ДОП Кукольный театр Волшебный городок

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 28 августа 2023г

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08. 2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.07 18:19:05 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кукольный театр «Волшебный городок»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Хамизова Хайшет Алиуасовна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2023г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации, статья 2 п.27 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»
от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
2

• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей
Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав Школы.
Актуальность программы: Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к
жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки
общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит
естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование
творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа
природосообразности. Актуальность программы заключается в том, что все теоретические
знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике,
преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в
различных видах деятельности.
Новизна программы заключается в использовании театральной деятельности как
средства социальной адаптации ребёнка. В программе систематизированы средства и методы
театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности, а также коррекционных занятий в инклюзивных группах, в процессе
театрального воплощения.
Отличительные особенности Возможности уровневого освоения полнее всего
характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая
непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям
и интересам детей, как в обычных группах, так и в инклюзивных. В процессе реализации
программы будут проводится коррекционные занятия, адаптированные под возможности
обучающихся.
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: Занятия проводятся в режиме 3 раза в неделю по 1 часу. Продолжительность
занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 13-14 человек
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их
приобщение к миру искусства - театру кукол.

3

Задачи программы:
Личностные:
• сформировать понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развить лидерские качества;
• воспитать чувство ответственности за свое поведение в обществе;
• сформировать навыки культуры поведения;
• воспитать умение согласовывать свои желания с мнением других;
• воспитать чувство коллективизма;
• приобрести навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
• приобрести новые знания, умения, навыки;
• развить умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших
и самостоятельно;
• развить мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и мелкой
моторики;
• развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развить познавательный интерес;
• развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
• сформировать коммуникативные умения;
• повысить физическую активность;
• сформировать потребность в активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном
проведении;
• развить быстроту реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, находчивость.

4

Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов
всего
теория
практика

Формы
аттестации /
контроля

Раздел 1. Коррекционноразвивающий комплекс

10

1

9

2

1

1

Наблюдение,
Опрос

1.2

Вводное занятие. Инструктаж
по охране труда и технике
безопасности.
Развиваем память и речь

2

-

2

Наблюдение

1.3

«Мышление»

2

-

2

Наблюдение

1.4

2

-

2

Наблюдение

1.5

Развиваем мелкую моторику
рук
Сюжетно-ролевые игры

2

-

2

Наблюдение

16

5

11

2.1

Раздел 2. Из истории
кукольного театра
История кукольного театра

3

1

2

2.2

В стране сказок

3

1

2

Наблюдение,
Опрос
Наблюдение

2.3

Профессиональный спектакль

3

1

2

Наблюдение

2.4

3

1

2

Наблюдение

2.5

Секреты сценического
мастерства
Куклы бывают разные

4

1

3

Наблюдение

82

6

76

3.1

Раздел 3. Познаем
кукольный театр
Азбука театра

5

1

4

Виды театральных кукол и
способы кукловождения
Игровой речевой тренинг

5

1

4

20

1

19

Наблюдение,
Опрос
Наблюдение,
Опрос
Опрос

Работа с перчаточной,
пальчиковой куклами
Постановка
кукольного спектакля

30

1

29

Наблюдение

20

1

19

Итоговое занятие

2

1

1

Самостоятельная
работа
Опрос
Опрос

108

12

96

1.1

3.2
3.3
3.4
3.5

3.6

Всего

5

Содержание учебного плана
Раздел 1. Коррекционно-развивающий комплекс – 10 часов
Тема 1.1: Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности – 2 часа.
Теория: Знакомство педагога с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с обучающимися, учебным классом, оборудованием
Практика: Педагог в форме игры знакомится с обучающимися, проведение тестирования.
Тема 1.2 Развиваем память и речь – 2 часа.
Практика: С помощью дидактических материалов работаем над памятью и речью (карточки с
цифрами, приклеиваем предметы на свои места, карточки со словами), развиваем дикцию и
интонацию.
Тема 1.3 «Мышление» - 2 часа.
Практика: С помощью определенных задач и материала развиваем такие виды мышления как:
наглядно-образное мышление; словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
наглядно-действенное мышление; логическое мышление; творческое мышление.
Тема 1.4 Развиваем мелкую моторику рук – 2 часа.
Практика: Педагог и обучающиеся вместе с использованием тетрадей для прописи и
рисования, мелких предметов, работают над развитием мелкой моторики рук.
Тема 1.5 Сюжетно-ролевые игры – 2 часа
Практика: Педагог раздает самые простые роли обучающимся, проигрывают их (так как они
это чувствуют), тем самым развиваем и обогащаем эмоциональную сферу.
Раздел 2: Из истории кукольного театра - 16 часов.
Тема 2.1: История кукольного театра – 3 часа.
Теория: Педагог объясняет новый материал.
Практика: Наглядно, с использованием кукол, педагог с обучающимися разбирается в истории
возникновения кукольного театра.
Тема 2.2: В стране сказок - 3 часа.
Теория: Изучение нового материала.
Практика: Педагог с ребятами погружается в мир сказок, через чтение, просмотр и
прослушивание сказок. Обучающиеся по желанию предлагают свои любимые сказки.
Тема 2.3: Профессиональный спектакль – 3 часа.
Теория: Изучение нового материала.
Практика: Просмотр кукольных спектаклей.
Тема 2.4: Секреты сценического мастерства – 3 часа
Теория: Изучение нового материала.
Практика: Работа с книгой, развивающие игры и упражнения, диалог, ролевые игры.
Тема 2.5: Куклы бывают разные – 4 часа.
Теория: Изучение нового материала.
6

Практика: Просмотр специальной литературы по изготовлению кукол и декораций, сборники
детских сказок и стихов, творческая мастерская.
Раздел 3. Познаем кукольный театр – 82 часа.
Тема 3.1: Азбука театра - 5 часов
Теория: Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». «Кукла – выразительное
средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой
Практика: Игра – импровизация: «Я - кукла», «Я – актер». Этюд – фантазия «Мой домашний
кукольный театр». «Лягушка - веселушка», «Переправа через ручей», «Выше ноги»
Тема 3.2: Виды театральных кукол и способы кукловождения - 5 часов
Теория: Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Беседа – диалог
«Общение с партнером через куклу».
Активизация познавательного интереса к театру кукол; театр верховых кукол, театр
марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы.
Практика: Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за
ширмой. Этюды и упражнения с куклами: «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?».
Танцевальные импровизации с куклой Д. Шостакович «Вальс-шутка», П. Чайковский: «Танец
маленьких игрушек» М. Глинка «Вальс-фантазия» и др. Закрепление умения работать с
перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун».
Тема 3.3: Игровой речевой тренинг - 20 часов
Теория: Понятие «Артикуляционная гимнастика», «Речевое дыхание», «Дикция и ее значение в
создании образа», «Интонационная выразительность речи».
Практика: Показ этюдов на выбранную тему. «Игровой речевой тренинг». Активизация
подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок».
(Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н.
Пикулевой). Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха посредством произношения
скороговорок. Игровые задания и упражнения «Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй
шар», «Егорка». Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 - будем дружно мы играть».
Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму»,
«Придумай другой финал сказки».
Тема 3.4: Работа с перчаточной, пальчиковыми куклами - 30 часов
Теория: Беседа: Понятие «Игра с куклами». Актуальность и значение игры в кукольном
спектакле. Характер и внешний облик куклы «Особенности речи в характере персонажа».
Практика: Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Работа с куклой
на задание: (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье,
прощаются). Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с
куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется»,
«Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных
черт характера: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросёнка», «Красная шапочка»,
«Курочка ряба», «Три медведя», «Карлсон». Этюды с куклой на развитие внимания «Лису
позвали», «Лису испугали», «Хитрая лиса», «Дружные звери». Показ и объяснение упражнений
с предметом Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай
интонацию». Работа с куклой за ширмой. Закрепление навыков работы с куклой на ширме
индивидуально с каждым ребенком и в группе. Закрепление материала по теме: «Интонация и
персонаж кукольного спектакля». Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты
слышишь», «Радиограмма». Упражнение с предметами, «Руки-ноги», «Передай позу»,
«Мячик», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка».
7

Этюды
с
пальчиковыми куклами.
Детальное
обучение
работы
над
ширмой.
Упражнения индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами.
Тема 3.5: Постановка кукольного спектакля - 20 часов
Теория: Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать
в спектакле. Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном произведении. Распределение
ролей для будущей постановки спектакля с учетом пожелания учащихся.
Практика: Обучение учащихся работе над ширмой, перед ширмой. Репетиции мизансцен.
Групповые и индивидуальные репетиции. Генеральная репетиция. Обработка каждой роли
(умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа).
Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы: «Кто первый?», «Что летает?»,
«Заяц без норки», «Летающий мешочек». Соединение: действия куклы со словами своей роли.
Репетиционный период. Совершенствование выразительности движений, интонационной
выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. Репетиция
всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального
сопровождения, света. Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе.
Тема 3.6: Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Подведение итогов. Награждение обучающихся. Подведение итогов.
Практика: Творческий отчет – показ спектакля.

8

Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет / будут:
• сформировано понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развиты лидерские качества;
• воспитано чувство ответственности за свое поведение в обществе;
• сформированы навыки культуры поведения;
• воспитано умение согласовывать свои желания с мнением других;
• воспитано чувство коллективизма;
• приобретены навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
• приобретены новые знания, умения, навыки;
• развито умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших
и самостоятельно;
• развиты мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и мелкой
моторики;
• развиты такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развит познавательный интерес;
• развито умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
• сформированы коммуникативные умения;
• повышена физическая активность;
• сформирована потребность в активном участии в играх, в их поиске и самостоятельном
проведении;
• развиты быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, логическое мышление, находчивость.

9

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

стартовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.2023

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.2024

36

108

3 раза по 1
часу

Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном учебном классе в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»).
Материально-техническое обеспечение
•
ноутбук;
•
компьютерная техника;
•
мультимедийный проектор;
•
колонки;
•
флэш-карта с записями музыкальных композиций и текстов;
•
декорации к спектаклям;
•
ширма.
Методы работы
• объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, презентация);
• практические (упражнения, актерское мастерство);
• творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых заданий,
игры).

10

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
• данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
• инструкажи по охране труда и технике безопасности;
• учебная и методическая литература;
• методические пособия и разработки;
• разноуровневые задания и упражнения;
• сценарии воспитательных мероприятий;
• сборник подвижных игр;
• тематические презентации;
• учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
• образовательные электронные ресурсы;
• Интернет-ресурсы.
Формы аттестации и виды контроля:
• опрос;
• самостоятельная работа;
• концерты;
• показательное выступление;
• наблюдение;
Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «В мире кукол» проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знанийи умений в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года, в
конце декабря);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года);
• текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного
года)
Оценочные материалы:
• диагностические карты;
• опросники;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры

Низкий
0%-30%

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

Уровень теоретических знаний
Теоретические
знания

Обучающийся
Обучающийся более
Обучающийся
поверхностно знает
уверенно обладает
хорошо знает
материал. Не уверен в
информацией
изученный материал,
терминологии
театрального искусства. может общаться и
театрального
Неплохо ориентируется выражаться
на
искусства. Плохо
в терминологии. Не
профессиональном
знает историю
очень хорошо знает
языке театрального
11

происхождения
театрального
искусства, костюма,
кукол, театра кукол.

Практические
знания

историю
происхождения
театрального искусства,
костюма, кукол, театра
кукол

искусства. Знает
историю
происхождения
театра, искусства,
театра кукол,
костюмов.

Уровень практических навыков и умений
Упражнения
Обучающийся в
Роль исполняет
выполняются с
достаточной мере
уверенно,
ошибками.
владеет
выразительно,
Обучающийся
пластикой тела,
музыкально, без
недостаточно
индивидуальной
ошибок. Свободно
владеет, мелкой
техникой, театрального
владеет, мелкой
моторикой пальцев,
искусства, работы с
моторикой пальцев,
речевыми
куклами, исполняет с
речевыми
особенностями,
несущественными
особенностями,
индивидуальной
ошибками, которые сам
индивидуальной
техникой, манерой
исправляет, владеет
техникой, манерой
исполнения, дикцией
умением сохранять
исполнения ролей,
сюжетную линию.
дикцией

12

Список литературы для педагогов
1. Л.В.Грачёва «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz. «Программа обучения в
театральных, кукольных школах, студиях, училищах»
2. Аланский, Ю.Л. «Азбука театра» / – М.: АРКТИ, 1998г.
Список литературы для обучающихся
1.Александрова Э.Б. Люблю театр! -М.: Детская литература, 2009 г.
2. Парулина О.В. - М.: «Детская литература», Санкт-Петербург, 2005 г.
3.Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М.: Детская литература, 2010г.
4. Лихачев Д.С. «Мир профессий, человек – художественный образ». -М., 2011 г.
5. «Пословицы русского народа». В.И. Даль. -М.: Художественная литература, 2009 г.
Интернет-ресурсы
•
•
•
•

http://littlehuman.ru/393/
http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью скороговорок.php
http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7051

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».