РП изобразительное искусство 4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики

ГБОУ «Санаторно-лесная школа»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей начальных
классов

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________
Джаппуева Л.Х.
Рук.МО________________
Текеева Л.С. Приказ № 158
Ярцева Н.И.
от «30» августа 2023 г.
от «29» августа 2023 г.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.09.22 11:24:39 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 4 классов

Составитель: учитель высшей
квалификационной категории
Ярцева Н.И.

Нальчик
2023
1

Рабочая программа по ИЗО 4 кл.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
(предметная область «Искусство») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП
НОО),
Федеральной
рабочей
программы
по
учебному предмету
«Изобразительное искусство» (далее – ФРП «Изобразительное искусство»), а
также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального образования и
авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочая
программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с изменениями и
дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научнометодических рекомендаций:
•
Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
программы начального общего образования.
•
Примерной и авторской программы УМК «Школа России»
начального общего образования по изобразительному искусству для
образовательных учреждений Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство 1 –
4 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации Москва «Просвещение».
•
Основной образовательной программой начального общего
образования ГБОУ «Санаторно-лесная школа».
•
Учебного плана ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
на 2023-2024 учебный год.
•
Положения о рабочей программе.
•
Рабочая программа ориентирована на использование Учебник:
«Изобразительное искусство» для четвёртого класса образовательных
учреждений Л. А. Неменская Москва «Просвещение».
В данной Рабочей программе художественные представления даются как
зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому
2

мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира,
соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к
истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития
человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства
человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде,
красоте человеческих отношений.
Цели курса:
•
Развитие способности к эмоционально- ценностному восприятию
произведения ИЗО, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
•
освоение первичных знаний о мире пластических искусств:
изобразительном декоративно-прикладном, архитектуре: о формах их бытования
в повседневном окружении ребенка;
•
овладение элементарными умениями, навыками, способами
художественной деятельности;
•
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания
произведений профессионального и народного изобразительного искусства,
нравственных и эстетических чувств любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре.
Задачи:
•
развитие способности видеть проявление художественной культуры
в реальной жизни: воспитание зрительской культуры; формирование социальноориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
•
овладение элементарной художественной грамотой – азбукой
изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной
творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или
коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и
конструктивной деятельности;
•
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их
роли в жизни человека и общества, формирование на доступном воз-расту
уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в
произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа
Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
•
развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно,
композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в
3

процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш,
фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,
цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

II. Содержание учебного курса
4 класс (34 ч)
Изображение на плоскости.
Изображение природы и событий из жизни русского народа, других
народов России, народов мира. Художественные особенности, выразительные
средства живописи, графики для создания художественного образа на плоскости.
Образ человека в изобразительном искусстве. Раскрытие внутреннего
мира и характера. Красота внешняя и внутренняя. Выразительные средства,
использованные в портретах выдающихся художников.
Ритмическая организация листа, гармоничное сочетание цветов, линий;
передача форм, ритма, пропорций в практических творческих работах на разные
темы.
Выражение в изображении опыта чувств и переживаний людей, своего
отношения к явлениям жизни.
Особенности работы в живописных и графических техниках.
Изображение в объёме.
Образно-выразительные
особенности
скульптуры.
Скульптурные
изображения в объеме. Материалы, с которыми работает скульптор.
Изображение в объеме: композиционное построение, передача
выразительной пластической формы объекта и его величины, пропорций и
деталей изображаемого объекта.
Образ героев – защитников Отечества в монументальной скульптуре;
особенности его воплощения и размещения в реальном пространстве.
Скульптурный этюд (лепка). Создание выразительного образа.
Работа с пластилином (глиной), анализ учебных работ и произведений
наиболее известных скульпторов.
Декоративная работа, художественное конструирование.
Представления людей о мире, красоте человека в предметах быта, в
одежде, жилище.

4

Образы традиционной деревни, избы, народного костюма. Особенности
формы, конструкции, цвета, пропорций, декоративного убранства.
Эскизы жилища, народного костюма в технике живописи и графики.
Образный строй предметов и построек. Декоративно-прикладное искусство в
оформлении предметов быта и произведений архитектуры.
Художественное конструирование. Макеты из бумаги (бумажная
пластика). Формы, пропорции, конструкции, декоративное убранство.
Восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Творчество художника и творчество зрителя. Произведения
изобразительного искусства как воплощение замысла художника, использование
выразительных возможностей материала, техники исполнения; эмоциональное
воздействие на современников (зрителей).
Богатство, многообразие и особенности различных художественных
культур мира. Единое понимание народами основных ценностей жизни
(отношение к матери, сопереживание, надежда на лучшее).
Восприятие детской изобразительной деятельности, оценка своих
творческих работ и работ, созданных одноклассниками. Выставка детских работ.
Содержание.
Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в
творчестве народов всей земли)»- 34 часа:
• Истоки родного искусства – 8 часов
• Древние города нашей земли- 8 часов
• Каждый народ-художник - 10 часов
• Искусство объединяет народы- 8 часов
Истоки родного искусства (8ч.)
▪
Пейзаж родной земли
▪
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа
нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
▪
Материалы:гуашь, мелки, бумага.
▪
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских
художников-пейзажистов.
▪
Музыкальный ряд: русские народные песни.
▪
Образ традиционного русского дома (избы)
▪
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание:
моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная
работа.
▪
Материалы:бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

5

▪
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических
музеев.
▪
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
▪
Украшения деревянных построек и их значение
▪
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как
поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома,
украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение
«деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или
коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
▪
Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей
или пластилин для объемных построек.
▪
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское
народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
▪
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
▪
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары,
колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение
деревни —
коллективное панно или индивидуальная работа.
▪
Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
▪
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты.
Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его
труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый
молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей
мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские
образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
▪
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или
для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить
внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны
напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков —
изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже
созданной «деревни».
▪
Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.
▪
Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музеев, книги о
народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А.
Венецианова, М. Врубеля и других.
▪
Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм
Н. Некрасова.
▪
Музыкальный ряд:народные песни.
6

Народные праздники
▪
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний
праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой
жизни.
▪
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала
темы.
▪
Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги,
гуашь, кисти, ножницы, клей.
▪
Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина;
произведения народного декоративного искусства.
▪
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р.
Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».
Древние города нашей земли (8 ч.)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер.
Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике
запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город»
произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких
холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами
храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно
раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной
организации.
Древнерусский город-крепость
▪
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов.
Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен
изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному
варианту задания. Древние соборы
▪
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись
архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
▪
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма.
Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги.
Коллективная работа.
▪
Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный
ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды
на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». Древний
город и его жители
▪
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение
«постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского
города.

7

▪
Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения
А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские
воины-защитники
▪
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и
оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.
▪
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова;
иллюстрации детских книг.
▪
Древние города Русской земли
▪
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода,
Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой.
Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или
беседа.
▪
Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись
(гуашь, кисти), бумага.
▪
Узорочье теремов
▪
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы.
Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.
▪
Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
▪
Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В.
Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.
▪
Праздничный пир в теремных палатах
▪
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения
пира.
▪
Материалы:склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти,
клей, ножницы.
▪
Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к
русским сказкам В. Васнецова.
▪
Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».
▪
Музыкальный ряд:произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.
Каждый народ-художник (10 ч.)
▪
Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к
осознанию многообразия художественных культур мира.
▪
Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить»
их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой
современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической)
Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для
изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того,
что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через

8

искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов,
сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
▪
Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов.
Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа
народа.
▪
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ
культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбадмореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
▪
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа,
характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение
представлений о счастье и красоте жизни.
▪
Образ художественной культуры Древней Греции
▪
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской —
на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек
является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов
гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно
развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур
олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры
в одеждах).
▪
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой.
Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной»)
ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма.
Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации)
для панно или объемное моделирование из бумаги.
▪
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть
Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в
честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки
поклонялись).
▪
Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.
▪
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений
древнегреческих скульпторов.
▪
Литературный ряд: мифы Древней Греции.
▪
Образ художественной культуры Японии
▪
Характерное для японских художников изображение природы через
детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками,
стрекозами; ветка цветущей вишни.
▪
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей
характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

9

▪
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник
хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются
затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
▪
Материалы:большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь,
пастель, карандаши, ножницы, клей.
▪
Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай —
женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.
▪
Литературный ряд:традиционная японская поэзия.
▪
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
▪
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех
имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим
мастерством, своей общностью.
▪
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади»
с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его
окружения (предметный мир).
▪
Материалы:большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы,
клей.
▪
Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой
скульптуры и одежд.
▪
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
▪
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании
детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом
беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности
поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три
Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям
заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в
разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения
у разных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч.)
▪
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается
первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии
осознания искусства ребенком.
▪
Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о
красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней
построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать:
прекрасно именно то, что человечество столь богато разными
художественными культурами и что они не случайно разные.
▪
Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—
от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для
10

всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть
нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.
▪
Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а
о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и
истории..
▪
Все народы воспевают материнство
▪
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве
разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь.
Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем
людям.
▪
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их
единство, ласку, их отношение друг к другу.
▪
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
▪
Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль.
«Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский.
«Тишина» и др.
▪
Музыкальный ряд: колыбельная песня.
▪
Все народы воспевают мудрость старости
▪
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в
которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
▪
Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это
стремление выразить его внутренний мир.
▪
Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.
▪
Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В.
Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.
▪
Сопереживание — великая тема искусства
▪
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание
зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в
искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим,
учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
▪
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором
(больное животное, погибшее дерево и т. д.).
▪
Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.
▪
Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»;
Рембрандт. «Возвращение блудного сына».
▪
Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей». Герои, борцы и
защитники
11

▪
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление
духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа
многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки,
литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
▪
Эскиз
памятника
герою,
выбранному
автором (ребенком).
Материалы: пластилин, стеки.
▪
Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи
Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.
▪
Юность и надежды
▪
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты
ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
▪
Материалы:гуашь или пастель, бумага.
\
▪
Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки
у рояля» и т. д.
▪
Искусство народов мира (обобщение темы)
▪
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
▪
Материалы:бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.
▪
Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу,
коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.
▪
Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как
иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Ш. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Будут сформированы:
1. Уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; понимание своей
этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности
настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к другим народам
(патриотическое воспитание);
2. Первоначальные представления о человеке как части общества: о правах и
ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих
правах и правах других людей; готовность к проявлению взаимопомощи;
конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных
отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических
норм; позитивный опыт соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в
образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности,
толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение
физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
12

3. Позитивный опыт участия в творческой деятельности, интерес обучающихся к
произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности
и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и
творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
4. Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества;
познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения
организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование
первоначальных представлений о научной картине мира);
5. Готовность соблюдать правила безопасного поведения в окружающей
образовательной, социальной и информационной средах, бережное отношение к
здоровью, физическому и психическому состоянию; понимание важности
физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом
(физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
6. Понимание ценности труда в жизни человека и общества; уважение к труду и
людям труда, бережное отношение к результатам труда; навыки самообслуживания;
понимание важности добросовестного и творческого труда; интерес к различным
профессиям (трудовое воспитание);
7. Первоначальные представления о ценности жизни на Земле и необходимости
сохранения живой планеты; бережное отношение к природе; основы экологической
культуры; нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред природе,
жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные:
Познавательные УУД
Выпускник научится:
1.
Использовать наблюдения для получения информации об особенностях
изучаемого объекта;
2.
Проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
3.
Формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
4.
Устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его
результатам;
5.
Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
6.
Определять существенный признак для классификации;
7.
Использовать знаково-символические средства для представления
информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
8.
Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между объектами, явлениями (в рамках изученного);
13

Выпускник получит возможность научиться:
1. Классифицировать изучаемые объекты;
2. Осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между процессами окружающего мира (в рамках
изученного);
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
1. Понимать цель познавательной деятельности;
2. Планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
3. Осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Выпускник получит возможность научиться:
1. Самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
2. Самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов
выполнения заданий;
3. Ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в
рамках проектной деятельности).
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
1. Осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля –
определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
2. Использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной
задаче, ситуации повседневного общения;
3. Участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать
собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
4. Осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое
высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
5. Готовить небольшие публичные выступления;
6. Соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных
электронных устройств;
Овладение умениями работать с информацией:
Выпускник научится:
1. Выбирать источник для получения информации (учебник, словари различного
типа, Интернет);
2. Анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в
14

соответствии с учебной задачей;
3. Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
4. Соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной
жизни и при работе в сети Интернет;
5. Использовать схемы, таблицы для представления информации;
6. выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые
электронные средства, справочники)
Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:
Выпускник научится:
1. Понимать и принимать цель совместной деятельности;
2. Проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
3. Проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
4. Первоклассник получит возможность научиться:
5. Обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
6. Распределять роли в совместной деятельности,
7. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой
вклад в общее дело;
Выпускник научится:
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, изображения, цифровых
данных
Выпускник научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию;

15

• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэш-карты);
• описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя
инструменты ИКТ;
• собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в
ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический
орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в
сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в
том числе с использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять
найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:

16

• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы
для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного
учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых
средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для
компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:

17

• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.
Выпускник научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
18

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности
Учебно - исследовательская и проектная деятельность младших школьников один из
инструментов разработки и реализации предмета окружающий мир, проведения
педагогического исследования и руководства исследовательской деятельностью
младших школьников.
В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой
информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде
текста, схемы, модели.
Результаты проектной деятельности
Проект «Образ художественной культуры Средневековой Западной Европы».

19

Предметные результаты
Выпускник научится:
В результате четвертого года изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство» ученик научится:
− понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов
нашей страны;
− рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусств,
анализировать выразительные средства произведений;
− понимать зависимость художественного образа мира культуры от природной
среды того или иного уголка России, региона мира, представлений людей о
красоте;
− ориентироваться в представлениях об основных видах и жанрах
изобразительного искусства;
− объяснять, как в произведениях искусства выражается определенное
эмоциональное состояние;
− воспринимать красоту русского деревянного зодчества, древних городов;
− понимать роль художника в жизни человека и рассказывать о ней;
− владевать живописными, графическими материалами, а также материалами для
лепки, декоративной работы и конструирования;
− уметь выбирать и применять выразительные средства для реализации
собственного замысла;
− создавать пейзажные композиции с передачей характерных особенностей
природы, времени года, состояния;
− овладевать начальными навыками изображения фигуры человека, создания
многофигурных композиций в коллективных панно;
− использовать выразительные возможности цвета, пропорций, ритма линий
и пятен в практической творческой работе;
- овладевать навыками изображения, композиционного построения в
скульптуре.
Выпускник получит возможность научиться:
•
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
•
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать своё отношение к событиям и
•
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
воплощать художественные образы в различных формах художественно
творческой деятельности;
20

•
научатся применять художественные умения, знания и
представления о пластических искусствах для выполнения учебных и
художественно практических задач, познакомятся с возможностями
использования в творчестве различных ИКТ средств;
•
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого
человека;
•
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать
самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» учащийся 4 класса
должен
знать/понимать:
- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной
деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная
художественная деятельность с использованием различных художественных
материалов:
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно прикладных видах искусства;
- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и
жанров изобразительного искусства;
- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности
человека;
развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах
творческой художественной деятельности;
- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь,
акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для
конструирования;
• - приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства,
начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их
социальной роли, т. е. значение в жизни человека и обществ

21

• - научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных
произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться
активно использовать художественные термины и понятия;
- овладеть опытом
самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки
коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной
художественной деятельности;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и
пространственных построений, первичные представления об изображении человека
на плоскости и в объеме;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и
творчества своих товарищей;
- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности
человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и
предметного мира;
- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и
зрелищных видах искусства (в театре и кино).
• уметь:
- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш,
кисточку;
- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;
- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;
- анализировать произведения искусства;
- активно использовать различные термины и понятия;
- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и
растительного мира, геометрических форм;
- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

22

Тематическое планирование ИЗО 4 класс
№
КолДата проведения
уро
Тема урока
во
по
фактическ
ка
час.
плану
и
Раздел «Истоки родного искусства» 8 часов
1
Вводное занятие. Пейзаж родной
1
земли.
2
Пейзаж родной земли.
1
3
Деревня – деревянный мир.
1
4
Деревня – деревянный мир.
1
5
Красота человека.
1
6
Красота человека.
1
7
Народные праздники.
1
8
Народные праздники. Обобщение по
1
теме.
Древние города нашей земли (8 ч)
9
Родной угол.
1
10 Древние соборы.
1

23

11
12
13
1415
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Города Русской земли.
Древнерусские воины - защитники.
Новгород. Псков. Владимир. Суздаль.
Москва.
Узорочье теремов.

1
1
1
2

Пир в теремных палатах. Обобщение
1
по теме.
Каждый народ – художник (10 ч)
Страна восходящего солнца.
1
Страна восходящего солнца.
1
Народы гор и степей.
1
Народы гор и степей.
1
Города в пустыне.
1
Древняя Эллада.
1
Древняя Эллада.
1
Европейские города средневековья.
1
Европейские города средневековья.
1
Многообразие
художественных
1
культур в мире. Обобщение по теме.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Материнство.
1
Материнство.
1
Мудрость старости.
1
Сопереживание.
1
Герои-защитники.
1
Юность и надежды.
1
Искусство
объединяет
народы.
1
Обобщение по теме.
Каждый народ – художник. Итоги
1
учебного года.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».