ДОП Кукольный театр Волшебный городок

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г

И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 413/6 от 31.08.2024г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=360010,
г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530, email=slc1@bk.ru,
givenName=Вячеслав Александрович, sn=Лавров,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 11:14:18 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кукольный театр «Волшебный городок»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6-12 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Хамизова Хайшет Алиуасовна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2024г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации, статья 2 п.27 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»
от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
• Федеральный проект «Успех каждого ребенка», национального проекта
«Образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
2

• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей
Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав Школы.
Актуальность программы: Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к
жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки
общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит
естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование
творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа
природосообразности. Актуальность программы заключается в том, что все теоретические
знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике,
преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в
различных видах деятельности.
Новизна программы заключается в использовании театральной деятельности как
средства социальной адаптации ребёнка. В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности, а также коррекционных занятий в инклюзивных группах, в процессе
театрального воплощения.
Отличительные особенности Возможности уровневого освоения полнее всего
характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая
непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям
и интересам детей, как в обычных группах, так и в инклюзивных. В процессе реализации
программы будут проводится коррекционные занятия, адаптированные под возможности
обучающихся.
Данная программа позволит
удовлетворить
потребности
общества
в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ (задержка психического развития) в
образовательную среду
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: Занятия проводятся в режиме 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность
занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 13-14 человек
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.

3

Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их
приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи программы:
Личностные:
• сформировать понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развить лидерские качества;
• воспитать чувство ответственности за свое поведение в обществе;
• сформировать навыки культуры поведения;
• воспитать умение согласовывать свои желания с мнением других;
• воспитать чувство коллективизма;
• приобрести навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
• приобрести новые знания, умения, навыки;
• развить умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших
и самостоятельно;
• развить мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и мелкой
моторики;
• развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развить познавательный интерес;
• развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
• сформировать коммуникативные умения;
• повысить физическую активность;
• сформировать потребность в активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном
проведении;
• развить быстроту реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, находчивость.

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Тема

Всего кол-во
часов

В том числе
Теория
Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Кукольный театр

1

1

-

3

Кукловождение

14

2

12

4

Артикуляция звука

4

-

4

5

Инсценирование песен,

6

-

6

8

-

8

стихов, сказок

6

Выступление с
инсценировками

7

Театральная игра

4

-

4

8

Культура и техника речи

4

-

4

9

Речевое дыхание

4

-

4

10

Работа с куклой на ширме

16

-

16

11

Работа над спектаклями и

30

-

30

инсценировками
12

Творческие задания

4

-

4

13

Психодрама

4

-

4

14

Разбор пьес

4

4

-

15

Анализ выступлений

2

-

2

16

Итоговое занятие

2

2

-

108

10

98

ИТОГО

Содержание учебного плана
Тема1. Вводное занятие (1ч)
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Тема 2. Кукольный театр (1ч)
Теория: История кукольного театра, виды кукольного театра, виды кукол.
5

Тема 3. Кукловождение (14ч)
Теория (2ч.) История и происхождение кукловождения.
Практика (12ч.) Правила кукловождения перчаточных кукол: надевание куклы на руку,
движения головой, руками, корпусом, гимнастика пальцев, этюды с куклами, диалоги двух
кукол, мелкие движения, инсценирование стихов, песен.
Тема 4. Артикуляция звука (4ч)
Практика: чтение скороговорок, потешек, считалок, пение дразнилок, закличек, чтение
стихов, сочинение четверостиший, речевое дыхание.
Тема 5. Инсценирование стихов, песен, сказок (6 ч)
Практика: понятия: главный герой, персонажи. Изменение концовок сказок напозитивные,
использование элементов психодрамы. Слушание и разучивание стихов, песен, заучивание
текста. Инсценирование стихов, песен, сказок безкукол и с куклами без ширмы.
Тема 6. Выступление с инсценировками (8ч)
Практика: выступление с инсценировками для родителей на праздниках, для детей издетского
сада.
Тема 7. Театральная игра (4ч)
Практика: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры на снятие
мышечногонапряжения, игры-забавы.
Тема 8. Культура и техника речи (4ч)
Практика: артикуляция звука: чтение скороговорок, потешек, считалок, пение дразнилок,
закличек, чтение стихов, сочинение четверостиший.
Тема 9. Речевое дыхание» (4ч.)
Практика: игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания.
Тема 10. Работа с куклой на ширме (16ч)
Практика: правила кукловождения на ширме: выход куклы на ширму, уход, встреча
персонажей, диалоги, инсценирование знакомых стихов, песен.
Тема 11. Работа над спектаклями, инсценировками (30ч).
Практика: разбор пьес, распределение ролей, заучивание текста. Драматизация сказок без
кукол, эпизоды пьес с куклами без ширмы, на ширме, репетиция наширме без музыкального
сопровождения. Разучивание песен персонажей, репетиция с музыкальным сопровождением.
Декорации. Репетиция сдекорациями и музыкальным сопровождением.
Тема 12. Творческие задания (4ч)
Практика: изменения концовок знакомых сказок, сюжета, ввод новых персонажей, сочинение
стихов и песен для персонажей, сочинение небольших рассказов и сказок.
13. Психодрама (4ч)
Практика: знакомство с элементами психодрамы. Восприятие цвета. Настроение. Выражение
чувств, настроений, эмоций. Драматизация настроений. Пантомима.
14. Разбор пьес (4ч)
Практика: определение главной мысли пьесы, главных героев, персонажей.
Отличительные особенности персонажей: движения, тембр голоса, характер,
6

темп речи.
15. Анализ выступлений (2ч)
Практика: самостоятельный анализ своего выступления, поощрения, замечания.
16. Итоговое занятие (2ч)
Теория: подведение итогов работы.
Практика: награждение лучших исполнителей, чаепитие.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
• сформировано понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развиты лидерские качества;
• воспитано чувство ответственности за свое поведение в обществе;
• сформированы навыки культуры поведения;
• воспитано умение согласовывать свои желания с мнением других;
• воспитано чувство коллективизма;
• приобретены навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
• приобретены новые знания, умения, навыки;
• развито умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших
и самостоятельно;
• развиты мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и мелкой
моторики;
• развиты такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развит познавательный интерес;
• развито умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
• сформированы коммуникативные умения;
• повышена физическая активность;
• сформирована потребность в активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном
проведении;
• развиты быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, находчивость.

7

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.2024

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.2025

36

108

3 раза по 1
часу

Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном учебном классе в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»).
Материально-техническое обеспечение
• Кукольный театр «Сказочный сундучок»
• Ширма напольная
• Телевизор
• Светомузыка
• Ноутбук
• флэш-карта с записями музыкальных композиций и текстов;
• декорации к спектаклям;
Методы работы
• объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, презентация);
• практические (упражнения, актерское мастерство);
• творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий,
игры).

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
• данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
• инструкажи по охране труда и технике безопасности;
• учебная и методическая литература;
• методические пособия и разработки;
• разноуровневые задания и упражнения;
• сценарии воспитательных мероприятий;
• сборник подвижных игр;
• тематические презентации;
• учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
• образовательные электронные ресурсы;
• Интернет-ресурсы.
Формы аттестации и виды контроля:
• опрос;
• самостоятельная работа;
• концерты;
• показательное выступление;
• наблюдение;
Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В мире кукол» проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знанийи умений в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года, в
конце декабря);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года);
• текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного
года)
Оценочные материалы:
• диагностические карты;
• опросники;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры

Низкий
0%-30%

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

Уровень теоретических знаний
Теоретические
знания

Обучающийся
Обучающийся более
Обучающийся
поверхностно знает
уверенно обладает
хорошо знает
материал. Не уверен в
информацией
изученный материал,
терминологии
театрального искусства. может общаться и
театрального
Неплохо ориентируется выражаться
на
искусства. Плохо
в терминологии. Не
профессиональном
знает историю
очень хорошо знает
языке театрального
9

происхождения
театрального
искусства, костюма,
кукол, театра кукол.

Практические
знания

историю
происхождения
театрального искусства,
костюма, кукол, театра
кукол

искусства. Знает
историю
происхождения
театра, искусства,
театра кукол,
костюмов.

Уровень практических навыков и умений
Упражнения
Обучающийся в
Роль исполняет
выполняются с
достаточной мере
уверенно,
ошибками.
владеет
выразительно,
Обучающийся
пластикой тела,
музыкально, без
недостаточно
индивидуальной
ошибок. Свободно
владеет, мелкой
техникой, театрального
владеет, мелкой
моторикой пальцев,
искусства, работы с
моторикой пальцев,
речевыми
куклами, исполняет с
речевыми
особенностями,
несущественными
особенностями,
индивидуальной
ошибками, которые сам
индивидуальной
техникой, манерой
исправляет, владеет
техникой, манерой
исполнения, дикцией
умением сохранять
исполнения ролей,
сюжетную линию.
дикцией

10

Список литературы для педагогов
1. Л.В.Грачёва «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz. «Программа обучения в
театральных, кукольных школах, студиях, училищах»
2. Аланский, Ю.Л. «Азбука театра» / – М.: АРКТИ, 1998г.
Список литературы для обучающихся
1.Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.: Детская литература, 2009 г.
2. Парулина О.В. - М.: «Детская литература», Санкт-Петербург, 2005 г.
3.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 2010г.
4. Лихачев Д.С. «Мир профессий, человек – художественный образ». -М., 2011 г.
5. «Пословицы русского народа». В.И. Даль. -М.: Художественная литература, 2009 г.
Интернет-ресурсы
•
•
•
•

http://littlehuman.ru/393/
http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью скороговорок.php
http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».