АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 класс математика 7_2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАССМОТРЕНО
На заседании МО
учителей начальных
классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
по УВР

Директор школы
________________________

________________________

Джаппуева Л.Х.

Текеева Л.С. Приказ № 158
от «29» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко
Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru,
givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2023.10.09 09:52:53 +03'00'

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
(для обучающихся 3 класса с ЗПР вариант 7.2.)
Афаунова Арсена Альбердовича, Дементьевой Алены Михайловны,
Макоевой Алины Алимовны, Муталибовой Адисы Михайловны,
Хагурова Ахмеда Хазреталиевича, Шихалиевой Ясмины Гайдарбековны,
Шугунова Алана Муратовича

Составитель: Зинченко Т.П..

г.НАЛЬЧИК
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область
«Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание
учебного предмета «Математика» для 1 (1 дополнительного) —4 классов
начальной школы, распределённое по годам обучения, планируемые
результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального
общего образования и тематическое планирование изучения курса.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению
младшими школьниками; характеристику особенностей его изучения
обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания с учетом особых образовательных потребностей детей с
ЗПР, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем
универсальных
учебных
действий
(УУД)
—
познавательных,
коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать
средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных
особенностей и особых образовательных потребностей младших школьников
с ЗПР. В первом, первом дополнительном и втором классах предлагается
пропедевтический уровень формирования УУД. В познавательных
универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с
информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной
деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые
усилия,
саморегуляция,
самоконтроль,
проявление
терпения
и
доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных
(способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения)
универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе —
«Совместная деятельность». В зависимости от степени выраженности
нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР
регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем
допустимым является оказание помощи организационного плана и
руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы
обучающимися.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по
всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также
раскрываются методы и формы организации обучения, характеристика видов
деятельности, приводятся специфические приемы обучения, которые

необходимо использовать при изучении той или иной программной темы
(раздела). Представлены также способы организации дифференцированного
обучения.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в
развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения
предметных и универсальных действий на математическом материале,
первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения
величин и способов их измерения; использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и
практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий.
2. Формирование функциональной математической грамотности
младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных
на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
3. Обеспечение математического развития младшего школьника —
формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению
математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях;
прочных навыков использования математических знаний в повседневной
жизни.
Особенности познавательной деятельности и интеллектуального
развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как правило
обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной активности и
стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут обдумывать и
планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения
задания, у них нет стремления к улучшению результата.
Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование
знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности,
затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>»
(больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического материала

(чертежно-графических навыков и использования чертежноизмерительных
средств).
Недостаточность развития словесно-логического мышления, логических
операция анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения,
абстрагирования приводят к значительным трудностям в решении
арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно понимают смысл
вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения, могут «играть» с
числами, не соотносят искомые и известные данные, не видят математических
зависимостей. Инертность, замедленность и малоподвижность мыслительных
процессов
затрудняют
формирование
вычислительных
навыков,
использования правила порядка арифметических действий, алгоритма приема
письменных вычислений. С трудом осваиваются и применяются учениками с
ЗПР знания табличного умножения и деления, правила деления и умножения
на ноль, внетабличное деление.
В программу учебного предмета «Математика» введены специальные
разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных
трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности,
способствующие устранению или уменьшению затруднений.
В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности
материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен
отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности
обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления
дозированной помощи и/или использование руководящего контроля педагога.
Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал
предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и
автоматизации навыков широко используются различные смысловые и
визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое
внимание уделяется практической работе и предметно-практическому
оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных
приемов вычислений и т.д.
В первом классе предусмотрен пропедевтический период, позволяющий
сформировать дефицитарные математические представления, общие учебные
умения и способы деятельности для освоения программного материала. В
программу включены темы, способствующие выявлению и восполнение
математических представлений у детей с ЗПР о множестве и действиях со
множествами предметов, о размере и форме предметов, их количестве и
соотнесении количества. Введены часы на корректировку и формирование
пространственных и временных представлений. При этом все обучение в этот
период носит наглядно-действенны характер, все темы усваиваются в процессе
работы с реальными предметами, на основе самостоятельного оперирования
или наблюдая за действиями педагога.
В дальнейшем изучение курса математики сопровождается
использованием заданий и упражнений, направленных на коррекцию и

развитие мыслительных операций и логических действий, активизацию
познавательных процессов. Отбор содержания учебного материала основан на
принципе соблюдения обязательного минимума объема и сложности.
Использование на уроках различных видов помощи способствует более
прочному закреплению материала и постепенному переходу к продуктивной
самостоятельной деятельности.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со
становлением личности обучающегося с ЗПР:
понимание математических отношений выступает средством
познания закономерностей существования окружающего мира, фактов,
процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т.д.);
математические
представления
о
числах,
величинах,
геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений
природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и
культуры, объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического
мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Планируемые результаты содержат допустимые виды помощи
обучающимся с ЗПР, которые предъявляются при необходимости.
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности
предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить,
определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их
расположения во времени и в пространстве. Осознанию обучающимся многих
математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает
освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными
средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма,
схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются
обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и
пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка,
использование
графических
форм
представления
информации).
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
величин
(длина,
периметр,
площадь)
становятся
показателями
сформированной функциональной грамотности младшего школьника и

предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
В федеральном учебном плане на изучение математики в 3 классе
начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное содержание обучения в федеральной программе представлено
разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые
задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,
«Математическая информация».
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, разряды чисел. Сравнение. Запись
равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Представление двузначных
чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм);
измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр),
времени (единицы времени — час, минута). Соотношение между единицами
величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100. Алгоритмы приемов письменных вычислений двузначных чисел
(сложение и вычитание). Переместительное, сочетательное свойства сложения,
их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата
действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления
(правильность ответа, алгоритм проверки вычислений, обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных
ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Знакомство с таблицей умножения. Табличное умножение в пределах 50.
Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач.
Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и
результата действия умножения, действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его
нахождение. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнения методом
подбора.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок
выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения
и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трех действий);
нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование
переместительного и сочетательного свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой
модели. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану

арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Отработка
алгоритма решения задач в два действия разных типов. Решение текстовых
задач на применение смысла арифметического действия (сложение,
вычитание, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/
уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа
к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность,
следование плану, соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Повторение. Распознавание и изображение геометрических фигур:
точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Геометрические формы
в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, пирамида.
Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Изображение на
клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с
заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра
данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата
измерения в сантиметрах. Вычисление периметра многоугольника путем
сложения длин сторон.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора
математических объектов:
чисел, величин, геометрических фигур.
Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному
признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов
повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие
количественные, пространственные отношения, зависимости между
числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов
«каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения;
график дежурств, наблюдения в природе и пр.).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений)
готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений,
измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной
формой учебника, компьютерными тренажёрами).
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в

окружающем мире;
использовать элементарные знаково-символические средств для
организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств при образовании чисел в пределах 100, использование
схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к
задаче, составление задачи по схеме, различение понятий «число» и «цифра»,
овладение математическими знаками и символами и т.д.);
характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные
приборы (сантиметровая лента, весы);
сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному основанию;
распределять (классифицировать) объекты (числа, величины,
геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы;
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
осмысленно читать тексты математических задач (прочтение текста
задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов,
перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при
необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение величин
и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение
«связи» условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса к условию);
с помощью учителя вести поиск различных решений задачи (расчётной,
с геометрическим содержанием);
воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении,
содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок);
устанавливать соответствие между математическим выражением и его
текстовым описанием;
подбирать примеры по образцу, подтверждающие суждение, вывод,
ответ;
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его
(установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей с
наглядной опорой, выявление правила расположения элементов в ряду,
проверка выявленного правила).
Работа с информацией:
извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой,
графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы;
составлять схему для решения задачи или подобрать схему из
предложенных;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме
(знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются,
понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных
единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной
единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);

дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
использовать
адекватно
речевые
средства
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
комментировать ход вычислений;
объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения;
составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым
решением) по образцу;
использовать математические знаки и терминологию для описания
сюжетной ситуации; конструирования утверждений, выводов относительно
данных объектов, отношения;
называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие
заданным свойством;
записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры,
иллюстрирующие смысл арифметического действия;
конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все».
Универсальные регулятивные учебные действия:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные
требования к организации учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических
заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с
образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно;
следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел,
величин, геометрических фигур;
организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной
работы с математическим материалом;
проверять правильность вычисления с помощью другого приёма
выполнения действия, обратного действия;
находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах,
группах, составленных учителем или самостоятельно;
участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом:
обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия,

выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное
выступление) решения или ответа;
решать совместно математические задачи поискового и творческого
характера (определять с помощью измерительных инструментов длину,
определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять
прикидку и оценку результата действий, измерений);
совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающийся с ЗПР младшего школьного возраста достигает планируемых результатов обучения в
соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние индивидуальные
особенности познавательной деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности
(способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в
первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области
становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе
обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных
действий осуществляется средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы
следующие личностные результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей
культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться,
лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий
результат;
осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании
помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни,
повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач,
умение преодолевать трудности;

оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для
рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять
свои математические знания и умения;
пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно
выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные
действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие;
протяжённость);
устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или
убывающих числовых закономерностей на доступном материале, выявление правила расположения элементов в ряду,
проверка выявленного правила);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка),
обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских
задач;
использовать элементарные знаково-символические средств для организации своих познавательных процессов
(использование знаковосимволических средств при образовании чисел, овладение математическими знаками и
символами и т.д.);
осмысленно читать тексты математических задач (уточнять лексическое значение слов, определять структуру
задачи, находить опорные слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и искомые данные);
представлять текстовую задачу,
её решение в виде схемы,
арифметической записи.
Базовые исследовательские действия:

проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать
для решения учебных и практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных
источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую
модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по
образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к
каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных
единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа,
выраженные в разных мерах и т.д.);
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
использовать адекватно речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о
распределении функций;
уметь работать в паре, в подгруппе;
с помощью педагога строить логическое рассуждение;
после совместного анализа использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической
задачи; формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии (при необходимости с опорой на
визуализацию и речевые шаблоны);

в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры),
рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по
аналогии;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным после совместного анализа.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной
деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять
алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом;
выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под
руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий.
Самооценка:
предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос педагогу, обращение к учебнику,
дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
оценивать рациональность своих действий, (с опорой на алгоритм/опорные схемы) давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленные учителем или
самостоятельно;
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы;

осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения
ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 —
письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно) с опорой на алгоритм;
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
выполнять деление с остатком с опорой на правило;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без
скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления (при необходимости с
использованием смысловой опоры);
использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений (при необходимости с
использованием терминологических таблиц);
решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого на основе знаний о
взаимосвязи чисел при сложении, вычитании (с опорой на алгоритм);
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль);
преобразовывать одни единицы данной величины в другие (при необходимости с использованием таблиц величин);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время;
выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события (с направляющей

помощью учителя);
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение
«больше/меньше, на/в» (при необходимости с использованием таблиц величин);
называть, находить после совместного анализа долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени,
выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин,
умножение и деление величины на однозначное число;
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение
и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность,
проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на
заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя
правило/алгоритм;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и»,
«каждый», «если..., то...»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (однодвухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык,
этикетка);
структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.

ТЕМАТИЧЕЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Наименование Количество часов
разделов и
Контрольные
тем
Всего
работы
программы

Практические
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Числа и величины
1.1
Числа
10
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
1.2
Числа
10
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
1.3
Величины
8
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
28
Раздел 2. Арифметические действия
2.1
Вычисления
40
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Числовые
2.2
7
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
выражения
Итого по разделу
47
Раздел 3. Текстовые задачи
Работа с
3.1
текстовой
12
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
задачей
3.2
Решение задач
11
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
23
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
[Библиотека ЦОК
4.1
Геометрические фигуры
9
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
4.2
Геометрические величины
13
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
22
Раздел 5. Математическая информация
5.1
Математическая информация
15
[Библиотека ЦОК

[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу

15

Повторение пройденного материала

4

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

7

9

136

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема урока

Нумерация чисел. Устные и
письменные приемы сложения и
вычитания.
Нумерация чисел. Устные и
письменные приемы сложения и
вычитания.
Выражение с переменной. Решение
уравнений с неизвестным слагаемым.
Решение уравнений с неизвестным
уменьшаемым.
Решение уравнений с неизвестным
вычитаемым
Обозначение геометрических фигур
буквами.
«Странички для любознательных».
Контрольная работа по теме
«Повторение Сложение и вычитание».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
Связь умножения и сложения.
Связь между компонентами и
результатом умножения. Чётные и
нечётные числа.
Таблица умножения и деления с числом
3.

Контрольные
работы

Всего

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата изучения

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Решение задач с величинами «цена»,
«количество», «стоимость».
Решение задач с понятиями «масса» и
«количество».
Порядок выполнения действий.
Порядок выполнения действий.
Порядок выполнения действий.
Решение задач.
«Странички для любознательных».
Контрольная работа по теме
«Умножение и деление на 2 и 3».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками. Таблица умножения и
деления с числом 4.
Таблица умножения и деления с числом
4. Решение задач.
Задачи на увеличение числа в
несколько раз.
Задачи на увеличение числа в
несколько раз.
Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом
5.
Задачи на кратное сравнение.
Задачи на кратное сравнение.
Решение задач..
Таблица умножения и деления с числом
6.
Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

7.
Контрольная работа по теме
«Умножение и деление. Решение
задач».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками. Решение задач.
«Странички для любознательных».
Наши проекты.
«Что узнали. Чему научились».
Площадь. Сравнение площадей фигур.
Площадь. Сравнение площадей фигур.
Квадратный сантиметр.
Площадь прямоугольника.
Таблица умножения и деления с числом
8.
Табличное умножение и деление с
числами 2-8. Решение задач.
Табличное умножение и деление с
числами 2-8. Решение задач.
Таблица умножения и деления с числом
9.
Квадратный дециметр.
Таблица умножения.
Табличное умножение и деление.
Решение задач.
Квадратный метр.
Контрольная работа по теме
«Умножение и деление. Площадь».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69

Табличное умножение и деление.
Решение задач.
«Странички для любознательных».
«Что узнали. Чему научились».
«Что узнали. Чему научились».
Умножение на 1.
Умножение на 0.
Умножение и деление с числами 1, 0.
Деление нуля на число.
Правила умножения и деления с числами
1и 0.
Решение задач.
Доли.
Окружность и круг.
Диаметр круга. Решение задач.
Единицы времени.
Контрольная работа за первое полугодие.
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками. «Странички для
любознательных».
«Что узнали. Чему научились».
Умножение и деление круглых чисел.
Деление вида 80:20.
Умножение суммы на число.
Умножение суммы на число.
Умножение двузначного числа на
однозначное.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86

Умножение двузначного числа на
однозначное.
Изученные приёмы умножения и
деления. Решение задач.
Деление суммы на число.
Деление суммы на число.
Деление двузначного числа на
однозначное.
Делимое. Делитель.
Проверка деления.
Случаи деления вида 87:29.
Проверка умножения.
Решение уравнений.
Решение уравнений.
Изученные приёмы умножения и
деления. Решение задач.
Изученные приёмы умножения и
деления. Решение задач.
Контрольная работа по теме
«Внетабличное умножение и деление».
Анализ контрольной работы. Работа
над ошибками.
Деление с остатком.
Деление с остатком.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103

Деление с остатком.
Решение задач на деление с остатком.
Случаи деления, когда делитель больше
делимого.
Проверка деления с остатком.
«Что узнали. Чему научились». Наши
проекты.
Контрольная работа по теме «Деление с
остатком».
Анализ контрольной работы. Тысяча.
Образование и название трёхзначных
чисел.
Запись трёхзначных чисел.
Письменная нумерация в пределах
1000.
Увеличение и уменьшение числа в 10,
в100 раз.
Представление трёхзначных чисел в виде
суммы разрядных слагаемых.
Письменная нумерация в пределах
1000. Приёмы устных вычислений.
Сравнение трёхзначных чисел.
Письменная нумерация в пределах
1000.
Контрольная работа по теме
«Нумерация в пределах 1000».
Анализ контрольной работы.
«Странички для любознательных».

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123

Единицы массы. Грамм.
«Что узнали. Чему научились».
«Что узнали. Чему научились».
Приёмы устных вычислений.
Приёмы устных вычислений.
Приёмы устных вычислений вида
470+80, 560-90.
Приёмы устных вычислений вида
260+310, 670-140.
Приёмы письменных вычислений.
Алгоритм сложения и вычитания
трёхзначных чисел.
Виды треугольников.
Повторение изученного.
«Странички для любознательных».
«Что узнали. Чему научились».
Контрольная работа по теме «Приёмы
сложения и вычитания трёхзначных
чисел».
Анализ контрольной работы. Работа над
ошибками.
Приемы устных вычислений.
Приемы устных вычислений.
Приемы устных вычислений.
Виды треугольников.
Приемы устных вычислений. Виды
треугольников.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

Приемы письменных вычислений в
пределах 1000.
Алгоритм письменного умножения
125
трёхзначного числа на однозначное.
Повторение. Решение задач. Приёмы
126
письменных вычислений.
Повторение. Решение задач. Приёмы
127
письменных вычислений.
Повторение. Уравнения. Приемы
128
письменного деления в пределах 1000.
Алгоритм деления трёхзначного числа
129
на однозначное.
Повторение. Внетабличное деление.
130
Проверка деления.
Повторение. Внетабличное умножение
131
и деление. Приёмы письменных и
устных вычислений. Решение задач.
132
Итоговая контрольная работа № 10.
Анализ контрольной работы.
133
Повторение.
Знакомство с калькулятором.
Повторение. Приёмы письменных и
134
устных вычислений. Периметр и
площадь прямоугольника.
135
Повторение. Решение задач и уравнений.
Обобщающий урок. Игра «По океану
136
Математики».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
124

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
136

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика (в 2 частях), 3 класс/ Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Узорова О.В. Четвертные контрольные работы по математике: 1-4-й кл./О.В.Узорова, Е.А. Нефедова.-М.:
АСТ:Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
УМК «Школа России» Электронное приложение к учебнику «Математика», 1-4 класс, авт. М.И. Моро
УМК «Школа России» Электронный тренажёр к учебнику «Математика», авт.М.И.Моро.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».