Министерство просвещения и науки Кабардино-Балкарской республики
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО учителей
начальных классов
Рук. МО_______________
Ярцева Н.И.
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора
Директор школы
по УМР
________________________
________________________
Лавров В.А.
Денисенко Т.Ю. Приказ № 413/2
от «30» августа 2024 г.
от «31» августа 2024 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=360010, г.Нальчик, ул.М.Вовчок, д.9, l=г. Нальчик,
title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2024.09.07 17:25:22 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение
на кабардино- черкесском языке (родном)»
для обучающихся 2-4 классов
Составила: учитель кабардинского языка
Камбиева А.Х.
г.о.Нальчик 2024
Аннотацияк рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение на
кабардино- черкесском языке (родном)» всоответствии с ФОП НОО для обучающих
с 2-4 классов на 2024-2025 учебный год
Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования и
предназначена для изучения «Литературного чтения на родном (кабардинском) языке", 2
класс под редакцией М.М.Кумаховой, издательства «Эльбрус»-2022г.,
«Литературного чтения на родном (кабардинском) языке" 3 класс, под редакцией
Л.Х.
Канаметовой,
издательства
«Эльбрус»-2022г.,
«Литературного чтения на родном (кабардинском) языке» 4 класс под редакцией
Ф.Б.Малаевой, издательства «Эльбрус»-2022г., допущенный Министерством просвещения
и науки РФ к использованию в образовательной деятельности в общеобразовательных
учреждениях и утвержденный приказом Министерства просвещения и науки РФ от 20 мая
2020 года № 254. (с изменениями и дополнениями)
В соответствии с учебным планом общее число часов, рекомендованных для изучения
литературного чтения на родном (кабардино- черкесском) языке, - 102 часа: во 2 классе - 34
часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению на родном (кабардино-черкесском) языке на
уровне начального общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС
НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету
«Литературное чтение
на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы народном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в
сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей, понимания роли фольклора
и художественной литературы родного народа в создании культурного, моральноэтического иэстетического пространства субъекта Российской Федерации,
на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и российской культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и
культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для
обеспечения культурной самоидентификации.
Основная идея учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском) языке» состоит в том, что кабардино-черкесская литература включает в себя
систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь
средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, кабардиночеркесская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого,
настоящего и будущего национально-культурной традиции в сознании младших
школьников.
Освоение программы по учебному предмету «Литературное чтение»
в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»
(58 часов). Содержание курса «Литературное чтение», реализуемого в период
обучения грамоте, представлено в Федеральной рабочей программе учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык». Период обучения грамоте заканчивается к концу 1
класса ираздельного обучения учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык»
и
«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» нет. Раздельное
изучение учебных предметов «Родной (кабардино-черкесский) язык» и «Литературное
чтение на родном(кабардино-черкесском) языке» начинается со 2 класса.
В содержание программы по литературному чтению на родном (кабардиночеркесском) языке выделяются следующие содержательные линии: виды речевой и
читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, творческая деятельность
обучающихся, кругдетского чтения.
Изучение литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке направлено
на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости
при
чтении
художественных
произведений,
формирование
эстетическогоотношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы, формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности, воспитание интереса и уважения к культуре народов России;
формирование интереса к истории, традиции, искусству своего народа, а также к
жизни и культуре народов России;
ознакомление с детской литературой родного, русского и других народов,
формирование патриотизма и чувства любви к своей Родине и народу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению на родном
(кабардино-черкесском) языке на уровне начального общего образования.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино- черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1)
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через
изучение родного
языка
и
родной
литературы,
являющихся
частью
историии
культуры страны;
проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа художественных произведений и творчества народов
России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому,
настоящему и будущему родного края, в том числе при
работе с художественными произведениями;
уважительное
отношение
к
другим
первоначальные представления о человеке
народам
многонациональной
как члене
общества,
о
России;
правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
2)
проявление сопереживания,
уважения и
доброжелательности
(в том числе
с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств);
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей
художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
выражение своего видения мира,
накопления
и
систематизации
индивидуальной
литературных
позиции
впечатлений,
посредством
разнообразныхпо
эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
3)
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным
видам
искусства,
традициям
и
творчеству
своего и
других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
4)
физического воспитания:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной
информации, в том числе на уроках литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке;
Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
5)
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том
числе через примеры из художественных произведений);
6)
экологического воспитания:
бережное отношение к природе посредством примеров из художественных
произведений;неприятие действий, приносящих ей вред;
7)
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине
мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа,
способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
-потребность
в
самостоятельной
читательской
деятельности,
саморазвитии
средствами кабардино-черкесской литературы, развитие познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании
произведений фольклора и художественной литературы.
В результате изучения литературного чтения на родном (кабардино-черкесском)
языке на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные
действия,
регулятивные
универсальные
учебные
действия,
совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты по теме, главной мысли, жанру, соотносить
произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать
аналогии текстов;
объединять части объекта, объекты (тексты) по заданному признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать
произведения по темам, жанрам;
находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),
восстанавливать
нарушенную
последовательность
событий
(сюжета),
составлять
аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
-выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма;
-устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике
поступков героев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного анализа текста (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать
их
возможное
развитие
процессов,
событий
и
последствияв аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре,
справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей,
справочников);
соблюдать с помощью взрослых
(учителей, родителей и (или) законных
представителей)правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создаватьсхемы, таблицы по результатам работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать
и
формулировать суждения,
выражать
эмоции
в
соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалогаи дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать
устные
(описание,
рассуждение,
повествование)
и
письменные
(повествование)тексты;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха или неудач учебной деятельности;
корректировать
свои
учебные
действия
для
преодоления
речевыхошибок.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать
с учётом
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её
достижению
(распределять
роли,
договариваться,
обсуждать
процесс и
результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно
выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания по литературному чтению
(кабардино-черкесском) языке с опорой на предложенные образцы.
на
родном
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке. К концу обучения во 2 классе обучающийсянаучится:
-читать целыми словами или выражениями вслух, постепенно увеличивая скорость
чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и
смыслового чтения;
-строить короткое монологическое высказывание (краткий или развернутый ответна
вопрос учителя);
-слушать собеседника (учителя, одноклассника и другие), дополнять прозвучавшие
ответы новым содержанием;
-работать в паре (малой группе) над элементарным анализом прочитанного
произведения;
-составлять модели речи типов описание, рассказ;
-пополнять активный словарный запас;
-оценивать и характеризовать героев произведения;
-выделять части текста по предложенному плану;
-моделировать свою речь по типу сказки;
-наблюдать за развитием сюжета в произведении;
-выявлять авторское отношение к персонажам, их поведению;
-составлять план прозаического произведения;
-называть имена 2-3 классиков и современных детских авторов кабардинской
литературы;
-знать названия изученных произведений, кратко пересказывать ихсодержание;
-читать наизусть 5-6 несложных стихотворений (по выбору).
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке». К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
-читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,повторного
просмотрового чтения, выборочного и смыслового чтения;
-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста;
-составлять
самостоятельно
вопросы
по
содержаниюпрослушанного
или
прочитанного текста;
-использовать выразительные средства языка в собственном монологическом
высказывании;
-выявлять особенности кабардинского речевого этикета и понимать их, использовать
средства речевого этикета в общении;
-называть имена писателей и поэтов - авторов изученных произведений, перечислять
названия их произведений и кратко пересказывать содержание текстов;
-составлять план собственного монологического высказывания, соблюдать его
связность и логичность;
-слушать высказывания собеседника, отвечать на его вопросы и аргументировать свою
точку зрения;
-находить в прочитанном тексте нужную информацию;
-читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору).
Предметные результаты изучения литературного чтения на родном (кабардиночеркесском) языке». К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
-разбивать текст на смысловые части и озаглавливать каждую часть;
-устанавливать причинно-следственные связи в тексте;
-воспроизводить текст с опорой на ключевые слова;
-пересказывать содержание основных литературных произведений, изученных в
классе, называть их авторов;
-обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое,
подтверждать высказывание фрагментами или отдельными строчками
из произведения;
-использовать в речи средства кабардинского речевого этикета;
-самостоятельно выбирать книги в библиотеке с целью решения разных задач(чтение
согласно рекомендованному списку, подготовка устного сообщения
на определённую тему);
-общаться в малых группах, высказывать оценочные суждения огероях прочитанных
произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
-читать наизусть 8-10 стихотворений разных авторов (по выбору);
-работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слов в тексте
произведения, определять случаи многозначности), целенаправленно пополнять активный
словарный запас;
-самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и
справочники разного направления).
Содержание учебного предмета
2 класс
Бзэгъэбзэрабзэ (звучи мой язык) Саиигъуэ (Детство) Кажаров П. Ныбжьэгъу пэж
(Верный друг) Хацуков Х. Адыгэбзэ (Родной язык) Гергов А.«IуэрыIуатэ - дыщэ пхъуантэ»
(«Фольклор
-
золотой
ларец»).Къуажэхьхэр
(Загадки).
Псалъэжьхэр
(Пословицы).ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки). Нэщэнэхэр (Приметы). ДжэгукIэхэр
(Игры и забавы). Таурыхъхэр, псысэхэр (Сказки): «Аслъэнымрэ дзыгъуэмрэ» («Лев и
мышь»), «Бажэмрэ Кърумрэ» («Лиса и журавль» (русская народная сказка
в обработке А. Афанасьева, перевод Х. Кармокова)). Мыщэмрэ Бажэмрэ (Медведь и
лиса).
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).Бжьыхьэ (Осень). П. Хатуев, стихотворение
«Ди кхъужьейр» («Наши грушевые деревья»). Х. Абитов, стихотворение «Бжьыхьэ»
(«Осень»). З. Налоев, стихотворение «Бжьыхьэр бейщ» («Богатая осень»). «Ди
ныбжьэгъуфI псэущхьэхэр» («Наши друзья - животные»).В. Абитов, стихотворение «Си
бажэ» («Моя лиса»). Х. Кармоков, сказка «Хьэмрэ Мыщэмрэ» («Собака и Медведь»).
А. Черкесов, стихотворение «Парийрэ КIущэрэ» («Парий и Куша»). М. Кештов,
стихотворение
«Шырэ»
(«Шырэ»).
Б.
Кагермазов,
стихотворение
«Цыжьбанэ»
(«Ёжик»).«ЩIымахуэр щIыIэми, зэман дахащэщ» .Япэ уэс (Окружающий мир. Первый
снег). Л. Афаунов, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Ф. Казанова, стихотворение
«ГуфIэгъуэ» («Радостное событие»). Б. Карданов, рассказ «Уэсыр джэдыгущ» («Снег
-покрывало»). Шогенцуков, стихотворение «ИлъэсыщIэ» («Новый год»).Б. Жанимов,
«Лэжьыгъэр гуфIэгъуэщ» («Труд
«IэщIагъэлI»(«Специалист»). Х. Гяургиев,
-
радость»). Л. Афаунов,
стихотворение
рассказ «Нанэ» («Нана»). Б. Кагермазов,
З. Налоев, рассказ «Зулий и жыг» («Деревце Зулий»), рассказ «Ныбжьэгъу пэж» («Верный
друг»
«Хэкум дрогушхуэ!» («Мы гордимся своей Родиной!»). Ди Хэкур (Наша Родина).У.
Ногмов, стихотворение «Къалэм сыщохьэщIэ» («В гостях в городе»).
А. Шогенцуков, стихотворение «Сабиигъуэ» («Детство»). А. Шоров, стихотворение
«Сыт насыпыр?» («Что такое счастье?»). Адыгэхабзэм щыщщ (Обычай адыгов)
«Къытхуеблагъэ,
гъатхэ!»
(«Добро
пожаловать,
весна!»).
«ХъыбарегъащIэ»
(«Оповещение»). Л. Афаунов, стихотворения «Гъатхэр къэсыжащ» («Весна вернулась»),
рассказ «Си мамэ дыщэ» («Моя золотая мама»). П. Кажаров, стихотворение «Си мамэ»
(«Моя мама»). Л. Шогенов, стихотворение «Хьэсэн» («Хасан»). Л. Афаунов «Гъатхэ»
стихотворение («Весна»), А. Шамирзов«Нанэ» «Бабушка»
3
класс
А. Шомахов, стихотворение «Ди хэкур» («Наша Родина»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Сабий уэрэд» («Песенка для детей»). Л. Канаметова, рассказ «Ди
щIыналъэр» («Наш край»). Адыгэ IуэрыIуатэ (Адыгское устное народное творчество).
Псалъэжьхэр (Пословицы). Къуажэхьхэр (Загадки).ПсынщIэрыпсалъэхэр (Скороговорки).
Предание «Насып» («Счастье»). Сказка «ШыкъумцIий» («Шикумций»). Литературнэ
псысэхэр (Литературные сказки).
«Бжьыхьэ» («Осень»).А. Шогенцуков, рассказ «Бжьыхьэ» («Осень»).
С. Жилетежев, стихотворение «Бжьыхьэ хадэ» («Осенний сад»). С. Хахов, рассказ
«Щыхьым и жыг» («Дерево Шихым»). Л. Афаунов, стихотворение «ХъумпIэцIэдж»
(«Муравей»). Б. Тхамоков, рассказ «ТIрашэрэмыIэрысеймрэ» («Траша и
яблоня»). «Дыкъэзыухъуреихь дуней» («Мир вокруг нас»).М. Шебзухов, рассказ
«Мэзым» («В лесу»).
А.
Куантов,
рассказ
«ТхьэкIумэкIыхь
шырымрэ
блэмрэ»(«Зайчонок и змея»). Б. Кагермазов, стихотворение «Ди мэзым» («У нас в лесу»).
А. Щогенцуков, стихотворение «КIущэнагъуэ» («Сероглазый Куша»).Сабийхэм я
хьэл-щэныр (Поведение и характер детей).
Л. Афаунов, стихотворение «Абу цIыкIу» («Маленький Абу»). З. Налоев,
стихотворение «ПцIы бупсмэ, уи пэжри я фIэщ хъужыркъым» («Соврав однажды, теряешь
доверие»). Х. Хавпачев, рассказ «Умышынэ, дадэ» («Не бойся, дедушка).Х. Кауфов, рассказ
«ЦIыхугъэм и къалэныр» («Значение человечности»).
«Щ1ымахуэ» («Зима»).Л. Афаунов, стихотворение «Япэ уэс» («Первый снег»).
Б. Тхамоков, рассказ «Бзу» («Птица»). А. Ханфенов, стихотворение «ГуфIэгуэш».
(«Раздающий радость»). В. Бианки, рассказ «БажапцIэ». («Чернобурая лиса») (Перевод Х.
Кармокова)) Ф. Малаева, рассказ «Уэсгуащэм и удз гъэгъахэр». («Цветы для Снежной
Королевы»). «Лэжьыгъэм цIыхур егъэлъапIэ» («Труд возвышает человека»).Предание
«Iуэху цIыкIу щыIэкъым…» («Маленьких дел не бывает…»).
Сказка «Дыщэ сом» («Золотая монета»). Б. Мазихов, рассказ «Уэт лIы!» («Вот
мужчина!»). М. Дабагов, стихотворение «ПхъащIэ цIыкIу» («Маленький плотник»). А.
Гергов, стихотворение «ПIытIэ щхьэхынэ» («Ленивый Пита»). А. Шомахов, стихотворение
«ЩIалэфI» («Хороший парень»). С. Хахов, рассказ «Iущ цIыкIу» («Смышленный»). Р.
Хагундоков, стихотворение «Космонавт цIыкIу» («Маленький космонавт»).«Гъатхэ»
(«Весна»).А. Ханфенов, рассказ «КъэхутакІуэ цІыкІу» («Маленький изобретатель»). Дж.
Хаупа, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»).
Х. Кунижева, рассказ «Март мазэ» («Месяц Март»). Х. Шогенов, стихотворение
«Гъатхэ нэщэнэ» («Примета весны»). И. Хакунов, стихотворение «Гъатхэ махуэ»
(«Весенний день»).
4
класс
Си анэбзэ (Язык матери) Уи анэбзэр гъаф1э («Храни язык матери») Адыгэ IуэрыIуатэ
(Адыгское устное народное творчество).Сказки «ЛIымрэ жыгымрэ» («Мужик и дерево»),
«ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»), «Мыщэ и къуэ Батыр» («Батыр - сын Медведя»),
«Бжьыхьэ дыщафэ» («Золотая осень»).Б. Карданов, рассказ «Пхъэхуей жыгыр» («Береза»),
Ф. Малаева, рассказ «Тхьэмпэ пыхужыгъуэ» («Пора листопада»). З. Тхагазитов,
стихотворение «Бжьыхьэ» («Осень»). И. Хакунов, стихотворение
«Бжьыхьэр къихьащ» («Наступила осень»). «ЩIымахуэ» («Зима»).З. Налоев, рассказ
«ЩIымахуэм» («Зимой»). А. Оразаев, стихотворение «ЩIымахуэ» («Зима»). Б.
Журтов, рассказ «Лъэрыжэ» («Коньки»). Б. Кагермазов, стихотворение «ИлъэсыщIэ»
(«Новыйгод»). Ф. Малаева, рассказ «ЩIымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» («Зимние ягоды»).
«Зэныбжьэгъуныгъэ» («Дружба»).З. Налоев, рассказ «Iэпэзадэ» («Неумелый»).
Л. Бозиев, рассказ «ТIум тIу хэплъхьэмэ» («К двум прибавить два»). Х. Кармоков,
рассказ «Ныбжьэгъу уиIэну ухуеймэ» («Если хочешь иметь друзей»). Б. Кагермазов,
стихотворение «Щихум и жэуап» («Ответ тополя»). «Ди Хэкур» («Наша
Родина»).Л. Бозиев, рассказ «Хъерлы зыгъэпIейтейр» («Беспокойство Херлы»). С.
Хахов, рассказ «Дэшхуей тхьэмпэ» («Листья орешника»). Б. Ашижев, рассказ
«Сыадыгэщ» («Я - черкес»). А. Ханфенов, стихотворение «Сэ Хэку, уэращ си
гъащIэр» («Моя Родина, ты моя жизнь»). Б. Гедгафов, стихотворение «Адэжь щIыналъэ»
(«Земляотцов»).«Гъатхэ» («Весна»).
А. Шогенцуков, стихотворение «Гъатхэ» («Весна»). Л. Губжоков, стихотворение
«Гъатхэпэ» («Март»). А. Шогенцуков, рассказ «Гъатхэ теплъэгъуэхэр» («Весенние
зарисовки»). А. Мукожев, стихотворение «Анэ» («Мать»).«Щремыıэ зауэ!» («Пусть не
будет войны!»).А. Шомахов, Рассказ «Мишэ и анэр къигъуэтыжащ» («Как Миша нашёл
свою мать»). А. Бицуев, стихотворение «Сурэт» («Фотография»). З. Налоев, рассказ
«Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» («Случай в осеннем лесу»).«Псэущхьэхэмрэ
къэкIыгъэхэмрэ» («Животные и растения»).Б. Балкизов, стихотворение «СиIэщ сэ жыг
цIыкIу» («У меня есть деревце»). Б. Журт, ра ссказ «Мэзым» («В лесу»). А. Куантов,
рассказ «Щыхь хьэщIэ». («Олень в гостях»). По Х. Кармокову, рассказ «Дэтхэнэр нэхъ
лъагэ?» («Кто выше?»)
Тематическое планирование 2 класс
№п/п
Разделхэр
Бзэгъэбзэрабзэ
Адыгэ 1уэры1уатэ
Бжьыхьэ дыщафэ
Ди ныбжьэгъуф1 псэущхьэхэр
Щ1махуэр , щ1ы1эми зэман дахащэщ
Лэжьыгъэр гуф1эгуэщ
Хэкум дрогушхуэ
Къытхуеблагъэ гъатхэ!
Псори
Сыхьэт
3
5
3
3
5
4
4
7
34
Проект
лэжьыгъэ
+
+
2 класс Анэдэлъхубзэ.(Литературное чтение на кабардино- черкесском
языке) 34ч.
Урокым и темэр
сыхьэт
бжыгъэр
1
2
Бзэгъэбзэрабзэ
Къэжэр Петр «Сабиигъуэ» усэр.
Хьэц1ык1у Хьэсэн " Ныбжьэгъу пэж"усэр.
3
1
1
3
Джэрыджэ Арсен "Адыгэбзэ"усэр.
1
5
1
16
1уэры1уатэ
Къуажэхьхэр.Псалъэжьхэр.
Псынщ1эрыпсалъэхэр.
Нэщэнэхэр.Сабий джэгук1эхэр.
Таурыхъхэр,псысэхэр. «Аслъэнымрэ
Дзыгъуэмрэ»псысэр.
"Бажэмрэ Кърумрэ" урыс таурыхъ.
"Мыщэмрэ Бажэмрэ"таурыхъыр.
Бжьыхьэ дыщафэ
Бжьыхьэ тхыгъэр
Къагъырмэс Борис «Ди кхъужьейр» усэр.
Абыт1э Хъызыр «Бжьыхьэ» усэр.
Нало Заур «Бжьыхьэр бейщ» усэр.
Ди ныбжьэгъуф1 псэущхьэхэр
Абыт1э Владимир «Си бажэ"» усэр.
Къармокъуэ Хьэмид «Хьэмрэ мыщэмрэ »
тхыгъэр.
Шэрджэс Алий "Парийрэ К1ущэрэ"усэр.
К1эщт Мухьэз «Шырэ» усэр. Къагъырмэс
Борис «Цыжьбанэ» усэр.
Щ1ымахуэр щ1ы1эми,зэман дахащэщ
«Япэ уэс» тхыгъэр. Аф1эунэ Лиуан
«Щ1ымахуэ» усэр
«Щ1ымахуэ зэманыр» тхыгъэр.
17
Къэзан Фатимэ «Гуф1эгъуэ» усэр.
1
18
Къардэн Бубэ «Уэсыр джэдыгущ» тхыгъэр.
1
19
Щоджэнц1ык1у 1эдэм « Илъэсыщ1э» усэр.
Лэжьыгъэр гуф1эгъуэщ
. Къэжэр Пётр "1эщ1агъэл1"усэр.
Джаурджий Хьэтыкъэ «Нанэ» рассказыр
Нало Заур«Зулий и жыг» рассказыр.
1
4
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
20
21
22
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
щаджыну щаджа
зэманыр зэманы
р
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Къардэн Б. «Ныбжьэгъу пэж» рассказыр
Хэкум дрогушхуэ
Нэгумэ Умар " Ди Хэкур" тхыгъэр.
Нэгумэ Умар " Къалэм сыщохьэщ1э" усэр.
Щоджэнц1ык1у Алий " Сабиигъуэ" усэр.
Шорэ Ахьмэд " Сыт насыпыр?".
Адыгэ хабзэм щыщщ.
Къытхуеблагъэ, гъатхэ!
«Гъатхэр дунейм и щ1эрэщ1эгъуэщ» тхыгъэр.
«Хъыбарегъащ1э» тхыгъэр.
Аф1эунэ Лиуан " Гъатхэр къэсыжащ"усэр.
Къардэн Б. " Си мамэ дыщэ" тхыгъэр.
Къэжэр Пётр " Си мамэ" усэр.
Щоджэн Леонид "Хьэсэн " усэр.
Псори сыхьэт 34 мэхъу.
Тематическое планирование 3 класс
1
4
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
№п/п
Разделхэр
Ди Хэкур
1уэры1уатэ
Бжьыхьэ
Дыкъэзыхъурейхь дунейр
Сабийхэм я хьэл-щэныр
Щ1ымахуэ
Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъап1э
Гъатхэ
Псори
Сыхьэт
3
3
4
4
4
4
7
5
34
Проект
лэжьыгъэ
+
+
3 класс Анэдэлъхубзэ.(Литературное чтение на кабардино- черкесском
языке)
Темэхэр
Ди Хэкур
1 Щомахуэ Амырхъан " Ди хэкур" усэр.
2 Къагъырмэс Б. "Сабий уэрэд" усэр.
3 «Ди щ1ыналъэр» тхыгъэр.
1уэры1уатэ
4 Псалъэжьхэр.Къуажэхьхэр.
ПсынщIэрыпсалъэхэр.
5 Сонэ А "Насып" хъыбарыр
6 "Шыкъумц1ий "псысэр.
Бжьыхьэ дыщафэ.
7 ЩоджэнцIыкIу1 "Бжьыхьэ" тхыгъэр. Жылэтеж
С. «Бжьыхьэ хадэ» усэр
8 Жылэтеж С. «Бжьыхьэ хадэ» усэр
9 Хьэх Сэфарбий «Щыхьым и жыг» тыгъэр.
10 Тхьэмокъуэ Б "Т1рашэрэ мы1эрысеймрэ"
рассказыр.
Дыкъэзыухъуреихь дунейр.
11 Шыбзыхъуэ М. «Мэзым» тхыгъэр.
сыхьэт
бжыгъэр
3
1
1
1
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
12 К1уант1э 1. "Тхьэк1умэк1ыхь шырымрэ блэмрэ"
13 Къагъырмэс Б. "Ди мэзым " усэр
14 ЩоджэнцIыкIу А. " К1ущэ нагъуэ" усэр. ».
Сабийхэм я хьэл щэныр.
1
1
1
4
15 Аф1эунэ Л. " 1эбу ц1ык1у" усэр
16 Нало З "Пц1ы бупсмэ,уи пэжри я ф1эщ
хъужыркъым" тхыгъэр.
16
6
17 Хьэхъупащ1э Хь."Умышынэ,дадэ" рассказыр
1
1
18 Кхъуэ1уфэ Хь. " Ц1ыхугъэм и къалэныр"
тхыгъэр.
Щ1ымахуэ
19
Аф1эунэ Л. "Япэ уэс" усэр
20 Тхьэмокъуэ Барэсбий «Бзу» рассказыр.
1
21 Хьэнфэн А. " Гуф1эгуэш" усэр.
1
1
4
1
1
щаджыну
зэманыр
щаджа
зэманыр
22 Бианки В. " Бажапц1э" тхыгъэр. Мэлей Ф. " Уэс
гуащэм и удз гъэгъахэр" псысэр.
Лэжьыгъэм ц1ыхур егъэлъап1э.
23 " 1уэху ц1ык1у щы1экъым..." хъыбар.
1
24
«Дыщэ сом» таурыхъ.
25 Мэзыхьэ Б. "Уэт л1ы!" рассказыр.
26 Дэбагъуэ М " Пхъащ1э ц1ык1у" усэр.
Дэрыджэ А. " П1ыт1э щхьэхынэ" усэр.
27
Щомахуэ А " Щ1алэф1" усэр
28 . Хьэх С."1ущ ц1ык1у" хъыбарыр.
29 Хьэгъундокъуэ Р. " Космонавт ц1ык1у" усэр.
Гъатхэ
1
1
1
30 Хьэнфэн А. " Къэхутак1уэ ц1ык1у" тхыгъэр.
1
31 Хьэ1упэ Дж "Гъатхэ" усэр.
1
32 Къуныжь Хь. "Март мазэ"тхыгъэр.
33 Щоджэн Хь. " Гъатхэ нэщэнэ" усэр.
34 Балъкъыз Б. "Дыгъэ" усэр.
Сыхь.34
1
1
1
7
1
1
1
1
5
Тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Разделх
эр
Си анэбзэ
1уэры1уатэ
Бжьыхьэ
Щ1ымахуэ
Зэныбжьэгъугъэ
Ди Хэкур
Гъатхэ
Щремы1э зауэ
Псэущхьэхэмрэ къэк1ыгъэхэмрэ
Псори
Сыхьэт
Проект
лэжьыгъэ
1
5
+
3
6
4
4
5
3
3
+
34
4 класс Анэдэлъхубзэ.(Литературное чтение на кабардино- черкесском
языке)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Темэхэр
Си анэбзэ
«Уи анэбзэр гъаф1э» усэр.«Л1ымрэ жыгымрэ»
тхыгъэр.
1уэры1уатэ
.«Л1ымрэ жыгымрэ» тхыгъэр.
«Пц1ащхъуэ ц1ык1у»псысэр
.«Мыщэ и къуэ Батыр» псысэр.
«Мыщэ и къуэ Батыр» псысэр.
«Мыщэ и къуэ Батыр» псысэр.
Бжьыхьэ
Къардэн Бубэ «Пхъэхуей жыг» рассказыр.
Тхьэгъэзит Зубер «Бжьыхьэпэ» усэр,Хьэкъун Исуф
«Бжьыхьэр къихьащ» усэр
Бжьыхьэ.Проект лэжьыгъэ.
Щ1ымахуэ
Нало Заур «Щ1ымахуэм» рассказыр.
Уэрэзей Афлик «Щ1ымахуэ»усэр
Журт Биберд «Лъэрыжэ» рассказыр.
Къагъырмэс Борис «Илъэсыщ1э» усэр.
«Щ1ымахуэ пхъэщхьэмыщхьэхэр» тхыгъэр
Сочиненэ.
Зэныбжьэгъугъэ
сыхьэт
бжыгъэр
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
4
16 Нало Заур «1эпэзадэ» тхыгъэр
1
17 Бозий Людин « Т1ум т1у хэплъхьэмэ…» рассказыр
1
18 «Ныбжьэгъу уи1эну ухуеймэ» тхыгъэр
1
19 Къагъырмэс Борис «Щихум и жэуап» тхыгъэр
1
Ди хэкур
4
щаджыну щаджа
зэманыр зэманыр
20 Бозий Людин «Хъерлы зыгъэп1ейтейр» тхыгъэр
1
21 Хьэх Сэфарбий «Дэшхуей тхьэмпэ» рассказыр.
22 1эщыж Борис «Сыадыгэщ» хъыбарыр
23 «Си Хэку,уэращ си гъащ1эр» усэр
Гъатхэ
24 Мыкъуэжь Анатолэ «Анэ» усэр
25 Щоджэнц1ык1у Алий «Гъатхэ» усэр
26 Гъубжокъуэ Лиуан «Гъатхэпэ» усэр.
27 Къуэдзокъуэ Лэкъумэн «Къурш псыдзэ» усэр
28 ЕлчэпарАнатолэ «Мэз дохутырхэр» тхыгъэр.
Щремы1э зауэ!
29 Щомахуэ Амырхъан «Мишэ и анэр
къигъуэтыжащ» рассказыр
30 Бицу Анатолэ «Сурэт» усэр
31 Нало Заур «Бжьыхьэ мэзым къыщыхъуар» тхыгъэр
Псэущхьэхэмрэ къэк1ыгъэхэмрэ
32 Журт Биберд «Мэзым» тхыгъэр
33 К1уант1э 1эзид «Щыхь хьэщ1э» рассказыр
34 «Дэтхэнэр нэхъ лъагэ?» тхыгъэр
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
Псори сыхьэт 34 мэхъу
1
1
3
1
1
1
СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
1. Малаева Ф.Б. Литературное чтение 4 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / Изд. 1-е.
– Нальчик:ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022. –
128 с.
2. Кумахова М.М. Литературное чтение 2 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022. – 144 с.
3. Канаметова Л.Х.. Литературное чтение 3 класс. [Текст]:
Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – Нальчик:
ГКУ «КБР-Медиа», Издательство «Эльбрус», 2022. – 144 с.
Дополнительная литература, словари
4. ник диктантов и изложений) 1-4 класс [Текст] / Токъу С.
М., АфIэунэА. А. – Нальчик: Эльбрус, 2018. – 94 с.
5. Токова С.М. Таблицы для начальной школы по
кабардинской грамматике. 1 – 4 класс [табл. электр] CDROM. Нальчик: Эльбрус, 2011.
6. Малаева Ф.Б. Детство Сабиигъуэ [Текст]: адэ-анэхэм,
сабий садхэмщыIэ гъэсакIуэхэм, пэщIэдзэ классхэм
щезыгъаджэхэм папщIэ тхылъ / [зэхэзылъхьар Мэлэй Ф. Б.]. –
Нальчик: Эльбрус, 2015. – 477 с.
7. Карданов Б.М. Русско-кабардинско-черкесский словарь
[Текст]: около 30000 слов / Сост. Б. М. Карданов, А. Т. Бичоев;
Отв. ред. А. О. Шогенцуков;С прил. краткого граммат. очерка
кабард.-черкес. яз. Б. М. Карданова; Кабард. науч.-исслед. ин-т при
Совете Министров Кабард. АССР. – Москва: ГИС, 1955. – 1055 с.
8. Бижоев Б. Ч. Русско-кабардинский разговорник / Б. Ч.
Бижоев, Х. Т.Тимижев. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – 112 с.
9. Гяургиев Х.З. Дзасежев Х.Е. Кабардинский язык
(Адыгэбзэ) I-IIчасти. – Нальчик: Эльбрус, 2010. – 302 с. (I),
254 с. (II)
10. Сукунов Х. Х. Кабардино-черкесско-русско-англотурецкий словарь виллюстрациях [Текст] = Kabardino Circassian
Russian-English Turkish picture dictionary / Х. Х. Сукунов, И. Х.
Сукунова. – Нальчик: Эль-Фа, 1998. – 414 с.
11. Апажев М.Л., Коков Д.Н. Кабардино-русский словарь.
Около 27 000 слов / Под научной редакцией доктора
филологических наук Б. Ч. Бижоева. –Нальчик: Эльбрус, 2008. –
704 с.
12. Емузов
А.Г.
Англо-кабардино-русский
фразеологический словарь. –Нальчик: Эльбрус, 1976г. – 350 с.
13. Словарь кабардино-черкесского языка = Адыгэбзэ
псалъалъэ: Ок. 31000 слов / Ин-т гуманитар. исслед. Кабард.Балк. науч. центра Рос. акад. наук; [М. Л. Абитов и др.]. - [1.
изд.]. - М.: Дигора, 1999. – 852 с.
14. Дзуганова Р. Х., Шериева Н. Г., Словарь синонимов
кабардинскогоязыка: (Для шк.) / - Нальчик: Эльбрус, 1997. – 118
с.
15. Бижоев Б.Ч. Учебный русско-кабардинский словарь: около 24 000
слов / Под общей редакцией доктора филологических наук Б.Ч.Бижоева. –
Нальчик: Эльбрус, 2013. – 848 с.
16. Урусов Х.Ш. Орфографический словарь кабардино-черкесского
языка: 90000 слов / Урусов Х. Ш., Захохов Л. Г. – Нальчик: Эльбрус, 1982.
– 1133 с.
17. Кабардино-черкесский язык: [монография]: в 2 т. / [М. Л. Апажев
и др.] гл. ред. М. А. Кумахов; Ин-т гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН. – Нальчик: Респ. полиграфкомбинат им.
Революции 1905 г.: Эль-Фа, 2006. – 547 с.