МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики ГБОУ «Санаторно-лесная школа» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Рук.МО________________ Текеева Л.С. Приказ № 158 Ярцева Н.И. от «30» августа 2023 г. от «29» августа 2023 г. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.09.22 11:24:39 +03'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 классов Составитель: учитель высшей квалификационной категории Ярцева Н.И. Нальчик 2023 1 Рабочая программа по ИЗО 4 кл. I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» (далее – ФРП «Изобразительное искусство»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научнометодических рекомендаций: • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. • Примерной и авторской программы УМК «Школа России» начального общего образования по изобразительному искусству для образовательных учреждений Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство 1 – 4 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение». • Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ «Санаторно-лесная школа». • Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа» на 2023-2024 учебный год. • Положения о рабочей программе. • Рабочая программа ориентирована на использование Учебник: «Изобразительное искусство» для четвёртого класса образовательных учреждений Л. А. Неменская Москва «Просвещение». В данной Рабочей программе художественные представления даются как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому 2 мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений. Цели курса: • Развитие способности к эмоционально- ценностному восприятию произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Задачи: • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры; формирование социальноориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном воз-расту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; • развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в 3 процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства. Место учебного предмета в учебном плане На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. II. Содержание учебного курса 4 класс (34 ч) Изображение на плоскости. Изображение природы и событий из жизни русского народа, других народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости. Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства, использованные в портретах выдающихся художников. Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий; передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные темы. Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего отношения к явлениям жизни. Особенности работы в живописных и графических техниках. Изображение в объёме. Образно-выразительные особенности скульптуры. Скульптурные изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор. Изображение в объеме: композиционное построение, передача выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и деталей изображаемого объекта. Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре; особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве. Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа. Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений наиболее известных скульпторов. Декоративная работа, художественное конструирование. Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в одежде, жилище. 4 Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства. Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики. Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в оформлении предметов быта и произведений архитектуры. Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство. Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Произведения изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное воздействие на современников (зрителей). Богатство, многообразие и особенности различных художественных культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни (отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее). Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ. Содержание. Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 34 часа: • Истоки родного искусства – 8 часов • Древние города нашей земли- 8 часов • Каждый народ-художник - 10 часов • Искусство объединяет народы- 8 часов Истоки родного искусства (8ч.) ▪ Пейзаж родной земли ▪ Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты. ▪ Материалы:гуашь, мелки, бумага. ▪ Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов. ▪ Музыкальный ряд: русские народные песни. ▪ Образ традиционного русского дома (избы) ▪ Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа. ▪ Материалы:бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки. 5 ▪ Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев. ▪ Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек. ▪ Украшения деревянных построек и их значение ▪ Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти). ▪ Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек. ▪ Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси». ▪ Литературный ряд: В. Белов. «Лад». Деревня — деревянный мир ▪ Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа. ▪ Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы. Образ красоты человека ▪ У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»). ▪ Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни». ▪ Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы. ▪ Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других. ▪ Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова. ▪ Музыкальный ряд:народные песни. 6 Народные праздники ▪ Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни. ▪ Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы. ▪ Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей. ▪ Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства. ▪ Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка». Древние города нашей земли (8 ч.) Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации. Древнерусский город-крепость ▪ Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы ▪ Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города. ▪ Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа. ▪ Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители ▪ Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города. 7 ▪ Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники ▪ Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага. ▪ Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг. ▪ Древние города Русской земли ▪ Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа. ▪ Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага. ▪ Узорочье теремов ▪ Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания. ▪ Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти. ▪ Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина. ▪ Праздничный пир в теремных палатах ▪ Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира. ▪ Материалы:склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы. ▪ Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова. ▪ Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». ▪ Музыкальный ряд:произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова. Каждый народ-художник (10 ч.) ▪ Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. ▪ Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через 8 искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках. ▪ Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа. ▪ Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбадмореход, Одиссей, аргонавты и т. д.). ▪ Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни. ▪ Образ художественной культуры Древней Греции ▪ Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах). ▪ Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги. ▪ Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись). ▪ Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага. ▪ Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов. ▪ Литературный ряд: мифы Древней Греции. ▪ Образ художественной культуры Японии ▪ Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни. ▪ Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. 9 ▪ Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно. ▪ Материалы:большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей. ▪ Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии. ▪ Литературный ряд:традиционная японская поэзия. ▪ Образ художественной культуры средневековой Западной Европы ▪ Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью. ▪ Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир). ▪ Материалы:большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей. ▪ Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд. ▪ Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) ▪ Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные. Искусство объединяет народы (8 ч.) ▪ Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком. ▪ Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. ▪ Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны— от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для 10 всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. ▪ Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.. ▪ Все народы воспевают материнство ▪ Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям. ▪ Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу. ▪ Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. ▪ Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др. ▪ Музыкальный ряд: колыбельная песня. ▪ Все народы воспевают мудрость старости ▪ Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений. ▪ Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир. ▪ Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти. ▪ Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко. ▪ Сопереживание — великая тема искусства ▪ С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. ▪ Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.). ▪ Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. ▪ Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына». ▪ Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и защитники 11 ▪ В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. ▪ Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком). Материалы: пластилин, стеки. ▪ Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков. ▪ Юность и надежды ▪ Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. ▪ Материалы:гуашь или пастель, бумага. \ ▪ Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т. д. ▪ Искусство народов мира (обобщение темы) ▪ Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся. ▪ Материалы:бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д. ▪ Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал. ▪ Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов. Ш. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные Будут сформированы: 1. Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам (патриотическое воспитание); 2. Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание); 12 3. Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание); 4. Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира); 5. Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни); 6. Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания; понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным профессиям (трудовое воспитание); 7. Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание). Метапредметные: Познавательные УУД Выпускник научится: 1. Использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта; 2. Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; 3. Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта; 4. Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; 5. Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; 6. Определять существенный признак для классификации; 7. Использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов; 8. Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного); 13 Выпускник получит возможность научиться: 1. Классифицировать изучаемые объекты; 2. Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках изученного); Регулятивные УУД Выпускник научится: 1. Понимать цель познавательной деятельности; 2. Планировать свои действия при выполнении заданий учебника; 3. Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Выпускник получит возможность научиться: 1. Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; 2. Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; 3. Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности). Коммуникативные УУД Выпускник научится: 1. Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного); 2. Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения; 3. Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение); 4. Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику; 5. Готовить небольшие публичные выступления; 6. Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств; Овладение умениями работать с информацией: Выпускник научится: 1. Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного типа, Интернет); 2. Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в 14 соответствии с учебной задачей; 3. Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 4. Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет; 5. Использовать схемы, таблицы для представления информации; 6. выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники) Овладение умениями участвовать в совместной деятельности: Выпускник научится: 1. Понимать и принимать цель совместной деятельности; 2. Проявлять готовность руководить и выполнять поручения; 3. Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты. 4. Первоклассник получит возможность научиться: 5. Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; 6. Распределять роли в совместной деятельности, 7. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело; Выпускник научится: Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых данных Выпускник научится: • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; 15 • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; • рисовать изображения на графическом планшете; Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); • заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: 16 • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: • представлять данные; • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: 17 • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. Выпускник научится: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака; • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; 18 • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Учебно - исследовательская и проектная деятельность младших школьников один из инструментов разработки и реализации предмета окружающий мир, проведения педагогического исследования и руководства исследовательской деятельностью младших школьников. В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели. Результаты проектной деятельности Проект «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы». 19 Предметные результаты Выпускник научится: В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» ученик научится: − понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; − рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств, анализировать выразительные средства произведений; − понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о красоте; − ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах изобразительного искусства; − объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное эмоциональное состояние; − воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов; − понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней; − владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для лепки, декоративной работы и конструирования; − уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла; − создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей природы, времени года, состояния; − овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания многофигурных композиций в коллективных панно; − использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий и пятен в практической творческой работе; - овладевать навыками изображения, композиционного построения в скульптуре. Выпускник получит возможность научиться: • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве; • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и • явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности; 20 • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса должен знать/понимать: - освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов: - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно прикладных видах искусства; - приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства; - развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; - освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; • - приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и обществ 21 • - научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия; - овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; - приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира; - сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино). • уметь: - правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку; - свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины; - правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения; - анализировать произведения искусства; - активно использовать различные термины и понятия; - выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм; - рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 22 Тематическое планирование ИЗО 4 класс № КолДата проведения уро Тема урока во по фактическ ка час. плану и Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов 1 Вводное занятие. Пейзаж родной 1 земли. 2 Пейзаж родной земли. 1 3 Деревня – деревянный мир. 1 4 Деревня – деревянный мир. 1 5 Красота человека. 1 6 Красота человека. 1 7 Народные праздники. 1 8 Народные праздники. Обобщение по 1 теме. Древние города нашей земли (8 ч) 9 Родной угол. 1 10 Древние соборы. 1 23 11 12 13 1415 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Города Русской земли. Древнерусские воины - защитники. Новгород. Псков. Владимир. Суздаль. Москва. Узорочье теремов. 1 1 1 2 Пир в теремных палатах. Обобщение 1 по теме. Каждый народ – художник (10 ч) Страна восходящего солнца. 1 Страна восходящего солнца. 1 Народы гор и степей. 1 Народы гор и степей. 1 Города в пустыне. 1 Древняя Эллада. 1 Древняя Эллада. 1 Европейские города средневековья. 1 Европейские города средневековья. 1 Многообразие художественных 1 культур в мире. Обобщение по теме. Искусство объединяет народы (8 ч) Материнство. 1 Материнство. 1 Мудрость старости. 1 Сопереживание. 1 Герои-защитники. 1 Юность и надежды. 1 Искусство объединяет народы. 1 Обобщение по теме. Каждый народ – художник. Итоги 1 учебного года. 24 25