МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО – БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санаторно – лесная школа» РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей начальных классов Рук. МО_______________ Ярцева Н.И. Протокол №1 от «29» августа 2023 г. СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Джаппуева Л.Х. Текеева Л.С. Приказ № 158 от «29» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=ул. Марко Вовчок, д.9, l=г.Нальчик, title=ДИРЕКТОР, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532, 1.2.643.100.3=120B3036343338343134343634, 1.2.643.100.4=120A30373131303338353233, 1.2.643.3.131.1.1=120C303730323031383339373231, email=slc1@bk.ru, givenName=Лариса Хабасовна, sn=Джаппуева, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Дата: 2023.10.09 09:55:33 +03'00' АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» (для обучающегося 2 класса с ЗПР вариант 7.2.) Хагуровой Ильнары Хазреталиевны Составитель: Гыллыева Ш.Х. г. Нальчик, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Математика» (предметная область «Математика и информатика») включает пояснительную записку, содержание учебного предмета «Математика» для 2 класса начальной школы, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и тематическое планирование изучения курса. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; характеристику особенностей его изучения обучающимися с ЗПР; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Математика» с учётом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей младших школьников с ЗПР. В познавательных универсальных учебных действиях выделен специальный раздел «Работа с информацией». С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». В зависимости от степени выраженности нарушений регуляторных процессов младших школьников с ЗПР регулятивные УУД могут формироваться в более долгие сроки, в связи с чем допустимым является оказание помощи организационного плана и руководящий контроль педагога при выполнении учебной работы обучающимися. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося с ЗПР за каждый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам (темам) содержания обучения каждого класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения, характеристика видов деятельности, приводятся специфические приемы обучения, которые необходимо использовать при изучении той или иной программной темы (раздела). Представлены также способы организации дифференцированного обучения. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. Особенности познавательной деятельности и интеллектуального развития детей с ЗПР определяют специфику изучения предмета. Как правило обучающиеся с ЗПР не проявляют достаточной познавательной активности и стойкого интереса к учебным заданиям, они не могут обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, у них нет стремления к улучшению результата. Трудности пространственной ориентировки замедляют формирование знаний и представлений о нумерации чисел, числовой последовательности, затрудняют использование математических знаков «<» (меньше) и «>» (больше), освоение разрядов многозначных чисел, геометрического материала (чертежно-графических навыков и использования чертежноизмерительных средств). Недостаточность развития словесно-логического мышления, логических операция анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения, абстрагирования приводят к значительным трудностям в решении арифметических задач. Обучающиеся с ЗПР не всегда точно понимают смысл вопроса задачи, выбирают неверно действие для решения, могут «играть» с числами, не соотносят искомые и известные данные, не видят математических зависимостей. Инертность, замедленность и малоподвижность мыслительных процессов затрудняют формирование вычислительных навыков, использования правила порядка арифметических действий, алгоритма приема письменных вычислений. С трудом осваиваются и применяются учениками с ЗПР знания табличного умножения и деления, правила деления и умножения на ноль, внетабличное деление. В программу учебного предмета «Математика» введены специальные разделы, направленные на коррекцию и сглаживание обозначенных трудностей, предусмотрены специальные подходы и виды деятельности, способствующие устранению или уменьшению затруднений. В первую очередь предусмотрена адаптация объема и сложности материала к познавательным возможностям учеников. Для этого произведен отбор содержания учебного материала и адаптация видов деятельности обучающихся с ЗПР, а также предусматривается возможность предъявления дозированной помощи и/или использование руководящего контроля педагога. Трудные для усвоения темы детализируются, а учебный материал предъявляется небольшими дозами. Для лучшего закрепления материала и автоматизации навыков широко используются различные смысловые и визуальные опоры, увеличивается объем заданий на закрепление. Большое внимание уделяется практической работе и предметно-практическому оперированию, отработке алгоритмов работы с правилом, письменных приемов вычислений и т.д. В первом классе предусмотрен пропедевтический период, позволяющий сформировать дефицитарные математические представления, общие учебные умения и способы деятельности для освоения программного материала. В программу включены темы, способствующие выявлению и восполнение математических представлений у детей с ЗПР о множестве и действиях со множествами предметов, о размере и форме предметов, их количестве и соотнесении количества. Введены часы на корректировку и формирование пространственных и временных представлений. При этом все обучение в этот период носит наглядно-действенны характер, все темы усваиваются в процессе работы с реальными предметами, на основе самостоятельного оперирования или наблюдая за действиями педагога. В дальнейшем изучение курса математики сопровождается использованием заданий и упражнений, направленных на коррекцию и развитие мыслительных операций и логических действий, активизацию познавательных процессов. Отбор содержания учебного материала основан на принципе соблюдения обязательного минимума объема и сложности. Использование на уроках различных видов помощи способствует более прочному закреплению материала и постепенному переходу к продуктивной самостоятельной деятельности. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося с ЗПР: понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Планируемые результаты содержат допустимые виды помощи обучающимся с ЗПР, которые предъявляются при необходимости. Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни — возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию обучающимся многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. В федеральном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, во 2 классе — 136 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» Основное содержание обучения в федеральной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». 2 КЛАСС Числа и величины Повторение знаний о записи и сравнении чисел от 1 до 10. Счёт предметов, запись результата цифрами. Состав чисел от 2 до 10. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Разряды чисел: единицы, десяток. Равенство, неравенство. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Состав числа от 11 до 20. Образование чисел второго десятка. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр). Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Приемы устных вычислений без перехода через разряд. Алгоритм приема выполнения действия сложения и вычитания с переходом через десяток. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Решение задач в одно, два действия. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов в пространстве. Геометрические фигуры: распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), луч, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Угол. Прямой угол. Построение отрезка, квадрата, треугольника, прямоугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Многозвеньевые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; наблюдать действие измерительных приборов; сравнивать два объекта, два числа; выделять признаки объекта геометрической фигуры; распределять объекты на группы по заданному основанию; устанавливать закономерность в логических рядах; копировать изученные фигуры; приводить примеры чисел, геометрических фигур; вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; читать таблицу, схему, извлекать информацию, представленную в табличной и схематической форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: выполнять учебные задания в соответствии с требованиями педагога; характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; комментировать ход сравнения двух объектов (с опорой на образец); описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; описывать положение предмета в пространстве; различать и использовать математические знаки; строить предложения относительно заданного набора объектов (с помощью педагога); давать словесный отчет о выполняемых действиях. Универсальные регулятивные учебные действия: принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; различать способы и результат действия; продолжать учебную работу и удерживать внимание на задании в объективносложных учебных ситуациях; действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия (по алгоритму). Совместная деятельность: участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Обучающийся с ЗПР младшего школьного возраста достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние индивидуальные особенности познавательной деятельности, темп деятельности, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.). Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (частьцелое; причина-следствие; протяжённость); устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых закономерностей на доступном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, проверка выявленного правила); применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; использовать элементарные знаково-символические средств для организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств при образовании чисел, овладение математическими знаками и символами и т.д.); осмысленно читать тексты математических задач (уточнять лексическое значение слов, определять структуру задачи, находить опорные слова, выделять и объяснять числовые данные, находить известные и искомые данные); представлять текстовую задачу, её решение в виде схемы, арифметической записи. Базовые исследовательские действия: проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов). Работа с информацией: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.); принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; использовать адекватно речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций; уметь работать в паре, в подгруппе; с помощью педагога строить логическое рассуждение; после совместного анализа использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии (при необходимости с опорой на визуализацию и речевые шаблоны); в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии; самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным после совместного анализа. Универсальные регулятивные учебные действия: Самоорганизация: выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять алгоритм решения математических заданий и соотносить свои действия с алгоритмом; выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. Самоконтроль: исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий. Самооценка: предусматривать способы предупреждения ошибок (задать вопрос педагогу, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); оценивать рациональность своих действий, (с опорой на алгоритм/опорные схемы) давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленные учителем или самостоятельно; участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: читать, записывать, упорядочивать числа в пределах 100; сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =); называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20) (при необходимости с использованием опорных таблиц); устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100 (при необходимости с использованием опорных таблиц); выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 — устно и письменно (при необходимости с использованием алгоритма); умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное) (с опорой на терминологические таблицы); применять переместительное и сочетательное свойство сложения, переместительное свойство умножения; находить неизвестный компонент сложения, вычитания; знать и применять алгоритм записи уравнения; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), объема (литр), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие (при необходимости с использованием опорных таблиц); определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов (при направляющей помощи учителя); выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»; решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ; формулировать обратную задачу и использовать ее для проверки решения данной (при направляющей помощи учителя); различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты; на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник; выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев; находить периметр прямоугольника (квадрата); распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы (при направляющей помощи учителя); находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур) (при направляющей помощи учителя); представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур) (при направляющей помощи учителя); сравнивать группы объектов (находить общее, различное); обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; составлять (дополнять) текстовую задачу; проверять правильность вычислений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Числа 1.1 Числа Итого по разделу Электронное приложение к y4e6HUKy(CD) https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 10 10 Раздел 2. Величины 2.1 Единица массы - килограмм 5 2.2 Единицы длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) 6 2.3 Единицы времени. Час. Минута 5 Итого по разделу Раздел 3. Арифметические действия 3.1 Сложение и вычитание 16 18 1 3.2 Умножение и деление 28 1 3.3 Арифметические действия с числами в пределах 100 14 1 Итого по разделу 60 Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru Раздел 4. Текстовые задачи 4.1 Текстовые задачи Итого по разделу 20 Электронное приложение к y4e6HUKy(CD) https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 20 Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1 Геометрические фигуры 10 5.2 Геометрические величины Итого по разделу 10 Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1 Математическая информация Итого по разделу Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы) ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 Электронное приложение к учебнику(СD) https://resh.edu.ru https://uchi.ru https://www.yaklass.ru 1 10 8 8 136 8 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 Тема урока Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение Устное сложение и вычитание в пределах 20. Повторение Числа в пределах 100: чтение, запись. Десятичный принцип записи чисел. Поместное значение цифр в записи числа. Десяток. Счёт десятками до 100. Числа от 11 до 100 Всего 1 1 1 4 Числа в пределах 100: десятичный состав. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых 1 5 Числа в пределах 100: упорядочение. Установление закономерности в записи последовательности из чисел, её продолжение 1 6 Свойства чисел: однозначные и двузначные числа 1 7 Работа с величинами: измерение длины (единица длины — миллиметр) 1 8 Сравнение чисел в пределах 100. Неравенство, запись неравенства 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 9 Измерение величин. Решение практических задач 1 10 Работа с величинами: измерение длины (единица длины — метр) 1 11 12 Входная контрольная работа Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц/десятков 1 1 13 Работа с величинами: измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) 1 14 Соотношения между единицами величины (в пределах 100). Соотношения между единицами: рубль, копейка; метр, сантиметр 1 15 Работа с величинами. Единицы стоимости: рубль, копейка 1 16 Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание) 1 17 Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели 1 18 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие зависимости между числами/величинами 1 19 Представление текста задачи разными способами: в виде схемы, краткой записи 1 1 20 Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур: её объяснение с использованием математической терминологии 1 21 Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу) 1 22 23 Работа с величинами: измерение времени. Единица времени: час Распознавание и изображение геометрических фигур: ломаная. Длина ломаной 1 1 24 Измерение длины ломаной, нахождение длины ломаной с помощью вычислений. Сравнение длины ломаной с длиной отрезка 1 25 Работа с величинами: измерение времени (единицы времени — час, минута). Определение времени по часам 1 26 Разностное сравнение чисел, величин 1 27 Работа с величинами: измерение времени (единицы времени - час, минута). Единицы времени - час, минута, секунда 1 28 Составление, чтение числового выражения со скобками, без скобок 1 29 Измерение периметра прямоугольника, 1 запись результата измерения в сантиметрах 30 Контрольная работа №1 1 31 Анализ контрольных работ. Сочетательное свойство сложения 1 32 Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений 1 33 Характеристика числа, группы чисел. Группировка чисел по выбранному свойству. Группировка числовых выражений по выбранному свойству 1 34 Составление предложений с использованием математической терминологии; проверка истинности утверждений. Составление верных равенств и неравенств 1 35 Дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Столбчатая диаграмма; использование данных диаграммы для решения учебных и практических задач 1 36 Нахождение, формулирование одногодвух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур 1 37 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сложение и вычитание с 1 1 38 круглым числом Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Прибавление и вычитание однозначного числа без перехода через разряд. Вычисления вида 36 + 2, 36 + 20 1 39 Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). Проверка сложения и вычитания. Вычисление вида 36 - 2, 36 - 20 1 40 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Дополнение до круглого числа. Вычисления вида 26 + 4, 95 + 5 1 41 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сложение без перехода через разряд 1 42 Контрольная работа №2 1 43 Анализ контрольных работ. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Вычитание без перехода через разряд 1 44 45 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Вычитание двузначного числа из круглого числа Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Числовое выражение без скобок: составление, чтение, устное нахождение значения 1 1 1 46 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Числовое выражение со скобками: составление, чтение, устное нахождение значения 1 47 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Приемы прибавления однозначного числа с переходом через разряд. Вычисления вида 26 + 7 1 48 49 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Приемы вычитания однозначного числа с переходом через разряд. Вычисления вида 35 - 7 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения 1 1 50 Вычисление суммы, разности удобным способом 1 51 Оформление решения задачи (по вопросам, по действиям с пояснением) 1 52 53 54 Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все» Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения. Буквенные выражения. уравнения 1 1 1 55 56 57 58 59 60 Построение отрезка заданной длины Неизвестный компонент действия сложения, его нахождение. Проверка сложения Нахождение неизвестного слагаемого (вычисления в пределах 100) Взаимосвязь компонентов и результата действия вычитания. Проверка вычитания Неизвестный компонент действия вычитания, его нахождение Нахождение неизвестного уменьшаемого (вычисления в пределах 100) 1 1 1 1 1 1 61 Нахождение неизвестного вычитаемого (вычисления в пределах 100) 1 62 Контрольная работа №3 1 63 Анализ контрольных работ. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий 1 64 Запись решения задачи в два действия 1 65 Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения), внесение данных в таблицу 1 66 Работа с таблицами: извлечение и 1 1 использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.), внесение данных в таблицу. Проверка сложения 67 68 69 Классификация объектов по заданному и самостоятельно установленному основанию Сравнение геометрических фигур Распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольник, ломаная 1 1 1 70 Периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника) 1 71 Алгоритм письменного сложения чисел 1 72 Алгоритм письменного вычитания чисел 1 73 Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок 1 74 Распознавание и изображение геометрических фигур: прямой угол. Виды углов 1 75 Правило составления ряда чисел, величин, геометрических фигур (формулирование правила, проверка правила, дополнение ряда) 1 76 Письменное сложение и вычитание 1 чисел в пределах 100. Прибавление и вычитание однозначного числа с переходом через разряд 77 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Вычисления вида 52 - 24 1 78 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Прикидка результата, его проверка 1 79 Конструирование геометрических фигур (треугольника, четырехугольника, многоугольника) 1 80 Сравнение геометрических фигур: прямоугольник, квадрат. Противоположные стороны прямоугольника 1 81 82 Увеличение, уменьшение длины отрезка на заданную величину. Запись действия (в см и мм, в мм) Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений 1 1 84 Письменное сложение и вычитание. Повторение Устное сложение равных чисел 85 Контрольная работа №4 1 86 Анализ контрольных работ. Оформление решения задачи с помощью числового выражения 1 83 1 1 1 87 Геометрические фигуры: разбиение прямоугольника на квадраты, составление прямоугольника из квадратов. Составление прямоугольника из геометрических фигур 1 88 Изображение на листе в клетку квадрата с заданной длиной стороны 1 89 Изображение на листе в клетку прямоугольника с заданными длинами сторон 1 90 Умножение чисел. Компоненты действия, запись равенства 1 91 Взаимосвязь сложения и умножения 1 92 Применение умножения в практических ситуациях. Составление модели действия 1 93 Измерение периметра прямоугольника, запись результата измерения в сантиметрах. Свойство противоположных сторон прямоугольника 1 94 Решение задач на нахождение периметра прямоугольника, квадрата 1 95 Применение умножения для решения практических задач 1 96 Нахождение произведения 1 97 Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия 1 98 (умножение, деление) Переместительное свойство умножения 1 99 Деление чисел. Компоненты действия, запись равенства 1 100 Контрольная работа №5 1 101 Аналихз контрольных работ. Применение деления в практических ситуациях 1 102 Закономерность в ряду объектов повседневной жизни: её объяснение с использованием математической терминологии 1 103 Вычитание суммы из числа, числа из суммы 1 104 Задачи на конкретный смысл арифметических действий. Повторение 1 105 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 2 1 106 Решение задач на нахождение периметра многоугольника (треугольника, четырехугольника) 1 107 108 109 110 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 2 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 3 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 3 Табличное умножение в пределах 50. 1 1 1 1 1 Умножение числа 4 111 112 113 114 115 116 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 4 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 5 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 5 Контрольная работа №6 Анализ контрольных работ. Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины в несколько раз Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (без скобок) в пределах 100 (2-3 действия); нахождение его значения 1 1 1 1 1 1 117 Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками) в пределах 100 (2-3 действия); нахождение его значения 1 118 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 6 и на 6 1 119 120 121 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 6 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 7 и на 7 Табличное умножение в пределах 50. 1 1 1 1 122 123 124 125 126 127 Деление на 7 Итоговая контрольная работа Анализ контрольных работ. Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 8 и на 8 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 8 Табличное умножение в пределах 50. Умножение числа 9 и на 9 Табличное умножение в пределах 50. Деление на 9. Таблица умножения Умножение на 1, на 0. Деление числа 0 1 1 1 1 1 1 128 Работа с величинами: сравнение по массе (единица массы — килограмм) 1 129 Составление утверждений относительно заданного набора геометрических фигур. Распределение геометрических фигур на группы 1 130 131 Алгоритмы (приёмы, правила) построения геометрических фигур Работа с электронными средствами обучения: правила работы, выполнение заданий 1 1 132 Обобщение изученного за курс 2 класса 1 133 Единица длины, массы, времени. Повторение 1 134 Задачи в два действия. Повторение 1 135 Геометрические фигуры. Периметр. 1 1 Математическая информация. Работа с информацией. Повторение Числа от 1 до 100. Умножение. Деление. Повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 1 136 8 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 2 класс /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы. http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям. http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1-5-х классов.