РП литературное чтение 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ «Санаторно-лесная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________
Джаппуева Л.Х.
Рук.МО________________
Текеева Л.С. Приказ № 158
Ярцева Н.И.
от «30» августа 2023 г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.22 11:24:22 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 4 классов

Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Ярцева Н.И.

Нальчик

1

2023
Рабочая программа по литературному чтению
4 класс
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной
программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» (далее –
ФРП «Литературное чтение»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с
изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных
документов и научно-методических рекомендаций:
-Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы начального общего образования.
- Примерной программы «Литературное чтение. 1-4 классы» Л.Ф.
Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Голованова, к учебнику «Литературное
чтение» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А (учебнометодический комплект «Школа России»), Издательство «Просвещение».
- Основной образовательной программой начального общего образования
ГБОУ «Санаторно-лесная школа ».
- Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа »
на 2023-2024 учебный год.
- Положения о рабочей программе.
Рабочая программа ориентирована на использование Учебник: Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях.
Издательство "Просвещение".
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении
младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение
работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы
и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения
обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих

2

умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и
книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе
книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать
художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о
добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и
других стран.
Приоритетной целью обучения является формирование читательской
компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного
читателя, способного к использованию читательской деятельности как
средства самообразования.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение
следующих задач'.
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание
интереса к чтению и книге.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в
художественной литературе.
4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего
школьника; понимание духовной сущности произведения.
«Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном
развитии и воспитании младших школьников.
Национально-региональный компонент
Одним из важных принципов в образовании становится принцип
региональности, который заключается в опоре на культурные ценности,
национальные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а
также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих
в КБР.
Национально - региональный компонент в программе по литературному
чтению имеет цель: приобщение учащихся 4 классов к богатствам фольклора
народов Кабардино Балкарской Республики, к художественным
произведениям детских писателей и поэтов нашего края.
Основополагающими являются задачи:
формирование у младших школьников интереса к культуре народов
нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям;
усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства,
взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого

3

учебного предмета - произведений фольклора и детской литературы.
Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством
народов КБР имеет большое значение. Через произведения устного народного
творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.
В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о
победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость,
упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм.
Изучение литературы КБР немыслимо без изучения народных пословиц и
загадок. Народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре.
Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную
идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона
отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к
старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и
т.д.
Особое место отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о
родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях КБ народа.
Таким образом, изучение произведений, введенных в национально –
региональный компонент, предполагает развитие художественно - творческих
способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов,
иллюстраций к прочитанным произведениям.
Общая характеристика учебного предмета
Одной из приоритетных задач курса «Литературное чтение» в начальной
школе является формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к
использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Работа по формированию читательской компетенции реализуется по
следующим направлениям:
формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение
основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое,
просмотровое);
начитанность: знание изученных произведений, представление о
литературоведческих понятиях их использование и понимание;
знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в
учебных хрестоматиях для каждого класса;
умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам,
темам и т.д.); знание элементов книги;
навыки и умения собственно читательской деятельности,
обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку
художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого
искусства (на доступном школьникам уровне).
В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Литературное
чтение» отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

4

II. Содержание учебного предмета
Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети
читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи".
Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и
современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание
произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы
учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания,
заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10
произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по
выбору самого ученика.
"Вводный урок по курсу литературного чтения" (1 ч)
"Летописи. Былины. Жития" (8 ч)
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег
щит свой на вратах Цареграда...", "И вспомнил Олег коня своего...""Житие
Сергия Радонежского".
"Чудесный мир классики" (16 ч)
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча",
"Унылаяпора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб";
Л.Н. Толстой "Детство", "Как мужик убрал камень"; А.П. Чехов "Мальчики".
"Поэтическая тетрадь 1"(9 ч)
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А.
Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух
чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин
"В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние
сумерки танины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
"Литературные сказки" (11 ч)
В.Ф. Одоевский "Городокв табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное
копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и
розе".
"Делу время - потехе час" (7 ч)
ЕД. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные
реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
"Страна детства" (6 ч)
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с
еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
"Поэтическая тетрадь 2" (4 ч)
В Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки";
М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...,""Наши царства".
"Природа и мы" (10 ч)
Д.Н. Мамин- Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька";
М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И.
Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

5

"Поэтическая тетрадь 3" (6 ч)
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б.
Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
"Родина" (7 ч)
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина!
В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
«Страна "Фантазия"» (5 ч)
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие
Алисы".
"Зарубежная литература" (12 ч)
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М.
Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".

III. Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение»
Личностные
У учащегося будут сформированы умения:
• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к
малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине
среди героев прочитанных произведений;
• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым
местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов,
доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы
изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, урокиконкурсы и пр.);
• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и
произведения собственного сочинения;
• принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях
великих художников, поэтов и музыкантов».
Учащийся получит возможность для формирования умений:
• познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
• рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине,
о памятных местах своей малой родины;
• находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях,
совершивших подвиг во имя своей Родины;
• создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные
произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или
паре;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без
искажений, выразительно, выборочно и пр.);

6

осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план,
выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный
план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана,
приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать
замечания, конструктивно обсуждать недостатки
предложенного плана;
• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения
результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам,
проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными
критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме
самостоятельно;
• фиксировать
по
ходу
урока
и
в
конце
урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью
шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в
рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу,
понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения
данного результата;
• свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих
достижений;
• самостоятельно интерпретировать полученную информацию в
процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные
виды чтения;
• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для
достижения своих учебных целей.
•

Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
• находить
необходимую информацию в тексте литературного
произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков,
схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов
учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в
парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих
творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и
рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них
сходства и различия;

7

сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы
урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по
теме урока из 9 – 10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных
рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы
(Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и
мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих
нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых
действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров
(летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа,
лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных
средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым
событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно анализировать художественные произведения разных
жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор
поведения в такой же ситуации;
• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая
при чтении развитие чувств;
• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра
и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать
вопросы;
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые
клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне
хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться
элементарными приёмами убеждения, приёмами
воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
•

8

создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные
положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной
ситуации;
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его
отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и
письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера,
по прочитанному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы
(работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении
заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта,
выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта,
самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в
которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном
материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить все источники информации, отбирать из них нужный
материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике,
соответствующей цели;
• самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за
помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
• использовать в презентации не только текст, но и изображения,
видеофайлы;
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены
цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку
зрения, не обижая других;
• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с
помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных
литературных произведений;
•

9

интерпретировать литературное произведение в соответствии с
поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным
критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• понимать значимость произведений великих русских писателей и
поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для
русской культуры;
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно
объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё
отношение к содержанию и героям произведения;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое
ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение
читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его
изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров
слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения,
справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что
точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры
из прочитанных произведений;
• формулировать
вопросы (один-два) проблемного характера к
изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного
произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять
самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• находить в произведениях средства художественной выразительности;
• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных
конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим
каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения
по другим предметам;
• приобрести потребность в систематическом просматривании,
чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и
художественной литературы;
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать
нравственное преображение героя, раскрываемое
автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в
произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями
о добре и зле;
•

10

на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной
речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение –
письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
• работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и
кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при
пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий
элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или
рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и
традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин,
житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,
мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку
наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники»,
«Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных
праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в
читательских конференциях;
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать собственные произведения, интерпретируя возможными
способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма,
драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных
текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская
литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного
текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе
авторского текста, используя средства художественной выразительности.
•

№
1
2

Контрольно-измерительные и диагностические материалы
Формы контроля
Кол-во
Контрольно-измерительные
часов
материалы
Письменный контроль
1
Проверочная работа №1
Комплексный контроль
1
Проверка техники чтения
11

Письменный контроль
Письменный контроль
Устный контроль
Комплексный контроль
Письменный контроль
Устный контроль
Письменный контроль
Письменный контроль
Письменный контроль
Комплексный контроль
Письменный контроль
Устный контроль
Комплексный контроль

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Тест 1
Проверочная работа №2
Проверим себя
Проверка техники чтения
Тест 2
Проверим себя
Проверочная работа №3
Тест 3
Проверочная работа №4
Оценка проекта
Тест 4
Проверим себя
Проверка техники чтения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
по литературному чтению для 4 класса
№
урока

1

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Колво
часов

Тема урока

Дата проведения
по
фактичес
плану
ки

Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.)
Вводный урок. Постановка учебных задач на
1
учебный год
Раздел 2. Летописи, былины, жития (8ч.)
Знакомство с названием раздела.
1
Прогнозирование содержания раздела.
Летописи. НРК «Летописи КБР»
Из летописи: «И повесил Олег щит свой на
1
вратах Царьграда».
Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».
1
Былина – жанр устного народного творчества.
1
«Ильины три поездочки»
Поэтический текст былины «Ильины три
1
поездочки».
«Житие Сергия Радонежского» – памятник
1
древнерусской литературы
Обобщение по разделу «Летописи, былины,
1
жития».
Проверка техники чтения
1
Раздел 3. Чудесный мир классики (16 ч.)
П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
3
А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая

12

1

14
15
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26

27
28
29

пора!..».
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях».
Сочинение «Золотая осень».
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».
М. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2
1
1
2

Главы из автобиографической повести Л. Н.
1
Толстого «Детство».
Л. Толстой. «Как мужик убрал камень».
1
А.П. Чехов «Мальчики».
1
А.П. Чехов «Мальчики». Тестовые задания.
1
Обобщение по разделу «Чудесный мир
1
классики».
Раздел 4. Поэтическая тетрадь (9 ч.)
Как составить рассказ по картине.
1
Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как
неожиданно и ярко...»
А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»
1
Е. Баратынский. «Весна, весна!..», «Где
1
сладкий шепот…»
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»
1
И. Никитин. «В синем небе плывут над
полями» НРК «Мой край»
НРК Творческая работа. Сочинение о красоте
природы.

1

32

Н. Некрасов «Школьник», «В зимние
сумерки...»

1

33
34

И. Бунин. «Листопад»
1
Оценка достижений
1
Раздел 5. Литературные сказки (11 ч.)
В. Одоевский. «Городок в табакерке»
2

30
31

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

1

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

П. Бажов. «Серебряное копытце».

2

Сочинение «Зима».
С. Аксаков. «Аленький цветочек».

1
3

Оценка достижений. Проверка техники чтения
за 1 полугодие

1

13

46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75

Раздел 6. Делу время — потехе час (7 ч.)
Прогнозирование содержания раздела.
3
Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Нравственный смысл произведения.
В. Драгунский. «Главные реки»
1
В. Драгунский. «Что любит Мишка»
1
В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел».
1
Оценка достижений
1
Раздел 7. Страна детства (6 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела.
Б.Житков. «Как я ловил человечков».
Особенности развития сюжета.
К. Паустовский. «Корзина с еловыми
2
шишками». Особенности развития событий:
выстраивание их в тексте. НРК «Моё детство»
М. Зощенко. «Ёлка».
1
Оценка достижений
1
Раздел 8. Поэтическая тетрадь (4ч.)
Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов
1
«Опять сон».
С.А.Есенин «Бабушкины сказки» НРК
1
«Сказки моей бабушки»
М.И.
Цветаева
«Бежит
тропинка
с
1
бугорка».стихи.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
1
Раздел 9. Природа и мы (10 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Д.
Мамин-Сибиряк. «Приёмыш».
А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
2
М. Пришвин. «Выскочка».
Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан».
В. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

1
1
3

Оценка достижений
1
Раздел 10. Поэтическая тетрадь (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. Б. Пастернак.
1
«Золотая осень». НРК «Мой родной край»
С. Клычков. «Весна в лесу»
1
Д. Кедрин. «Бабье лето». Н. Рубцов.
1
«Сентябрь».

14

76
77
78
79
80

81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

С. Есенин. «Лебёдушка».

2

Оценка достижений

1

Раздел 11. Родина (7 ч.)
Прогнозирование содержания раздела.
Как подготовить презентацию… НРК «Моя
Кабардино-Балкария»
И. Никитин. «Русь».
С. Дрожжин. «Родине».
А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...».
Проект «Они защищали Родину». НРК

2

1
1
2

Оценка достижений
1
Раздел 12. Страна Фантазия (5 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Е.
Велтистов. «Приключения Электроника».
Кир Булычёв. «Путешествие Алисы».
2
Оценка достижений
1
Раздел 13. Зарубежная литература (12 ч.)
Знакомство с названием раздела.
2
Прогнозирование содержания раздела. Дж.
Свифт. «Путешествие Гулливера».
Г.-Х. Андерсен. «Русалочка».
4

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера».

3

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная
литература»
Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для
прочтения летом

1

15

2

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».