РП Русский язык 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ «Санаторно-лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
начальных классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор школы
по УМР
________________________
________________________
Лавров В.А.
Денисенко Т.Ю. Приказ № 413/2
от «30» августа 2024 г.
от «31» августа 2024 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=360010,
г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.09 16:00:36 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4413425)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 1-4 классов
(4 класс)

Составила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Зинченко Т.П.

г.о.Нальчик 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная
область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС
НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале
русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют
результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского

народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых
в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке
как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли
языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского
языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных
представлений
о
нормах
современного
русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной значимости
работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные
представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка,
речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного
общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» (5 часов в
неделю в 4 классе 170 ч).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы
познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент,
миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по
заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному
алгоритму).
Орфоэпия[
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы
произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении
правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи
синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных
на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение
изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от
формы
имени
существительного
(повторение).
Склонение
имён
прилагательных во множественном числе.

Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения
1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных
местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем
времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II
спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их
сходства и различий; виды предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по
эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов);
распространённые
и
нераспространённые
предложения
(повторение
изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с
одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без
называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах.
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке
собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения)
написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье
во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на
-ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых
(наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора
(наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах:
ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка,
объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной
мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста;
выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык»,
которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание
прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение».
Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на
этот раздел отдельные часы не предусмотрены
Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается
параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не
предусмотрены
Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах
курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
• осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций
при работе с текстами на уроках русского языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том
числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа
на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для выражения
своего состояния и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного
с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
• стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся
в
выборе
приемлемых
способов
речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц
(частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых
единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать
языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
• устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности
при
поиске
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
•

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как части регулятивных универсальных учебных действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
•

•
•
•

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных
ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель
общей культуры человека;

•
•
•
•

•

•

•

•

•

•
•
•
•

•

проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к
предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения,
определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми
морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с
представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в
объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических
признаков;
определять грамматические признаки имён существительных:
склонение,
род, число, падеж; проводить
разбор имени
существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в
единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени
прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять
грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в
настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как
части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в
начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в
единственном числе); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять
предложения с однородными членами; использовать предложения с
однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения,

•
•
•

•
•
•
•

•

•

•
•
•
•
•
•

состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и
бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
применять изученные правила правописания, в том числе:
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); безударные падежные окончания имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья
типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные
падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после
шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в
предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но
и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом
изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на
изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит
общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений)
для
конкретной
ситуации
письменного
общения
(письма,
поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно
озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным
темам;

•

•
•

осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе
прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать
содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное
чтение в соответствии с поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе
из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в
федеральный перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

2

3

Лексика

6

4

Состав слова

5

5

Морфология

43

6

Синтаксис

16

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

28

Повторение пройденного материала
Итоговый контроль (контрольные и
проверочные работы)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

9
10

10

170

10

0

4 КЛАСС
Количество часов

№

Тема урока

Практ

Всего

Контроль ическ
ие
ные
работ
работы
ы

2

Наша речь и наш язык.
Нормы речевого этикета.
Текст. Признаки текста.

3

Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение.

1

4

Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение.

1

5

Предложение. Виды предложений
по цели высказывания и
эмоциональной окраске.

1

6

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные.

1

7

Знаки препинания в конце
предложений.

1

8

Обращение. Знаки препинания в
предложениях с обращением.
Словарный диктант.

1

9

Главные и второстепенные члены
предложения. Основа предложения.

1

10

Словосочетание. Определение в
словосочетании главного и
зависимого слов при помощи
вопроса.

1

11

Административный диктант

1

1

1
1

1

Дат
а
изуч
ени
я
Пла
н

Факт

(входной)

12

13

14

15

16

Представление о предложениях с
однородными членами. Связь
однородных членов в предложении.
Работа над ошибками.
Предложения с однородными
членами без союзов и с союзами и,
а, но.
Знаки препинания между
однородными членами
предложения.
Запятая между однородными
членами, соединёнными союзами.
Простые и сложные предложения.
Различение простых и сложных
предложений.

1

1

1

1

1

17

Различение сложного предложения
и простого с однородными членами.

1

18

Различение сложного предложения
и простого с однородными членами.

1

19

Сочинение-описание. И.И.Левитан
«Золотая осень».

1

20

Союзы в сложном предложении.
Знаки препинания в сложных
предложениях. Работа над
ошибками.

1

21

Слово и его лексическое значение.
Определение значения по тексту или
толковому словарю.

1

22

Углубление представлений о
многозначных словах, о прямом и

1

переносном значении слов, о новых
и устаревших словах,
заимствованных словах.
23

Синонимы, антонимы, омонимы

1

24

Фразеологизмы. Работа с
лингвистическими словарями.

1

25

Контрольное списывание

1

26

Значимые части слова. Корень,
приставка, суффикс, окончание.
Значение суффиксов и приставок

1

27

Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же
слова.

1

28

Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок.

1

29

Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.

1

30

Правописание слов с безударным
гласным в слове и с парным по
глухости-звонкости согласным.

1

Правописание слов с
непроизносимыми согласными.
31

Правописание двойных согласных в
словах.

1

32

Правописание приставок и
суффиксов. Правописание
суффиксов –ик и –ек.

1

33

Упражнение в написании гласных и
согласных в корне, приставке и
суффиксе.

1

34

Правописание Ъ и Ь разделительных
знаков. Работа с орфографическим

1

1

словарем.

35

Подробное изложение
повествовательного зрительно
воспринятого текста

1

« Птенчик» по самостоятельно
составленному плану.

36

Работа над ошибками. Повторение и
углубление представлений о частях
речи..

1

37

Самостоятельные и служебные
части речи. Грамматические
признаки частей речи.

1

38

Диктант по теме «Состав слова»

1

39

Наречие (общее представление).
Работа над ошибками.

1

40

Наречие как часть речи. Значение и
употребление наречий в речи.

1

41

Образование наречий.

1

42

Упражнение в правописании
наречий.

1

43

Имя существительное. Определение
падежа, в котором употреблено имя
существительное.

1

44

Различение падежных и смысловых
(синтаксических) вопросов.

1

45

Начальная форма имени
существительного

1

46

Распознавание падежей имен
существительных. Несклоняемые
имена существительные.

1

47

Три склонения имён
существительных. 1-е склонение

1

1

имён существительных.
48

Сочинение – описание. А.А.Пластов
«Первый снег».

1

49

Падежные окончания имён
существительных 1-го склонения.
Работа над ошибками.

1

50

2-е склонение имён
существительных.

1

51

Падежные окончания имён
существительных 2-го склонения.
Словарный диктант.

1

52

3-е склонение имён
существительных.

1

53

Падежные окончания имён
существительных 3-го склонения.

1

54

Упражнение в распознавании имен
существительных 1-го, 2-го и 3-го
склонений.

1

55

Способы проверки безударных
падежных окончаний имен
существительных.

1

56

Именительный и винительный
падежи

1

57

Родительный падеж.

1

Диктант по теме
58

«Имя существительное»

1

59

Упражнение в правописании имен
существительных в родительном
падеже. Работа над ошибками.

1

60

Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых
имён существительных.

1

1

61

Именительный, винительный и
родительный падежи одушевлённых
имён существительных. Словарный
диктант.

1

62

Дательный падеж.

1

63

Подробное изложение
повествовательного зрительно
воспринятого текста по
самостоятельно составленному
плану.

1

64

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных в дательном
падеже. Работа над ошибками.

1

65

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных в дательном и
родительном падежах.

1

66

Творительный падеж.

1

67

Правописание имен
существительных в творительном
падеже, оканчивающихся на
шипящий и ц.

1

68

Предложный падеж. Упражнение в
правописании безударных
окончаний имён существительных в
предложном падеже

1

Диктант по теме:
69

70

«Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных в единственном
числе
Работа над ошибками Правописание
безударных окончаний имён
существительных во всех падежах

1

1

1

71

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных во всех падежах.

1

72

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных во всех падежах.
Словарный диктант.

1

73

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
существительных во всех падежах.

1

74

Общее представление о склонении
имен существительных во
множественном числе.

1

75

Именительный падеж имен
существительных множественного
числа.

1

76

Именительный падеж имен
существительных множественного
числа.

1

77

Родительный падеж имен
существительных

1

78

Родительный падеж имен
существительных

1

79

Винительный падеж одушевлённых
имён существительных.

1

80

Дательный, творительный и
предложный падежи.

1

81

Дательный, творительный и
предложный падежи.

1

82

Дательный, творительный и
предложный падежи.

1

83

Обобщение знаний об имени
существительном.

1

84

Имя прилагательное как часть речи

1

85

Словообразование имён
прилагательных. Значение и
употребление их в речи.

1

86

Род и число имён прилагательных.

1

87

Изменение прилагательных по
числам, по родам ( в единственном
числе)

1

88

Изменение по падежам имен
прилагательных в единственном
числе.

1

89

Склонение имён прилагательных
мужского и среднего рода в
единственном числе.

1

90

Именительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода в единственном
числе. Работа над ошибками.

1

91

Родительный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе

1

92

Дательный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе

1

93

Именительный, винительный,
родительный падежи.

1

94

Именительный, винительный,
родительный падежи

1

95

Именительный, винительный,
родительный падежи

1

96

Творительный и предложный
падежи.

1

97

98

Творительный и предложный
падежи.
Начальная форма имён
прилагательных. Проект «Имена
прилагательные в «Сказке о рыбаке
и рыбке» А.С. Пушкина»

1

1

99

Склонение имён прилагательных
женского рода в единственном
числе.

1

100

Именительный и винительный
падежи имён прилагательных
женского рода.

1

101

Родительный, дательный,
творительный и предложный
падежи.

1

102

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
прилагательных женского рода.

1

103

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
прилагательных женского рода.

1

104

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
прилагательных женского рода

1

105

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
прилагательных в единственном
числе.

1

106

Упражнение в правописании
безударных окончаний имён
прилагательных в единственном
числе.

1

107

Склонение имён прилаг-ных во
множественном числе.

108

109

Склонение имён прилаг-ных во
множественном числе.
Именительный и винительный
падежи имён прилагательных
множественного числа.

1

1

110

Именительный и винительный
падежи имён прилагательных
множественного числа

1

111

Родительный и предложный падежи
имён прилагательных
множественного числа.

1

112

Дательный и творительный падежи
имён прилагательных
множественного числа.

1

113

Диктант по теме «Правописание
падежных окончаний имен прилных»

1

114

Работа над ошибками
Морфологический разбор имени
прилагательного.

1

115

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

116

Местоимение как часть речи. Роль
личных местоимений в речи.

1

117

Личные местоимения 1-го, 2-го и 3го лица единственного и
множественного числа. Словарный
диктант.

1

118

Склонение личных местоимений 1го и 2-го лица единственного и
множественного числа.

1

119

Склонение личных местоимений 3го лица единственного и
множественного числа.

1

1

Правописание местоимений с
предлогами.

120

Упражнение в правописании
местоимений и правильном
употреблении их в речи.
Морфологический разбор личных
местоимений.

1

121

Изложение В.Железников

1

122

Упражнение в правописании
местоимений.

1

123

Глагол как часть речи (повторение).
Значение глаголов в языке и речи.

1

124

Глагол как часть речи (повторение).
Значение глаголов в языке и речи

1

125

Время глаголов( настоящее,
прошедшее, будущее).

1

126

Изменение глаголов по временам.

1

127

Диктант по теме « Части речи»

1

128

Работа над ошибками.
Неопределённая форма глагола.

1

129

Образование от глаголов в
неопределённой форме. Словарный
диктант.

1

130

Упражнение в образовании форм
глаголов и ознакомление с
глагольными суффиксами.

1

131

Изменение глаголов по временам

1

132

Контрольное списывание

1

133

Спряжение глаголов. Изменение
глаголов по лица и числам в форме
настоящего и будущего времени.

1

1

1

134

Спряжение глаголов. Изменение
глаголов по лица и числам в форме
настоящего и будущего времени

1

135

2-е лицо глагола настоящего и
будущего времени в единственном
числе

1

136

Употребление Ь в глаголах 2-го лица
единственного числа.

1

137

Упражнение в правописании
глаголов во 2-м лице единственного
числа.

1

138

Сочинение-описание. И.И. Левитан
«Весна. Большая вода»

1

139

Работа над ошибками. 1и 2
спряжение глаголов в настоящем
времени.

1

140

Спряжение глаголов в сложном
будущем времени.

1

141

Правописание безударных личные
окончания глаголов в настоящем и в
будущем времени. Словарный
диктант.

1

142

Способы определения I и II
спряжения глаголов с безударными
личными окончаниями

1

143

Упражнение в определении
спряжения глаголов по
неопределённой форме.

1

144

Упражнение в определении
спряжения глаголов по
неопределённой форме. Глаголы –
исключения.

1

145

Правописание букв Е и И в
безударных личных окончаниях
глаголов.

1

146

Правописание безударных личных
окончаний глаголов.

1

147

Правописание безударных личных
окончаний глаголов.

1

148

Правописание безударных личных
окончаний глаголов.

1

149

Правописание возвратных глаголов.

1

150

Правописание – тся и – ться в
возвратных глаголах.

1

151

Упражнение в правописании
возвратных глаголах – тся и – ться.
Словарный диктант.

1

152

Упражнение в правописании
возвратных глаголах – тся и – ться.

1

153

Повторение знаний. Правописание
глаголов в прошедшем времени

1

154

Повторение знаний о глаголах
настоящего и прошедшего времени.

1

155

Повторение знаний о глаголах
настоящего и прошедшего времени.

1

156

Правописание безударного
суффикса в глаголах прошедшего
времени.

1

157

Обобщение по теме «Глагол».
Морфологический разбор глагола.

1

158

Повторение по теме «Текст. Типы
текстов».

1

159

Повторение по теме «Предложение
и словосочетание».

1

160

Контрольный диктант на тему:
«Глагол »

1

161

Повторение по теме «Предложение

1

1

и словосочетание». Работа над
ошибками
162

Повторение по теме «Однородные
члены предложения».

1

163

Повторение по теме «Простые и
сложные предложения».

1

164

165

Повторение по теме «Правописание
гласных и согласных в корне слов».
Лексическое значение слов
Административная контрольная
работа за год

1

1

1

Повторение по теме «Состав слова».
166

1

167

Повторение по теме «Состав слова».

1

168

Повторение по теме «Части речи».

1

169
170

Повторение по теме «Части речи».
Повторение по теме «Звуки и
буквы».

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

170

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс (Диск СОРОМ), автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2020 г.
Т.Н. Ситникова,И. Ф. Яценко Н.Ю Васильева. Русский язык. Поурочные
разработки 4 класс Москва « Вако» 2017г
Сборник рабочих программ « Школа России» 1- 4 классы Москва «
Просвещение» 2011г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Русский язык»,
1-4 класс, авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Методическая разработка урока русского языка для 4 класса
https://multiurok.ru/ «Части речи». Соболева В.А.
«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».