Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2025г
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 208/2 от 01.09.2025г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И
НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика,
street=УЛ. МАРКО ВОВЧОК, Д.9, l=г. Нальчик,
title=И.О. ДИРЕКТОРА, o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав
Александрович, sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2025.09.29 11:37:48 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Звонкие голоса»
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа
Форма обучения: очная
Автор: Диданова Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования
г. Нальчик, 2025г.
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Национальный проект «Образование»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022
г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов,
с учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании»;
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей
Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР.
2
Актуальность состоит в том, что хоровое пение - вид организации досуга детей, в
котором осуществляются сложные воспитательные задачи, способствующие формированию и
развитию личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, эстетических чувств и
нравственных качеств человека. Хоровое пение является активной музыкальной деятельностью,
охватывающей большие массы детей, что делает его очень популярным в системе
дополнительного образования.
Пение в хоре представляет собой наиболее доступный вид музицирования, который
помогает овладеть навыками музыкального исполнительства, позволяющими детям творчески
проявлять себя в искусстве, выявляет и развивает музыкальные способности у ребенка, а также
удовлетворяет свойственную детям потребность в общении, способствует формированию
чувства ответственности за общее дело, осуществляя идеи воспитания через коллектив,
объединенный едиными целями и задачами.
Новизна
Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные
перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают
стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе
своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности
детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения
художественно-исполнительского образа.
Отличительные особенности
Программа отличается от других программ тем, что:
•
позволяет расширить возможности вокального искусства;
•
содержание программы «Звонкие голоса» может быть основой для организации
учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных
умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
•
программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от
простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Так же программа предусматривает инклюзивное обучение детей- совместное обучение
всех детей, в том числе с ОВЗ (задержка психического развития)
Педагогическая целесообразность
Ребенку этого возраста довольно непросто освоить процесс коллективного певческого
исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к
проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом
коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка
7-12 лет становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение,
испытал свое терпение, реализовал способности.
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2/2,5 часа. Продолжительность занятия 40 минут,
перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 15-18 человек.
3
Форма обучения: очная
Формы занятий:
1. Групповая
2. Индивидуальная
3. Коллективная
Цель программы: создать условия для развития детской певческой культуры в процессе
работы с хором, раскрытия творческих способностей воспитанников в области вокального
искусства.
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Задачи программы:
Предметные:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умения оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний
человека;
формирование общего понятия о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
формирование готовности применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Метапредметные:
ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация
по стилям и жанрам музыкального искусства;
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
4
−
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.
Учебный план
№
п/п
Перечень разделов,
наименование тем
Количество часов
Всего
1
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
2
2
Аттестация обучающихся
(входной контроль).
Прослушивание обучающихся
2
-
2
3
Пение как вид музыкальной
деятельности
22
7
15
3.1
Понятие о хоровом
академическом пении
2
1
1
Зачет
3.2
Строение голосового аппарата
2
1
1
Опрос
3.3
Правила охраны детского голоса
2
1
1
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
3.4
Вокально-певческая установка
10
2
8
3.5
Упражнения на дыхание, дикцию 6
и артикуляцию
2
4
Педагогическое
наблюдение
прослушивание
Педагогическое
наблюдение
4
Формирование детского голоса
60
10
50
4.1
Звукообразование
12
2
10
4.2
Певческое дыхание
12
2
10
4.3
Дикция и артикуляция
12
2
10
4.4
Музыкальные игры и упражнения 12
2
10
5
Практи
ка
1
Формы контроля
Теори
я
1
Опрос
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4.5
Вокальные упражнения
12
2
10
5
Слушание музыкальных
произведений, разучивание и
исполнение песен
Народная песня
42
4
38
10
1
9
Прослушивание
5.2
Произведения русских
композиторов-классиков
10
1
9
Прослушивание
5.3
Произведения современных
отечественных композиторов
10
1
9
Прослушивание
5.4
Произведения зарубежных
композиторов
10
1
9
Прослушивание
5.5
Игровая деятельность,
театрализация
2
-
2
Прослушивание
6
Расширение музыкального
кругозора и формирование
музыкальной культуры
Открытое занятие «Средства
музыкальной выразительности.
Эмоциональность содержания»
Посещение театров, концертов,
музеев и выставочных залов
6
2
4
2
2
-
Опрос
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
7
Концертноисполнительская
деятельность
8
-
8
7.1
Репетиции, работа с микрофоном
2
-
2
Педагогическое
наблюдение
7.2
Участие в концертах (по плану)
4
-
4
Педагогическое
наблюдение
7.3
Отчетный концерт
2
-
2
Педагогическое
наблюдение
8
Сценическое движение
18
2
16
9
Итоговое занятие.
Аттестация обучающихся
Итого:
2
-
2
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
Концерт
162
24
138
5.1
6.1
6.2
6
Педагогическое
наблюдение
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Теория. Организация работы кружка. Расписание. Планы на год. Инструктаж учащихся по ТБ,
правила поведения на занятиях хорового пения.
Практика. Знакомство с программой. Музыкальные игры на знакомство. Беседа.
Раздел 2. Аттестация обучающихся (входной контроль). Прослушивание обучающихся
Практика. Аттестация обучающихся (входной контроль). Прослушивание обучающихся.
Раздел 3. Пение как вид музыкальной деятельности
3.1 Понятие о хоровом академическом пении
Теория. Что такое хоровое академическое пение. Что такое хор. В чем его интерес и
преимущество. Что такое распевание и почему это важно. Правила поведение на занятиях по
хору.
Практика. Распевание. Разбор простого хорового произведения. Игры на развитие слуха,
голоса и ритмичности.
3.2 Строение голосового аппарата
Теория. Основные вокальные техники и анатомия голосового аппарата. Как происходит
звукообразование. Строение голосового аппарата. Как развить голосовой аппарат.
Практика. Постановка голоса. Вокальные упражнения.
3.3 Правила охраны детского голоса
Теория. Правила охраны детского голоса. Что нельзя делать перед занятием по хоровому
пению, а что рекомендуется. Природа человеческого голоса. Детский голос и его возрастные
особенности. Гигиена детского голоса. Советы по восстановлению голоса.
Практика. Упражнения на развитие голосового аппарата. Исполнение песен.
3.4 Вокально-певческая установка
Теория. Что такое вокально-певческая установка. Почему она важна при пении. Певческая
установка сидя. Певческая установка стоя.
Практика. Исполнение произведений в правильной певческой установке.
3.5 Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию
Теория. Что такое дикция и артикуляция. Почему это важно при пении. Что помогает развитию
дикции. Дыхание при разговоре и при пении. Особенности дыхания при пении.
Практика. Упражнения на дыхание. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Пение
скороговорок «Бык тупогуб», «От топота копыт», «Ехал Грека через реку». Использование
данных упражнений и навыков при исполнении произведений.
Раздел 4. Формирование детского голоса
4.1 Звукообразование
Теория. Что такое звукоизвлечение и звукообразование. В чем особенность певческого
звукоизвлечения и звукообразования. Как они влияют на исполнение песен. Какое должно
быть звукоизвлечение и звукообразование.
7
Практика. Упражнения для формирования правильного звукообразования. Исполнение песен.
4.2 Певческое дыхание
Теория. Вдох должен быть экономичным, распределённым по времени. В отличие от речевого
вдоха, при пении он должен быть объемнее в 20-30 раз. Три этапа: вдох; задержка; выдох.
Характер выдоха и вдоха и зависит от характера произведения. Стоит избегать глубокого
вдоха, он ведёт к зажатости. Также не следует петь на резервном дыхании, это вредно.
Типы певческого дыхания:
1.
Ключичное (клавикулярное) Поверхностное дыхание, при котором задействованы
только верхние доли лёгких с маленьким объемом воздуха. При дыхании поднимается грудь и
плечи. Когда доли переполняются, воздух давит на связки и получается форсированный звук и
неточность интонации. Данный тип дыхания характерен для детей. С возрастом следует
приучать к следующим типам певческого дыхания.
2.
Грудное (костальное) Участвуют средние доли легких, оно более объёмное с
превалированной работой грудной клетки.
3.
Брюшное (абдоминальное) Задействованы нижние доли легких с превалированной
работой диафрагмы.
4.
Смешанное (косто-абдоминальное) Самый оптимальный вид дыхания для пения. При
вдохе нижние рёбра раздвигаются, диафрагма опускается вниз, стенка живота уходит вперёд.
При этом плечи и верхняя часть груди должна оставаться неподвижной. При выдохе всё
происходит наоборот.
В чистом виде ни один из видов не существует. Всегда дыхание носит смешанный характер,
где в зависимости от музыкального произведения один трёх видов будет преобладать на
другим.
Выработка правильного певческого дыхания должна быть с первого занятия с певцов. Она
должна носить систематический характер, т.к. все навыки формируются и закрепляются
достаточно медленно. Следует избегать шумный вдох и неэкономичный выдох, поднятые
плечи при вдохе и сильное выпячивание живота.
Лучше всего перед репетицией проводить дыхательную гимнастику без пения. После
дыхательных упражнений лучше начать с пения на закрытый рот в удобной тесситуре с
обязательными паузами на дыхание и задержку. После этого следует переходить к
упражнениям на гласные, чтобы “а” была в середине гласных в зависимости от
преобладающей манеры хора.
Практика. Упражнение на дыхание. Искусство вдоха и выдоха. Дыхание в произведениях.
4.3 Дикция и артикуляция
Теория. Что такое дикция и артикуляция. Почему это важно при пении. Что помогает развитию
дикции. Напевность гласных, умение их округлять. Стремление к чистоте звучания неударных
гласных. Быстрое и чёткое выговаривание согласных.
Практика. Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка,
губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица.
Для тренировки артикуляционного аппарата используются упражнения:
“Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.
8
“Шпага” - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.
Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.
Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”,
“и” (очень хорошо сочетание “и-у”).
При вялости языка – слог “ля” (внимание на кончик языка), слоги с согласными “р”, “ц”, “ч”.
Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.
Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.
Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”,
“гри” и т.п.
Использовать для тренажа различные скороговорки.
Исполнение различных произведений для отработки дикционных и артикуляционных задач.
4.4 Музыкальные игры и упражнения
Теория. Как с помощью игр мы можем усовершенствовать свои творческие навыки. Что такое
ритм. Что такое размер. Что такое метр.
Практика. Игра «Ритмический поезд». Дети встают друг за другом и последний должен по
плечу передать свой выдуманный ритм. Главная задача остальным участникам передать
первоначальный ритмический рисунок и не ошибиться.
Игра «Хоровик». Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку-символ и поют:
«Я весёлый Хоровик, унывать я не привык,
Я смеюсь и хохочу, познакомиться хочу.»
Когда песенка заканчивается, тот ребёнок, в чьих руках оказалась игрушка, знакомится с
Хоровиком: «Здравствуй, Хоровик, меня зовут…».
Игра «Создай памятник». Группа делится на подгруппы по 5 человек. Задание: создать
памятник персонажу, песне и т.д. На задание отводится 2-3 минуты, затем следует
представление памятников и обсуждение. Памятник может «оживать»: изображение
характерных черт персонажа средствами пантомимы. Игра «Поиск двигательных
характеристик». Работа осуществляется в группах по 5 – 6 человек.
Задание: придумать пантомиму. Например, при наличии 3-х групп: 1-я группа показывает
пантомиму, остальные две группы поют; затем 2-я группа показывает пантомиму, остальные
две группы поют и т.д.
Игра «Музыкальный крокодил». Один ребенок из хора показывает другим с помощью мимики
и пения эмоцию, которую другие должны угадать. В игре происходит активное развитие
актерского мастерства, а также раскрепощение, которое необходимо при передаче образа и
смысла в хоровых произведениях.
4.5 Вокальные упражнения
Теория. С чего начинается пение. Что такое настройка голосового аппарата. Почему важно
распеваться. Как вокальные упражнения влияют на развитие голосового аппарата. Какие
бывают вокальные упражнения. Что такое музыкальный слух и как его развивать. Ошибки при
пении.
Практика. Вокально-хоровые упражнения. Настройка голосового аппарата. Пение с закрытым
ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена
нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка). Упражнения на стаккато - полезно при вялом
9
тонусе голосовых мышц. Интонирование разных интервалов на закрытый рот, на слог и слова,
используя штрихи legato, staccato.
Воспитание хорошего унисона. Пение одного звука на слоги «лю» и на гласный «у», который
ведет к образованию узкого, четко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа
голосовых связок и дыхания.)
Выработка навыков певческого дыхания в связи с воспитанием напевности и легкости
звучания. Не поднимать плечи при вдохе. Прорабатывать разные упражнения:
- маленький вдох- произвольный выдох
- маленький вдох – медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счету до шести, двенадцати
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь
Упражнение «Свечка». Учимся делать тихий спокойный выдох. Упражнение «Шарик».
Надуваем и сдуваем живот, как шарик. Упражнение «Злая кошка». Делаем резкий выдох на
звук «ш», при этом поворачивая корпус в разные стороны.
Исполнение разных скороговорок. Применение навыков из вокальных упражнений на практике
– при исполнении произведений.
Раздел 5. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен
5.1 Народная песня
Теория. Какие бывают жанры песен. Что такое народная музыка. Русская народная музыка и ее
особенности.
Практика. Изучение одноголосных народных песен.
5.2 Произведения русских композиторов-классиков
Теория. Русские композиторы. Русские композиторы-классики. Что такое классическая музыка.
Особенности классической музыки.
Практика. Изучение произведений русских композиторов-классиков.
5.3 Произведения современных отечественных композиторов
Теория. Современные композиторы. Особенности музыки. Кого мы считаем отечественными
композиторами.
Практика. Изучение произведений современных отечественных композиторов.
5.4 Произведения зарубежных композиторов
Теория. Зарубежные композиторы. Особенности музыки. Музыкальные эпохи. Разные стили и
жанры музыки.
Практика. Изучение произведений зарубежных композиторов.
5.5 Игровая деятельность, театрализация
Практика. Театрализация ярких хоровых произведений. Сценическое мастерство. Игры на
раскрепощение и артистизм.
Раздел 6. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
10
6.1 Открытое занятие «Средства музыкальной выразительности. Эмоциональность
содержания»
Теория. Какие бывают средства музыкальной выразительности.
эмоциональность исполнения влияют на восприятие музыки.
6.2 Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов
Как
артистизм
и
Практика. Посещение театров, музеев и выставочных залов.
Раздел 7. Концертно-исполнительская деятельность
7.1 Репетиции, работа с микрофоном
Практика. Репетиции концертных выступлений на сцене.
7.2 Участие в концертах (по плану)
7.3 Отчетный концерт
Раздел 8. Раздел 5. Сценическое движение - 10 ч.
Теория. Понятия: танец, правила поведения на сцене, танцевальные связки, ритм, пластика,
сценическое пространство.
Практика. Упражнения на двигательную координацию под музыку. Упражнения на работу с
партнером. Взаимодействие на сцене. Театрализация песни. Показ элементов танцевальной
пластики и основ сценического движения. Танцевальные связки. Построения, разводки
участников. Инсценировка песен.
Раздел 9. Итоговое занятие. Аттестация обучающихся
Практика. Подведение итогов за год. Аттестация обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные:
У обучающихся будут:
− развиты художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
− развито художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения,
размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
− сформировано общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
− сформирована готовность применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
11
− ориентированы в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
− способны к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей,
выбор способов решения проблем поискового характера;
− применнять знаково-символические и речевые средства для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
− готовы к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по
стилям и жанрам музыкального искусства;
Личностные результаты:
У обучающихся будет:
− укреплена культурная, этническая и гражданская идентичность в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
− сформирован личностный смысл постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
− приобретены начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
− развитые мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
− продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
− развиты духовно-нравственные и этические чувстав, эмоциональная отзывчивость,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.
12
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения
базовый
Дата
начала
учебного
года
01.09.2025
Дата
окончания
учебного года
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
часов в год
Режим
занятий
31.05.2026
36
162
2 раза в
неделю по 2
и 2,5 часа
Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей
руководителей, специалистов и служащих,раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
1.
2.
3.
4.
Материально-техническое обеспечение
Актовый зал
Подставки для хора;
Звукотехническое оборудование;
Компьютерное оборудование.
Методы работы
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных
групповых заданий).
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- инструкажи по охране труда и технике безопасности;
13
и
-
учебная и методическая литература;
методические пособия и разработки;
сценарии воспитательных мероприятий;
тематические презентации;
учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
образовательные электронные ресурсы;
Интернет-ресурсы.
Формы аттестации / контроля
•
•
•
•
•
прослушивание;
тестирование;
педагогическое наблюдение;
опрос;
концерты.
Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Звонкие голоса» проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знаний в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного
года);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного
года);
• текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего
учебного года).
Оценочные материалы:
• опросники;
• тесты;
• критерии оценки;
• диагностические карты.
Критерии оценки результатов освоения программы
Количество баллов
Критерии оценивания выступления
«Высокий» - 5 баллов
Выступление уверенное и осмысленное:
(освоение обучающимся более
- чистая интонация, отчетливая дикция и
80% содержания
артикуляция;
дополнительной
-свободное владение вокальными на навыками;
общеобразовательной
-умение передавать характер произведения и владеть
художественно-выразительными средствами.
общеразвивающей программы)
14
«Средний» - 4 балла
(освоение обучающимся от 60% до
80% содержания дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы)
«Низкий» - до 3 баллов (освоение
обучающимся менее 1/2
содержания дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы)
-исполнение уверенное, музыкальное, выразительное,
но задачи, поставленные педагогом выполнены не в
полном объеме;
небольшие интонационные погрешности;
небольшие недочеты в дикционном и
динамическом плане;
-характер произведения передается ограниченными
выразительными средствами.
-исполнение с большим количеством недочетов;
-выступление
с
явными
интонационными погрешностями;
- неуверенное знание текста;
-вялая дикция и артикуляция;
-формальное отношение к исполнению.
15
Список литературы для педагогов
1. Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2. Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3. Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
4. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей».
8. Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».
Список литературы для обучающихся:
1.
Журавленко Н.И. Уроки пения. Минск: «Полиграфмаркет», 2012г.
2.
Журнал «Звуковая дорожка».
3.
4.
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». М., 2012г.
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение. М., 2015г.
5.
6.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. М.: АСТ 2013г.
Сидорович Д.Е. Великие музыканты XX века. М., 2013г.
7.
8.
Тэтчэлл Д. Детская музыкальная энциклопедия. М.: АСТ, 2012г.
Цой В. Музыка волн, музыка ветра. М.: ЭКСМО 2012г.
Список интернет-ресурсов:
1.
Обучение вокалу, игре на гитаре https://voicestudio.ru
2. С помощью вопросов музыкальной викторины дети смогут проверить свои
знания по теме «Музыка»
https://babyben.ru/obrazovanie/muzykalna ya-viktorina-top-45-voprosov-i- вопросов и
ответов otvetov.html
3. Обучающимся предлагается сначала угадать, из какого мультфильма песня, а
потом
угадать,
какой
музыкальный
инструмент
звучит
https://www.youtube.com/watch?v=43- rLu2myMM
16
Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Звонкие голоса»
Уровень программы: базовый
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа
Автор: Диданова Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования
17
г. Нальчик, 2025г.
Цель программы: создать условия для развития детской певческой культуры в процессе
работы с хором, раскрытия творческих способностей воспитанников в области вокального
искусства.
Задачи программы:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Предметные:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
развитие художественного восприятия, умения оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний
человека;
формирование общего понятия о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
формирование готовности применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Метапредметные:
ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация
по стилям и жанрам музыкального искусства;
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
18
− продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
− развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным
традициям других народов.
Планируемые результаты
Предметные:
У обучающихся будут:
− развиты художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
− развито художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения,
размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
− сформировано общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
− сформирована готовность применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
−
−
−
−
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
ориентированы в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
жизни микро- и макросоциума;
способны к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей,
выбор способов решения проблем поискового характера;
применнять знаково-символические и речевые средства для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
готовы к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по
стилям и жанрам музыкального искусства;
Личностные результаты:
У обучающихся будет:
− укреплена культурная, этническая и гражданская идентичность в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
− сформирован личностный смысл постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
− приобретены начальные навыки социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
− развитые мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
19
− продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
− развиты духовно-нравственные и этические чувств
20
Календарно-тематический план
№
Наименование раздела, темы
Кол-во
часов
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ
2
2.
Аттестация
обучающихся 2
(входной
контроль).
Прослушивание обучающихся
3.
Пение как вид музыкальной 22
деятельности
Понятие
о
хоровом 3
академическом пении
4.
5.
Дата занятия
по плану
по факту
Строение голосового аппарата
2
Содержание деятельности
Форма
аттестации /
теоретическая часть
практическая часть
контроля
занятия
занятия
Организация работы Знакомство
с Опрос
кружка. Расписание. программой.
Планы
на
год. Музыкальные игры на
Инструктаж
знакомство.
учащихся по ТБ,
правила поведения на
занятиях
хорового
пения.
Аттестация
Педагогическое
обучающихся (входной наблюдение
контроль).
Прослушивание
обучающихся.
Что такое хоровое
академическое пение.
Что такое хор. В чем
его
интерес
и
преимущество. Что
такое распевание и
почему это важно.
Правила поведение
на занятиях по хору.
Распевание.
Разбор Опрос.
простого
хорового Педагогическое
произведения. Игры на наблюдение
развитие слуха, голоса
и ритмичности.
Основные вокальные Постановка
голоса.
техники и анатомия Вокальные упражнения
голосового аппарата.
6.
Правила
голоса
7.
Вокально-певческая установка
8.
Вводное занятие. Инструктаж 2
по охране труда и техники
безопасности. Прослушивание
голосов.
Певческая
установка. 2.5
Соотношение пения мимикой
лица. Пение в положении
9.
охраны
детского 3
10
22
Как
происходит
звукообразование.
Строение голосового
аппарата. Как развить
голосовой аппарат.
Правила
охраны
детского голоса. Что
нельзя делать перед
занятием
по
хоровому пению, а
что рекомендуется.
Природа
человеческого
голоса.
Детский
голос
и
его
возрастные
особенности. Гигиена
детского
голоса.
Советы
по
восстановлению
голоса.
Что такое вокальнопевческая установка.
Почему она важна
при пении. Певческая
установка
сидя.
Певческая установка
стоя.
Упражнения
на Опрос.
развитие
голосового Педагогическое
аппарата. Исполнение наблюдение
песен.
Исполнение
Опрос.
произведений
в Педагогическое
правильной певческой наблюдение
установке.
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
Что такое дикция и Упражнения
на Опрос.
артикуляция. Почему дыхание. Упражнения Педагогическое
это важно при пении. на
дикцию
и наблюдение
«сидя» и «стоя». Постановка
певческого дыхания.
10.
11.
12.
13.
14.
Постановка
певческого
дыхания(выработка ощущения
диафрагмальной
опоры).Упражнениераспевание. Слушание песни«Осенний
марафон»-муз.
Бутнева.-разбор характера и
содержание.
Максимальное
сохранение
певческой
установки.
Упражнение-распевание.
Работа
над
музыкальным
репертуаром.
Понятие-рёбернодиафрагматическое
дыхание.
Упражнение-распевание
на
«стакатто».
Продолжение
работы
над
музыкальным
репертуаром.
Слушание
и
разбор новой песни «Учителя»муз.Агафьева.
Формирование
детского
голоса
Звукообразование
Что
помогает
развитию
дикции.
Дыхание
при
разговоре
и
при
пении. Особенности
дыхания при пении.
2
артикуляцию.
Пение
скороговорок
«Бык
тупогуб», «От топота
копыт», «Ехал Грека
через
реку».
Использование данных
упражнений и навыков
при
исполнении Педагогическое
произведений.
наблюдение
прослушивание
1.
Педагогическое
наблюдение
прослушивание
2.5
Педагогическое
наблюдение
прослушивание
60
12
23
Что
такое
звукоизвлечение
и
звукообразование. В
чем
особенность
певческого
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
звукоизвлечения
и
звукообразования.
Как они влияют на
исполнение
песен.
Какое должно быть
звукоизвлечение
и
звукообразование.
15.
16.
17.
18.
19.
Введение
понятие-унисон.
Упражнение-распевание.
Точное вступление. Чистое
выбивании мелодии Работа над
музыкальным
репертуаром.
Слушание и разбор новой
песни «Родина»-муз.Гершвина
Работа над точным звучанием
унисона.
Упражнениенраспевание.
Продолжение
работы
над
музыкальным
репертуаром.
Работа над пением –светлый
звук без крика без напряжения.
Работа
над
правильным
звукоизвлечением.
Упражнение-распевание.
Работа
над
музыкальным
репертуаром(дикция).
Формирование
вокального
звука Упражнение-распевание.развитие навыка мягкой атаки
звука. Работа над музыкальным
материалом.
Выработка
ощущения
головного
резонирования.
Упражнение
-распевание.
Работа
над
музыкальным
2.5
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
2
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
2.5
2
2
24
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
репертуаром.
Формирование
высокой
певческой
позиции
Упражнение-распевание.
Слушание и разбор новой
песни.»
Осенняя
метель»муз.Геворкяна
Певческое дыхание
Цепное дыхание. Упражнениераспевание.
Работа
над
музыкальным материалом
Вдох на стыке музыкальных
фраз. Упражнение-распевание.
Работа
с
музыкальным
репертуаром
Координация
дыхания
и
звукообразования.
Упражнение-распевание.
Работа
над
музыкальным
репертуаром
Правила
дыхания-вдоха.
выдоха. удерживания дыхания.
Упражнение распевания.
Вдыхательная
установка«зевок».Упражнениераспевание.
Работа
с
муз.репертуаром.
Воспитание чувства «опоры»
звука на дыхании. Упражнениераспевание.
Работа
над
музыкальны репертуаром.
Дикция и артикуляция
Понятие
о
дикции
и
артикуляции.
Упражнениераспевание.
Работа
над
Исполнение песен
Упражнения
формирования
правильного
звукообразования.
Исполнение песен
1
12
2
1
2.5
2
2.5
2
12
2.
25
Вдох должен быть
экономичным,
распределённым по
времени. В отличие
от речевого вдоха,
при пении он должен
быть объемнее в 2030 раз. Три этапа:
вдох;
задержка;
выдох.
Характер выдоха и
вдоха и зависит от
характера
произведения. Стоит
избегать глубокого
вдоха, он ведёт к
зажатости. Также не
следует
петь
на
резервном дыхании,
это вредно.
Типы
певческого
дыхания:
1.
Ключичное
(клавикулярное)
Поверхностное
дыхание,
при
котором
задействованы
для Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Упражнение
на
дыхание.
Искусство Педагогическое
вдоха
и
выдоха. наблюдение
Дыхание
в
произведениях.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
музыкальным репертуаром.
Соотношение
положения
гортани и артикуляционных
движений голосового аппарата.
Упражнение-распевание.
Работа
с
музыкльным
репертуаром.
Развитие навыка резонирование
звука. Упражнение-распевание.
Работа
над
музыкальным
репертуаром.
Формирование
певческого
голосового
аппарата.
упражнение-распевание.
Соотношение
дикционной
чёткости с качеством звучания.
Упражнение-распевание.
Разбор и слушание нового
произведенния
-«Школа»муз.Крутого
Формирование
гласных
и
согласных звуков. Упражнениераспевание.Работа
над
музыкальным репертуаром.
Речевые игры и упражнения
Развитие
чувство
ритма.
Упражнение-распевание
скороговорки.
Разучивание
песни.
Дикция.
Упражнениераспевание. Работа над муз.
Произведением.
2.5
2
2.5
2
1
12
1
2
Артикуляционные упражнения- 2.5
распевание.
Работа
над
26
только верхние доли
лёгких с маленьким
объемом
воздуха.
При
дыхании
поднимается грудь и
плечи. Когда доли
переполняются,
воздух
давит
на
связки и получается
форсированный звук
и
неточность
интонации. Данный
тип
дыхания
характерен для детей.
С возрастом следует
приучать
к
следующим
типам
певческого дыхания.
2.
Грудное
(костальное)
Участвуют средние
доли легких, оно
более объёмное с
превалированной
работой
грудной
клетки.
3.
Брюшное
(абдоминальное)
Задействованы
нижние доли легких с
превалированной
работой диафрагмы.
4.
Смешанное
(костоабдоминальное)
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
музыкальным репертуаром.
39.
40.
41.
42.
Понятие-динамические
оттенки.
Упражнениераспевание.
Работа
с
музыкальным материалом
Знакомство с музыкальными
формами
Упражнениераспевание.
Работа
над
музыкальным материалом.
Использование
мимики
и
жестов
при
исполнения
упражнения.-распевании.
Работа
над
музыкальным
репертуаром
Вокальные упражнения
2.
2.5
2
12
27
Самый оптимальный
вид дыхания для
пения. При вдохе
нижние
рёбра
раздвигаются,
диафрагма
опускается
вниз,
стенка живота уходит
вперёд. При этом
плечи
и
верхняя
часть груди должна
оставаться
неподвижной.
При
выдохе
всё
происходит наоборот.
В чистом виде ни
один из видов не
существует. Всегда
дыхание
носит
смешанный характер,
где в зависимости от
музыкального
произведения один
трёх видов будет
преобладать
на
другим.
Выработка
правильного
певческого дыхания
должна
быть
с
первого занятия с
певцов. Она должна
носить
систематический
характер, т.к. все
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
Прослушивание
Педагогическое
наблюдение
навыки формируются
и
закрепляются
достаточно медленно.
Следует
избегать
шумный
вдох
и
неэкономичный
выдох,
поднятые
плечи при вдохе и
сильное выпячивание
живота.
Лучше всего перед
репетицией
проводить
дыхательную
гимнастику
без
пения.
После
дыхательных
упражнений лучше
начать с пения на
закрытый
рот
в
удобной тесситуре с
обязательными
паузами на дыхание и
задержку.
После
этого
следует
переходить
к
упражнениям
на
гласные, чтобы “а”
была в середине
гласных
в
зависимости
от
преобладающей
манеры хора.
43.
Слушание
музыкальных 42
28
44.
45.
46.
47.
48.
произведений, разучивание и
исполнение песен
Народная песня
10
Какие бывают жанры Изучение одноголосных Прослушивание
песен. Что такое народных песен.
народная
музыка.
Русская
народная
музыка
и
ее
особенности.
Освоение жанра народной 2.5
песни. Упражнение-распевание.
Особенности
слоговой 2
спевности
ладовой
окрашенности ритма.
Работа с музыкальным Прослушивание
репертуаром
УпражнениеПрослушивание
распевание. Работа над
муз.репертуаром.
Разучивание и разбор
содержание нар.песни.
»Как
во
поле
пыльно……»
Прослушивание
Своебразие
ладовой 2.5
окрашенности
и
ритма.
Упражнение-распевание.
Работа
над
песенным
репертуаром.
Освоение
своеобразия 2
народного поэтического языка.
49.
Пение оригинальных народных 1
песен без сопровождения.
50.
Произведения
русских 10
композиторов-классиков
29
Русские
композиторы.
Русские
композиторыклассики. Что такое
классическая музыка.
УпражнениеПрослушивание
распевание. Работа над
песенным репертуаром.
Упражнение-распевка.
Прослушивание
Работа над песенным
репертуаром
Изучение произведений Прослушивание
русских композиторовклассиков.
Особенности
классической
музыки.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Знакомство с классическим 2.5
репертуаром для детей.
Средства
исполнительской 2
выразительностидинамика.темп.
Работа над фразировкой песни. 2.5
Знакомство
с
различными 1
типами
звуковедения
в
народных песнях.
Пение народной песни без 2
сопровождения.
Произведения
современных 10
отечественных композиторов
57.
Работ
над
интонирования.
сложностями 2.5
58.
Пение соло. Упражнениие – 2
распевание.
59.
Работа над выразительностью 2.5
текста и певческими навыками..
30
Разбор и содержание
новой песни .
Упражнениераспевание. Работа над
репертуаром.
Работа с песенным
репертуаром.
Работа
над
музыкальным
материалом.
Работа с репертуаром.
Современные
композиторы.
Особенности музыки.
Кого мы считаем
отечественными
композиторами.
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Изучение произведений
современных
отечественных
композиторов.
Разбор и разучивание Прослушивание
новой песни-«Песня о
волшебном
цветке»муз.Паулса.
Упражнениераспевание.
Доучивание
Прослушивание
музыкального
материала.
УпражнениеПрослушивание
распевание.Работа
с
музыкальным
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
материалом
Распеаниеупражнение..Работа
музыкальным
репертуаром.
Пение
в
сочетании
с 1
пластическими движениями и
элементами актёрской игры.
Исполнении песни соло и в 2
ансамбле
Произведения
зарубежных 10
композиторов
Знакомство с произведениями
западноевропейских
композиторов
класиковШуман. Шуберт
Знакомство с жанром -балладаиз произведений композиторов
классиков.
Баллада « Лесной Царь»-муз.
Шуберт-слушание
Разбор произведения.
Дебюсси-вокальная
миниатюра-слушание-разбор
произведения
Игровая
деятельность,
театрализация
Прослушивание
с
Прослушивание
Зарубежные
Изучение произведений Прослушивание
композиторы.
зарубежных
Особенности музыки. композиторов
Музыкальные эпохи.
Разные
стили
и
жанры музыки.
2.5
Знакомство
произведениями
с Прослушивание
2
Знакомство
произведениями
с Прослушивание
2
Знакомство
произведениями
с Прослушивание
2.5
1
Театрализация
ярких Прослушивание
хоровых произведений.
Сценическое
мастерство. Игры на
раскрепощение
и
артистизм.
Педагогическое
наблюдение
2
Расширение
музыкального 6
кругозора и формирование
31
70.
музыкальной культуры
Открытое занятие «Средства 2
музыкальной выразительности.
Эмоциональность содержания»
71.
Посещение театров, концертов, 4
музеев и выставочных залов
72.
2.
76.
Формирование
у
ребят
вокального слуха.Работа с
репертуаром.
Формировать
у
ребят
способность
анализировать
качество
пения.как
профессиональных
исполнителей
так
и
одноклассиков.
Концертноисполнительская
деятельность
Репетиции,
работа
с
микрофоном
Участие в концертах (по плану)
77.
Отчетный концерт
2
78.
Сценическое движение
18
79.
Подготовка
выступлению
73.
74.
75.
Какие
бывают
средства
музыкальной
выразительности. Как
артистизм
и
эмоциональность
исполнения влияют
на
восприятие
музыки.
Педагогическое
наблюдение
Посещение
театров,
музеев и выставочных
залов.
Посещение
театров,
музеев и выставочных
залов
Посещение
театров,
музеев и выставочных
залов
2
8
2
4
солистов 2.5
32
Педагогическое
наблюдение
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Репетиции концертных Педагогическое
выступлений на сцене
наблюдение
Репетиции концертных Опрос.
выступлений на сцене
Педагогическое
наблюдение
Концерт
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Понятия:
танец, Упражнения
на Педагогическое
правила поведения на двигательную
наблюдение
сцене, танцевальные
связки,
ритм,
пластика,
сценическое
пространство.
80.
Репетиция
к
творческому 2.5
мероприятию-День Учителя».
81.
Работа фонограммой.
2
82.
Работа с микрофоном
2.5
83.
Продолжать
фонограмму
84.
Упражнения
партнёром
85.
Взаимодействие на сцене с 2
партнёром.
86.
Элементы
танцевальной 2
пластики
и
основ
сценическогожвижения.
Итоговое занятие.
2
Аттестация обучающихся
87.
петь
на
работу
под 2
с 2.5
координацию
под
музыку. Упражнения на
работу с партнером.
Взаимодействие
на
сцене.
Театрализация песни.
Показ
элементов
танцевальной пластики
и основ сценического
движения.
Танцевальные связки.
Построения, разводки
участников.
Танцевальные связки.
Построения, разводки
участников.
Танцевальные связки.
Построения, разводки
участников.
Танцевальные связки.
Построения, разводки
участников.
Танцевальные связки.
Построения, разводки
участников.
Инсценировка песен.
Подведение итогов за
год.
Аттестация
обучающихся
33
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Опрос.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Звонкие голоса»
Уровень программы: базовый
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 162 часа
Автор: Диданова Татьяна Васильевна - педагог дополнительного образования
г. Нальчик, 2025г.
Цель воспитательной работы:
формирование ценностных ориентаций и общекультурных компетенций учащихся посредством
их вовлечения в учебно-воспитательный процесс по ДОП «Звонкие голоса».
Задачи воспитательной работы:
- воспитывать потребности в освоении духовных ценностей национальной культуры;
- вовлекать учащихся в разнообразные мероприятия, направленные на формирование и
развитие культурно-исторических, духовнонравственных ценностей;
- воспитывать патриотические чувства на основе традиций России;
- способствовать формированию у учащихся активной гражданской и социальной позиции, а
также культуры здорового и безопасного образа жизни;
- воспитывать волевые, нравственные качества и эмоциональный интеллект.
Направленность: художественная
Формы работы:
−
групповые;
−
индивидуальные;
−
парные;
−
коллективные.
Планируемые результаты
-сформировано уважительное отношение к культурным традициям и наследию народов России;
- сформированы такие качества личности, как ответственность, аккуратность, трудолюбие,
дисциплинированность, целеустремленность;
- сформированы общекультурные компетенции и эмоциональный интеллект;
- сформирована социальная позиция, базирующаяся на национальных нравственных ценностях:
семья, природа, труд и творчество, наука, культура, социальная солидарность, патриотизм.
35
Календарно-тематический план
Направление
воспитательной
работы
1.
Нравственное
воспитание
№
п/п
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Патриотическое
воспитание
Нравственное
воспитание
Физическое
воспитание
Трудовое
воспитание
Физическое
воспитание
Наименованиемероприятия
Срок
Ответственны
выполнения йисполнитель
Посвящение в хоровой коллектив
сентябрь
Педагог
д/о
Родительское собрание «Семья – 7 нот»
ноябрь
Новогодний утренник
декабрь
Конкурсно-игровая программа,
посвященная Дню защитников Отечества
Концерт, посвящённый Международному
женскому дню
День здоровья
февраль
Педагог
д/о
Педагог
д/о
Педагог
д/о
Педагог
д/о
Педагог
д/о
Участие в акции «Георгиевская лента»
май
Отчётный концерт
май
36
март
апрель
Педагог
д/о
Педагог
д/о
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
− организацию системы индивидуальной и коллективной работы
(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
− содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение
открытых занятий в течение учебного года);
− оформление информационных уголков для родителей по вопросам
воспитания детей.
План работы с родителями
•
•
Сентябрь
знакомство с родителями учащихся;
индивидуальные консультации для родителей.
•
Октябрь
информирование родителей о результатах деятельности ребенка
подготовка к планируемым мероприятиям во 2 четверти.
•
Ноябрь
проведение открытых мастер-классов и открытых уроков.
•
•
•
Декабрь
посещение родительских собраний по классам;
подведение итогов I полугодия.
Январь
•
•
•
•
индивидуальные консультации.
советы родителям;
Февраль
индивидуальные консультации для родителей;
подготовка к планируемым конкурсам.
•
Март
праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений»;
выставка «Подарки самым любимым».
•
Апрель
индивидуальные консультации для родителей
•
37
Май
• Подведение итогов работы объединения, творческих достижений учащихся;
• обсуждение перспектив учеников продолжения обучения на 2024-2025
учебный год.
38