МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики ГБОУ «Санаторно-лесная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Рук.МО________________ Текеева Л.С. Приказ № 158 Ярцева Н.И. от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.22 11:24:22 +03'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 4 классов Составитель: учитель высшей квалификационной категории Ярцева Н.И. Нальчик 1 2023 Рабочая программа по литературному чтению 4 класс I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение» (далее – ФРП «Литературное чтение»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций: -Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. - Примерной программы «Литературное чтение. 1-4 классы» Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Голованова, к учебнику «Литературное чтение» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А (учебнометодический комплект «Школа России»), Издательство «Просвещение». - Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ «Санаторно-лесная школа ». - Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа » на 2023-2024 учебный год. - Положения о рабочей программе. Рабочая программа ориентирована на использование Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. Издательство "Просвещение". Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих 2 умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Приоритетной целью обучения является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач'. 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге. 2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. 4.Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения. «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Национально-региональный компонент Одним из важных принципов в образовании становится принцип региональности, который заключается в опоре на культурные ценности, национальные традиции, нравственно-этические правила своего народа, а также на понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих в КБР. Национально - региональный компонент в программе по литературному чтению имеет цель: приобщение учащихся 4 классов к богатствам фольклора народов Кабардино Балкарской Республики, к художественным произведениям детских писателей и поэтов нашего края. Основополагающими являются задачи: формирование у младших школьников интереса к культуре народов нашего региона, чувства уважения к национальным традициям, обычаям; усвоение школьниками идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого 3 учебного предмета - произведений фольклора и детской литературы. Знакомство учащихся младших классов с устным народным творчеством народов КБР имеет большое значение. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа. В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. Изучение литературы КБР немыслимо без изучения народных пословиц и загадок. Народные пословицы имеют аналоги и в русском фольклоре. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни выражают глубокую народную идею – победу добра над злом, в фольклоре народов нашего региона отражаются национальные черты характера: спокойный нрав, уважение к старшим, любовь к родной земле, трудолюбие, смелость, находчивость, ум и т.д. Особое место отводится произведениям бурятских писателей и поэтов о родном крае, о его красотах, об обычаях и традициях КБ народа. Таким образом, изучение произведений, введенных в национально – региональный компонент, предполагает развитие художественно - творческих способностей младшего школьника: это создание сказок, рассказов, иллюстраций к прочитанным произведениям. Общая характеристика учебного предмета Одной из приоритетных задач курса «Литературное чтение» в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям: формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое); начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса; умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги; навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Место предмета в учебном плане По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Литературное чтение» отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели). 4 II. Содержание учебного предмета Продолжается работа с произведениями фольклора, былинами. Дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняются структура курса и содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8-10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика. "Вводный урок по курсу литературного чтения" (1 ч) "Летописи. Былины. Жития" (8 ч) О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...", "И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского". "Чудесный мир классики" (16 ч) П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылаяпора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; Л.Н. Толстой "Детство", "Как мужик убрал камень"; А.П. Чехов "Мальчики". "Поэтическая тетрадь 1"(9 ч) Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; Н. А Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки танины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад". "Литературные сказки" (11 ч) В.Ф. Одоевский "Городокв табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". "Делу время - потехе час" (7 ч) ЕД. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". "Страна детства" (6 ч) Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка". "Поэтическая тетрадь 2" (4 ч) В Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...,""Наши царства". "Природа и мы" (10 ч) Д.Н. Мамин- Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". 5 "Поэтическая тетрадь 3" (6 ч) Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка". "Родина" (7 ч) И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане". «Страна "Фантазия"» (5 ч) Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы". "Зарубежная литература" (12 ч) Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете". III. Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение» Личностные У учащегося будут сформированы умения: • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, урокиконкурсы и пр.); • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения; • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов». Учащийся получит возможность для формирования умений: • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их; • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины; • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины; • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине. Метапредметные Регулятивные УУД Учащиеся научатся: • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); 6 осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений». Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата; • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений; • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой; • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения; • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей. • Познавательные УУД Учащиеся научатся: • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах; • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; 7 сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений; • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Учащиеся получат возможность научиться: • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации; • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств; • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; • 8 создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога); • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений; • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других; • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; • 9 интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы. Предметные Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся: • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ; • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений; • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; • находить в произведениях средства художественной выразительности; • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке. Учащиеся получат возможность научиться: • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам; • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку; • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле; • 10 на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя); • работать с детской периодикой. Творческая деятельность Учащиеся научатся: • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица; • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях; • писать отзыв на прочитанную книгу. Учащиеся получат возможность научиться: • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.). Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся: • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора). Учащиеся получат возможность научиться: • определять позиции героев и позицию автора художественного текста; • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. • № 1 2 Контрольно-измерительные и диагностические материалы Формы контроля Кол-во Контрольно-измерительные часов материалы Письменный контроль 1 Проверочная работа №1 Комплексный контроль 1 Проверка техники чтения 11 Письменный контроль Письменный контроль Устный контроль Комплексный контроль Письменный контроль Устный контроль Письменный контроль Письменный контроль Письменный контроль Комплексный контроль Письменный контроль Устный контроль Комплексный контроль 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тест 1 Проверочная работа №2 Проверим себя Проверка техники чтения Тест 2 Проверим себя Проверочная работа №3 Тест 3 Проверочная работа №4 Оценка проекта Тест 4 Проверим себя Проверка техники чтения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Колво часов Тема урока Дата проведения по фактичес плану ки Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) Вводный урок. Постановка учебных задач на 1 учебный год Раздел 2. Летописи, былины, жития (8ч.) Знакомство с названием раздела. 1 Прогнозирование содержания раздела. Летописи. НРК «Летописи КБР» Из летописи: «И повесил Олег щит свой на 1 вратах Царьграда». Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». 1 Былина – жанр устного народного творчества. 1 «Ильины три поездочки» Поэтический текст былины «Ильины три 1 поездочки». «Житие Сергия Радонежского» – памятник 1 древнерусской литературы Обобщение по разделу «Летописи, былины, 1 жития». Проверка техники чтения 1 Раздел 3. Чудесный мир классики (16 ч.) П. Ершов. «Конёк-Горбунок». 3 А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая 12 1 14 15 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сочинение «Золотая осень». М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека». М. Лермонтов «Ашик-Кериб». 2 1 1 2 Главы из автобиографической повести Л. Н. 1 Толстого «Детство». Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». 1 А.П. Чехов «Мальчики». 1 А.П. Чехов «Мальчики». Тестовые задания. 1 Обобщение по разделу «Чудесный мир 1 классики». Раздел 4. Поэтическая тетрадь (9 ч.) Как составить рассказ по картине. 1 Ф. Тютчев. «Ещё земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...» А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» 1 Е. Баратынский. «Весна, весна!..», «Где 1 сладкий шепот…» А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» 1 И. Никитин. «В синем небе плывут над полями» НРК «Мой край» НРК Творческая работа. Сочинение о красоте природы. 1 32 Н. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки...» 1 33 34 И. Бунин. «Листопад» 1 Оценка достижений 1 Раздел 5. Литературные сказки (11 ч.) В. Одоевский. «Городок в табакерке» 2 30 31 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 1 В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». 2 П. Бажов. «Серебряное копытце». 2 Сочинение «Зима». С. Аксаков. «Аленький цветочек». 1 3 Оценка достижений. Проверка техники чтения за 1 полугодие 1 13 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 Раздел 6. Делу время — потехе час (7 ч.) Прогнозирование содержания раздела. 3 Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. В. Драгунский. «Главные реки» 1 В. Драгунский. «Что любит Мишка» 1 В. Голявкин. «Никакой я горчицы не ел». 1 Оценка достижений 1 Раздел 7. Страна детства (6 ч.) Знакомство с названием раздела. 2 Прогнозирование содержания раздела. Б.Житков. «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. К. Паустовский. «Корзина с еловыми 2 шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. НРК «Моё детство» М. Зощенко. «Ёлка». 1 Оценка достижений 1 Раздел 8. Поэтическая тетрадь (4ч.) Знакомство с названием раздела. В.Я. Брюсов 1 «Опять сон». С.А.Есенин «Бабушкины сказки» НРК 1 «Сказки моей бабушки» М.И. Цветаева «Бежит тропинка с 1 бугорка».стихи. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». 1 Раздел 9. Природа и мы (10 ч.) Знакомство с названием раздела. 2 Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». 2 М. Пришвин. «Выскочка». Рассказ о животных Е.И. Чарушина «Кабан». В. Астафьев. «Стрижонок Скрип». 1 1 3 Оценка достижений 1 Раздел 10. Поэтическая тетрадь (6 ч.) Знакомство с названием раздела. Б. Пастернак. 1 «Золотая осень». НРК «Мой родной край» С. Клычков. «Весна в лесу» 1 Д. Кедрин. «Бабье лето». Н. Рубцов. 1 «Сентябрь». 14 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 С. Есенин. «Лебёдушка». 2 Оценка достижений 1 Раздел 11. Родина (7 ч.) Прогнозирование содержания раздела. Как подготовить презентацию… НРК «Моя Кабардино-Балкария» И. Никитин. «Русь». С. Дрожжин. «Родине». А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Проект «Они защищали Родину». НРК 2 1 1 2 Оценка достижений 1 Раздел 12. Страна Фантазия (5 ч.) Знакомство с названием раздела. 2 Прогнозирование содержания раздела. Е. Велтистов. «Приключения Электроника». Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». 2 Оценка достижений 1 Раздел 13. Зарубежная литература (12 ч.) Знакомство с названием раздела. 2 Прогнозирование содержания раздела. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». 4 Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». 3 Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» Урок-отчёт за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом 1 15 2 16