РП ВД Функциональная грамотность 6 кл

Министерство просвещения и науки
Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2023г

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Джаппуева Л.Х.
Приказ № 158 от 29.08.2023г

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9,
l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.12 18:23:08 +03'00'

Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»

Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю: 1 час
Адресат: обучающиеся 6 классов
Автор: Абидова Римма Исмеловна

НАЛЬЧИК 2023

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего
образования
(Утвержден
приказом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года
№ 1897) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014
N 1644"О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования)";
3. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении
федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»
от 12 мая 2011 г. № 03–2960
Актуальность курса определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед
личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные
отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать,
анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи программы:
− развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных,
непривычных)
и
эффективных
(действенных,
результативных,

экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или
эффектного
(впечатляющего,
вдохновляющего,
необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
− развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового
благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни (финансовая грамотность);
− развитие способности формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах; включать математические
рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и
инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания
роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину (математическая грамотность);
− развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения
вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать,
каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому
достоинству (глобальные компетенции).
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на один год. Согласно учебному плану ОО на освоение данного курса
отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год
Программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации
внеурочной деятельности в 5-х классах на уровне основного общего образования
по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Планируемые результаты изучения курса
внеурочной деятельности

Метапредметные и предметные

Уровень
понимания и
применения

Грамотность
Читательская
Математическая
Естественнонаучная
применяет
применяет
объясняет и
извлеченную из математические
описывает
текста
знания для
естественнонаучинформацию для решения разного
ные явления на
решения разного рода проблем
основе
рода проблем
имеющихся
научных знаний

Финансовая
применяет
финансовые
знания для
решения
разного рода
проблем

Личностные
Читательская
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Грамотность
Математическая
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм
морали и
общечеловеческих ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей,
прав и
обязанностей
гражданина
страны

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения
поставленных перед учеником практических задач.

2.Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№

Тема занятия

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные
1. деньги». Фальшивые деньги: история и современность

2.
3.

Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.

4. Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для
5. чего нужно учиться?
6. Личные деньги
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы читательской грамотности»
№

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в эпическом
1. произведении
Древнерусская летопись как источник
2. информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
3. художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
4 содержащуюся в тексте?
5.
6.
7.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы математической грамотности»
№

Тема занятия

Числа и единицы измерения: время, деньги,
1. масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
2. прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
3. способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
4. разбиение на пары).
5. Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
6. Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на
Изучение свойств фигур: геометрические
7. фигуры на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
8. диаграммы, вычисление вероятности.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№

Тема занятия

Тело и вещество. Агрегатные состояния
1. вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
2. атома.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения
3. для измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
4. конденсация. Кипение.
5. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
6. Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

3. Учебно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№
Название раздела
п/п
1. Модуль:«Основы

2.

3.

4.

финансовой
грамотности»
Модуль:«Основы
читательской
грамотности»
Модуль:«Основы
математической
грамотности»
Модуль:«Основы
естественно- научной
грамотности»
Итого:

Всего
Из них
часов аудиторно внеаудиторно экскурсии
7
1,5
5,5
-

8

0,5

7,5

-

9

2

7

-

10

2,5

7,5

-

34

6,5

27,5

-

Общий годовой план работы составляет - 34 ч.,
из них: теоретических – 6,5 ч.,
практических – 27,5 ч.

4. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
Дата
проведения

№
п/п

1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.

9

10.

11.

Название раздела,
тема занятия

Кол-во
часов

Форма
организации
деятельности
обучающихся

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
1
Удивительные факты и
истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные
Беседы,
деньги». Фальшивые деньги:
диалоги,
история и современность
дискуссии.
1
Откуда берутся деньги?
Виды доходов.
Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это
Круглый стол,
зависит?
игра
1
Собственность и доходы от
нее. Арендная плата,
Круглый стол,
проценты, прибыль,
игра, квест.
дивиденты.
1
Беседы,
Социальные выплаты:
диалоги,
пенсии, пособия.
дискуссии.
1
Как заработать деньги?
Мир профессий и для
Викторина,
чего нужно учиться?
квест, квиз.
1
Личные деньги
Проект, игра.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
Определение основной темы
Беседа,
и идеи в эпическом
произведении
конкурс.
1
Древнерусская летопись как
источник
Круглый стол,
информации о реалиях
ролевая игра.
времени.
1
Сопоставление содержания
художественных
Работа в парах.
текстов. Определение
Игра в форме
авторской позиции в
«КВН»
художественных текстах.
1
Квест, круглый
Работа с текстом: как
стол.
понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

Примечание

12.

13.

14.

15.

16.

17

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Типы текстов: текстповествование (рассказ,
отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность.
Интерпретационные
задачи.

1

1

1

Круглый стол.
дискуссия,
Квест, игра
«Что? Где?
Когда?».
Беседа,
дискуссия в
формате
свободного
обмена
мнениями
Тестирование.

Работа с несплошным
текстом: таблицы и карты.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
1
Числа и единицы измерения:
Игра,
время, деньги,
обсуждение,
масса, температура,
практикум.
расстояние.
1
Вычисление величины,
применение пропорций
Исследовательс
прямо пропорциональных
кая работа,
отношений для решения
урокпроблем.
практикум.
1
Текстовые задачи, решаемые
Обсуждение,
арифметическим
урокспособом: части, проценты,
практикум,
пропорция, движение, работа.
соревнование.
1
Урок-игра,
Инварианты: задачи на
четность (чередование,
урокразбиение на пары).
исследование.
1
Урок-игра,
индивидуальна
Логические задачи,
я работа в
решаемые с помощью
парах.
таблиц
1
Обсуждение,
Графы и их применение в
урокрешении задач.
практикум.
1
Геометрические задачи на
построение и на изучение
Беседа, уроксвойств фигур:
геометрические
исследование,
фигуры на клетчатой бумаге,
моделирование
конструирование.
1
Элементы логики, теории
Обсуждение,
вероятности,
комбинаторики: таблицы,
урок-

диаграммы, вычисление
практикум,
вероятности.
проект, игра.
24.
1
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
25.
1
Тело и вещество.
Наблюдение
Агрегатные состояния
вещества. Масса. Измерение
массы тел.
26.
1
Лабораторная
работа.
Моделирование
Строение вещества. Атомы и
.
молекулы. Модели атома.
27,
2
Презентация.
28.
Учебный
Тепловые явления. Тепловое
эксперимент.
расширение тел.
Наблюдение
Использование явления
физических
теплового расширения для
измерения температуры.
явлений.
29.
1
Плавление и отвердевание.
Испарение и
Проектная
конденсация. Кипение.
работа.
30,
2
Обсуждение.
31.
Представления о Вселенной.
Исследование.
Модель Вселенной. Модель
Проектная
солнечной системы.
деятельность.
32.
1
Царства живой природы
Квест.
33, 34
2
Проведение рубежной
аттестации.
Тестирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».