ДОП учимся общаться

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28 августа 2023г

«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 413/6 от 31.08.2024г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=360010,
г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович, sn=Лавров,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 14:09:17 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Учимся общаться»

Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6 -13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Ногмова Юля Хабасовна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2024г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Вид программы: модифицированный.
Уровень программы: базовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Национальный проект «Образование»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении
информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и

модульные), разработанные Региональным модельным центром дополнительного
образования детей Минпросвещения КБР, 2022 г.
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР
Актуальность программы. При разработке содержательного компонента Программы
приняты во внимание тенденции в развитии современных образовательных социальнопедагогических и психологических технологий, результаты исследования рынка услуг
дополнительного образования детей и взрослых в районе образовательного учреждения,
возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Исследование запросов родителей (законных представителей) и образовательных
потребностей детей выявили их интерес к психологии общения, развитию эмоционального
интеллекта у детей.
Программа «Уроки общения» - это социально-педагогический курс, отвечающий
образовательным потребностям детей и запросам родителей (законных представителей);
направленный на обучение детей основам коммуникации, развитие компетенций
конструктивного межличностного и группового
взаимодействия, повышение уровня
эмоциональной компетентности учащихся.
Новизна программы в том, что содержание материала включает технологию
проведения учебного занятия, которая реализует деятельностный метод обучения, в основе
которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.
Программа реализуется в детском объединении, где учащиеся приобретают опыт
сотрудничества и поддержки партнёра по общению; овладевают социальными умениями в
ходе межличностного и группового взаимодействия на учебных занятиях, при организации
и проведения мероприятий, в том числе с участием родителей (законных представителей).
Программа нацелена на создание педагогических условий для личностного развития
учащихся, на формирование метапредметных и предметных универсальных учебных
действий (далее – УУД), позитивной социализации и диагностику результатов обучения.
Комплекс организационно-педагогических условий позволяет целенаправленно и
систематически осуществлять мониторинг результативности реализации Программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что при разработке
учтены цели и задачи ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР в области
обучения и воспитания учащихся, этнокультурные особенности контингента учащихся. Так
же программа предусматривает инклюзивное обучение детей- совместное обучение всех
детей, в том числе с ОВЗ (задержка психического развития)
Цель Программы уточнена в соответствии с тематикой курса и направлена на
развитие учащегося, задачи направлены на достижение цели в обучении, развитии и
воспитании учащихся.
Планируемые результаты обучения сформулированы в соответствии с
поставленными
задачами
и
требованиями
Федерального
Государственного
Образовательного Стандарта к результатам освоения Программы.
В структуре Программы выделено четыре содержательно развивающихся раздела,
тематически сформулированные автором в соответствии с психологическими нормами и
закономерностями общения.
Раздел «Я и мир людей. Культура и этика общения» раскрывает интерактивную
сторону общения.
Раздел «Я и мир эмоций. Секреты управления эмоциями» раскрывает перцептивную
сторону общения.
Раздел «Азбука общения» нацелен на раскрытие коммуникативной и интерактивной
стороны общения.

Раздел «Мы вместе. Азбука сотрудничества (Мы сотрудничаем!)» раскрывает
интерактивную сторону общения, организацию сотрудничества при групповом
взаимодействии.
Содержание каждого раздела Программы значительно расширено и дополнено, что
позволяет в полной мере раскрыть поставленные цели и задачи.
При выборе методов и средств обучения были учтены современные образовательные
социально-педагогические технологии.
Программа вариативна, ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники,
культуры, технологий и социальной сферы.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. в условиях организованного
взрослым общения сверстников, ребенок приобретает опыт доверия и доброжелательного
принятия группой каждого из участников, научится сотрудничать и активно поддерживать
партнера по общению, овладеет целым рядом социально-психологических умений
(понимать других людей, распознавать их психологическое состояние, развивать в себе
такие важнейшие качества, как сочувствие, сопереживание, укрепить нравственные
ориентиры).
Адресат программы: 6,6 -13 лет.
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу по утвержденному
расписанию. Длительность одного занятия 40 минут.
Наполняемость группы: 12-13 чел.
Формы обучения – очная.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Цель: создать педагогические условия для усвоения учащимися знаний, умений и
компетенций в области межличностного общения, способствующих успешной социальной
адаптации и личностного развития учащихся.
Задачи программы
Предметные:
• познакомить с психологической сферой жизни человека, с сущностью и
особенностями
социально-психологических
объектов,
процессов
и
явлений
действительности;
• рассказать о психологической культуре как неотъемлемой части общей культуры
человека.
Учащиеся будут знать:
• познакомить с нормами и психологическими закономерностями общения;
• познакомить с целями, задачами, средствами и условиями общения:
• научить владеть специальной терминологией.

Учащиеся будут уметь:
• научить уметь выбирать адекватные психологические средства для успешного
решения коммуникативных задач.

•
•
•
•
•
•

Метапредметные:
Коммуникативные УУД
научить планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
подготовить к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;
подготовить к разрешению конфликтов;
научить управлять поведением партнёра по общению;
научить выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
научить монологической и диалогической формами речи.

•
•
•

Регулятивные УУД
научить целеполаганию в деятельности;
научить планированию, прогнозированию деятельности;
научить контролю, коррекции и оценке деятельности, к саморегуляции.

•
•
•

Познавательные УУД
научить выполнению общеучебных действий;
научить выполнению логических действий;
научить постановке и решению проблемы.

Личностные:
•
сформировать понятия об общечеловеческих и нравственных ценностях: «знание»,
«семья», «дружба», «саморазвитие», «здоровье»;
•
воспитать чувства о личностных и нравственных качествах: любознательность,
целеустремленность, доброжелательность, дружелюбие, активность, терпение, честность,
уважение к другим, вера в себя, самокритичность;
•
ознакомить с нравственно-этическими нормами и понятиями в общении.
•
подготовить к самоопределению: личностному, профессиональному, жизненному;
•
научить смыслообразованию в деятельности;
•
подготовить к ориентации в нравственно – этических ценностях.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/
п

Название раздела, темы занятий
всего

1.

Организационная работа

2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов

2

теория

практика

1

1

Я и мир людей. Культура и этика 20
общения

7

13

Я и мир эмоций.
Секреты
управленияэмоциями
Азбука общения
Мы
вместе.
Азбука
сотрудничества
Итого:

22

3

19

50
14

20
2

30
12

108

33

75

Форма
контроля

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Организационная работа» – 2 часа
Теория.1ч. Введение в программу «Уроки общения». Организация занятий детского
объединения «Гармония». Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на
учебном занятии.
Практика. 1ч. Обсуждение темы и предмета обучения. Игры на знакомство
участников занятия.
Формы подачи
материала. Устное
изложение,
обсуждение;
показ
мультимедийных материалов, игры.
Оборудование
и
материалы. Компьютер
(ноутбук),
презентация
дополнительной общеразвивающей программы «Уроки общения»; инструкция по ТБ,
расписание занятий.
Раздел 2. «Я и мир людей. Культура и этика общения» 20 часов
Теория. 7ч. Ценности нашей жизни: знание, семья. Личностные качества:
любознательность, целеустремленность. Круг общения в социуме. Взрослый мир. Мир
профессий. Культура и этика общения. Интервью. Правила интервьюирования.
Культурный человек.
Практика. 13ч. Организация учебной и творческой деятельности. Организация
межличностного взаимодействия. Интервьюирование. Проектирование игровой
программы. Диагностика ценностно-смыслового отношения к занятиям. Диагностика
готовности к коммуникации.
Формы подачи материала. Побуждающий и подводящий диалог, устное изложение,
этическая беседа, рассказ, обсуждение; показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
рисунков, наблюдение; игры; рисование; театрализация; развивающие упражнения,
экскурсия, работа над проектом.
Оборудование и материалы. Компьютер (ноутбук), наглядные и демонстрационные
пособия «Ценности нашей жизни», «Личностные качества», «Правила интервьюирования»;
презентации «Знание», «Семья», «Взрослый мир», «Мир профессий»; аудиозаписи песен о

школе; видеозаписи роликов о семье, школе; мультфильмов; настольные дидактические
игры «Викторина для любознательных», «Правила общения», «Профессии»;
технологические карты занятий; канцелярские принадлежности.
Раздел 3. «Я и мир эмоций. Секреты управления эмоциями» 22 часа
Теория.3ч. Личностные качества: доброжелательность. Имя человека. Внутренний
мир человека. Настроение. Эмоции: радость, грусть, удивление, страх, злость. Эмпатия:
сопереживание, сочувствие, симпатия. Самопознание. Самооценка. Формы и приёмы
самооценки. Психологические приёмы, как справиться с плохим настроением, страхом,
злостью. Психологические приёмы проявления сопереживания, сочувствия, симпатии.
Психологические приёмы управления эмоциями. Психологические приемы снятия
эмоционального напряжения.
Практика. 19ч. Организация учебной и творческой деятельности. Самооценивание.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения. Упражнения на развитие эмпатии.
Упражнения на проявления эмпатии. Упражнения: как справиться с плохим настроением,
страхом, злостью. Упражнения на управление эмоциями. Организация межличностного
взаимодействия.
Проектирование
игровой
программы.
Диагностика
уровня
сформированности самооценки, саморегуляции. Диагностика уровня сформированности
понимания эмоциональных состояний. Диагностика уровня сформированности знаний,
умений, компетенций.
Формы подачи материала. Побуждающий и подводящий диалог, устное изложение,
этическая беседа, рассказ, обсуждение; показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
рисунков, наблюдение; игры; рисование; театрализация; развивающие упражнения, работа
над проектом.
Оборудование и материалы. Компьютер (ноутбук), наглядные и демонстрационные
пособия «Личностные качества», «Психологические приёмы»; презентации «Эмоции»,
«Эмпатия»; аудиозаписи песен, релаксационной музыки; видеозаписи роликов о
проявлении эмоциональных состояний; мультфильмов; настольные дидактические игры
«Такие разные эмоции», «Эмоциональный интеллект»; технологические
карты
занятий; канцелярские принадлежности.
Раздел 4. «Азбука общения» 50 часов
Теория. 20ч. Ценности нашей жизни: Дружба. Личностное качество: дружелюбие.
Цели и функции общения. Невербальное общение. Вербальное общение. Монолог. Правила
подготовки сообщения. Спор. Дискуссия. Правила ведения дискуссии. Техника «Я –
высказывание». Техника постановки вопроса. Диалог. Правила ведения диалога. Приемы
активного слушания. Эмпатия в общении. Речевой этикет. Как речевые манеры раскрывают
человека. Комплименты и лесть. Виды комплементов. Этикет телефонного разговора.
Этикет компьютерного общения. Речевой этикет в общении с друзьями, в отношениях
между мальчиками и девочками. Барьеры в общении. Способы их преодоления. Ссора.
Правила конструктивного взаимодействия.
Практика. 30ч. Организация учебной и творческой деятельности. Тренировка в
технике «Я – высказывание». Тренировка в технике постановки вопроса. Тренировка
приемов активного слушания. Тренировка приемов эмпатии в общении. Тренировка
приемов комплимента. Тренировка в правильном ведении телефонного разговора,
компьютерного общения. Тренировка в правильном общении с друзьями, в отношениях
между мальчиками и девочками. Тренировка способов снятия барьеров в общении.
Решение коммуникативных задач. Организация межличностного взаимодействия.
Проектирование игровой программы. Диагностика развития словесно-логических
действий. Диагностика знаний, умений, компетенций. Диагностика проявления
познавательных действий

Формы подачи материала. Побуждающий и подводящий диалог, устное изложение,
этическая беседа, рассказ, обсуждение; показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
рисунков, наблюдение; игры; рисование; театрализация; развивающие упражнения, работа
над проектом.
Оборудование и материалы. Компьютер (ноутбук), наглядные и демонстрационные
пособия «Ценности нашей жизни», «Личностные качества»; презентации « Речевой
этикет»; аудиозаписи песен, релаксационной музыки; видеозаписи роликов о способах
общения; мультфильмов; настольные дидактические игры «Крокодил», «Данетки»;
технологические карты занятий; канцелярские принадлежности.
Раздел 5. «Мы вместе. Азбука сотрудничества» 14 часов
Теория. 2ч. Личностные качества: активность, терпение, честность. Правила
группового взаимодействий. Сотрудничество. Компоненты сотрудничества.
Практика. 12ч. Организация учебной и творческой деятельности. Организация
сотрудничества. Решение коммуникативных задач. Проектирование игровой программы.
Диагностика качества сформированности знаний, умений, компетенций.
Диагностика
личностного
развития.
Диагностика
удовлетворенности
учащихся организацией деятельности детского объединения. Формы подачи материала.
Побуждающий и подводящий диалог, устное изложение, этическая беседа, рассказ,
обсуждение; показ мультимедийных материалов, иллюстраций, рисунков, наблюдение;
игры; рисование; тренинг, развивающие упражнения, работа над проектом.
Оборудование и материалы. Компьютер (ноутбук), наглядные и демонстрационные
пособия «Ценности нашей жизни», «Личностные качества»; презентации «
Сотрудничество»; аудиозаписи песен; видеозаписи роликов о способах сотрудничества;
мультфильмов; настольная дидактическая игра «Сотрудничество»; технологические карты
занятий; канцелярские принадлежности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предполагаемые результаты освоения полного курса обучения по дополнительной
общеразвивающей программе «Уроки общения» сформулированы в соответствии с целью,
задачами Программы.
Предметные результаты
Учащиеся будут иметь представление:
•
о психологической сфере жизни человека, о сущности и особенностях социальнопсихологических объектов, процессов и явлений действительности;
•
о психологической культуре как неотъемлемой части общей культуры человека.
Учащиеся будут знать:
•
нормы и психологические закономерности общения;
•
цели, задачи, средства и условия общения:
•
владеть специальной терминологией.
Учащиеся будут уметь:
•
уметь выбирать адекватные психологические средства для успешного решения
коммуникативных задач.

Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
Учащиеся будут способны:
•
к планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
•
к инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;
•
к разрешению конфликтов;
•
к управлению поведением партнёра по общению;
•
к выражению своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
•
к владению монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД
Учащиеся будут способны:
•
к целеполаганию в деятельности;
•
к планированию, прогнозированию деятельности;
•
к контролю, коррекции и оценке деятельности;
•
к саморегуляции.
Познавательные УУД
Учащиеся будут способны:
•
к выполнению общеучебных действий;
•
к выполнению логических действий;
•
к постановке и решению проблемы.
Личностные результаты
Учащиеся будут иметь представление –
•
об общечеловеческих и нравственных ценностях: «знание», «семья»,
«дружба», «саморазвитие», «здоровье»;
•
о личностных и нравственных качествах: любознательность, целеустремленность,
доброжелательность, дружелюбие, активность, терпение, честность, уважение к другим,
вера в себя, самокритичность;
•
о нравственно-этических нормах и понятиях в общении.
Учащиеся будут способны •
к самоопределению: личностному, профессиональному, жизненному;
•
к смыслообразованию в деятельности;
•
к ориентации в нравственно – этических ценностях.

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

стартовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.2024

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.2025

36

108

3 раза по 1
часу

Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими:
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт
дистанционной деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по
профилю деятельности (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»).
Материально-техническое обеспечение:
•
•
•
•
•

учебный кабинет;
парты;
стулья;
проекторная доска;
различная атрибутика занятия.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
• данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
• учебно-методическая литература;
• наборы карточек с заданиями;
• демонстрационный наглядный материал.
Методы работы:
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных и
групповых заданий, занятия с элементами тренинга);
• частично-поисковые (выполнение индивидуальных и групповых заданий,
обеспечение самостоятельности детей в поисках какого-либо решения).

Формы аттестации / контроля:
• беседа;
• опрос;
• творческие задания;
• тестирование;
• самостоятельные работы.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:
• входной контроль (проверка знаний в начале обучения в виде тестирования);
• промежуточный контроль (проверка знаний и умений в конце определенной темы в
виде закрепления материала на практике);
• итоговый контроль (проверка знаний по результатам реализации программы);
• текущий контроль (проверка знаний в процессе практической работы по
пройденным темам). Оценочная система осуществляется по результатам
выполнения учебных заданий педагога.
Оценочные материалы:
• диагностические карты;
• тесты;
• карточки с заданиями для самостоятельной работы;
• опросники;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры

Теоретические
знания

Практические
знания

Низкий
Средний
0%-30%
31%-60%
Уровень теоретических знаний
Обучающийся
знает
изученный
Обучающийся
материал.
знает изученный
Изложение
материал, но для
материала
полного раскрытия
сбивчивое,
темы требуется
требующее
дополнительные
корректировки
вопросы.
наводящими
вопросами.
Уровень практических навыков и умений
Ниже средней
Средняя
Требуется
Нуждается в
постоянные
пояснении
пояснения
последовательности
педагога
работы, но
способен
после объяснения к
самостоятельным
действиям.

Высокий
61%-100%
Обучающийся знает
изученный
материал.
Может дать
логически
выдержанный ответ,
демонстрирующий
полное владение
материалом.
Выше средней
Способен четко и
ясно ответить на
вопросы по тексту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература
1.
Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008.
2.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию
коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: ЛИТУР, 2011.
3.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001.
4.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003.
5.
Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск:
Изд-во Новосиб. Ун-та. М.: Совершенство, 2005.
6.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение,
2011. 23 с. (Стандарты второго поколения).
7.
Дубровина И.В. Психология для 3-11 классов. М., 2007.
8.
Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилов Т.А. Азбука общения. С. П., 1998.
9.
Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского, Новая школа.
М., 2004.
10.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Под
редакцией А.Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2008.
11.
Ковальчук А.С. Основы делового общения. – М.: 2007.
12.
Кривцова С.В. Жизненные навыки / Уроки психологии в 1 классе. – М., 2002.
13.
Мониторинг качества образования обучающихся в учреждениях дополнительного
образования детей: Методические рекомендации/ Авт.-сост.: В.П. Осипов, Л.И.
Патрушкина, С.М. Ишкаева, А.В. Щербаков; под ред. А.В. Щербакова. М.: АПКиППРО,
2012.
14.
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во ДЕТСТВОПРЕСС, 2003.
15.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2008.
16.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А.Типология уроков деятельностной направленности. –
М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008
17.
Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион
методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.
18.
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. М., 2003.
19.
Слободяник Н.П. Шаг навстречу. М.: Айрис-пресс, 2004.
20.
Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. М., 2003.
21.
Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей/ Под ред.
М.Н. Поволяевой. М.: Б.и., 2000.
22.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 2009.
23.
Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений. М., 2006.
24.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2006.
25.
Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками (3-6 лет), Издательство: Детство-Пресс, Год: 2010.
Рекомендуемый список литературы для учащихся:
1.
Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке: Королевство
Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. — М.: Генезис, 2012.
2.
Вачков И.В., Аржакаева Т. А., Попова А. Х. Психологическая азбука. Рабочая
тетрадь. — М.: Генезис, 2012.
3.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. – М.: Генезис,
2014.

Интернет-ресурсы
1.
газета 1 сентября - www.festival.1september.ru
2.
единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов - http://schoolcjllection.edu.ru
3.
образовательный портал Учёба: http://uroki.ru
4.
http://hghltd.yandex.net - В помощь учителю.
5.
www.superidea.ru – Лидерское мышление.
6.
http://www.intelgame.ru - Умные игры.
7.
http://www.math.ru – Воспитание школьников.
8.
http:// www. ped – sovet. ru - Педсовет, Педагогическое творчество, Школьные
игры и конкурсы.
9.
http://freeref.ru/wievjob.php?id=1005388
10.
www.74213np.edusite.ru/p169aa1.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».