Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей-предметников
Рук. МО_______________
Топалова Ж.Х..
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор школы
по УМР
________________________
________________________
Лавров В.А.
Денисенко Т.Ю. Приказ № 413/2
от «30» августа 2024 г.
от «31» августа 2024 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=360010, г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик,
title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 17:45:08 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»
для обучающихся 1-4 класса.
Составила: учитель кабардинского языка
Камбиева А.Х.
г.о.Нальчик 2024
1.
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «Родной
(кабардино-черкесский) язык» (предметная
область
«Родной язык и
литературное чтение на родном языке») (далее соответственно - программа по
родному (кабардино-черкесскому) языку, родной (кабардино-черкесский)
язык, кабардино- черкесский язык) разработана для обучающихся, владеющих
родным (кабардино- черкесским) языком, и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по
родному (кабардино- черкесскому) языку.
2.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения
родного (кабардино-черкесского) языка, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых
результатов.
3.
Содержание
обучения
раскрывает
содержательные
линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
4.
Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино- черкесскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период
обучения на уровне начального общего
образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения.
5.
Общее число часов, рекомендованных для изучения
родного (кабардино- черкесского) языка: в 1 классе- 9 9 часов (3 часа в
неделю), во 2 классе-68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа
в неделю), в 4 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку разработана на
уровне начального общего образования изучение родного (кабардиночеркесского) языка имеет особое значение в развитии обучающегося.
Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий
на
материале
родного
(кабардино-черкесского)
языка
станут
фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы
в жизни.
Родной
(кабардино-черкесский)
язык
как
средство
познания
действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной
деятельности.
Учебный предмет родной (кабардино-черкесский) язык обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
обучающихся,
особенно
таких
её
компонентов,
как
языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
В условиях билингвальной среды важнейшей миссией изучения
родного языка является единство осознания его национальной ценности и
толерантного отношения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации.
Изучение
родного
(кабардино-черкесского)
языка
направлено
на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о языке как основе
национального самосознания, о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения кабардинского языка как государственного языка
Кабардино-Балкарской Республики;
овладение первоначальными представлениями о нормах родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета, умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач;
овладение умением использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач, овладение умением наблюдать
за
функционированием
языковых
единиц,
анализировать,
классифицировать
и оценивать языковые единицы с точки зрения особенностей картины
мира, отраженной в языке;
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный
поиск,
извлекать
и
преобразовывать
необходимую
информацию;
формирование
представлений
о
родном
языке
как
духовной,
нравственной и культурной ценности народа, осознание национального
своеобразия родного языка, формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к родному языку, а через него - к культуре своего
народа, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов
России;
овладение кабардино-черкесским языком на элементарном уровне
и формирование первоначальных коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих владение родным литературным языком в разных ситуациях
его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи,
развитие
потребности
к
речевому
самосовершенствованию,
приобретение практического опыта исследовательской работы по родному
языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний, овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка:
аудированием, говорением, чтением, письмом;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка: в 1 классе - 99 часов (3 часа в неделю), во 2 классе68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе
- 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС
Начальным этапом изучения родного (кабардино-черкесского) языка
является учебный курс «Обучение грамоте». «Обучение грамоте»: обучение
письму идет параллельно с обучением чтению.
На
учебный курс
«Обучение грамоте» рекомендуется отводить 99часов (3 часа в неделю).
Раздельное изучение учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский)
язык» и «Литературное чтение
на родном (кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
6.2. Виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо).
Слушание. Цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей
речи.
Понимание на
слух
информации,
содержащейся
в
предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Речь монологическая и диалогическая. Создание устного
монологического высказывания на определенную тему с использованием
разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Диалогическая
форма речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
для эффективного решения коммуникативной задачи. Особенности начала,
поддержки, окончания разговора, способы привлечения внимания и тому
подобное. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение,
просьбой).
благодарность,
обращение
с
Орфоэпические и интонационные нормы.
Чтение. Слоговое чтение. Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами
со
скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу
обучающегося. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Соответствие интонаций и пауз при чтении вслух знакам
препинания. Развитие осознанности
и
выразительности
чтения
на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).
Орфографическое
чтение
(проговаривание)
как
средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Техника чтения вслух и про себя с пониманием основного содержания
учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала.
Нахождение
информации,
заданной
в
тексте
в
явном
виде.
Формулирование
простых
выводов
на
основе
информации,
содержащейся в тексте.Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
Письмо. Гигиенические требования при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Ориентация в пространстве
листа тетради и в пространстве классной доски. Начертание письменных
прописных (заглавных) и строчных букв. Каллиграфические требования
правильности написания, разборчивости, аккуратности письма. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание
их
произношением.
которых
не
расходится
с
Приёмы и последовательность правильного
списывания текста.
Письмо букв, специфических букв кабардинского языка, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение
разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к
этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии
с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной обучающимся тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций
картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и тому подобное).
Язык и речь. Слово и предложение.
Наша речь: устная и письменная. Подготовка к письму. Гигиенические
требования при письме. Письмо наклонных линий. Письмо овалов и
полуовалов. Предложение. Схематичное изображение предложения.
Составление модели предложения с помощью схемы. Слово. Схематичное
изображение слова.
Членение речи на предложения, предложения на слова. Звуки и буквы.
Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и
согласных. Слог. Деление слова на слоги с использованием графических
схем. Ударение.
Фольклор - золотой ларец. Знакомство с малыми фольклорными формами
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалочки,
детские игры.) Сказки.
Лексический материал: овощи и фрукты, счёт, календарь, знакомство
со счётом на кабардинском языке, использование календаря, дни недели.
Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.
Гласные
звуки.
Согласные
звуки.
Гласные
звуки
и
слог.
Слогообразующая роль гласных звуков.
Произношение звуков и букв. Письмо строчных и прописных букв.
Кабардино-черкесский алфавит. Специфичные буквы и звуки кабардиночеркесского языка. Произношение звука [э], письмо буквы Э, э (буква э не
пишется в начале слова). В начале слова слышится и произносится звук [э], но
пишется буква а. Произношение звука [ы], письмо буквы Ы, ы. После
согласного [у] слышится звук [ы], но не пишется буква ы. В словах после
согласного звука [у] слышится [ы], но буква ы никогда не пишется.
Произношение звука [й], письмо буквы Й, й. Произношение звука [и] и [йы],
письмо буквы И, и. В начале слова слышится [йы], но всегда пишется буква и.
Произношение звука [л], письмо буквы Л, л. Специфика произношения звука
[л] в кабардино-черкесском языке. Произношение звука [г], письмо буквы Г,
г. Специфика произношения звука [г] в кабардино-черкесском языке.
Произношение звука [х], письмо буквы Х, х. Парные согласные в русском
языке г-к, в кабардинском языке г- х. Произношение звука [к], письмо буквы
К, к. Произношение звука [гу], буквы Гу, гу. Специфические сложносоставные
звуки и буквы в кабардино-черкесском языке. Роль ь, ъ, I, у в образовании
сложносоставных согласных букв. Произношение звука [ку], письмо буквы
Ку, ку. Произношение звука [ху], письмо буквы Ху, ху. Произношение звука
[о], письмо буквы О, о. Специфика произношения звука [о] в кабардиночеркесском языке. Произношение звука [е], и слияние [йэ], письмо буквы Е, е.
Произношение звука [хь], письмо буквы Хь, хь. Произношение звука [I],
письмо буквы I. Произношение звука [Iу], письмо буквы Iу. Звук [жь], письмо
буквы Жь, жь. Произношение звука [дж], письмо буквы Дж, дж.
Произношение звука [дз], письмо буквы Дз, дз. Произношение [йа], письмо
буквы Я, я. Произношение звука [лъ], письмо буквы Лъ, лъ. Произношение
звука [къ], письмо буквы Къ, къ. Произношение звука [къу], письмо буквы
Къу, къу.
Лабиализованные
звуки,
после
них
слышится
звук
[ы],
но никогда не пишется буква ы. Произношение звука [гъ], письмо буквы Гъ,
гъ. Произношение звука [гъу], письмо буквы Гъу, гъу. Произношение звука
[хъ], письмо буквы Хъ, хъ. Произношение звука [хъу], письмо буквы Хъу, хъу.
Произношение звука [кI], письмо буквы КI, кI. Произношение звука [кIу],
письмо буквы КIу, кIу. Произношение звука [щI], письмо буквы ЩI, щI.
Произношение звука [фI], письмо буквы ФI, фI. Произношение звука [цI],
письмо буквы ПI, пI. Произношение звука [ц], письмо буквы Ц, ц.
Произношение звука [цI], письмо буквы ЦI, цI. Произношение звука [тI],
письмо буквы ТI, тI. Произношение звука [лI], письмо буквы ЛI, лI.
Произношение звука [ч], письмо буквы Ч, ч. Произношение звука [кхъ],
письмо буквы Кхъ, кхъ. Произношение звука [кхъу], письмо буквы Кхъу, кхъу.
Произношение слияния [йу], письмо буквы Ю, ю. Произношение [йо], письмо
буквы Ё, ё (Буквы ё и ю встречаются только в русских заимствованных словах).
Знаки ь, ъ. Роль ь и ъ в кабардинском языке. Письмо знаков ь, ъ. Произношение
звука русского алфавита [э], письмо буквы Э, э. Буква э в кабардинском языке
обозначает специфический звук [э], а звук [э] русского алфавита используется
только в заимствованных словах.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные звуки и их буквенные
обозначения.
Ударение.
Буквенные
обозначения
согласных
звуков.
Характеристика звуков. Парные и непарные согласные по звонкости и
глухости. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как бел, елэн,
ещанэ, щанэ и других.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами.
Слог. Перенос слов по слогам. Правила переноса: не оставлять одну букву
на строчке и не переносить одну букву на другую строчку, не делить
специфические сложносоставные буквы, при этом можно оставлять
сложносоставные буквы с компонентом у (ху, гу, гъу, хъу, кхъу и другие) на
строке, если при чтении слышится звук [ы].
Ударение в кабардино-черкесском языке.
Модель звукового состава слова. Буквы э, ё, ю, к в заимствованных
словах.
Буква у в словах (гласный и согласный звук).
Слог. Слово. Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово.
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Заглавная буква
в названиях кличек животных, улиц, городов, рек. Слова близкие по смыслу,
противоположные по смыслу. Разное значение одинаковых по звучанию и
письму слов: сэ - сэ (нож - я), шэ - шэ (молоко - веди), дэ - дэ (орех - мы) и
другие.
Предложение.
Текст.
Употребление
заглавной
буквы
в
начале
предложения. Виды предложения по цели высказывания (без терминологии).
Оформление предложения в устной речи (повышение и понижение тона речи,
пауза) и на письме (знаки препинания: точка, вопросительный знак,
восклицательный знак). Использование небуквенных графических средств:
пробела
между словами,
знака
переноса,
пунктуационных знаков (в пределах изученного).
красной
строки
(абзаца),
Письмо. Правильное начертание букв, рациональное соединение.
Специальные упражнения по предупреждению и исправлению недочётов
каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного
расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке, нарушения
параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций
прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты
букв на всей строчке письма), искажения форм букв или их отдельных
элементов и так далее Упражнения по чистописанию следует связывать по
мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом,
усвоением написания слов с непроверяемыми гласными и специфическими
сложносоставными буквами кабардинского языка.
Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква
в начале предложения в именах собственных. Интонация в предложении.
Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией. Текст.
Тема и главная мысль текста. Диалогическая и монологическая форма речи.
Правильная устная речь как показатель общей культуры человека.
Развитие речи.
Правильное, осознанное и выразительное чтение небольших текстов.
Пересказ прочитанного текста. Объяснение значения слов. Поиск информации
в тексте.
Составление короткого текста на определенную тему (о школе, о
детях,о животных, по сюжетным картинкам и личным наблюдениям).
Работа с текстом: списывание текста, оформление предложенийв тексте.
Нормы речевого этикета в кабардинском языке в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой).
2 КЛАСС
Для чего нужна речь? Язык и речь - общие черты и различия. Общение.
Текст, предложение, слово. Тема, главная мысль текста, заголовок по теме
или по главной мысли. Виды текстов: описание, повествование и рассуждение.
Звуки и буквы. Текст (виды текстов, предложение, слово).
Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы. Гласные звуки. Развитие речи. Рассказ по
картинке
«Экскурсия в лес». Согласные звуки. Слог. Перенос слова. Звук э.
Согласные звуки пI, тI. Правописание букв п и т вместо звуков [пI] и [тI],
которые слышатся перед звуками [кI] [кIу] [къ] [къу] [лI] [тI] [фI] [щI] [цI] [I]
[Iу].
Разделительный
ы
в слове. Буква у. После буквы у буква ы не пишется. Буква и. Буква е.
Буква э. Буквы ю, я. Буква ё. Звонкие и глухие согласные. Звуко-буквенный
разбор слова. Сложносоставные буквы алфавита. Ударение. Алфавит.
Устный рассказ «Приглашаю в город Нальчик». Рассказ-описание
«Осень»: (приметы осени, как не простудиться, что нравится, и что нет в этом
времени года). Контрольное списывание.
Слово.
Слова, обозначающие собственные и нарицательные имена. Заглавная
буква в именах и фамилиях, в кличках животных. Названия сёл, улиц, рек с
заглавной буквы. Однозначные и многозначные слова. Слова, которые
отвечают на вопрос
«хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»). Слова, которые отвечают на вопрос «сыт
хуэдэ?» («какой?»). Слова, которые отвечают на вопрос «сыт ищIэр?» («что
делать?»)
Проектное задание «Государственные символы России и КабардиноБалкарской Республики». Практическая работа (подготовка статьи в
детский
журнал «Нур»). Устный рассказ «Мои любимые занятия». Устный
рассказ «Как я помогаю маме».
Послелоги.
Корень слова. Однокоренные слова. Речевой этикет «Приветствие».
Предложение.
Речь состоит из предложений. Главные члены предложения. Виды
предложения по цели высказывания. Сравнение предложений по интонации.
Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространённые
предложения
Обучающее изложение «Друзья». Устный рассказ «Мой родной язык».
3 КЛАСС
Предложение, слово.
Понятие о предложении. Виды предложений по цели. Высказывания.
Члены предложения.
Учебный диалог. Речевой этикет. «Я общаюсь с другом». Рассказповествование, монолог «Мой солнечный город Нальчик».
Звуки и буквы. Буквы й и и в словах. Звук [э] и буква а в основе слова.
Проверочные слова. Буква ы перед буквой у (Хьэрф у-м и пэкIэ ы
къыщыкIуэр). Согласные звуки и буквы, парные и непарные звонкие и глухие
согласные. Согласные абруптивные буквы. Ударение. Место ударения в слове.
Случаи, когда ударение статично (в исконно кабардинских словах). Случаи,
когда особенности ударения кабардинского языка не соблюдаются (в
заимствованных словах). Интонация. Транскрипция. Порядок фонетического
разбора. Фонетический разбор слова
Письменный рассказ «Письмо зарубежному сверстнику» (с
использованием электронных ресурсов). Изложение.
Слово, словосочетание.
Прямое и переносное значение слова. Определительные
словосочетания.
Правописание определительных словосочетаний
Проектное задание «Горжусь своими земляками» (с использованием
электронных ресурсов).
Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова, формы одного и того же слова.
Окончание. Приставка. Словообразовательные префиксы щIэ-, дэ-, къа-, на-,
нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, -ншэ и так далее.
Личные приставки в слове и их правописание. Правописание собственных
имён существительных и личных приставок. Личные приставки и первая буква
корня. Правописание приставки зэры-, мы- с собственными именами.
Суффикс. Словообразовательные формообразующие префиксы и суффиксы.
Основа слова. Правописание и перед личной приставкой у. Морфемный
разбор слова.
Работа с деформированным текстом «Праздник в нашей семье».
Морфология.
Части речи.
Имя
существительное.
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные. Множественное и единственное число существительных.
Склонение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний
имён существительных.
Имя прилагательное. Вопросы, на которые отвечают прилагательные.
Существительные и прилагательные.
Глагол, как часть речи. Настоящее, будущее и прошедщее время
глагола.
Вопросы «сыт ищIэр?», «сыт ищIар?», «сыт ищIэнур?».
Местоимение. Личные местоимения: сэ, уэ, ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм.
Притяжательные местоимения: си (сысей), уи (ууей), ди (дыдей), фи (фыфей),
и (ей), я (яй), зи (зей) (две формы). Указательные местоимения: мо, мор, мы,
мыр, а, ар.
Послелоги, правописание и значение. Виды послелогов: временные:
пщIондэ, нэужь (до, после), пространственные: деж, нэс (къэс) (у, от, к, в, до)
причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за), определительные: хуэдиз,
нэблагъэ (около).
Морфологический разбор частей речи.
Рассказ «Достопримечательности моей республики» с использованием
электронных ресурсов. Сочинение «Добрые обычаи кабардинского народа».
Развитие речи. Учебный монолог «Пропала собачка».
Синтаксис и пунктуация.
Знаки препинания в предложениях Виды предложений по цели
высказывания
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное,
побудительное. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Изложение. Учебный диалог «Мои увлечения».
4 КЛАСС
Фонетика и графика.
Звуки и буквы (повторение). Слог и ударение. Особенности
ударения в кабардинском языке и заимствованных словах. Фонетический
разбор слова.
Письмо-поздравление с праздником другу (подруге). Состав слова.
Корень. Однокоренные слова. Падежные окончания.
Словообразовательные суффиксы: -гуэ, -гъэ, -гъуэ, -ей, -рей, -фIэ.
Формообразующие суффиксы: -а, -ншэ,
-щ,
щэрэт,
-т, -къым, -хэ, -ну, -и, -ми, -мэ, -тэмэ, -рэт, -н, -т,
-а. Словообразовательные префиксы: къа-, на-,
гъа-, хуэ-,
щIэ-,хэ-,те-,дэ- и формообразующие приставки: личные сы-, (с-, з-), у-, (б, п-), ды(д-, т-), фы- (ф-, в-), и-, е-, я-, приставки времени: о-, ма-, мэ-.
Основа слова. Однородные члены предложения, правописание, функция
в
предложении,
интонация
при
перечислении
однородных
предложения знаки препинания и союзы: икIи (и), атIэ (а), ауэ (но).
Тестовые задания по теме «Состав слова». орфология. Части речи.
членов
1.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные имена
существительные, их правописание. Единственное и множественное число
имен существительных. Особенности в изменении собственных имён по
числам. Склонение имён существительных. Категория определённости и
неопределённости склонения имён существительных в кабардинском языке.
Четыре
падежа:
именительный,
эргативный,
послеложный
и
обстоятельственный.
Правописание падежных окончаний -р, -м, -мкIэ, -рауэ.
Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён
существительных.
Изложение. Работа с деформированным текстом рассказ «Случай на
озере». Послелоги.
Правописание послелогов. Виды послелогов
(временные, пространственные, причинные и так
далее). Самостоятельные и служебные части
речи.
Сочинение-миниатюра (описание) «Времена года».
Имя
прилагательное.
Качественные
и
Начальная
относительные
форма
имени
прилагательные
и
прилагательного.
их
склонение
в
единственном и множественном числе. Правописание определительных
словосочетаний, слитное и раздельное написание. Правописание сложных
слов,
образованных
существительными.
путём
основосложения
Словообразование
имён
прилагательного
с
прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Творческая работа. Составление объявления на кабардинском языке на
школьное мероприятие. Речевой этикет «Благопожелания и здравницы»
(Выступаем по радио).
Местоимения.
Понятие о местоимении, три вида местоимений (личные, притяжательные
и указательные). Личные местоимения. Личные местоимения 1-го и 2-го и 3го лица единственного и множественного числа я (сэ), ты (уэ), он (ар), (абы),
мы (дэ), вы (фэ), они (ахэр), (абыхэм). Притяжательные местоимения. Два
способа выражения принадлежности: си, уи, и, ди, фи, я, зи - не употребляются
самостоятельно, и местоимения: сысей (мой), ууей (твой), ей (его), дыдей,
(наш), фыфей (ваш), яй (их) - самостоятельные. Указательные местоимения.
Два способа выражения указательных местоимений.
Рассказ-рассуждение «Наше здоровье в наших руках». Глагол.
Общая характеристика глагола. Инфинитив. Время глагола. Категория
лица глагола. Спряжение глагола. Правописание глагольных префиксов дэ-,
на-, хуэ-, къа-, щIэ-. Правописание приставок зэры-, щIэ-, мы-, фIэ- с
глаголами
Правописание а и э в основе глагола. Словообразование глаголов от
других частей речи. Морфологический разбор глагола (простая форма).
Тестовые задания по теме «Глагол». Сочинение-описание «Наш лес». Имя
числительное.
Общее представление о числительных. Значение и потребление в речи
количественных и порядковых числительных. Количественные числительные,
их правописание. Порядковые числительные, их образование с помощью
приставки - е- и суффикса -анэ-, -анэ-рей- Падеж числительных.
Сочинение-рассуждение «Я хочу стать…». Рассказ по картинке «9 мая День Победы. Помним. Гордимся».
Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому) языку на уровне начального общего
образования.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение родного (кабардино-черкесского) языка, являющегося частью
истории и культуры страны;
осознание
своей
этнокультурной
и
российской
гражданской
идентичности, понимание статуса родного (кабардино-черкесского) языка в
Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через
работу с учебными текстами;
2)
духовно-нравственного воспитания:
индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3)
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности
родного языка как средства общения и самовыражения;
4)
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе
языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор
приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого
этикета;
трудового воспитания:
5)
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление
и
бережное
отношение
к
результатам
труда,
навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
6)
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7)
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представление о системе родного (кабардино-черкесского)
языка);
познавательные
любознательность
интересы,
и
активность,
самостоятельность
в
познании
инициативность,
(в
том
числе
познавательный интерес к изучению родного (кабардино-черкесского) языка).
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания
для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (кабардино-черкесского)
языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц,
классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на
основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической
задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения
за языковым материалом, делать выводы.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведенного
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать
возможное
развитие
процессов,
событий
и
их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных
представителей)
правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно
создавать
схемы,
таблицы
для
представления
лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
планировать
действия по решению учебной задачи
для
получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
преодоления
действия
для
речевых
и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия
по
её
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Предметные результаты изучения
черкесского) языка.
родног (кабардино-
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства
(слова, предложения, текст);
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; определять
качественную характеристику гласного звука в слове: ударный
или безударный звук;
моделировать и анализировать поэлементный состав изученных букв;
определять качественную характеристику согласного звука в слове: парные
и непарные, глухие и звонкие согласные;
определять по количеству гласных звуков количество слогов и наоборот,
количество слогов соотносить с гласными в слове (сколько в слове гласных
звуков, столько и слогов);
правильно произносить и понимать разницу в произношении звуков в
русском и кабардинском языках, а также особенности произношения
специфических звуков кабардинского языка: [а], [э], [у], [г], [гу], [гъ], [гъу],
[дж], [дз], [жь], [и], [ку], [кI], [кIу], [къ], [къу], [кхъ], [кхъу], [л], [лъ], [лI], [пI],
[тI], [фI], [ху], [хь], [хъ], [хъу], [цI], [щ], [щI], [ы], [I] [Iу];
различать в слове буквы, обозначающие лабиализованные звуки: [о], [у],
[гу], [гъу] [ку], [кIу], [къу], [о], [кхъу], [ху], [хъу], [Iу];
объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах;
определять и объяснять функции мягкого знака ь (как смягчающего
и разделительного знака в заимствованных словах и как знака,
служащего для образования специфических букв жь и хь), функции
твёрдого
знака
ъ (как разделительного знака и знака, служащего для
образования сложносоставных согласных букв кабардинского языка: гъ, гъу,
къ, къу, кхъ, кхъу, лъ, хъ, хъу);
правильно называть буквы кабардинского алфавита;
делить слова на слоги, переносить слова по слогам (простые формы);
соблюдать правила переноса (не оставлять одну букву на строке
и не переносить одну букву на следующую строчку, правила переноса
сложносоставных букв);
составлять текст из набора предложений;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
различать текст и предложение, предложение и слова, несоставляющие
предложения;
различать малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалочки и так далее);
слушать сказки, пересказывать сказки, участвовать в
инсценировании сказок;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли; выделять
предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять
границы
предложения
в
деформированном
тексте
(из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в
начальной форме), составлять предложения по схеме, рисунку на заданную
тему, писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
писать заглавные и строчные буквы;
писать заглавную букву в начале предложения, именах собственных
(именах, фамилиях, людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек,
улиц);
и распознавать формы всех изученных письменных букв, писать их под
диктовку, списывать слова и предложения с образцов;
воспринимать слова как объект изучения материала для анализа;
распознавать слова близкие по смыслу, противоположные по значению,
понимать разное значение одинаковых по звучанию и письму слов: сэ - сэ
(нож - я), шэ - шэ (молоко - веди), дэ - дэ (орех - мы) и так далее;
применять изученные правила правописания: после буквы у не пишется
буква ы, в начале слова слышится [э], но всегда пишется буква а, заглавная
буква в начале предложения;
оформлять предложения на письме в соответствии с изученными
правилами, контролировать этапы свей работы, владеть разборчивым
аккуратным письмом с учётом гигиенических требований;
работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок;
составлять слоги, слова, словосочетания, делить слова на слоги; отвечать на
вопрос «сыт хуэдэ?» («какой?»), «дэтхэнэ?» («который?»);
отвечать на вопрос «сыт ищIэр?» («что делает?»), «сыт къыщыщIыр?»
(«что случилось?»);
подбирать знаки препинания в конце предложения: (точка,
вопросительный и восклицательный знаки);
определять предложения по цели высказывания (без терминологии);
соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения;
списывать текст объёмом 15-25 слов с доски и из учебника;
писать под диктовку тексты объёмом 8-10 слов в соответствии с
изученными правилами, (конец II полугодия) - 15-17 слов, писать словарный
диктант (5-8 слов);
устно составлять 2-3 предложения на заданную тему; писать по памяти
небольшой текст (1-2 предложения);
писать
печатным и рукописным шрифтом с
соблюдением правил каллиграфии.
Предметные результаты изучения родного (кабардиночеркесского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся
научится:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли
и интонацию;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации
(без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию,
(мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки препинания в конце
предложения;
восстанавливать деформированные предложения;
анализировать
текст
с
нарушенным
порядком
предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его
теме или по его главной мысли;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам, составлять
текст по его началу и по его концу;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование и
рассуждение; составлять
небольшие
повествовательные
описательные
и
тексты
на близкую жизненному опыту обучающихся тему (после
предварительной подготовки);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове
по заданным параметрам;
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать
и классифицировать слова по слоговому составу;
переносить часть слова по слогам, соблюдать правила переноса:
не оставлять одну букву на строчке и не переносить одну букву на другую
строчку, не делить специфические сложносоставные буквы, при этом можно
оставлять сложносоставную
хъу,
букву
с
компонентом
у
(ху,
гу,
гъу,
кхъу и так далее) одну на строке, если при чтении слышится звук [ы];
обозначать звуки [э], [йы], [йэ] в начале слова буквами а, и, е; определять
буквы э (русск.), ю, ё в заимствованных словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах
с йотированными гласными е, и в начале слова и ё, ю, я;
различать в слове букву у, определять случаи, когда она обозначает
гласный
звук, а когда согласный звук не писать после согласной у букву ы;
определять разделительный ы перед у в словах къыу, сэхыу и так далее;
определять слова, в которых разделительный ы не нужен («сыхьт и
у»,
«насып и у» и так далее);
обозначать звуки [пI], [тI] буквами п и т на письме перед буквами кI,
лI, пI, фI, цI, тI, щI, къ, къу;
осуществлять
звуко-буквенный
разбор
слова
самостоятельно
по предложенному в учебнике алгоритму;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме
представленного в учебнике материала);
использовать алфавит при работе со словарями, справочниками,
каталогами;
различать слова, обозначающие предметы, собственные и нарицательные
имена существительные (без введения терминологии), слова, которые
отвечают на вопрос «хэт?» («кто?»), «сыт?» («что?»), определять форму числа
имён существительных (без введения терминологии);
различать слова, обозначающие признаки предметов и отвечают на
вопрос
«сыт хуэдэ?» («какой?»), иметь представление о словах близких и
противоположных по значению (без терминологии), понимать их значение и
употребление в речи, опознавать форму единственного и множественного
числа имён прилагательных, находить их в предложении;
различать слова, обозначающие действия предметов и отвечают на
вопросы «сыт ищIэр?» («что делает?»), «сыт ищIар?» («что делал?»), «сыт
ищIэнур?»(«что будет делать?») и соотносить их с определенной частью
речи, понимать значение глаголов и нормы употребления их в речи,
опознавать форму числа глаголов, её роль в предложении;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу
усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол (без
введения терминологии);
иметь представление о послелогах, их расположение, значение (простые
формы), находить послелоги в предложении и применять подходящие
послелоги
в речи;
находить корень слова, однокоренные слова в тексте, в речи, подбирать
проверочные слова, работать со словарём;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
излагать содержание исходных текстов в 30-45 слов, создавать тексты
и сочинения в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец
предложений;
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному
рисунку, на определённую тему;
различать
предложением,
слово,
предложение
устанавливать
и
связь
набор
слов
в
слов,
не
являющийся
предложении,
выделять
предложения из речи;
Определять
распространён
ные
признаки;
употреблять
главные члены
предложения
(без
ерминологи
и),
и
нераспространённые предложения,
тличительн
их
ые
заглавную
букву
в
начале
предложения,
тавить
точку,
вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
применять правила правописания (в объёме содержания курса 2 класса);
писать диктант, изложения и сочинения применяя изученные правила
правописания: 35-45 слов, списывание: 18-25 слов, словарный диктант:
9-10 слов. устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в
словах
с йотированными гласными ё, ю, я и е, и в начале слова, написанию
орфограммы ы после лабиализованных;
использовать знание последовательности букв в кабардинском
алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях
т
о
с
и другое);
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по
частям речи (существительное, прилагательное, глагол (без терминологии);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства
языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
осознавать признаки текста как объёмного
высказывания,
(несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с
другом по смыслу); составлять текст в устной и письменной форме, по
опорным словам,
по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного
текста; объяснять в каких случаях определительные
словосоч
етания пишутся
слитно;
использовать в речи слова речевого этикета в ситуациях
повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
Предметные результаты изучения родного (кабардиночеркесского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся
научится:
различать
«ударение», «звук»,
«речь», «предложение», «слово», «слог»,
«гласный», «согласный», «слог-слияние», выделять из речи
предложения, делить их на слова;
определять признаки всех видов звуков и букв в кабардинском языке,
давать им качественную характеристику;
проводить фонетический анализ слова самостоятельно по
предложенному алгоритму;
определять
особенности ударения в кабардинском
языке,
выявлять заимствованную
лексику по особенностям ударения в других языках;
осознавать
значение понятия «родственные слова»,
соотноситьего с понятием «однокоренные
слова», подбирать проверочные слова;
подбирать близкие и противоположные по значению слова к словам
разных частей речи, уточнять их значение;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же
слова; распознавать слова, употребленные в прямом и переносном
значении
(простые случаи);
находить
в
словах
с
однозначно
выделяемыми
морфемами
формообразующие аффиксы и окончание, основу (простые случаи), корень,
суффикс, префикс;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью словообразовательных префиксов:
щIэ-, дэ-, къа-, на-, нэ-, те-, хуэ-, хэ- и суффиксов: -шхуэ, -рей, -кIэ, -щIэ, -гъэ, ншэ и так далее;
определять способы образования джэд и къаз - джэдкъаз (домашняя
птица),
джэд и цы
- джэдыц (перо птицы), слитное и раздельное
правописание определительных словосочетаний, соединительная гласная
буква ы;
объяснять в каких случаях определительные словосочетания
пишутся слитно;
различать
словообразовательные
и
формообразующие
приставки и
суффиксы в словах, префиксы и суффиксы, обозначающие лицо, число,
время;
определять падежные окончания в словах, находить основу
исключая окончание и формообразующие префиксы и суффиксы;
проводить морфемный разбор слова;
писать префиксы зэры-, мы- и личные префиксы с собственными
именами: зэры-Мадинэ, мы-Иналмэ, сы-Алийщ, и так далее;
использовать словари при решении языковых и речевых задач;
распознавать
части речи на основе усвоенных
признаков
(в объёме
программы);
распознавать имена существительные, находить начальную форму
имени существительного;
определять
грамматические признаки имён
существительных (падеж, число); изменять
имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена
существительные, имеющие форму
одного
числа (единственного или
множественного);
находить
имена существительные в предложении, в
тексте, задавать вопросы
в падежных формах (без терминологии): «хэт?», «сыт?», «сытыр?»,
«сытым?»,
«сытымкIэ?», «сытырауэ?»;
различать собственные и нарицательные имена существительные;
распознавать имена прилагательные, определять зависимость имени
прилагательного от формы имени существительного, изменять имена
прилагательные
по
числам,
согласовать
имена
прилагательные
с существительными по числам, падежам;
распознавать глаголы, определять грамматические признаки глагола,
форму лица, времени, числа;
распознавать местоимения, виды местоимений: личные местоимения: сэ,
уэ, ар, абы, дэ, фэ, ахэр, абыхэм, притяжательные местоимения: си (сысей), уи
(ууей), ди (дыдей), фи (фыфей), и (ей), я (яй), зи (зей) (две формы),
указательные местоимения: мо, мор, мы, мыр, а, ар;
производить
морфологический
разбор
изучаемых
самостоятельныхчастей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом
разбора в учебнике;
узнавать и использовать послелоги, распознавать виды послелогов:
временные: пщIондэ, нэужь (до, после), пространственные: деж, нэс (къэс)
(у, от, к, в, до) причинные: щхьэкIэ, папщIэ (ради, для, из-за),
определительные: хуэдиз, нэблагъэ (около), употреблять в речи послелоги
сочетая с именами и местоимениями;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные,
побудительные)
и
по
интонации
(восклицательные,
невосклицательные), правильно составлять предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
и второстепенные члены предложения, задавать вопросы к второстепенным
членам предложения;
устанавливать
при
помощи
вопросов
связь
между
словами
в
предложении; отличать основу предложения от словосочетания, выделять в
предложении
словосочетания;
находить
восстанавливать
части
текста,
определять
последовательность
частей
их
последовательность,
или
последовательность
предложений в тексте повествовательного характера;
определять последовательность частей текста, составлять план текста,
составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно
составленным планам (при работе над изложением и сочинением);
писать диктант, применяя изученные правила правописания: 55-65 слов,
списывание: 26-40 слов, словарный диктант- 11-12 слов;
изменять имена существительные по числа, согласовывать имена
прилагательные с существительными (слитное и раздельное написание);
употреблять в речи согласованные послелоги с
именамисуществительными и местоимениями;
изменять глаголы по лицам, по числам, по временам;
выполнять
фонетический,
морфемный
морфологический
и
разборы
ориентируясь на алгоритмы в памятках, приведенных в учебнике;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
писать изложение (45-50 слов) и сочинение (15-20 слов) по
коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством
учителя.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка.
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
ставить правильно ударение в словах, определять особенности ударения
в кабардинском языке, определять заимствованную лексику по особенностям
ударения в других языках;
проводить фонетический разбор слова по данному алгоритму;
различать и находить формообразующие префиксы и суффиксы,
словообразовательные префиксы и суффиксы, находить их в словах и
правильно обозначать при разборе;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами;
определять однородные члены в предложении, распознавать предложения
с однородными членами, находить их в тексте, определять, каким членом
предложения являются однородные члены;
соблюдать при письме правила употребления знаков препинания
в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными
членами,
составлять
предложения
с
однородными
членами
без
союзов и с союзами: «икIи» («и»), «атIэ» («а»), «ауэ» («но»), объяснять выбор
нужного союза в предложении с однородными членами, находить в простом
предложении однородные члены предложения;
определять вопросы и окончания четырёх падежных форм кабардинского
языка: именительный падеж («хэт?», «сыт?», «cытыр?»), эргативный падеж
(«хэт?», «сыт?», «сытым?»), послеложный падеж («хэткIэ?», «сыткIэ?»,
«сытымкIэ?»),
обстоятельственный
падеж
(«хэту?»,
«сыту?»,
«сытырауэ?»); определять принадлежность слова к определённой части речи
по комплексу
освоенных признаков, классифицировать слова по частям речи;
использовать слова разных частей речи и их формы в собственных
речевых высказываниях;
наблюдать за употреблением падежей в кабардинском языке в устной
и письменной речи, склонять имена существительные в категории
определённости и
неопределённости,
правильно
подбирать
падежные
окончания в речи и на письме;
соблюдать правила правописания послелогов, подбирать подходящие
послелоги к именам существительным и местоимениям;
различать самостоятельные и служебные части речи;
определять
грамматические
признаки
имён
прилагательных
-
имена
прилагательные
в
существительные
в
качественные и относительные, число, падеж;
склонять
имена
существительные
и
единственном и множественном числах;
согласовывать
имена
прилагательные
и
определительных сочетаниях, определять слитное и раздельное написание
словосочетаний, состоящих из сущ. и прил. (махуэ и фIы - махуэфI (хороший
день));
соблюдать правила правописания сложных слов, образованных путем
основосложения прилагательного с существительным;
узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи
(личные, указательные и притяжательные);
правильно употреблять в речи формы личных местоимений (первое,
второе, третье лицо, единственное и множественное число);
использовать личные местоимения для устранения повторов;
оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять
повторяющиеся
в
тексте имена
существительные соответствующими
местоимениями;
определять лицо, число личных местоимений;
работать с таблицами склонений личных местоимений, изменятьличные
местоимения по падежам;
определять и использовать в речи указательные и притяжательные
местоимения;
исправлять
текст,
в
котором
неправильно
употреблены
формы
местоимений; соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях
местоимений
и их форм;
соотносить начальную форму и временные формы глаголов,образовывать
от глаголов в неопределённой форме временные формы;
трансформировать текст, изменяя время глагола;
распознавать
форму
повелительного
наклонения
глагола
по
грамматическим признакам;
различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола
и отличать её от омонимичных имён существительных (щэн, вэнсэн и тому подобное).
спрягать глаголы, образовывать глаголы с помощью глагольных
префиксов: дэ-, на-, хуэ-, къа-, щIэ-, определять значение глагольных
префиксов в образовании новых слов;
соблюдать правила правописание приставок зэры-, щIэ, мы-, фIэс глаголами, правописание а и э в основе глагола (какой звук слышится,
такой и пишется);
различать способы словообразования имён существительных, имён
прилагательных, глагола;
определять значение и употребление в речи количественных и
порядковых числительных;
определять вид числительных (количественное или порядковое); работать
с таблицами образования числительных;
определять падеж числительных и падежные окончания;
оценивать уместность употребления числительных в тексте, заменять
цифровое написание текста на соответствующие числительные;
редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы
числительных;
соблюдать
нормы
употребления
в
речевых
высказываниях
числительных и их форм;
грамотно и каллиграфически правильно списывать до 50 слов, и писать
под диктовку тексты 50-55 слов, (конец II полугодия) - 75-80 слов, словарный
диктант - 13-15 слов, включающие изученные орфограммы и пунктограммы.
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки
и
определять
способы
действий,
помогающих
предотвратить
её
в
последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устнойи
письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты,
высказывания);
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
писать изложение (55-60 слов) и сочинение (20-25 слов) по коллективно
или самостоятельно составленному плану под руководством учителя
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
№
1.
2.
3.
класс
Разделхэр
Хэзыгъэгъуазэ
Азбукэр шрагъэдж
лъэхъэнэ
Азбукэ нэужь лъэхъэнэ
Псори
Сыхьэт
Проект
лэжьыгъэ
10
77
12
99
+
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
2
№
1.
2.
3.
4.
5.
Разделхэр
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ
Псалъэ
Послелогхэр
Псалъэ лъабжьэ
Псалъэуха
Псори
Сыхьэт
34
16
1
3
14
68
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
3
№
1.
2.
3.
4.
5.
Разделхэр
Ипэ классхэм щаджахэм къытегъэзэжын
Псалъэр
Псалъэм и зэхэлъык1э
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр
Псалъэухар
Псори
Сыхьэт
16
7
17
14
14
68
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
4
№
Разделхэр
1.
Ипэ ит классхэм щаджахэм
къытегъэзэжын
Псалъэ
ЩыIэцIэ
Послелог
ПлъыфэцIэ
ЦIэпапщIэ
Глагол
БжыгъэцIэ
Псори
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сыхьэт
Проект
Лэжьыгъэ
3
9
7
2
8
9
21
9
68
+
Календарно -тематический план 4 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Темэр
Сыхь.
Ипэ ит классхэм щаджахэм къытегъэзэжын
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ
Пычыгъуэмрэ ударенэмрэ
Псалъэ
Псалъэр зэрызэхэт 1ыхьэр
Лъабжьэр
Псалъэ къэзыгъэхъу префиксхэр
Псалъэ къэзыгъэхъу суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу суффиксхэр
Псалъэр зэхъуэк1а зэрыхъу префиксхэр
Псалъэухам и пкъыгъуэ зэлъэпкъэгъухэр
ЩыIэцIэ
3
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ
ЩыIэцIэм и бжыгъэхэр
ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур
1
1
1
2
9
1
1
1
1
2
2
1
7
1
1
17.
Падеж к1эуххэм я тхык1эр
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ
щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Къытегъэзэжыныгъэ
Послелог
Послелогым и мыхьэнэр, абы и къэк1уэк1эр
18.
Къызэрапщытэ тетхык1ыныгъэ
1
ПлъыфэцIэ
8
ПлъыфэцIэхэм и мыхьэнэр
ПлъыфэцIэ л1эужьыгъуэхэр, абыхэм падежк1э
Зызэрахъуэжыр
Зэгъусэу къэк1уа щы1эц1эмрэ плъыфэц1эмрэ я тхык1эр
Егъэбыдыл1эныгъэ
Бзэм зегъэужьын. Изложенэ
ЦIэпапщIэ
1
14.
15.
16.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
ЦIэпапщIэмкIэ гурыIуэгъуэ
Щхьэ цIэпапщIэхэр
Еигъэ цIэпапщIэхэр
Зыгъэлъагъуэ цIэпапщIэхэр
Къызэрапщытэ словарнэ диктант
Егъэбыдыл1эныгъэ
Егъэбыдэл1ыныгъэ
1
1
1
2
1
3
2
1
1
9
1
2
2
2
1
1
Щаджыну
зэманыр
Щаджа
зэманыр
Глагол
Глаголымк1э гурыIуэгъуэ
Унафэ щIыныгъэ глагол
Къызэрапщытэ тетхык1ыныгъэ
Инфинитив
Глаголым и зэманхэр
Глаголым и щхьэхэр
Япэ щхьэ
Ет1уанэ щхьэ
Ещанэ щхьэ
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Глаголым и спряженэр
41. Глагол префиксхэмк1э гуры1уэгъуэ
42. Егъэбыдыл1эныгъэ
43. Бзэм зегъэужьын. Изложенэ
44. Зэры-, щ1э-, мы-, ф1э- префиксхэм я тхык1эр
45. Псалъэпкъым а – мрэ э – мрэ зэрыщатхыр
БжыгъэцIэ
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
46. БжыгъэцIэмкIэ гурыIуэгъуэ.
21
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
9
1
Зэрабж бжыгъэцIэхэр
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
ЗэрызэкIэлъыкIуэ бжыгъэцIэхэр
Егъэбыдыл1эныгъэ
Егъэбыдыл1эныгъэ
Гъэ псом яджар къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын
Къытегъэзэжыныгъэ
2
Проект лэжьыгъэ
Псори :
1
1
1
1
1
1
68
Календарно -тематический план 3 класс
№
п/п
Темэр
Ипэ ит классхэм щаджахэм къытегъэзэжын
1. Псалъэухамрэ абыхэм щагъэув нэгъыщэхэмрэ
2. Хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу ятх псалъэхэр
3. Й, и -хэр псалъэм къызэрыщык1уэр
4. Макъ (э) – р хьэрфзешэ а -к1э къыщыгъэлъэгъуар
5. У-м и пэк1э ы къыщык1уэр
6. Макъ дэк1уашэхэр
7. Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ
8. Макъ дэк1уашэ п1ыт1ахэр
9.
10.
11.
Сыхь. Щаджыну
зэманыр
16
1
2
1
1
2
1
2
Ударенэ
2
1
Пычыгъуэ, макъ, хьэрф елъытауэ псалъэр зэрызэрапх
2
Словарнэ диктант
1
Егъэбыдыл1эныгъэ
Псалъэ
12. Псалъэр, псалъэ зэпыщ1ар
13. Псалъэ зэпыщ1ахэм я тхык1эр
14. Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу
15. Щыуагъэхэм елэжьыжын
16. Егъэбыдыл1эныгъэ
Псалъэм и зэхэлъык1э
17. Псалъэ лъабжьэ
18. К1эух
19. Префикс
20. Щхьэ префиксхэмрэ абыхэм я тхык1эхэмрэ
21. Унэц1эхэм, ц1ыхухэм, псэущхьэхэм ф1аща ц1эхэм щапыувэм
деж, щхьэ префиксхэр зэратхыр
22. Щхьэ префиксымрэ абы и ужь къиувэ макъымрэ
щызэщхьым деж я тхык1эр
23. Зэры-, мы-, префиксхэр ц1э унейхэмз эрыпыувэ щ1ык1эр
24. Къытегъэзэжыныгъэ
25. Суффикс
26. Псалъэпкъ
27. Щхьэ префикс у-м и пэк1э и зэратхыр
28. Бзэм зегъэужьын. Изложенэ
29. Егъэбыдыл1эныгъэ
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр
30. Псалъэ лъэпкъыгъуэхэмк1э гуры1уэгъуэ
7
2
2
1
1
1
18
2
2
2
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
14
1
31. Щы1эц1э
2
32. Плъыфэц1э
2
Щаджа
зэманыр
33. Глагол
2
34.
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ щ1ыгъуу
1
35.
Щыуагъэхэм елэжьыжын
1
36. Ц1эпапщ1э
2
37. Послелог
2
38. Словарнэ диктант
1
Егъэбыдыл1эныгъэ
Палъэухар
39. Псалъэухамк1э гуры1уэгъуэ
40. Псалъэуха л1эужьыгъуэхэр
41. Бзэм зегъэужьын. Изложенэ
42. Псалъэухам и пкъыгъуэхэр
43. Илъэсым яджам къытегъэзэжын
44. Гъэ псом яджар къызэрапщытэ диктант.
45. Щыуагъэхэм елэжьыжын
Псори :
13
1
4
1
2
3
1
1
68
Календарно -тематический план 2 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Темэр
Макъхэмрэ хьэрфхэмрэ
Псалъэуха ,псалъэ макъ,хьэрф
Макъзешэхэмрэ хьэрфзешэхэмрэ
Макъ дэк1уашэхэр
Пычыгъуэ
Псалъэр зэрырахьэк1ыр
Макъзешэ э-р хьэрфзешэ а – к1э къызэрагъэлъагъуэр
П1 т1 макъ дэк1уашэхэр
Зэпэщ1эзых Ы
Хьэрф У-р
Хьэрф у-м и ужьк1э ы зэрамытхыр
Хьэрф И-р
Хьэрф Е-р
Хьэрф Э-р къызэрык1уэр
Тетхык1ыныгъэ
Хьэрф Ю,Я-хэр.
Хьэрф Ё-р
Макъ дэк1уашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ
Хьэрф зэгуэтк1э къагъэлъагъуэ макъхэр
Словарнэ Диктант
Ударенэ
Адыгэ алфавит
Псалъэ
Унэц1эхэмрэ ц1эхэмрэ хьэрфышхуэк1э кърагъажьэу
зэратхыр
Псэущхьэхэм ф1ащ ц1эхэр зэратхыр
Къалэхэм ,къуажэхэм,уэрамхэм, псыежэххэм , яц1эхэр
зэратхыр
Тетхык1ыныгъэ
Хэт? Сыт ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр
Сыхь. Щаджыну Щаджа
зэманыр
зэманыр
34
4
2
2
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
16
1
1
1
1
3
26.
Сыт хуэдэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр
3
27.
Сыт ищ1эрэ? упщ1эм жэуап хуэхъу псалъэхэр
4
28.
29.
Къызэрапщытэ диктант грамматическэ лэжьыгъэ
щ1ыгъуу
1
Щыуагъэхэм елэжьыжын
1
Послелогхэр
1
Псалъэ лъабжьэ
3
30.
Псалъэ зэлъэбжьэгъухэр
2
31.
Егъэбыдыл1эныгъэ
1
Псалъэуха
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Псори :
14
Словарнэ диктант
1
Бзэр псалъэухаурэ зэрызэхэтыр
Псалъэухам хэт псалъэ нэхъыщхьэхэр
Псалъэухам хэт псалъэхэр зэрызэпхар
2
Зэра1уатэ, зэрыупщ1э, хэ1этык1а псалъэухахэр
2
Проект лэжьыгъэхэр
1
1
Къытегъэзэжыныгъэ
Гъэ псом яджар къызэрапщытэ диктант
Щыуагъэхэм елэжьыжын
2
1
Илъэсым зэджахэм къытыдогъэзэж
1
1
Тематическэ тест
1
Къэпщытэжыныгъэ
1
68
Кабардино-черкесский язык (родной)1 кл.
№
Темы
110
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2931
32
3334
3537
3840
сых
ь.
Азбукэм ипэ ит лъэхъэнэ.
Тхылъыр зэгъэц1ыхун.
Жьабзэмрэ тхыбзэмрэ.
Хьэрфхэр зэрызэхэт 1ыхьэхэр егъэтхын.
10
Азбукэ лъэхъэнэ.
Макъ[ а], хьэрфхэу А,а.
Макъ[у], хьэрфхэу У,у;
Макъ [м], хьэрфхэу М,м.
Макъ[ э], хьэрф э.
Макъ [н], хьэрфхэу Н, н.
Макъ [р], хьэрфхэу Р, р.
Макъ [ж], хьэрфхэу Ж, ж.
Макъ [ш], хьэрфхэу Ш, ш.
Макъ [ы], хьэрфхэу Ы, ы.
Макъ [и], хьэрфхэу И, и.
Макъ [й], хьэрфхэу Й,й.
Макъ [щ], хьэрфхэуЩ, щ.
77
Макъ [з], хьэрфхэу З, з.
Макъ [с], хьэрфхэу С, с.
Макъ [л], хьэрфхэу Л,л.
Макъ [д], хьэрфхэу Д, д.
Макъ [т] , хьэрфхэу Т, т.
Макъ [х], хьэрфхэу Х, х.
Макъ [г], хьэрфхэу Г, г.
Макъ [к], хьэрфхэу К, к
Макъ [гу], хьэрфхэу Гу,гу.
Макъ [ку], хьэрфхэу Ку,ку.
Макъ [ху], хьэрфхэуХу,ху.
Макъ [б], хьэрфхэу Б, б
Макъ[ п], хьэрфхэу П, п.
Макъ [о], хьэрфхэу О, о.
Макъ [е], хьэрфхэу Е, е.
Макъ [хь], хьэрфхэу Хь,хь.
Макъ [I], хьэрфхэу I, I.
Макъ [Iу], хьэрфхэу Iу, Iу
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
1
2
3
3
щаджы
ну
зэманы
р
щаджа
зэманыр
4144
Макъ [жь], хьэрфхэу Жь,жь.
Макъ [в], хьэрфхэу В,в.
Макъ [ф], хьэрфхэу Ф,ф.
4
4547
4850
5153
5456
5759
6062
Макъ [дж], хьэрфхэу Дж,дж.
Макъ [дз], хьэрфхэу Дз,дз.
Макъ [лъ], хьэрфхэу Лъ,лъ.
Макъ [я], хьэрфхэу Я, я.
Макъ [къ], хьэрфхэу Къ,къ
Макъ [къу], хьэрфхэу Къу, къу.
Макъ [гъ], хьэрфхэу Гъ,гъ.
Макъ [гъу], хьэрфхэу Гъу, гъу.
Макъ [хъ], хьэрфхэу Хъ, хъ.
Макъ [хъу], хьэрфхэу Хъу, хъу.
Макъ [кI], хьэрфхэу КI,кI.
Макъ [кIу], хьэрфхэу КIу, кIу.
Тетхык1ыныгъэ
Макъ щ1], хьэрфхэу ЩI, щI.
Макъ [фI], хьэрфхэу ФI,фI.
Макъ [пI], хьэрфхэу ПI,пI.
Макъ [ц], хьэрфхэу Ц, ц.
Макъ [цI] , хьэрфхэу ЦI,цI.
Макъ [тI], хьэрфхэу ТI, тI.
Макъ [лI], хьэрфхэу ЛI,лI.
Макъ [ч], хьэрфхэу Ч, ч.
Макъ[кхъ], хьэрфхэу Кхъ,.
3
Макъ [кхъу], хьэрфхэуКхъу, кхъу.
3
Макъ [ю] ,хьэрфхэу Ю,ю.
Макъ [ё], хьэрфхэу Ё, ё.
Дамыгъэ «ь» - р., Хьэрф «ъ» - р.
Макъ э, хьэрфхэу Э, э
Словарнэ диктант.
3
6365
6670
7174
7577
7880
8183
8486
8799
3
3
3
3
3
1
3
5
4
3
3
12
Азбукэ нэужь лъэхъэнэ .
Къызэрапщытэ диктант
99часов
СИСТЕМА
ПРОГРАММЫ
УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ
Учебные пособия
1.
Варквасова И.П., Карданова М.Т. Азбука 1 класс. [Текст,
ил.]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик: ГКУ
«КБР- Медиа». – Издательство «Эльбрус», 2022 – 160 с.
2.
Варквасова И.П., Карданова М.Т. Iэрытх (Прописи к
Азбуке) 1 класс. [Текст, ил.]: для общеобразовательных учреждений. –
Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2020. – 80 с.
3.
Карданов М.Л., Дыгова К.Х. Кабардинский язык. 4 класс.
[Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е. –
Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022. – 128 с.
4.
Карданова О.Х., Хубиева Ж.А. Кабардинский язык. 2
класс. [Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. –
Нальчик: ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022 – 144 с.
5.
Хубиева Ж.А., Татарова Ф.Ж. Кабардинский язык. 3 класс.
[Текст]: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик:
ГКУ «КБР- Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022 – 144 с.
Дополнительная литература, словари
6.
Сборник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу
С. М., АфIэунэ А. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
7.
Токова С.М. Таблицы для начальной школы по
кабардинской грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CD-ROM. Нальчик:
Эльбрус, 2011.
8.
Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм, сабий
садхэм щыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ
/[зэхэзылъхьар Мэлей Ф. Б.]. – Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
9.
Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь
[Текст]: около 30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев; Отв. ред. А. О.
Шогенцуков; С прил. краткого граммат. очерка кабард.-черкес. яз. Б. М.
Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при Совете Министров Кабард. АССР. –
Москва: ГИС, 1955.
– 1055 с.
10.
Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч.
Бижоев, Х. Т. Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
11.
Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык
(Адыгэбзэ) I-II части.
– Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I), 254 с. (II)
12.
Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англотурецкий словарь в иллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian RussianEnglish Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х. Сукунова. – Нальчик:
Эль-Фа, 1998. – 414 с.
13.
Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь.
Около 27 000 слов / Под научной редакцией доктора филологических наук Б.
Ч. Бижоева. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 704 с.
14.
Емузов А.Г. Англо-кабардино-русский фразеологический
словарь. – Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
15.
Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ
псалъалъэ: Ок. 31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.-Балк. науч. центра
Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1. изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
16.
Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов
кабардинского языка: (Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118 с.
17.
Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский
терминологический словарь = Урыс-адыгэ термин псалъалъэ: более 2500 слов
/ Н. Н. Зекореев. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.
18.
около 24 000 слов
Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь:
/ Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч.Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
19.
Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардиночеркесского языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик:
Эльбрус, 1982. – 1133 с.
20.
Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л.
Апажев и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г.: