иметь представления об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть; уметь изображать их. Модуль «Восприятие произведений искусства» Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской отечественной культуры (произведения В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина и других по выбору учителя). Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи). Иметь представления о соборах Московского Кремля, Софийском соборе в Великом Новгороде, храме Покрова на Нерли. Уметь называть и объяснять на доступном для учащегося с ЗПР уровне содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и иметь представление об их особом значении в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятникансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане; «Воиносвободитель» в берлинском Трептов-парке; Пискарёвский мемориал в СанктПетербурге и другие по выбору учителя); знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников. Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока. Узнавать, различать общий вид готических (романских) соборов; иметь представления об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды и мусульманских мечетей. Иметь представления о произведениях великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений. Осваивать строение юрты, моделируя её конструкцию в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть). Строить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью геометрических фигур или на линейной основе; изображать различные фазы движения. Осваивать и создавать под руководством учителя компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать. Тематическое планирование ИЗО 4 класс № КолДата проведения уро Тема урока во по фактическ ка час. плану и Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов 1 Вводное занятие. Пейзаж родной 1 земли. 2 Пейзаж родной земли. 1 3 Деревня – деревянный мир. 1 4 Деревня – деревянный мир. 1 5 Красота человека. 1 6 Красота человека. 1 7 Народные праздники. 1 8 Народные праздники. Обобщение по 1 теме. Древние города нашей земли (8 ч) 9 Родной угол. 1 10 Древние соборы. 1 11 Города Русской земли. 1 12 Древнерусские воины - защитники. 1 13 Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. 1 Москва. 14- Узорочье теремов. 2 15 16 Пир в теремных палатах. Обобщение 1 по теме. Каждый народ – художник (10 ч) 17 Страна восходящего солнца. 1 18 Страна восходящего солнца. 1 19 Народы гор и степей. 1 20 Народы гор и степей. 1 21 Города в пустыне. 1 22 Древняя Эллада. 1 23 Древняя Эллада. 1 24 Европейские города средневековья. 1 25 Европейские города средневековья. 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Многообразие художественных 1 культур в мире. Обобщение по теме. Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство. 1 Материнство. 1 Мудрость старости. 1 Сопереживание. 1 Герои-защитники. 1 Юность и надежды. 1 Искусство объединяет народы. 1 Обобщение по теме. Каждый народ – художник. Итоги 1 учебного года. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Изобразительное искусство: 4-й класс: учебник, 4 класс/ Неменская Л. А.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. - М. : Просвещение, 2020. 2. . Шампарова Л. В. Изобразительное искусство. 1-4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской- Волгоград: «Учитель», 2021 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный Центр Информационнообразовательных ресурсов. 2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. 3. https://urok.1sept.ru/ Фестиваль Педагогических Идей. 4. http://www.muzped.net/ Российский центр Музейной педагогики и детского творчества. 5. https://www.art-teachers.ru/ Союз педагогов-художников. 6. https://demiart.ru/forum/ уроки и прочий материал.