РП ВД становлюсь грамотным 2 кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок,
д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.11 17:33:00 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 2 класса
Автор: Гуртуева Мариям Хашимовна

НАЛЬЧИК 2023

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Становлюсь грамотным читателем:
читаю, думаю, понимаю» составлена на основе авторской программы обучению
смысловому чтению М.К. Антошина и предназначена для реализации на начальном уровне
образования и составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ПООП НОО.
Методологическая основа программы – системно-деятельностный подход.
Цель программы – формирование у обучающихся полноценного устойчивого
навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задача программы – полноценное развитие технической и смысловой сторон
чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста
и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика предметов,
определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснения их значения с опорой на
контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над
художественной деталью, анализ языка произведения – средств выразительности.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу,
направленную на развитие: дыхания, артикуляционного аппарата, дикции, интонационного
строя речи.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 учебный год , 1 час в неделю, 34 ч. в год
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
Примерной программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие учащегося.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
•
•

•
•

Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира
и самого себя.
Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой
культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций.
Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры

и мировосприятия;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
•
•
•
•

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

элементарно интонировать при чтении;
использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного
текстов, осмысливать, излагать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из
текста;
задавать вопросы к фактическому содержанию текста;
самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль
прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев;
пересказывать повествовательный текст;
составлять план повествования (вопросный, номинативный) под руководством
учителя;
находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание,
сравнение), понимать их роль в произведении;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием
словарей.

Коммуникативные УУД:
•
•
•
•
•

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Содержание курса внеурочной деятельности
Средства художественной выразительности (эпитет, метафора, описание, сравнение).
Прогнозирование названия произведения. Эмоциональная оценка произведения.
Интонация. Сюжет. Характеристика героя. Анализ нравственного содержания.
Выразительное чтение по ролям. Составление вопросов к произведению. Литературное
творчество (продолжение сказки, рассказа). Словари и энциклопедии, поиск
информации. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка. Поиск нужной информации в
Интернет (сайты www.slovari.ry, www.gramota.ru). Художественные и научнопознавательные тексты (сопоставление). Художественный приём – омофоны.
Скороговорки.
Тематическое планирование
класс

2
№

Тема занятия

Кол-во
Виды деятельности обучающихся
часов
1. Стихотворение И. Асеевой
1
Формирование эмоциональной оценки
«С
Днём
знаний»
стихотворения.
Анализ
содержания
Готовимся
к
стихотворения.
Анализ
средств
выразительному чтению.
художественной
выразительности:
эпитеты, метафора. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного
строя
речи.
Выразительное чтение. Взаимная оценка.
2. Стихотворение
1
Г.
Прогнозирование названия произведения.
Ладонщикова «С добрым
Формирование эмоциональной оценки
утром!».
Готовимся
к
стихотворения.
Словарная
работа.
выразительному чтению.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного
строя
речи.
Выразительное чтение.
3-5 Удмуртская
сказка
3
Формирование эмоциональной оценки
«Берёзка-красавица»
сказки. Анализ сюжета. Составлениеплана
и подготовка к пересказу.
Характеристика
героев.
Анализ
нравственного
содержания
сказки.

Готовимся к чтению по
ролям сказки «Берёзкакрасавица»

1

7-8 Китайская сказка «Жадный
Ча»

2

Научно-познавательный
текст «Дракон». Готовимся
к выразительному чтению
сказки «Жадный Ча»

1

10- Чувашская сказка «Откуда
11 взялась река»

2

12. Экскурсия в библиотеку

1

13. Готовимся к постановке
сказки «Откуда взялась
река»

1

14. Занятие в компьютерном
классе

1

15. Рассказ
Н.
Сладкова
«Воздушный замок»

1

16. Научно-познавательный
текст «Паук-серебрянка»

1

17. Готовимся
к
выразительному
чтению
рассказа
Н.
Сладкова
«Воздушный замок»

1

6.

9.

Определение главной мысли. Логические
упражнения. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного
строя
речи.
Выразительное
чтение
по
ролям.
Взаимная оценка.
Формирование эмоциональной оценки
сказки. Анализ сюжета. Составлениеплана
и подготовка к пересказу. Анализ
нравственного
содержания
сказки.
Определение главной мысли. Творческое
задание: придумать свой финал сказки.
Составление вопросов к сказке.
Составление
вопросов
к
научнопознавательному
тексту.
Развитие
технической
стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного
строя
речи.
Выразительное чтение отрывка из сказки.
Взаимная оценка.
Анализ сюжета. Анализ нравственного
содержания сказки. Составление плана и
подготовка к пересказу. Словарная
работа.
Работа со словарями и энциклопедиями.
Поиск словарей и энциклопедий в
каталоге. Поиск нужной информации в
словарях и энциклопедиях.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного строя речи. Игра
«Читаем цепочкой». Инсценировкасказки.
Взаимная оценка.
Поиск нужной информации в Интернет.
Работа с электронными словарями и
энциклопедиями для школьников.
Актуализация
знаний
об
авторе.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной
оценки
рассказа.
Выявление
и
анализ
средств
художественной
выразительности:
описание, сравнение. Словарная работа.
Сопоставление
художественного
и
научно-познавательного
текстов.
Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного строя речи. Игра
«Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение. Взаимная оценка.

18- Рассказ
Н.
Сладкова
19 «Болтливые окуни»

2

20. Готовимся к чтению по
ролям рассказа Н. Сладкова
«Болтливые окуни»

1

21. Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

22. Готовимся к чтению по
ролям рассказа В. Осеевой
«Долг»

1

23. Рассказ
В.
«Картинки»

Осеевой

1

24. Подготовка
к
выразительному
чтению
рассказа
В.
Осеевой
«Картинки»
25- Рассказ Л. Каминского
26 «Послушный Петя»

1

27. Подготовка к чтению по
ролям
рассказа
Л.
Каминского «Послушный
Петя»

1

28. Стихотворение
Бродского
двойки»

И.
«История

1

29. Готовимся
к
выразительному
чтению
стихотворения
И.
Бродского
«История
двойки»
30- Рассказ В. Голявкина «Вот
32 что интересно!»

1

2

3

Анализ
сюжета
рассказа.
Анализ
нравственного
содержания
рассказа.
Словарная работа. Определение главной
мысли рассказа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного строя речи. Игра
«Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение по ролям. Взаимная оценка.
Анализ
нравственного
содержания
рассказа. Составление вопросов крассказу.
Творческое задание: придумать свой
финал рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Развитие
интонационного
строя
речи.
Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Анализ
нравственного
содержания
рассказа. Формирование эмоциональной
оценки рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли рассказа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Актуализация
знаний
об
авторе.
Формирование эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средств художественной
выразительности: описание и сравнения.
Анализ
содержания.
Работа
над
художественным приёмом (омофоны).
Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения.
Анализ
содержания.
Анализ нравственного содержания.
Формулирование главной мысли.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок. Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение. Взаимная оценка.
Актуализация знаний об авторе. Анализ
сюжета рассказа. Характеристика героев
рассказа.
Анализ
нравственного
содержания.
Словарная
работа.

33. Подготовка к чтению по
ролям отрывка рассказа В.
Голявкина
«Вот
что
интересно!»

1

34. Стихотворение З. Письман
«В
летние каникулы».
Готовимся
к
выразительному чтению.

1

34 ч.

Определение главной мысли рассказа.
Составление плана и подготовка к
пересказу. Составление вопросов к
рассказу.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок. Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение по ролям. Взаимная оценка.
Формирование эмоциональной оценки
стихотворения.
Анализ
содержания.
Анализ
средств
художественной
выразительности: сравнения. Составление
своих сравнений. Словарная работа.
Развитие технической стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок. Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение. Взаимная оценка.

Календарно - тематический план
№

Тема занятия

1.

Стихотворение И. Асеевой
«С
Днём
знаний»
Готовимся к выразительному
чтению.
Стихотворение
Г.
Ладонщикова
«С
добрым
утром!».
Готовимся
к
выразительному чтению
Удмуртская сказка «Берёзкакрасавица»

1

Выразительное
чтение. Взаимная
оценка.

1

Выразительное
чтение.

3

4.

Готовимся к чтению по ролям
сказки «Берёзка- красавица»

1

5.

Китайская сказка «ЖадныйЧа»

2

6.

Научно-познавательный текст
«Дракон».
Готовимся
к
выразительному чтению сказки
«Жадный Ча»
Чувашская сказка «Откуда
взялась река»
Экскурсия в библиотеку

1

Анализ
нравственного
содержания
сказки
Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Составление
вопросов к сказке.
Выразительное
чтение отрывка из
сказки.
Взаимная
оценка.
Словарная работа.

Готовимся к постановке сказки
«Откуда взялась река»
10. Занятие
в компьютерном
классе

1

2.

3.

7.
8.

9.

11.
12.
13.

Рассказ
Н.
Сладкова
«Воздушный замок»
Научно-познавательный текст
«Паук-серебрянка»
Готовимся
к
выразительному
чтению
рассказа
Н.
Сладкова
«Воздушный замок»

Кол-во
часов

2
1

1

Дата изучения
учебного
материала

Виды деятельности
обучающихся

Поиск нужной
информации в
словарях и
энциклопедиях.
Инсценировкасказки.
Взаимная оценка.
Поиск нужной
информации в
Интернет.Работа
с
электронн
ыми
словарями
и

1

энциклопедиями для
школьников.
Словарная работа.

1

Словарная работа.

1

Выразительное
чтение. Взаимная
оценка.

14.

Рассказ
Н.
Сладкова
«Болтливые окуни»

2

15.

Готовимся к чтению по
ролям рассказа Н. Сладкова
«Болтливые окуни»
Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

16.

1

17.

Готовимся к чтению по
ролям рассказа В. Осеевой
«Долг»

1

18.

Рассказ
В.
«Картинки»

1

19.

20.
21.

22.
23.

24.

25.

26.

Осеевой

Подготовка
к
выразительному
чтению
рассказа
В.
Осеевой
«Картинки»
Рассказ Л. Каминского
«Послушный Петя»
Подготовка к чтению поролям
рассказа
Л.
Каминского
«ПослушныйПетя»
Стихотворение
И.
Бродского «Историядвойки»
Готовимся
к
выразительному
чтению
стихотворения
И.
Бродского «Историядвойки»
Рассказ В. Голявкина «Вотчто
интересно!»

1

Подготовка к чтению поролям
отрывка рассказа В. Голявкина
«Вот что интересно!»
Стихотворение З. Письман
«В
летние
каникулы».
Готовимся
к
выразительному чтению

2

Определение
главноймысли
рассказа.
Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа.
Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа.
Сопровождающее
чтение.

2

Словарная работа.

1

Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Формулирование
главной мысли.
Выразительное
чтение. Взаимная
оценка.

1
1

3

1

Анализ
нравственного
содержания.
Словарная работа
Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение. Взаимная
оценка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».