РП ВД профориентация 5 кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9,
l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.11 17:27:32 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир профессий»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 5 класса

НАЛЬЧИК 2023
1

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса
в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни,
его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения,
т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть
немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с
разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает условия для
исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии,
расширяет представления учащихся о социо-культурных особенностях и значении для общества
профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогическое.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для
учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои
способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих
способностей.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
•

познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

•

развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;

•

содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;

•

формировать положительное отношение к труду и людям труда.

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для
развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирования учебной деятельности.
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мир
профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её педагогами,
занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной
работой, социальной адаптацией детей.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в 5 классе - 34 ч. в год.
2

Форма организации детского коллектива – классная.
Всего программа содержит 34 часа.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие
образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном
учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации
социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной
программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
учащегося. Это проявляется:
− в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
− в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной
организацией в рамках модуля «Профориентация» программы воспитания;
− в возможности комплектования разновозрастных групп для организации
профориентационной деятельности школьников, воспитательное значение которых
отмечается в примерной программе воспитания;
− в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
•

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;

•

мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какойлибо профессиональной деятельностью;

•

поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность,
самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:

•

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану.
3

•

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.

•

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.

•

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:

•

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.

•

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:

•

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста).

•

Слушать и понимать речь других.

•

Средством формирования этих действий
(побуждающий и подводящий диалог).

•

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).

служит

технология

проблемного

диалога

Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение в мир профессий – 4ч. Понятия: труд, профессия, ремесла, плотник, столяр,
профессия – работа, мастер своего дела. Проблемная ситуация: почему исчезают
профессии?
2. Разнообразие мира профессий – 29ч. Медицинские профессии, Профессии сельской
местности. Профессии, связанные с природой. Мир юридических профессий.
Социальные профессии. Творческие профессии. Кто находится на службе. Профессии,
связанные с техникой и транспортом. Профессии сферы услуг
3. Итоговые занятия – 3ч. Представление мини-проектов. Выступление учащихся.

4

Тематическое планирование

№
п/п

Название
раздела, темы

Колво

Основное содержание

часов
Введение в
мир
профессий

2

1.

Понятия: труд, профессия, ремесла,
плотник, столяр, профессия – работа,
мастер своего дела.
Рассмотреть следующий материал:
Откуда взялись ремесла. Почему
человек трудится?Что человек может
сделать своими руками, а что доверить
мастеру?
Может ли человек обеспечить себя
всем необходимым сам?
Специализация труда.
Какие профессии ты знаешь?
Зачем нужны заводы, фабрики,
комбинаты? Почему нужна
специальная организация труда?
Произведение Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?»

Из истории
профессий

2

2.

3

4

познавательная
деятельность;
обучение проблемноценностной дискуссии;
отбор и сравнение
материала по
нескольким источникам;
работа с дополнительной
литературой;
анализ проблемных
ситуаций.

Произведение В. Маяковского «Кем
быть?».

Преобразование личного
опыта и имеющихся
знаний в
информационный
материал, оформление,
подтверждение.

Проблемная ситуация: почему
исчезают профессии?

обучение проблемноценностной дискуссии;

Забытые профессии: глашатаи, тапер,
шарманщик, продавец пиявок,
водонос, развозчик льда, машинистка,
телефонистка, извозчик и мн.др.

Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.

О профессиях, которые устарели,
утратили свою необходимость.
.
Медицинские
профессии.

Характеристики
деятельности
обучающихся

У истоков медицины, или Клятва
Гиппократа.
Люди в белых халатах. Разнообразие
медицинских специальностей.
Больница, поликлиника, ФАП,
станция скорой помощи, аптека.
Спец машины, спец техника.
Почему в медицине нужен инженер?
Главные помощники врача:
медицинская сестра, лаборант,
санитар.
Профессия фармацевт.

Поиск информации в
интернете,
справочниках, доп.
литературе.
Инструкция для
подготовки минипроекта в группах,
разработка опорного
плана, требования к
оформлению
Собирать и оформлять
информацию.
Учебный проект.
5

Где можно получить такую
профессию?
Профессии
сельской
местности.

4

Профессии,
связанные с
природой

2

Мир
юридических
профессий.

4

Социальные
профессии

4

Творческие

4

4

5

6

7

профессии.

Профессия фермер.
Профессия агроном.
Профессии животновод, пчеловод,
ветеринар.
Профессия мелиоратор.
Специальная техника в профессии.
Где можно получить такую
профессию?
Лесничество. Зоологи. Орнитологи.
Геологи. Биологи. Другие.

Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Профессии адвокат, прокурор.
Поисковая работа с
Профессии юрист, нотариус.
текстом.
Где можно получить такую
Собирать и оформлять
профессию?
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.
Профессии: воспитатель, учитель,
Встречи с людьми
тренер, психолог, социальный педагог, разных профессий
логопед, журналист.
Собирать и оформлять
информацию.
Где можно получить такую
Учимся брать интервью
профессию?
и оформлять материал.
Профессии: художник, поэт, дизайнер,
флорист
Профессии: композитор, музыкант,
актер. режиссер.

8

Сбор и анализ
информации.
Учимся брать интервью.
Встречи с людьми
разных профессий
Собирать и оформлять
информацию.
Учимся брать интервью
и оформлять материал.

Где можно получить такую
профессию?

Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.
Интервью у
представителей
профессии.

Кто
находится на
службе.
9

3

Профессии, которые обеспечивают
порядок,
безопасность,
защиту
населения
(военные,
полиция,
пожарные, МЧС служба).
Специальная техника (связанные с ней
профессии).
Где
можно
получить
такую
профессию?

Поиск информации в
Интернете,
справочниках,
доп.литературе.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.

6

Интервью у
представителей
профессии.
Профессии,
связанные с
техникой и
транспортом.

2

10

Летчик, водитель транспорта,
водитель пассажирского транспорта,
машинист, капитан морского суда и
др.
Произведения художественной
литературы на тему.
Где можно получить такую
профессию?

Профессии
сферы услуг

2

11

Почему возникла сфера услуг?

обучение проблемноценностной дискуссии;
Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.
Учимся собирать
информацию и
оформлять результат.

Почему говорят «золотые руки»?

Просмотр и обсуждение
учебных фильмов,
презентаций, роликов.

Профессии: парикмахер, продавец,
мастер по ремонту (авто, бытовой
техники и т.д.), другие профессии этой
сферы.

Учимся собирать
информацию и
оформлять результат
(проект).

Пословицы и поговорки на тему
труда, мастерство, трудолюбие.
Где можно получить такую
профессию?
12

13

Проектные
выступления

2

Уроквикторина

1

ИТОГО

34

Представление мини-проектов.
Презентация проектов.
Выступление учащихся.
Выставка.
Выставка коллажей.
Создание папки «Ярмарка профессий».
Викторина «Мир профессий»
Командная работа

7

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы организации
занятия внеурочной
деятельности

Календарные
сроки
план

1

2
3
4

5
6

7

8
9

10

11

12

13

14

факт

Раздел 1. Введение в курс
Введение в мир профессий
1
Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая
ситуация.
Введение в мир профессий
1
Урок-игра.
Из истории профессий
1
Проблемно-познавательный
урок.
Из истории профессий
1
Урок-викторина. Обучение
« Как возникли
проектной деятельности
профессии?»
Раздел 2. Разнообразие мира профессий
Медицинские профессии
1
Урок-лекция
«Важная профессия -врач»
Медицинские профессии
1
Проблемно-ценностная
«Люди в белых халатах»
дискуссия с участием
внешних экспертов (Врач
школы»
Медицинские профессии
1
Урок-игра
Какие профессии медицины
мы знаем.
Профессии наших предков
1
Обучение проектной
деятельности
Профессии, связанные с
1
Проблемно-ценностная
природой. Лесничество.
дискуссия
Зоологи. Орнитологи.
Геологи. Биологи.
Профессии, связанные с
1
Урок-экскурсия
природой
Астрономия наших дней.
Экскурсия в планетарий
Профессии сельской
1
КТД (коллективноместности. «Разговор о
творческое дело) дискуссия
важных профессиях в
сельской местности»
Профессии сельской
1
Урок-викторина.
местности. «Строительный
поединок»
Профессии сельской
1
Проблемно-ценностная
местности. «Труд на
дискуссия
радость себе и людям».
Профессии сельской
1
Занятие с элементами игры
местности. «Угадай
профессии». Профессии
животновод, пчеловод,
ветеринар.
8

15

16

17

18
19

20

21

22

23

24
25

26

27
28

29

30

31

Мир юридических
1
Проблемно-ценностная
профессий
дискуссия
«Адвокат»
Мир юридических
1
Урок-экскурсия
Профессий. «Кто такой
юрист?»
Мир юридических
1
Сюжетно-ролевая
профессий. «На страже
продуктивная игра
закона.» .
Мир юридических
1
Урок-викторина. Обучение
профессий.
проектной деятельности
Социальные профессии
1
Проблемно-познавательный
. Что? Где? Когда?
урок
Информация о социальных
профессиях.
Социальные профессии.
1
Познавательная беседа
«Профессии с большой
перспективой».
Социальные профессии
1
Урок-викторина. Обучение.
«Почтовая связь в нашей
стране». Почта нужна всем.
Социальные профессии.
1
Урок-экскурсия
Профессии: воспитатель,
учитель, тренер, психолог,
социальный педагог,
логопед, журналист.
Творческие профессии.
1
Проблемно-познавательный
«Известные писатели моей
урок
республики»
Творческие профессии
1
Проблемно-познавательный
«Профессия- дирижер»
урок
Творческие профессии
1
ИнформационноПрофессии: художник, поэт,
познавательный урок
дизайнер, флорист
Кто находится на службе
1
Проблемно-познавательный
«Военные- что мы знаем о
урок
профессии»
Кто находится на службе
1
Урок-викторина. Обучение
«Служба в МЧС»
проектной деятельности
Кто находится на службе.
1
Познавательная беседа
«Кто служит в пограничных
войсках?»
Профессии, связанные с
1
Проблемно-познавательный
техникой. «Человекурок
техника».
Профессии, связанные с
1
Проблемно-познавательный
техникой. «Программист»
урок
Раздел 3. Итоговые занятия
Проектные выступления.
1
Урок-конференция
«Моя мечта о будущей
9

32

33

34

профессии».
Проектные
выступления
«Почему возникла сфера
услуг?»
Проектные выступления
«Рассказ о профессиях
будущего»
Подведение итогов.
«Проблемная ситуация:
почему исчезают
профессии?»

1

Урок-конференция

1

Урок-конференция

1

Интеллектуальный марафон
Командная работа.
Подведение итогов

Всего 34 ч.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».