РП Окружающий мир 3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ «Санаторно-лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
начальных классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор школы
по УМР
________________________
________________________
Лавров В.А.
Денисенко Т.Ю. Приказ № 413/2
от «30» августа 2024 г.
от «31» августа 2024 г.
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
БЮДЖЕТНОЕ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ street=360010,
title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА 1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ 1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ sn=Лавров,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
РЕСПУБЛИКИ
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 16:40:05 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 701109)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 1-4 классов
(3 класс)

Составила: учитель начальных классов
Гыллыева Ш.Х.

г.о.Нальчик 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
(предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир»)
соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне
начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего
образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной
рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе,
предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует
потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего
образования и направлено на достижение следующих целей:
• формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём
человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную
и социальную среду обитания); освоение естественно-научных,
обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании программы по окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его сохранения и
укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре, традициям народов
Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к
природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
• становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в
природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и
познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся
навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей
ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на
основе следующих ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание».
•

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР»

В

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир»,
составляет 3 класс – 68 часов, 2 ч в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой
и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша
Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России,
родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего
региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре,
традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и
расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в
которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов.
Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.
Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в
природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение
для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных
грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения
(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы,
звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые
для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе
наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других
опасных
объектов
инженерной
инфраструктуры
жилого
дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного
поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту
самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной
информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в
условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
• проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
• определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
• моделировать цепи питания в природном сообществе;
• различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий способствует формированию умений:
• понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
• находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия;
находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
• читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
• находить по предложению учителя информацию в разных источниках –
текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа);
• соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
• ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой
характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания,
Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки
дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
• описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
• описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;

приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
• называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого
организма;
• описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
способствуют
формированию умений:
• планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
• устанавливать причину возникающей трудности или
ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
• участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
• оценивать
результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
• выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого
человека иметь собственное суждение, мнение;
• самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
•

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
• осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
• проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
• первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
• проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
• принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
• применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
• понимание
особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе информационной);
• приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
• осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
• осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
• осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
• проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
• понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
• на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
• сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;
• объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
• определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
• выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
• проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
• проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
• определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
• формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
• моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
• проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
• использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учётом учебной задачи;
• находить в предложенном источнике информацию, представленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
• распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
• находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
• читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
• соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
•

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
• признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
• соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
• использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
• конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
• находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
• готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
• планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
• выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
• осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
• находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
• корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
• предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
• объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;
•

оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
• понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного материала по окружающему миру);
• коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
• ответственно выполнять свою часть работы.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;
• проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
• приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
• показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
• различать расходы и доходы семейного бюджета;
• распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;
• проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты
с природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность
проведения опытов;

•
•
•

•
•

•

•

•
•
•
•
•
•

•

группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе,
человеке и
обществе,
сопровождая
выступление
иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать
персональные данные в
условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении
в мессенджерах.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек и общество
1.1

Наша родина Российская Федерация

14

1.2

Семья - коллектив
близких. Родных
людей.

2

1.3

Страны и народы
мира.

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2. Человек и природа

2.1

Методы изучения
природы.
Разнообразие веществ
в окружающем мире.

11

2.2

Бактерии, грибы и их
разнообразие

2

2.3

Разнообразие растений

7

2.4

Разнообразие
животных

7

2.5

Природные
сообщества

3

2.6

Человек - часть
природы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

35

Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

3.2

Правила безопасного
поведения пассажира.
Безопасность в сети
Интернет

5

Итого по разделу

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Резервное время

6

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Безопасная информационная среда

1

2

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения, измерения,
опыты и эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины природы

1

3

Бактерии – мельчайшие одноклеточные
живые существа

1

4

Естественные природные сообщества:
лес, луг, водоём

1

5

Искусственные природные сообщества,
созданные человеком - пруд, поле, парк,
огород

1

6

Природные сообщества родного края –
два-три примера на основе наблюдения

1

7

Культура, традиции народов России.
Уважение к культуре, традициям,
истории разных народов и своего
народа

1

8

Что такое общество?

1

9

Наша Родина - Российская Федерация
Государственная символика РФ.
Уважение к государственным символам
России

1

10

Родной край – малая родина. Российская
Федерация

1

11

Условия, необходимые для жизни
животных: воздух, вода, тепло, пища
(среда обитания) – обобщение на основе
результатов наблюдений и работы с
информацией

1

12

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом в учреждениях
образования и культуры

1

Контроль Практи
ные
ческие
работы
работы

Дата
изучения

13

Твёрдые вещества, жидкости, газы.
Определение свойств твердых веществ,
жидкостей и газов

1

14

Разнообразие веществ в природе.
Примеры веществ (соль, сахар, вода,
природный газ): узнавание, называние,
краткая характеристика

1

15

Воздух как смесь газов. Значение
воздуха для жизни флоры, фауны,
человека. Охрана воздуха

1

16

Вода как вещество. Определение
свойств воды в ходе практической
работы

1

17

Распространение воды в природе:
водоёмы, реки. Круговорот воды в
природе

1

18

Значение воды для жизни живых
организмов и хозяйственной
деятельности людей. Охрана воды

1

19

Почва, её состав. Значение для живой
природы

1

20

Разнообразие растений: зависимость
внешнего вида от условий и места
обитания

1

21

Растения родного края: названия и
краткая характеристика (на основе
наблюдения)

1

22

Растение как живой организм

1

23

Как растения размножаются?

1

24

Развитие растения от семени до семени
(по результатам практических работ)

1

25

Условия роста и развития растения (по
результатам наблюдений). Бережное
отношение человека к растениям

1

26

Жизнь животных в разные времена года.
Разнообразие животных

1

27

Особенности питания животных. Цепи
питания

1

28

Размножение и развитие рыб, птиц,
зверей

1

29

Роль животных в природе и жизни
людей

1

1

1

30

Бережное отношение к животным –
нравственная ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

31

Животные родного края: узнавание,
называние, краткая характеристика

1

32

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Многообразие растений и
животных"

1

33

Разнообразие грибов: узнавание,
называние, описание

1

34

Общее представление о строении
организма человека. Температура тела,
частота пульса как показатели здоровья
человека

1

35

Резервный урок. Органы чувств их роль
в жизни человека

1

36

Опорно-двигательная система и её роль
в жизни человека

1

37

Пищеварительная система и её роль в
жизни человека

1

38

Дыхательная система и её роль в жизни
человека

1

39

Кровеносная и нервная система и их
роль в жизни человека

1

40

Профилактика заболеваний. Роль
закаливания для здоровья растущего
организма

1

41

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики, динамических
пауз

1

42

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Человек - часть природы.
Строение тела человека"

1

43

Знаки безопасности во дворе жилого
дома.Безопасность в доме

1

44

Безопасное поведение пассажира
железнодорожного транспорта. Знаки
безопасности

1

45

Безопасное поведение пассажира авиа и
водного транспорта

1

46

Соблюдение правил перемещения
внутри двора и пересечения дворовой

1

1

1

проезжей части. Знаки безопасности во
дворе жилого дома
47

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения в
социуме

1

48

Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов
России

1

49

Горная порода как соединение разных
минералов. Примеры минералов

1

50

Полезные ископаемые – богатство
земных недр

1

51

Полезные ископаемые родного края:
характеристика, использование в
хозяйственной деятельности региона

1

52

Растения, используемые людьми в
хозяйственной деятельности

1

53

Труд жителей региона. Профессии,
связанные с трудом на производстве, в
сельском хозяйстве

1

54

Резервный урок. Семья: традиции,
праздники. Государственный бюджет

1

55

Семья – первый и главный коллектив в
жизни человека Повседневные заботы
семьи

1

56

Совместный труд. Семейный бюджет,
доходы и расходы семьи

1

57

Города Золотого кольца России:
Сергиев Посад, Переславль-Залесский

1

58

Города Золотого кольца России: Ростов,
Углич, Ярославль

1

59

Памятники природы и культуры стран
Европы (по выбору)

1

60

Памятники природы и культуры
Белоруссии (по выбору)

1

61

Памятники природы и культуры Китая
(по выбору)

1

62

Памятники природы и культуры стран
Азии (по выбору)

1

63

Уникальные памятники культуры
России: Красная площадь, Кремль

1

64

Уникальные памятники культуры
России: исторический центр СанктПетербурга

1

65

Уникальные памятники культуры
России: Кижи, памятники Великого
Новгорода

1

66

Достопримечательности родного края:
памятники природы и культуры региона

1

67

Резервный урок. Проверочная работа по
теме "Наша Родина - Российская
Федерация"

1

1

68

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам обучения в 3 классе

1

1

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.– М:
Просвещение, 2023 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. — М.: Просвещение, — 95 с.
— (Школа России).
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова.
Автор: Т.Н.Максимова.М.: ВАКО, – 336 с. – (В помощь школьному учителю).
А.А. Плешаков. Атлас - определитель для начальных классов. М.
Просвещение.
А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М.
Просвещение.
Диск «Окружающий мир» - электронное приложение к учебнику А.А.
Плешакова для 3класса.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция ЦОС Моя школа: https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».