МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей-предметников
Рук. МО_______________
Топалова Ж.Х..
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор школы
по УМР
________________________
________________________
Лавров В.А.
Денисенко Т.Ю. Приказ № 413/2
от «30» августа 2024 г.
от «31» августа 2024 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=360010, г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик,
title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.09 16:03:42 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6112330)
учебного предмета «Труд (технология)»
для обучающихся 1 – 4 классов
Составила: учитель изобразительного искусства
Теппеева Х.Х.
г.о.Нальчик 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее
соответственно - программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне
начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе
освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся
технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной
организации собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую
деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей
ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой
деятельности как важной части общей культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном
(рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром
природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и
современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах,
технологиях их обработки и соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через
формирование практических умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной
деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения
практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской
деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
воспитание понимания социального значения разных профессий, важности
ответственного отношения каждого за результаты труда;
воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой
саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной
деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой
самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к
окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение
правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года
обучения:
• технологии, профессии и производства;
• технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с
пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными
материалами и другими доступными материалами (например, пластик,
поролон, фольга, солома);
• конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов,
природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей
материально-технической базы образовательной организации);
• ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной
организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают
основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт
личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и
использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных
связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов,
вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими
фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство»
(использование средств художественной выразительности, законов и правил
декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные
формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей
для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык»
(использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных
текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической
деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа,
реализуемого в изделии).
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135
часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача
в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера –
условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об
изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее
место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы,
уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов.
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки
материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка
изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с
опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных
графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной
разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из
бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея,
скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем.
Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в
зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы,
линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и
безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз»,
отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие
способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание,
обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного
использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки,
семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в
соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание,
склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка
нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование.
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы,
бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции
изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ
конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и
результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от
желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ.
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ)
Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции;
сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их
устройстве.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в
учебнике), использовать её в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию
(схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общаться как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение,
отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к
одноклассникам, внимание к мнению другого;
строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию
изученных тем).
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на
графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении
простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими
в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего
места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую
уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к
простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе
изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об
основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Средства
художественной
выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом
данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная
разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование
их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила
мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов.
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических
свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным
и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки
(угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого
картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное
соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз,
схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное
назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами
(циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур,
линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических
изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого
угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий
по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений,
вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание
тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и
продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения
(полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине).
Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные
свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка
косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с
помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность
изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей,
отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины
и другие).
Конструирование и моделирование.
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования
симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции.
Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом
указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз,
рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять
ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя,
о выполненной работе, созданном изделии.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления
изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к
чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и
декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках труда
(технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая
гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в
жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе
изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения,
треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый).
Технологии ручной обработки материалов.
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических
материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных
видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного
материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор
материалов по их декоративно-художественным и технологическим свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и
другие), знание приёмов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства
и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки
изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на
внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение
измерений, расчётов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и
нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки
косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для
соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя
отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов
в одном изделии.
Конструирование и моделирование.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы
подвижного
и
неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в
изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение
задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и
наоборот).
ИКТ.
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение,
радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила
пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера
для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги,
музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым
редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных и
несущественных признаков;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также
графически представленной в схеме, таблице;
определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия;
восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и способах создания;
описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и
способов выполнения задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её
решения;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата,
предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по
плану;
выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по
результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и
по деловым качествам;
справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы;
выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей
части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства.
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в
развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и
профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти
(пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты,
химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на
окружающую среду, способы её защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление
изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитьё, вышивка и другое).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических
решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания
материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных
техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов.
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических
задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в
соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов
разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о
видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей
использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор
текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции
изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным.
Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение
(соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного
стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен.
Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их
обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование.
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных
и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных
творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы
робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота.
Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота.
Преобразование конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ.
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми
материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных
работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое.
Создание презентаций в программе PowerPoint или другой.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в
ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых
условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку,
отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в
действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки);
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учётом указанных критериев;
анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой
задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с
моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и
проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством
учителя.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и
доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать
своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при
работе с разными материалами;
осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в
жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления
праздников.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и
выполнять её в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их
результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого
результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять
продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других
обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих
достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное
отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в
предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное
отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды,
эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты
форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной
художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой
преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к
творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической
преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения,
проявление толерантности и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах
изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных
высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и
несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного
характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической
творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в
соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной
задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов
и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической
деятельности.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как
часть познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике
и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с
решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для
решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения
(небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и
их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в
группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя
(лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения,
предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с
клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной
разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при
разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для
ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие),
использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки
(сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные
технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка
деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки»,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с
помощью клея, ниток и другое;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка»,
«материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с опорой на готовый план;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены
труда;
рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам
учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и
дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды
соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма,
гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать
ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием,
складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать
изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять
отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, шаблон;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах
под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера;
называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж»,
«эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология»,
«технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической
деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия,
равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть
характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного
мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности,
поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на
инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки,
проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного
прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять
построение
простейшего
лекала
(выкройки)
правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить
объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять
подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе
обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространённые в крае ремёсла;
называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);
читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных
инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению
вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств
конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или
декоративно-художественной задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в
технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций,
использовать их при решении простейших конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора по
заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от
требований конструкции;
называть несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных
технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих,
творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о
творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;
самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую
работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий
замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов
(например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать
различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и
соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический
рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с
изменением функционального назначения изделия;
на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественноконструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта,
размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения,
аргументированно представлять продукт проектной деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей,
договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную
работу в общем процессе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Электронные
Дата
цифровые
Контроль Практи
Всего ные
ческие изучения образовательные
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Природное и техническое
окружение человека. Мир
профессий. Профессии,
связанные с изучаемыми
материалами и
производствами
Итого по разделу
4
РЭШ
https://resh.edu.ru/
4
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
2.1
Природные материалы.
Свойства. Технологии
обработки. Способы
соединения природных
материалов
4
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.2
Композиция в
художественнодекоративных изделиях
2
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.3
Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки. Получение
различных форм деталей
изделия из пластилина. Мир
профессий
4
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.4
Бумага. Ее основные
свойства. Виды бумаги. Мир
профессий
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.5
Картон. Его основные
свойства. Виды картона.
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.6
Сгибание и складывание
бумаги
3
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.7
Ножницы – режущий
инструмент. Резание бумаги
и тонкого картона
ножницами. Понятие
«конструкция». Мир
профессий
3
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.8
Шаблон – приспособление.
Разметка бумажных деталей
по шаблону
5
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.9
Общее представление о
тканях и нитках. Мир
профессий
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.10
Швейные иглы и
приспособления
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.11
Варианты строчки прямого
стежка (перевивы).
Вышивка
3
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.12
Выставка работ. Итоговое
занятие
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
29
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
0
2 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Электронные
цифровые
Контроль Практи Дата
Всего ные
ческие изучения образовательные
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Средства художественной
выразительности
(композиция, цвет, форма,
размер, тон, светотень,
симметрия) в работах
мастеров. Мир профессий.
Мастера и их профессии
Итого по разделу
5
РЭШ
https://resh.edu.ru/
5
Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование.
2.1
Технология и
технологические операции
ручной обработки
материалов
4
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.2
Технология и
технологические операции
ручной обработки
материалов (общее
представление)
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.3
Элементы графической
грамоты. Мир профессий
2
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.4
Разметка прямоугольных
деталей от двух прямых
углов по линейке
3
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.5
Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный) инструмент.
Разметка прямоугольных
деталей по угольнику
1
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.6
Циркуль – чертежный
(контрольноизмерительный) инструмент.
Разметка круглых деталей
циркулем
2
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.7
Подвижное и неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей изделия
5
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.8
Машины на службе у
человека. Мир профессий
2
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.9
Технология обработки
текстильных материалов.
Натуральные ткани.
Основные свойства
натуральных тканей. Мир
профессий
2
РЭШ
https://resh.edu.ru/
2.10
Технология изготовления
швейных изделий. Лекало.
Строчка косого стежка и ее
варианты
6
РЭШ
https://resh.edu.ru/
Итого по разделу
28
Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
1
1
0
3 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
п/п
Электронные
цифровые
Контроль Практи Дата
Всего ные
ческие изучения образовательные
ресурсы
работы
работы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
1.1
Современные
производства и
профессии, связанные с
обработкой материалов
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Современный
информационный мир.
Персональный
компьютер (ПК) и его
назначение
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
3
Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
3.1
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений.
(технология обработки
пластических масс,
креповой бумаги,
фольги). Мир
профессий
4
3.2
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
Фольга. Технология
обработки фольги. Мир
профессий
1
3.3
Архитектура и
строительство.
Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы использования.
Мир профессий
1
3.4
Объемные формы
деталей и изделий.
Развертка. Чертеж
развертки. Мир
профессий
6
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
3.5
Технологии обработки
текстильных материалов
4
3.6
Пришивание пуговиц.
Ремонт одежды
2
3.7
Современные
производства и
профессии (история
швейной машины или
другое). Мир профессий
4
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03
22
Раздел 4. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том числе
наборов «Конструктор»
по заданным условиям.
Мир профессий
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
6
https://lesson.edu.ru/20/03
6
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
1
https://lesson.edu.ru/20/03
0
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Дата
Контроль Практи
изуче
Всего ные
ческие
ния
работы
работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Технологии, профессии и производства
1.1
Технологии, профессии и
производства.
Современные
производства и
профессии
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
2
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1
Информационнокоммуникационные
технологии
Итого по разделу
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
3
Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1
Конструирование
робототехнических
моделей
Итого по разделу
5
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
5
Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и моделирование
4.1
Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона
4
4.2
Конструирование
объемных изделий из
разверток
3
4.3
Интерьеры разных
времен. Декор интерьера.
Мир профессий
3
4.4
Синтетические
материалы. Мир
профессий
5
4.5
История одежды и
текстильных материалов.
Мир профессий
5
4.6
Конструирование и
моделирование.
Конструирование изделий
из разных материалов, в
3
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04
том числе наборов
«Конструктор» по
заданным условиям
Итого по разделу
23
Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1
Подготовка портфолио.
Проверочная работа
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
Библиотека ЦОК
1
1
https://lesson.edu.ru/20/04
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Контроль Практи Дата
Всего ные
ческие изучения
работы
работы
1
Мир вокруг нас (природный и рукотворный)
1
2
Техника на службе человека (в воздухе, на земле
и на воде)
1
3
Традиции и праздники народов России, ремёсла,
обычаи
1
4
Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами. Профессии
сферы обслуживания
1
5
Природа и творчество. Природные материалы.
Сбор листьев и способы их засушивания
1
6
Семена разных растений. Составление
композиций из семян
1
7
Объемные природные материалы (шишки,
жёлуди, каштаны). Конструирование объемных
изделий из них
1
8
Способы соединения природных материалов
1
9
Понятие «композиция». Центровая композиция.
Точечное наклеивание листьев.
1
10
«Орнамент». Разновидности композиций,
Композиция в полосе
1
11
Материалы для лепки (пластилин, пластические
массы). Свойства пластических масс
1
12
Изделие. Основа и детали изделия. Понятие
«технология»
1
13
Формообразование деталей изделия из
пластилина
1
14
Объемная композиция. Групповая творческая
работа – проект
1
15
Бумага. Ее основные свойства. Виды бумаги
1
16
Картон. Его основные свойства. Виды картона
1
17
Сгибание и складывание бумаги. (Cоставление
композиций из несложной сложенной детали)
1
18
Сгибание и складывание бумаги (Основные
формы оригами и их преобразование)
1
19
Складывание бумажной детали гармошкой
1
20
Режущий инструмент ножницы. Их назначение,
конструкция. Правила пользования
1
21
Приемы резания ножницами по прямой, кривой
и ломаной линиям
1
22
Резаная аппликация
1
23
Шаблон – приспособление для разметки
деталей. Разметка по шаблону
1
24
Разметка по шаблону и вырезание нескольких
деталей из бумаги
1
25
Преобразование правильных форм в
неправильные
1
26
Составление композиций из деталей разных
форм
1
27
Изготовление деталей по шаблону из тонкого
картона
1
28
Общее представление о тканях и нитках
1
29
Швейные иглы и приспособления. Назначение.
Правила обращения. Строчка прямого стежка
1
30
Вышивка – способ отделки изделий. Мережка
(осыпание края заготовки из ткани)
1
31
Строчка прямого стежка, ее варианты –
перевивы
1
32
Отделка швейного изделия (салфетки, закладки)
строчками прямого стежка
1
33
Выставка работ. Итоговое занятие
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
0
2 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
п/п
Всего
1
Мастера и их профессии. Повторение и
обобщение пройденного в первом классе
1
2
Средства художественной выразительности:
цвет, форма, размер. Общее представление
1
3
Средства художественной выразительности: цвет
в композиции
1
4
Виды цветочных композиций (центральная,
вертикальная, горизонтальная)
1
5
Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых бумажных деталей
1
6
Биговка – способ сгибания тонкого картона и
плотных видов бумаги
1
7
Биговка по кривым линиям
1
8
Изготовление сложных выпуклых форм на
деталях из тонкого картона и плотных видов
бумаги
1
9
Конструирование складной открытки со
вставкой
1
10
Технология и технологические операции ручной
обработки материалов (общее представление)
1
11
Линейка – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Понятие «чертеж».
Линии чертежа (основная толстая, тонкая, штрих
и два пунктира)
1
12
Понятие «чертеж». Линии чертежа (основная
толстая, тонкая, штрих и два пунктира)
1
13
Разметка прямоугольных деталей от двух
прямых углов по линейке
1
14
Конструирование усложненных изделий из
бумаги
1
15
Конструирование усложненных изделий из
бумаги
1
16
Угольник – чертежный (контрольноизмерительный) инструмент. Разметка
прямоугольных деталей по угольнику
1
17
Циркуль. Его назначение, конструкция, приемы
работы. Круг, окружность, радиус
1
18
Чертеж круга. Деление круглых деталей на
части. Получение секторов из круга
1
Контроль Практи
ные
ческие
работы
работы
Дата
изучения
19
Подвижное и соединение деталей. Шарнир.
Соединение деталей на шпильку
1
20
Подвижное соединение деталей шарнирна
проволоку
1
21
Шарнирный механизм по типу игрушкидергунчик
1
22
«Щелевой замок» - способ разъемного
соединения деталей
1
23
Разъемное соединение вращающихся деталей
1
24
Транспорт и машины специального назначения
1
25
Макет автомобиля
1
26
Натуральные ткани, трикотажное полотно,
нетканые материалы
1
27
Виды ниток. Их назначение, использование
1
28
Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на ткани.
Зашивания разреза
1
29
Разметка и выкраивание прямоугольного
швейного изделия. Отделка вышивкой
1
30
Сборка, сшивание швейного изделия
1
31
Лекало. Разметка и выкраивание деталей
швейного изделия по лекалу
1
32
Изготовление швейного изделия с отделкой
вышивкой
1
33
Изготовление швейного изделия с отделкой
вышивкой
1
34
Итоговый контроль за год (проверочная работа)
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
3 КЛАСС
Количество часов
№
Тема урока
п/п
Всего
1
Технологии, профессии и производства.
Повторение и обобщение пройденного во втором
классе
1
2
Современные производства и профессии,
связанные с обработкой материалов
1
3
Знакомимся с компьютером. Назначение,
основные устройства
1
4
Компьютер – твой помощник. Запоминающие
устройства – носители информации
1
5
Работа с текстовой программой
1
6
Как работает скульптор. Скульптуры разных
времен и народов
1
7
Рельеф. Придание поверхности фактуры и
объема
1
8
Как работает художник-декоратор. Материалы
художника, художественные технологии
1
9
Свойства креповой бумаги. Способы получение
объемных форм
1
10
Способы получения объемных рельефных форм
и изображений Фольга. Технология обработки
фольги
1
11
Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его
строение свойства, сферы использования
1
12
Плоские и объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Рицовка
1
13
Плоские и объемные формы деталей и изделий.
Развертка. Чертеж развертки. Рицовка
1
14
Развертка коробки с крышкой
1
15
Оклеивание деталей коробки с крышкой
1
16
Конструирование сложных разверток
1
17
Конструирование сложных разверток
1
18
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия
1
19
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая).
Узелковое закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия
1
Контроль Практи
ные
ческие
работы
работы
Дата
изучения
20
Строчка петельного стежка и ее варианты.
Изготовление многодетального швейного
изделия
1
21
Строчка петельного стежка и ее варианты.
Изготовление многодетального швейного
изделия
1
22
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды.
Конструирование и изготовление изделия (из
нетканого полотна) с отделкой пуговицей
1
23
Проект. Коллективное дидактическое пособие
для обучения счету (с застежками на пуговицы)
1
24
История швейной машины. Способ изготовления
изделий из тонкого трикотажа стяжкой
1
25
История швейной машины. Способ изготовления
изделий из тонкого трикотажа стяжкой
1
26
Пришивание бусины на швейное изделие
1
27
Пришивание бусины на швейное изделие
1
28
Подвижное и неподвижное соединение деталей
из деталей наборов типа «Конструктор».
Профессии технической, инженерной
направленности
1
29
Конструирование моделей с подвижным и
неподвижным соединением из деталей набора
типа «Конструктор» или из разных материалов
1
30
Простые механизмы. Рычаг. Конструирование
моделей качелей из деталей набора типа
«Конструктор», или из разных материалов
1
31
Простые механизмы. Ножничный механизм.
Конструирование моделей с ножничным
механизмом из деталей набора типа
«Конструктор», или из разных материалов
1
32
Конструирование модели робота из деталей
набора типа «Конструктор» или из разных
материалов
1
33
Конструирование модели транспортного робота
из деталей набора типа «Конструктор» или из
разных материалов
1
34
Итоговый контроль за год (проверочная работа)
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Повторение изученного в 3 классе. Современные
синтетические материалы
1
2
Современные производства и профессии
1
3
Информация. Интернет
1
4
Графический редактор
1
5
Групповой проект в рамках изучаемой тематики
1
6
Робототехника. Виды роботов
1
7
Конструирование робота
1
8
Электронные устройства. Контроллер, двигатель
1
9
Программирование робота
1
10
Испытания и презентация робота
1
11
Конструирование сложной открытки
1
12
Конструирование сложных изделий из бумаги и
картона
1
13
Конструирование объемного изделия военной
тематики
1
14
Конструирование объемного изделия – подарок
женщине, девочке
1
15
Изменение форм деталей объемных изделий.
Изменение размеров деталей развертки
1
16
Построение развертки с помощью линейки и
циркуля
1
17
Построение развертки многогранной пирамиды
циркулем
1
18
Декор интерьера. Художественная техника
декупаж
1
19
Природные мотивы в декоре интерьера
1
20
Конструирование и моделирование изделий из
различных материалов. Подвижное соединение
деталей на проволоку (толстую нитку)
1
21
Полимеры. Виды полимерных материалов, их
свойства
1
22
Технология обработки полимерных материалов
(на выбор, например)
1
23
Конструирование сложных форм из пластиковых
трубочек
1
24
Конструирование объемных геометрических
конструкций из разных материалов
1
Контроль
Практи
ные
ческие
работы
работы
Дата
изучения
25
Синтетические ткани, их свойства
1
26
Мода, одежда и ткани разных времен. Ткани
натурального и искусственного происхождения
1
27
Способ драпировки тканей. Исторический
костюм
1
28
Одежда народов России. Составные части
костюмов и платьев, их конструктивные и
декоративные особенности
1
29
Строчка крестообразного стежка. Строчка
петлеобразного стежка. Аксессуары в одежде
1
30
Строчка крестообразного стежка. Строчка
петлеобразного стежка. Аксессуары в одежде
1
31
Конструкция «пружина» из полос картона или
металлических деталей наборов типа
«Конструктор»
1
32
Конструкции с ножничным механизмом
1
33
Конструкция с рычажным механизмом
1
34
Подготовка портфолио. Проверочная работа
1
1
34
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Технология, 1 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
•
Технология, 2 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Технология, 3 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Технология, 4 класс/ Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного предмета «Труд
(технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/