Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2024г
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 413/6 от 31.08.2024г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=360010, г.Нальчик,
ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530, email=slc1@bk.ru,
givenName=Вячеслав Александрович, sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 11:06:40 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного
образования
г. Нальчик, 2024г.
1
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Вид программы: модифицированный.
Уровень программы: стартовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Национальный проект «Образование», «Успех каждого ребенка»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от
31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025
года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении
информации»от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»;
2
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
• Методические
рекомендации
по
разработке
и
реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), разработанные Региональным модельным центром
дополнительного образования детей Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР.
Актуальность программы. Занятия по программе позволяют сформировать
опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление,
любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать,
ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся
познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Отличительная
особенность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная программа предусматривает личностно-ориентированный
подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
-тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в
дополнительном образовании.
Программа создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой
практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми и
молодежью.
Так же программа предусматривает инклюзивное обучение детейсовместное обучение всех детей, в том числе с ОВЗ (задержка психического
развития)
Новизной данной программы является выработка системы общих
требований
проведения
квалификационных
турниров,
мероприятий.
Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности,
обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация
к овладению теоретическими знаниями.
Адресат программы: 6,6-13лет.
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 часа.
Продолжительность занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
.
3
Наполняемость группы: 16-17 человек.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Формы обучения: очная.
Цель: социально-педагогическое становления и интеллектуальное развитие
обучающихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Личностные:
- развитие социально-психологической компетентности обучающихся,
адекватного эмоционально-волевого состояния;
- формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
- формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование
навыков здорового образа жизни.
-
Предметные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции;
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для
участия в шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
- воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и
самостоятельности;
- формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в
нестандартных ситуациях;
- воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
4
Учебный план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела, темы
Организационное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Правила игры
Первоначальные понятия
Тактика игры
Количество часов
Всего Теория Практика
3
2
1
опрос
3
1
2
опрос
6
1
5
соревнования
6
1
5
тестирование
9
1
8
соревнования
Стратегия игры
6.
7.
8.
Эндшпиль
Дебют
Конкурсы решения задач,
этюдов
Сеансы одновременной
10.
игры
Соревнования
11.
9.
Обобщающее
12. повторение
Формы
аттестации/
контроля
9
1
8
суммарная
оценка знаний
практической и
теоретической
части
15
3
12
соревнования
15
3
12
21
1
20
6
1
5
12
12
3
1
2
108
16
92
5
практическая
игра
практическая
игра
тестирование
практическая
игра
практическая
игра
Содержание учебного плана
Тема 1. Организационное занятие. (3 часа)
Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники
безопасности. Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и
развитии личности особенности психологической подготовки юного шахматиста.
Понятие о здоровом образе жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
Практика: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной
доске
Тема 2. Шахматы – спорт, наука, искусство. (3 часа)
Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения
шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения
шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Логические связки «и», «или», «не», ударность и подвижность фигур в зависимости
от положения на доске. Превращение пешки и взятие
на проходе пешкой.
Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение
подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила
ее выполнения.
Практика: упражнения по
выполнению
ходов
отдельными
фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие
с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тема 3. Правила игры. (6 часов)
Теория: Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие
«шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат».
Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия
понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практика: решение упражнений на постановку мата и пата в различное
количество ходов.
Тема 4. Первоначальные понятия.
(6 часов)
Теория: Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур
Практика: Практическая работа: упражнения на запоминание правил
шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
Тема 5. Тактика игры. (9 часов)
Теория: Понятие о тактике и комбинации. Основные тактически приемы
Ценность фигур.
Единица измерения
ценности. Виды ценности.
Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды
6
размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика: Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У
кого больше?») и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)
Тема 6. Стратегия игры. (9 часов)
Теория: Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор
плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером
специально подобранных позиций.
Тема 7. Эндшпиль. (15 часов)
Теория: Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в
эндшпиле
Правило квадрата. Мат
различными
фигурами.
Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально
подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка
против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль аппозиции.
Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат. Ладейный эндшпиль.
Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение
моста, активность фигур.
Практика: отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля
Тема 8. Дебют. (15 часов)
Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных
партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов.
Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба
за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в
дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных
турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в
шахматах.
Практика: Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика;
анализ дебютной части партии.
Тема 9. Конкурсы решения задач, этюдов. (21 час)
Теория: Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений.
Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие о
варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка.
Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация.
Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание
линии. Блокада.
Тема 10. Сеансы одновременной игры. (6 часа)
Теория: Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с
последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями,
королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции.
7
Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование,
анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством
матования.
Практика: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах;
участие в турнирах
Тема 11. Соревнования. (12 часов)
Практика: Показательные выступления наиболее успешных учащихся.
Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся.
Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин
школьников на шахматные темы).
Тема 12. Обобщающее повторение. (3 часа)
Подведение итогов года. Планы на следующий год
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет:
- развита
социально-психологическая
компетентность,
адекватное
эмоционально-волевое состояние;
- сформирована гражданская позиция, общественная активность;
- сформирована культура общения и поведения в социуме, навыки здорового
образа жизни.
Предметные:
У обучающихся будет:
- развит познавательный интерес к изучению игры в шахматы;
- сформирован универсальный способ мыслительной деятельности;
- развито абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое
воображение, умение производить логические операции;
- приобретены знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для
участия в шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
У обучающихся будут:
- воспитаны навыки самоконтроля, потребность в саморазвитии и
самостоятельности;
- сформированы навыки конструктивного поведения в нестандартных
ситуациях;
- воспитаны ответственность, активность, дисциплина и усидчивость.
8
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата
начала
учебного
года
01.09.2024
Дата
окончания
учебного
года
31.05.2025
Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год
36
108
Режим
занятий
2 раза в
неделю по 1
и 2 часа
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими: среднее профессиональное или высшее профессиональное
образование, соответствующие профилю кружка, секции, студии, клубного и иного
детского объединения, опыт дистанционной деятельности, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилю деятельности(приказ Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочникадолжностей
руководителей,
специалистов
и
служащих,раздел
«Квалификационные
характеристики должностей работников образования»).
Материально-техническое обеспечение:
-
Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными
-
Доски шахматные с фигурами шахматными
-
Столы шахматные
-
Табуреты к шахматным столам
-
Часы шахматные
-
Шкаф высокий
-
Стол и кресло учителя
9
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- инструкажи по охране труда и технике безопасности;
- учебная и методическая литература;
- методические пособия и разработки;
- разноуровневые задания и упражнения по видам спорта;
- сценарии воспитательных мероприятий;
- сборник подвижных игр;
- тематические презентации;
- учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным
репертуаром;
- образовательные электронные ресурсы;
- Интернет-ресурсы.
Методы работы:
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
и групповых заданий).
Формы аттестации/контроля:
• опрос;
• контрольные упражнения;
• тестирование;
• наблюдение;
• турнир;
• соревнование.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:
• текущий контроль.
• промежуточный контроль;
• итоговый контроль;
Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и
практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего
курса обучения.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го полугодия
обучения, итоговая по окончании 1-го года обучения.
Оценочные материалы:
• опросники;
• вопросники с заданиями;
• тесты;
10
• турнирные таблицы;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
•
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с
заданием;
•
Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
•
Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки
педагога.
11
Список литературы для педагогов:
1. А. С
2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших
школьников в 2 кн. Кн.1. - М.:ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3. В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007
4. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по
обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего
школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина
В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах,
2010. - 57с.
5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-наДону: «Феникс», 2014.
Список литературы для обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2015.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2015.
Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС,
2010.
12