РП 1-4 лит_чтение_на_кабардино_черкесском_языке

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ Санаторно-лесная школа №1

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
БЮДЖЕТНОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик,
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231,
email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна,
КАБАРДИНОsn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И
БАЛКАРСКОЙ
НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.09 14:16:23 +03'00'
РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕНО

На
заседании
МО Заместитель директора Директор школы
учителей
начальных по УМР
________________________
классов
________________________
Джаппуева Л.Х.
Приказ
№
158
Рук. МО______________
Текеева Л.С.
Ярцева Н.И.

от «29» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1587030)
По учебному предмету «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке»
для обучающихся 1 – 4 классов

НАЛЬЧИК 2023

Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке».
1. Федеральная
«Литературное

рабочая

чтение

на

программа
родном

по

учебному

предмету

(кабардино-черкесском)

языке»

(предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке») (далее соответственно - программа по
литературному

чтению

на

родном

(кабардино-черкесском)

языке,

литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке) разработана
для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и
включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке.
2. Пояснительная

записка

отражает

общие

цели

изучения

литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов.
3. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования.
4. Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению
на

родном

(кабардино-черкесском)

языке

включают

личностные,

метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального
общего

образования,

а также предметные результаты за каждый год обучения.
5. Пояснительная записка.
5.1. Программа по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке на уровне начального общего образования разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей

программы по учебному предмету, ориентированной на современные
тенденции в образовании и активные методики обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения
основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное
чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли
фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного,
морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской
Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и российской культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования
представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания
потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для
национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но
черкесская

и передачи

подрастающему поколению, кабардино-

литература

устанавливает

тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего
национально-культурной традиции в сознании младших школьников.

Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение
грамоте»
(66 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного
предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте
заканчивается к концу 1 класса и раздельного обучения учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное изучение учебных предметов
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
5.2. В содержание программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке выделяются следующие содержательные
линии: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая
пропедевтика, творческая деятельность обучающихся, круг детского чтения.
5.3. Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих
умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского
кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы, формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности, воспитание интереса и уважения к
культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа,
а также к жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других
народов, формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и
народу.
5.4. Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке, - 102
часа:

во

2

классе

-

34

часа

(1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа
(1 час в неделю).
6. Содержание обучения во 2 классе.
6.1. «IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ» («Фольклор - золотой ларец»).
Къуажэхьхэр

(Загадки).

Псалъэжьхэр

(Пословицы).

ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр
(Игры и забавы). Таурыхъхэр, псысэхэр (Сказки): «Дыгъужьыр, бажэр,
адакъэр» («Волк, лиса, петух»), «Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и мышь»),
«Мыщэмрэ

Бажэмрэ»

(«Медведь

и лиса»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка
в обработке А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)).
6.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение «КIэпхъ» («Белка»).
Б. Карданов, рассказ «Хьэту цIыкIурэ Жэмалрэ жыг зэрагъэкIар» («Как
Жамал и Хату выращивали деревья»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди
кхъужьейр»

(«Наши

грушевые

деревья»).

Х. Абитов,

стихотворение

«Бжьыхьэ» («Осень»). А. Браев, рассказ «Мэз лъапэм» («У лесной опушки»).
З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр бейщ» («Богатая осень»).
6.3. «Ди ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).
В. Абитов,

стихотворение

«Си

бажэ»

(«Моя

лиса»).

Х. Кармоков, сказка «Хьэмрэ Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»). Б. Жанимов,
стихотворение «Къуалэбзу пшыналъэ» («Птичья мелодия»). А. Куантов,
рассказ «Джэджьейм и Iэмалыр» («Изворотливый цыпленок»). А. Черкесов,
стихотворение

«Парийрэ

стихотворение

«Шырэ»

КIущэрэ»
(«Шырэ»).

(«Парий

и

Куша»).

Б. Кагермазов,

М. Кештов,

стихотворение

«Цыжьбанэ» («Ёжик»).
6.4. «ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» («Люблю природу зимой»).
Дыкъэзыухъуреихь дуней. Япэ уэс (Окружающий мир. Первый снег).
Л. Афаунов,

стихотворение

«ЩIымахуэ»

(«Зима»).

Ф. Казанова,

стихотворение «ГуфIэгъуэ» («Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ
«Уэсыр джэдыгущ» («Снег - покрывало»). Б. Журтов, рассказ «Бацэ».
(«Бацэ»). А. Шогенцуков, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»).
Б. Жанимов, рассказ «БзуупцIэ» («Чёрный дрозд»).
6.5. «Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд - радость»).
Л. Афаунов, стихотворение «ЩIылъэмрэ уафэмрэ» («Земля и небо»).
П. Кажаров, стихотворение «IэщIагъэлI» («Специалист»). Х. Гяургиев,
рассказ «Нанэ» («Нана»). Б. Кагермазов, стихотворение «Бжэндэхъухэр
згъэгуфIэнщ» («Обрадую скворцов»). А. Ханфенов, рассказ «Дыкъуэнагъ
насыпыфIэ» («Счастливый Джыкъуэнагъ»). З. Налоев, рассказ «Зулий и жыг»
(«Деревце Зулий»). О. Хашукоев, стихотворение «Хэт ар?» («Кто это?»).
Б. Карданов, рассказ «Ныбжьэгъу пэж» («Верный друг»).
6.6. «Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»).
Ди Хэкур (Наша Родина). У. Ногмов, стихотворение «Къалэм
сыщохьэщIэ» («В гостях в городе»). А. Шогенцуков, стихотворение
«Сабиигъуэ» («Детство»). А. Шоров, стихотворение «Сыт насыпыр?» («Что

такое счастье?»). М. Губжев, рассказ «Пщэдджыжьыр къуажэм» («Утро в
селе»). М. Ахметов, стихотворение «СощI сурэт» («Я рисую»).
6.7. «Къытхуеблагъэ, гъатхэ!» («Добро пожаловать, весна!»).
«ХъыбарегъащIэ»

(«Оповещение»).

Л. Афаунов,

стихотворения

«Гъатхэр къэсыжащ» («Весна вернулась»), «Гъатхэ» («Весна»). Б. Карданов,
рассказ «Си мамэ дыщэ» («Моя золотая мама»). З. Налоев, рассказ «Лиуан и
бдзэжьей ещэкIар» («Как Лиуан ловил рыбу»). П. Кажаров, стихотворение
«Си мамэ» («Моя мама»). Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»).
Л. Бозиев, рассказ «МыIэрысэ дыщафэхэр» («Золотистые яблоки»).
6.8. «Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ» («Летнее изобилие»).
Б. Аброкова, рассказ «Бжьэпэм» («У обрыва»). М. Кештов, стихотворение
«Жыгхэр мэIущащэ» («Шепот деревьев»). К. Ушинский, рассказ «Мэз
цIыкIум» («В лесу») (Перевод А. Гергова). Б. Кагермазов, стихотворение
«Псы цIыкIу» («Ручеек»).
7. Содержание обучения в 3 классе.
7.1. Псалъапэ (Введение).
Х. Шоров,

стихотворение

«Тхылъым

и

лъэIу»

(«Просьба

учебника»). А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»).
Б. Кагермазов, стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»).
Л. Канаметова, рассказ «Ди щIыналъэр» («Наш край»).
7.2. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр

(Пословицы).

Къуажэхьхэр

(Загадки).

ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки). Предание «Насып» («Счастье»).
Сказка «ШыкъумцIий» («Шикумций»).
7.3. Литературнэ псысэхэр (Литературные сказки).
А. Кешоков

«Бажэ

пшынэ»

(«Лисья

гармонь»).

З. Жириков

«Дыгъужь кIэн» («Волчья кость»).
7.4. «Бжьыхьэ» («Осень»).
А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»). С. Жилетежев,

стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ
«Щыхьым
и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»). Б. Тхамоков, рассказ «ТIрашэрэ мыIэрысеймрэ» («Траша
и яблоня»).
7.5. «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).
М. Шебзухов, рассказ

«Мэзым»

(«В

лесу»).

А. Куантов,

рассказ «ТхьэкIумэкIыхь шырымрэ блэмрэ» («Зайчонок и змея»).
Б. Кагермазов, стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»). Б. Журтов,
рассказ «Джэджьей щ1ыху ц1ык1у» («Синий цыпленок»). А. Щогенцуков,
стихотворение «КIущэнагъуэ» («Сероглазый Куша»).
7.6. Сабийхэм я хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»).
З. Налоев, стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым»
(«Соврав

однажды,

теряешь

доверие»).

Х. Хавпачев,

«Умышынэ,

рассказ
дадэ»

(«Не бойся, дедушка). Л. Шогенов, стихотворение «Дадэ и нэгъуджэ»
(«Дедушкины очки»). Х. Кауфов, рассказ «ЦIыхугъэм и къалэныр»
(«Значение человечности»).
7.7. «Щ1ымахуэ» («Зима»).
Л. Афаунов,

стихотворение

«Япэ

уэс»

(«Первый

снег»).

Б. Тхамоков, рассказ «Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение
«ГуфIэгуэш». («Раздающий радость»). С. Жилетежев, рассказ «ЩIымахуэ
пщэдджыжь».

(«Зимнее

утро»).

В. Бианки,

рассказ

«БажапцIэ».

(«Чернобурая лиса») (Перевод Х. Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ
«Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной Королевы»).
7.8. «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).
Предание «Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не
бывает…»). Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ
«Уэт лIы!» («Вот мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ

цIыкIу» («Маленький плотник»). А. Гергов, стихотворение «ПIытIэ
щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А. Шомахов, стихотворение «ЩIалэфI»
(«Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»).
Р. Хагундоков,

стихотворение

«Космонавт

цIыкIу»

(«Маленький

цІыкІу»

(«Маленький

космонавт»).
7.9. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Ханфенов,
изобретатель»).

рассказ

Дж. Хаупа,

«КъэхутакІуэ
стихотворение

«Гъатхэ»

(«Весна»).

Х. Кунижева, рассказ «Март мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов,
стихотворение

«Гъатхэ

нэщэнэ»

(«Примета

весны»).

А. Мезов,

стихотворение «Мыщэ жейнэд» («Медведь соня»). М. Кештов, рассказ
«Бжэндэхъу анэ» («Случай у гнезда»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ
махуэ»

(«Весенний

день»).

Р. Ацканов,

стихотворение

«Пшэхэр»

(«Тучи»).
7.10. «Хэкур хъумэныр къалэн лъапIэщ» («Защита Родины - святая
обязанность»).
А. Кешоков, стихотворение «Зеич лантIэ» («Гибкая кизиловая
веточка»). Л. Канаметова, рассказ «Майм и 9-р ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэщ» («9 мая - День Победы»). Б. Карданов, рассказ «Лалинэ»
(«Лалина»). Б. Кагермазов, стихотворение «Сэ зауэлIым сеупщIат» («Я
спрашивал у солдата»). К. Эльгаров, стихотворение «ТекIуэныгъэм и
махуэшхуэ» («Великий День Победы»).
7.11 «Гъэмахуэ» («Лето»).
Х. Кармоков,

рассказ

«Лъэпщокъуэ

и

бжьэхэр»

(«Пчелы

Тлепшоко»). Б. Журтов, рассказ «Гуэлым» («На озере»). Б. Тхамоков,
рассказ «Хьэрун дадэрэ ТIалэ цIыкIурэ» («Дед Харун и маленький Таля»).
М. Куготов, стихотворение «СурэтыщI» («Художник»). С. Хахов, рассказ
«Къалэм къикIа щIалэ цIыкIу» («Мальчик, приехавший из города»).
Къуажэхьым и сыхьэт (Отгадываем загадки). По сказке А. Кешокова,
пьеса «Бажэ пшынэ («Лисья гармонь»). У. Ногмов, стихотворение

«Iэгъуапэ нэщI» («Пустой рукав»). Б. Балкизов, стихотворение «Дыгъэ»
(«Солнце»).
9. Содержание обучения в 4 классе.
9.1. Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»), «ПцIащхъуэ цIыкIу»
(«Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»), «Хэт и
хъупIэ?» («Чье пастбище?»).
9.2. «Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).
Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»), Ф. Малаева,
рассказ

«Тхьэмпэ

пыхужыгъуэ»

(«Пора

листопада»).

З. Тхагазитов,

стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение «Бжьыхьэр
къихьащ» («Наступила осень»). Б. Кагермазов, рассказ «Iэмал» («Способ»).
9.3. «ЩIымахуэ» («Зима»).
З. Налоев, рассказ «ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение
«ЩIымахуэ»

(«Зима»).

Б. Журтов,

рассказ

«Лъэрыжэ»

(«Коньки»).

Б. Кагермазов, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»). Ф. Малаева,
рассказ «ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»). М. Озов,
рассказ «Джэгунми пIалъэ иIэщ» («И у отдыха есть пора»).
9.4. «Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).
З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»). Л. Бозиев, рассказ «ТIум
тIу

хэплъхьэмэ»

(«К

двум

прибавить

два»).

Х. Кармоков,

рассказ

«Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Х. Шекихачев,
рассказ

«Сыт джэдум шха енэужь зыщIитхьэщIыр?» («Почему кот

умывается после еды?»). Б. Кагермазов, стихотворение «Щихум и жэуап»
(«Ответ тополя»).
9.5. «Ди Хэкур» («Наша Родина»).
Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»).
С. Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев,
рассказ «Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку,

уэращ
си гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение
«Адэжь щIыналъэ» («Земля отцов»).
9.6. «Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Л. Губжоков,
стихотворение «Гъатхэпэ» («Март»). А. Шогенцуков, рассказ «Гъатхэ
теплъэгъуэхэр» («Весенние зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ»
(«Мать»).
9.7. «Щремыıэ зауэ!» («Пусть не будет войны!»).
А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша
нашёл свою мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»).
З. Налоев, рассказ «Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем
лесу»).
9.8. «Псэущхьэхэмрэ къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).
Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг цIыкIу» («У меня есть
деревце»). Б. Журт, р а ссказ «Мэзым» («В лесу»). Ф. Баксанова, р ассказ
«Письмо» («Письмо»). А. Куантов, рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в
гостях»).
По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» («Кто выше?»).
9.8. «Сабиигъуэм и лъахэ» («Страна детства»).
Х. Кодзоков, рассказ «Блулэ» («Блула»). Х. Кажаров, стихотворение
«Къалэдэс» («Горожанин»). Х. Понежев, рассказ «Лъапсэ быдэ» («Крепкие
корни»). Х. Гяургиев, рассказ

«Нэмыс» («Пристойность»). Б. Утижев,

стихотворение «КхъыIэ, иIэ» («Давай-ка»).
9.9. «Гъэмахуэ» («Лето»).
Р. Ацканов стихотворение «БжьаIуэм» («На пасеке»). Х.Кунижева,
стихотворение «МэракIуэхьэ» («За ягодами»).

Б. Тхамоков,

рассказ

«Гъэмахуэ» («Лето»). А. Сонов, стихотворение «Пшэ цIыкIу» («Облачко»).
Г. Скребицкий, рассказ «КIыгуугу макъ» («Зов кукушки») (Перевод
Ф. Малаевой).

10. Планируемые

результаты

освоения

программы

по

литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования.
10.1. В

результате

изучения

литературного

чтения

на

родном

(кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том
числе через изучение родного языка и родной литературы, являющихся
частью

истории

и культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества
народов России;
осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
в том числе при работе с художественными произведениями;
уважительное отношение к другим народам многонациональной
России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2) духовно-нравственного воспитания:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том
числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния
и чувств);

осознание

этических

понятий,

оценка

поведения

и

поступков

персонажей художественных произведений в ситуации нравственного
выбора;
выражение

своего

видения

мира,

индивидуальной

позиции

посредством
накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных
по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности;
4) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации, в том числе на уроках литературного чтения
на родном (кабардино-черкесском) языке;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
(в том числе через примеры из художественных произведений);
6) экологического воспитания:

бережное

отношение

к

природе

посредством

примеров

из

художественных произведений;
неприятие действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства создания
словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей
автора;
потребность
саморазвитии

в

самостоятельной

средствами

читательской

кабардино-черкесской

деятельности,

литературы,

развитие

познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной
литературы.
10.2. В

результате

изучения

литературного

чтения

на

родном

(кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
10.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий
(сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

выявлять

недостаток

информации

для

решения

учебной

и

практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев.
10.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия
в аналогичных или сходных ситуациях.
10.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
(словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью
словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей и (или) законных
представителей)

правила

информационной

безопасности

при

поиске

информации
в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем,
самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
10.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать

устные

(описание,

рассуждение,

повествование)

и

письменные (повествование) тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
10.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
10.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевых
ошибок.
10.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения
совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения

промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать
действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс
и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
на родном (кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные
образцы.
10.3. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке. К концу обучения во 2 классе
обучающийся научится:
читать
увеличивая

целыми

словами

скорость

чтения

или
в

выражениями
соответствии

вслух,
с

постепенно

индивидуальными

возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
выборочного и смыслового чтения;
строить

короткое

монологическое

высказывание

(краткий

или

развернутый ответ на вопрос учителя);
слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять
прозвучавшие ответы новым содержанием;

работать

в

паре (малой группе) над элементарным анализом

прочитанного произведения;
составлять модели речи типов описание, рассказ;
пополнять активный словарный запас;
оценивать и характеризовать героев произведения;
выделять части текста по предложенному плану;
моделировать свою речь по типу сказки;
наблюдать за развитием сюжета в произведении;
выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
составлять план прозаического произведения;
называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов
кабардинской литературы;
знать названия изученных произведений, кратко пересказывать их
содержание;
читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
10.4. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 3 классе
обучающийся научится:
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
повторного просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного
текста;
составлять самостоятельно вопросы по содержанию прослушанного
или прочитанного текста;
использовать

выразительные

средства

языка

в

собственном

монологическом высказывании;
выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать
их, использовать средства речевого этикета в общении;

называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений,
перечислять названия их произведений и кратко пересказывать содержание
текстов;
составлять

план

собственного

монологического

высказывания,

соблюдать его связность и логичность;
слушать

высказывания

собеседника,

отвечать

на

его

вопросы

и аргументировать свою точку зрения;
находить в прочитанном тексте нужную информацию;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
10.5. Предметные результаты изучения литературного чтения на
родном (кабардино-черкесском) языке». К концу обучения в 4 классе
обучающийся научится:
разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
пересказывать содержание основных литературных произведений,
изученных в классе, называть их авторов;
обосновывать своё высказывание о литературном произведении или
герое, подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;
использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных
задач (чтение согласно рекомендованному списку, подготовка устного
сообщения
на определённую тему);
общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения о героях
прочитанных

произведений

и

тактично

воспринимать

мнения

одноклассников;
читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);

работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в
тексте произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно
пополнять активный словарный запас;
самостоятельно работать с разными источниками информации (включая
словари и справочники разного направления)

Тематическое планирование
№

Разделы

Кол-во

Разв

Тематич-

часов

итие

ие тесты

Проекты

Внекл.ч
т-е

речи

1класс
1

Добукварный период.

10

Азбукэм ипэ ит лъэхъэнэ.
2

Букварный период.

77

Азбукэр щадж лъэхъэнэ.
3

Послебукварный период.

12

Азбукэ нэужь лъэхъэнэ.
99
2класс
1

Хэзыгъэгъуазэ

2

2

Адыгэ 1уэры1уатэ.

3

3

Ди ныбжьэгъуф1

6

1

1

1

псэущхьэхэр.
4

Бжьыхьэ.

4

5

Щ1ымахуэ.

5

6

Лэжьыгъэр гуф1эгъуэщ.

1

1

1

7

Гъатхэ

5

1

1

26

4

1

1

3

34
3 класс
1

хэзыгъэгъуазэ

1

2

Адыгэ 1уэры1уатэ

5

3

Дыкъэзыухъуреихь дунейр.

1

4

Бжьыхьэ

2

5

Сабийхэм я хьэл-щэнхэр

2

6

Щ1ымахуэ

3

7

Лэжьыгъэм ц1ыхур

7

егъэлъап1э.Гъатхэ.
8

Хэкур хъумэныр къалэн

1

1

1

1

3
2

лъап1эщ.
9

Гъэмахуэ

2

10

Гъэ псом зэджам

1

1

къытегъэзэжын
Псори

29

1

1

3

34
4класс
1

Адыгэ 1уэры1уатэ

5

2

Бжьыхьэ

2

3

Щ1ымахуэ

2

4

Зэныбжьэгъугъэ

3

1
1
1

5

Си Хэку

2

6

Гъатхэ

2

7

Щремы1э зауэ.

2

1

8

Псэущхьэхэмрэ

2

1

1

къэк1ыгъэхэмрэ
9

Сабиигъуэм и лъахэ

3

10

Гъэмахуэ

5

псори

28

3

1

2

34

. 2 класс Анэдэлъхубзэ.(Литературное чтение на кабардино- черкесском
языке)
№

Урокым и темэр

с.б
ж

1

Къэжэр Петр «Сабиигъуэ» усэр. 1
Хьэц1ык1у Хьэсэн " Ныбжьэгъу
пэж"усэр.

2

Джэрыджэ Арсен "Адыгэбзэ"усэр.

3

1уэры1уатэ.Къуажэхьхэр.
1
Псалъэжьхэр.
Псынщ1эрыпсалъэхэр. Нэщэнэхэр.
Сабий джэгук1эхэр.

4

Таурыхъхэр,псысэхэр.
1
«Дыгъужьыр,бажэр,
адакъэр.»
псысэр.
«Аслъэнымрэ
Дзыгъуэмрэ»псысэр.

5

"Мыщэмрэ
Бажэмрэ"таурыхъыр. 1
"Бажэмрэ Кърумрэ" урыс таурыхъ.

1

Щек1уэк1ын
ур

Щек1уэк1ар

6

Хьэту Пётр «К1эпхъ» усэр

7

Къардэн Бубэ «Хьэту ц1ык1урэ 1
Жэмалрэ
жыг
зэрагъэк1ар»
рассказыр.

8

Къагъырмэс
Борис
«Ди 1
кхъужьейр» усэр. Абыт1э Хъызыр
«Бжьыхьэ» усэр.

9

Брай Адэлбий
рассказыр.

10

Нало Заур «Бжьыхьэр бейщ» усэр. 1
Бзэгъэбзэращхъуэк1эплъык1эхэр
. Зыкъэпщытэж.

11

Ди ныбжьэгъуф1 псэущхьэхэр.

"Мэз

1

лъапэм" 1

1

Абыт1э Владимир
«Си бажэ"»
усэр. Къармокъуэ Хьэмид «Хьэмрэ
мыщэмрэ » тхыгъэр.
12

Жаным
Борис«
Къуалэбзу 1
пшыналъэ» усэр. К1уант1э 1эзид
«Джэджьейм и 1эмалыр» тхыгъэр.

13

Шэрджэс
Алий
"Парийрэ 1
К1ущэрэ"усэр.
К1эщт
Мухьэз
«Шырэ» усэр. Къагъырмэс Борис
«Цыжьбанэ» усэр.

14

Щ1ымахуэр
щ1ы1эми,зэман 1
дахащэщ. «Япэ уэс» тхыгъэр.
Къардэн Бубэ «Уэсыр джэдыгущ.»

15

Аф1эунэ Лиуан «Щ1ымахуэ» усэр 1
Щ1ымахуэ
зэманыр.
Къэзан
Фатимэ «Гуф1эгъуэ» усэр.

16

Журт Биберд «Бацэ» рассказыр

17

Щоджэнц1ык1у
«Илъэсыщ1э» усэр

18

Жаным Борис "Бзуупц1э"рассказыр 1

19

Лэжьыгъэр гуф1эгъуэщ. Аф1эунэ 1
Лиуан "Щ1ылъэмрэ уафэмрэ" усэр.

1

1эдэм

Къэжэр Пётр "1эщ1агъэл1"усэр.
20

Джаурджий
Хьэтыкъэ
«Нанэ» 1
рассказыр.
Къагъырмэс
Борис
«Бжэндэхъухэр згъэгуф1энщ» усэр.

21

Хьэнфэн Алим
«Дыкъуэнагъ 1
насыпыф1э»рассказыр

22

Нало
Заур«Зулий
рассказыр.

23

Хьэщыкъуей Олег «Хэт ар?» усэр.

24

Къардэн Б. «Ныбжьэгъу пэж» 1
рассказыр.Бзэгъэбзэрабзэ
щхъуэк1эплъык1эхэр.Зыкъэпщы
тэж.

25

Хэкум дрогушхуэ. Нэгумэ Умар " 1
Ди Хэкур" тхыгъэр.

26

Нэгумэ
Умар
сыщохьэщ1э" усэр.

27

Щоджэнц1ык1у Алий " Сабиигъуэ" 1
усэр, Шорэ Ахьмэд " Сыт
насыпыр?".

28

Гъубж Мухьэдин «Пщэджыжьыр 1
къуажэм"» тхыгъэр,Ахъмэт Му1эед
"Сощ1 сурэт" усэр

29

Къытхуеблагъэ, гъатхэ! Аф1эунэ 1
Лиуан " Гъатхэр къэсыжащ".
Къардэн Б. " Си мамэ дыщэ"
тхыгъэр.

30

Нало Заур " Лиуан и бдзэжьей 1
ещэк1эр" тхыгъэр.

31

Къэжэр Пётр " Си мамэ", Щоджэн 1
Леонид "Хьэсэн ", Аф1эунэ Лиуан "
Гъатхэ" усэхэр.

32

Бозий
Лудин
"
Мы1эрысэ 1
дыщафэхэр" рассказыр.

и

"

жыг» 1
1

Къалэм 1

33

Щамырзэ
!эмырбий
тхыгъэр. Зыкъэпщытэж.

"Нанэ" 1

34

Гъэмахуэ тхъэжыгъуэ.Аброкъуэ 1
Бэллэ "Бжьэпэм"тхыгъэр. К1эщт
Мухьэз
"Жыгхэр мэ1ущащэ"
усэр. Ушинский Константин
"Мэз ц1ык1ум " таурыхъыр.

Литературное чтение на кабардино-черкесском языке (родном) 3кл.

№

Сыхьэт
бжыгъ.

Темэхэр

зэманыр
щаджы
нур

Ди Хэкур.
1

Ди Хэкур.

1

2

1уэры1уатэ. Псалъэжьхэр.

1

3

Къуажэхьхэр. ПсынщIэрыпсалъэхэр.

1

4

Сонэ А "Насып" хъыбарыр

1

5

"Шыкъумц1ий "псысэр.

1

6

Жырыкъ Заур "Дыгъужь к1эн" таурыхъыр

1

7

Зыкъэпщытэж.
Бзэгъэбзэрабзэ 1
щхъуэк1эплъык1эхэр. ЩоджэнцIыкIу 1
"Бжьыхьэ" тхыгъэр

8

Хьэх Сэфарбий
тхыгъэр.

9

К1уант1э 1. "Тхьэк1умэк1ыхь шырымрэ 1

«Щыхьым

и

жыг» 1

щаджар

блэмрэ"
Къагъырмэс Б. "Ди мэзым " усэр
10

Журт Б. "Джэджьей щ1ыху ц1ык1у" 1
рассказыр.(внекласснэ еджэныгъэ)1

11

Аф1эунэ Л. " 1эбу ц1ык1у"
(Внекласснэ еджэныгъэ.)2

1612

усэр 1

Нало З " Пц1ы бупсмэ,уи пэжри я ф1эщ 1
хъужыркъым"

13

Щоджэн Л. " Дадэ и нэгъуджэ" усэр

14

Бзэм
зегъэужьын
.Бзэгъэбзэрабзэ 1
щхъуэк1эплъык1эхэр.1

15

Аф1эунэ Л. "Япэ уэс" усэр

1

16

Хьэнфэн А. " Гуф1эгуэш" усэр.

1

17

Мэлей Ф. " Уэс гуащэм и удз гъэгъахэр" 1
псысэ

18

" 1уэху ц1ык1у щы1экъым..." хъыбар.

19

" Дыщэ сом " таурыхъ.

1

1
1

20

Мэзыхьэ Б. "Уэт л1ы!"

1

21

Дэбагъуэ М " Пхъащ1э ц1ык1у" усэр.

1

Дэрыджэ А. " П1ыт1э щхьэхынэ" усэр.
22

Щомахуэ А " Щ1алэф1" усэр

1

23

Хьэх С."1ущ ц1ык1у" хъыбарыр.

1

24

Хьэгъундокъуэ Р. " Космонавт ц1ык1у" 1
усэр. Зыкъэпщытэж.

25

Хьэнфэн А. " Къэхутак1уэ ц1ык1у" 1
тхыгъэр,(.Внекласснэ еджэныгъэ)3

26

Къуныжь Хь. "Март мазэ"тхыгъэр,

1

27

1ут1ыж Б. " Гъэрэ щ1ырэ" усэр.

1

28

Мэз А. " Мыщэ жейнэд" усэр,

1

29

"Зауэм и 9-р тек1уэныгъэм и махуэщ" 1
тхыгъэр.

30

Елгъэр К. "Тек1уэныгъэм и махуэшхуэ" 1
усэр. Зыкъэпщытэж.

31

Тхьэмокъуэ Б. " Хьэрун дадэрэ Т1алэ 1
ц1ык1урэ "тхыгъэр.

32

, Хьэх С. " Къалэм къик1а щ1алэ 1
ц1ык1у"тхыгъэр.

33

Проект лэжьыгъэ

1

Къытегъэзэжыныгъэ.

1

3434

4 . Литературное чтение на кабардино-черкесском языке
(родном)
4 класс.
Урок
бжыгъ.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темэхэр

Уи анэбзэр гъаф1э.
Л1ымрэ жыгымрэ.
Пц1ащхъуэ ц1ык1у.
Мыщэ и къуэ Батыр.
Хэт и хъуп1э.
Бзэм зегъэужьын.
Пхъэхуей жыг.
Бжьыхьэпэ.
Щ1ымахуэм.
Илъэсыщ1э

Сыхьэт
Зэманыр
бжыгъэ Щек1у Щек1уэ
р
э
к1ар
к1ыну
р
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Щ1ымахуэ
пхъэщхьэмыщхьэхэр.(внекласснэ
еджэныгъэ
Т1ум т1у хэплъхьэмэ.
Ныбжьэгъу уи1эну ухуеймэ.
Сыт джэдум шха нэужь зыщ1итхьэщ1ыр?
Проект лэжьыгъэ.
Хъерлы зыгъэп1ейтейр.
Си Хэку,уэращ си гъащ1эр.
Адэжь щ1ыналъэ.Шагъдий.
Гъатхэ.
Гъатхэ теплъэгъуэхэр.Анэ.
Мэз дохутырхэр.Лэгъупыкъу.
Мишэ и анэр къигъуэтыжащ
Сурэт.Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар.
Сосрыкъуэ
маф1эр
къызэрихьар.(Внекласснэ еджэныгъэ.)
Си1эщ сэ жыг ц1ык1у
Щыхь хьэщ1э.
Бзэм зезыгъэужь лэжьыгъэхэр.
Блулэ.
Лъапсэ быдэ.
Нэмыс.
Бзэм зезыгъэужь лэжьыгъэхэр.
Бжьа1уэм.
Гъэмахуэ.
Пшэ ц1ык1у
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».