ДОП Кукольный театр Волшебный городок 25-26

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2025г

И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 208/2 от 01.09.2025г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНОЛЕСНАЯ ШКОЛА"
МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ

Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=УЛ. МАРКО
ВОВЧОК, Д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ,
1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530, email=slc1@bk.ru,
givenName=Вячеслав Александрович, sn=Лавров,
cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2025.09.29 11:38:29 +03'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кукольный театр «Волшебный городок»

Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6-12 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Хамизова Хайшет Алиуасовна - педагог дополнительного образования

г. Нальчик, 2025г.
1

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
от 31.03.2022 г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»
от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
• Федеральный проект «Успех каждого ребенка», национального проекта
«Образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические
рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ
«Об образовании»;
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), разработанные Региональным модельным центром дополнительного
образования детей Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав Школы.
2

Актуальность программы: Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка
к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки,
навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это
происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с
куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет
непринужденно, на основе принципа природосообразности. Актуальность программы
заключается в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы,
апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный,
социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.
Новизна программы заключается в использовании театральной деятельности как
средства социальной адаптации ребёнка. В программе систематизированы средства и
методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов
детской творческой деятельности, а также коррекционных занятий в инклюзивных группах,
в процессе театрального воплощения.
Отличительные особенности Возможности уровневого освоения полнее всего
характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая
непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным
возможностям и интересам детей, как в обычных группах, так и в инклюзивных. В процессе
реализации программы будут проводится коррекционные занятия, адаптированные под
возможности обучающихся.
Данная программа позволит
удовлетворить
потребности
общества
в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ (задержка психического
развития) в образовательную среду
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: Занятия проводятся в режиме 3 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
Наполняемость группы: 13-14 человек
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их
приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи программы:
Личностные:
• сформировать понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развить лидерские качества;
3

•
•
•
•
•

воспитать чувство ответственности за свое поведение в обществе;
сформировать навыки культуры поведения;
воспитать умение согласовывать свои желания с мнением других;
воспитать чувство коллективизма;
приобрести навыки соблюдения техники безопасности.

Предметные:
• приобрести новые знания, умения, навыки;
• развить умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством
старших и самостоятельно;
• развить мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и
мелкой моторики;
• развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развить познавательный интерес;
• развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
• сформировать коммуникативные умения;
• повысить физическую активность;
• сформировать потребность в активном участии в играх, в их поиске и
самостоятельном проведении;
• развить быстроту реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и
слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость.

4

Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Содержание темы
всего
1.

2.

3.

Вводное занятие.
Условия обучения.
Режим занятий.
Инструктаж по ТБ.
Театр. Его истоки.

Я играю в куклы.

Количество часов
теория
практика

1

1

-

8

5

3

12

4

8

4.

Работа над постановкой
русской народной
сказки «Колобок».

18

6

12

5.

Работа над
постановкой пьесы
«Новогодний
переполох».

23

8

15

6.

Работа над постановкой
русской народной
сказки «Теремок».

20

7

13

7.

Работа над
постановкой пьесы
«Лесные спасатели»

20

7

13

8.

Итоговые занятия.

6

2

4

9.

ИТОГО

108

40

68

5

Формы
аттестации/
контроля
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа,
соревнования.

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. (1 ч.)
Теория. Условия обучения. Режим занятий. Инструктаж по ТБ. Программа, перспективы,
задачи на новый учебный год. Техника безопасности. Противопожарная безопасность. ТБ.
Правила поведения на улице, в здании, в кабинете. Правила поведения на занятиях.
Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Ознакомление с
уровнем подготовки детей.
Тема 2. Театр. Его истоки. (8 ч.)
Теория. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой,
профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор,
актер, звукооператор, свет оформитель, реквизитор, костюмер). Ввести детей в мир театра,
дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении», как о главном
явлении театра. Знакомство с театром С. Образцова. Обсуждение.
Практика. Упражнения и игры на внимание. Выразительное чтение художественного
текста: прозы, стихотворения. Изучение необходимого оборудования. Прослушивание
музыкальных произведений различного эмоционального оттенка (мажорная и минорная).
Выявление различий эмоционального восприятия от громкой и тихой музыки, от яркого или
приглушенного освещения.
Тема 3. Я играю в куклы. (12 ч.)
Теория. Особенности работы кукловода. Знакомство с ширмой. Что такое артикуляция,
дикция, интонация, речевое дыхание и как влияет на выразительность образа персонажа. Что
такое пластика актера. Как передать движениями характер и чувства героя. Что такое
импровизация. Что значит «сценическое взаимодействие артистов».
Практика. Речевые тренинги и логопедические упражнения. Первые навыки работы с
куклой. Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер». Постановка этюдов.
Тема 4. Работа над постановкой русской народной сказки «Колобок». (18 ч.)
Теория. Чтение текста сказки. Определение ролей. Чтение по ролям. Выявление персонажей.
Характеристики героев. Распределение ролей. Понятия «монолог», «диалог», «мизансцена»,
«эпизод».
Практика. Индивидуальная работа над ролью. Затем коллективная работа и репетиции.
Работа за ширмой. Генеральные репетиции. Подбор костюмов, декораций, освещения,
музыки. Показ
Тема 5. Работа над постановкой пьесы «Новогодний переполох». (23 ч.)
Теория. Чтение текста пьесы. Определение ролей. Чтение по ролям. Выявление персонажей.
Характеристики героев. Распределение ролей. Понятия «пьеса», «драма», «комедия»,
«трагедия».
6

Практика. Индивидуальная работа над ролью. Затем коллективная работа и репетиции.
Работа за ширмой. Генеральные репетиции. Подбор костюмов, декораций, освещения,
музыки. Показ спектакля для родителей. Показ спектакля для детей детского сада.
Новогодняя экскурсия в Краснодарский театр кукол.
Тема 6. Работа над постановкой русской народной сказки «Теремок». (20 ч.)
Теория. Чтение текста сказки. Определение ролей. Чтение по ролям. Выявление персонажей.
Характеристики героев. Распределение ролей. Понятия «пьеса», «драма», «комедия»,
«трагедия».
Практика. Индивидуальная работа над ролью. Затем коллективная работа и репетиции.
Работа за ширмой. Генеральные репетиции. Подбор костюмов, декораций, освещения,
музыки. Показ спектакля для родителей. Показ спектакля для детей детского сада.
Новогодняя экскурсия в Краснодарский театр кукол.
Тема 7. Работа над постановкой пьесы «Лесные спасатели». (20 ч.)
Теория. Чтение текста пьесы. Определение ролей. Чтение по ролям. Выявление персонажей.
Характеристики героев. Распределение ролей. Понятия «пролог», «эпилог», «кульминация»,
«антракт».
Практика. Индивидуальная работа над ролью. Затем коллективная работа и репетиции.
Работа за ширмой. Генеральные репетиции. Подбор костюмов, декораций, освещения,
музыки. Показ спектакля для родителей. Показ спектакля для детей детского сада.
Тема 8. Итоговые занятия (6 ч.)
Практика. Создание индивидуальных портфолио детей. Участие в конкурсе актерского
мастерства. Совместное создание презентации объединения.

Планируемые результаты
Личностные:
−
−
−
−
−
−
−
−

У обучающихся будет / будут:
сформировано понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
развиты лидерские качества;
воспитано чувство ответственности за свое поведение в обществе;
сформированы навыки культуры поведения;
воспитано умение согласовывать свои желания с мнением других;
воспитано чувство коллективизма;
приобретены навыки соблюдения техники безопасности.

Предметные:
У обучающихся будет / будут:
− приобретены новые знания, умения, навыки;
7

− развито умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством
старших и самостоятельно;
− развиты мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и
мелкой моторики;
− развиты такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
− развит познавательный интерес;
− развито умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
− сформированы коммуникативные умения;
− повышена физическая активность;
− сформирована потребность в активном участии в играх, в их поиске и
самостоятельном проведении;
− развиты быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и
слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость

8

Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

базовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.2025

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.2026

36

108

3 раза по 1
часу

Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном учебном классе в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования»).
Материально-техническое обеспечение
• Кукольный театр «Сказочный сундучок»
• Ширма напольная
• Телевизор
• Светомузыка
• Ноутбук
• флэш-карта с записями музыкальных композиций и текстов;
• декорации к спектаклям;
Методы работы
• объяснительно-иллюстративные
(рассказ,
беседа,
лекция,
дискуссия,
презентация);
• практические (упражнения, актерское мастерство);
• творческие (творческие задания, выполнение индивидуальных и групповых
заданий, игры).

9

Учебно-методическое и информационное обеспечение:
• данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
• инструкажи по охране труда и технике безопасности;
• учебная и методическая литература;
• методические пособия и разработки;
• разноуровневые задания и упражнения;
• сценарии воспитательных мероприятий;
• сборник подвижных игр;
• тематические презентации;
• учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
• образовательные электронные ресурсы;
• Интернет-ресурсы.
Формы аттестации и виды контроля:
• опрос;
• самостоятельная работа;
• концерты;
• показательное выступление;
• наблюдение;
Для
отслеживания
результативности
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире кукол» проводятся:
• входной контроль (проверка уровня знанийи умений в начале учебного года);
• промежуточный контроль (проводится по окончании I полугодия учебного года,
в конце декабря);
• итоговый контроль (проводится по окончании обучения в конце учебного года);
• текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков в течение всего учебного
года)
Оценочные материалы:
• диагностические карты;
• опросники;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
Параметры

Низкий
0%-30%

Средний
31%-60%

Высокий
61%-100%

Уровень теоретических знаний
Теоретические
знания

Обучающийся
Обучающийся более
поверхностно знает
уверенно обладает
материал. Не уверен в
информацией
терминологии
театрального искусства.
театрального искусства. Неплохо ориентируется
Плохо знает историю
в терминологии. Не
происхождения
очень хорошо знает
театрального искусства,
историю
костюма, кукол, театра
происхождения
кукол.
театрального искусства,
10

Обучающийся хорошо
знает
изученный материал,
может общаться и
выражаться
на
профессиональном
языке театрального
искусства. Знает
историю
происхождения театра,

костюма, кукол, театра
кукол
Практические
знания

искусства, театра
кукол, костюмов.

Уровень практических навыков и умений
Упражнения
Обучающийся в
Роль исполняет
выполняются с
достаточной мере
уверенно,выразительно,
ошибками.
владеет
музыкально, без
Обучающийся
пластикой тела,
ошибок. Свободно
недостаточно владеет,
индивидуальной
владеет, мелкой
мелкой моторикой
техникой, театрального
моторикой пальцев,
пальцев, речевыми
искусства, работы с
речевыми
особенностями,
куклами, исполняет с
особенностями,
индивидуальной
несущественными
индивидуальной
техникой, манерой
ошибками, которые сам
техникой, манерой
исполнения, дикцией
исправляет, владеет
исполнения ролей,
умением сохранять
дикцией
сюжетную линию.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе. – Новосибирск: Издательская компания
«Лада», 2001.
2.
Караманенко, Т. Н. «Кукольный театр», М. «Вако», 2005
3.
Королев М. Искусство театра кукол. Основы теории. Л., 1973.
4.
Крутенкова, А. Д. Кукольный театр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
5.
Лебединский, А. Театр в чемодане. – М.: Искусство, 1977.
6.
Мелик-Пашаев
А.А. Педагогика искусства
и
творческие
способности. Педагогика и психология. М.: 1981.
7.
Мирясова, В. И. Играем в театр. – М.: Гном-Пресс, 1999.
8.
Некрасова Л.М. Особенности художественного
воспитания
дополнительного образования. – М.: ГОУ ЦРС ДОД. 2004. – 64с.
9.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: 1998.
10. Образцов С. Театр кукол. — Детская энциклопедия. М., Ю68, т. 12, с. 532—533.
11. Поюровский Б. Рассказы о том, как становятся кукольниками. М., 1974.
12. Симонович Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол –Л.:
1980.
13. Смирнова Н. Театр Сергея Образцова. М., 1971.
14. Советов В.М. Театральные куклы. – Санкт Петербург, 2003.
15. Соломник И.Н. Куклы выходят на сцену: Книга для учителя.
М.:Просвещение, 1993. – 160с.
16. 16. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр,- М., Аркти.2003 г.
1.

Пособия для учащихся.
1.
Начинающим
актёрам.
ред.-сост.
Л. И. Жук. – Минск: ООО
i. «Красико-Принт», 2002.
2.
Плотников, В. Куклы. «История в картинках». – Челябинск: Урал, 1996.
3.
Поляк, Л. Я. Театр сказок. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/09/29/kartotekaartikulyatsionnykh-uprazhneniy
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/03/09/kartoteka- 12
artikulyatsionnykh-uprazhneniy
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/24/rechevye-igry
4. https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitijaintonacionoi-vyrazitelnosti-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
5. https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2020/05/14/referat
6. https://newdedmoroz.com/blog/novogodnie-predstavleniya/kukolnyi-teatr
7. https://www.livemaster.ru/topic/2542533-rol-kukly-v-razvitii-rebenka
8. https://youtu.be/evFhJJMGXzg
9. https://psy.su/psyche/projects/1913/

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Кукольный театр «Волшебный городок»

Уровень программы: базовый
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Автор: Хамизова Хайшет Алиуасовна - педагог дополнительного
13
образования

г. Нальчик, 2025г.

Цель программы: раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их
приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи программы:
Личностные:
• сформировать понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
• развить лидерские качества;
• воспитать чувство ответственности за свое поведение в обществе;
• сформировать навыки культуры поведения;
• воспитать умение согласовывать свои желания с мнением других;
• воспитать чувство коллективизма;
• приобрести навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
• приобрести новые знания, умения, навыки;
• развить умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством
старших и самостоятельно;
• развить мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и
мелкой моторики;
• развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
• развить познавательный интерес;
• развить умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
• сформировать коммуникативные умения;
• повысить физическую активность;
• сформировать потребность в активном участии в играх, в их поиске и
самостоятельном проведении;
• развить быстроту реакции, внимательность, наблюдательность,
зрительное и
14
слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость.

Планируемые результаты
Планируемые результаты
Личностные:
−
−
−
−
−
−

У обучающихся будет / будут:
сформировано понимание необходимости саморазвития и само совершенствования;
развиты лидерские качества;
воспитано чувство ответственности за свое поведение в обществе;
сформированы навыки культуры поведения;
воспитано умение согласовывать свои желания с мнением других;

− воспитано чувство коллективизма;
− приобретены навыки соблюдения техники безопасности.
Предметные:
У обучающихся будет / будут:
− приобретены новые знания, умения, навыки;
− развито умение играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством
старших и самостоятельно;
− развиты мышление, память, внимание, графические навыки, навыки крупной и
мелкой моторики;
− развиты такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазия, творческое
начало;
− развит познавательный интерес;
− развито умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Метапредметные:
У обучающихся будет / будут:
− сформированы коммуникативные умения;
− повышена физическая активность;
− сформирована потребность в активном участии в играх, в их поиске и
самостоятельном проведении;
− развиты быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и
слуховое восприятие, логическое мышление, находчивость

15

Календарно-тематический план
№
п/п

Дата
план
факт

Наименование раздела, темы

Кол-во
Содержание деятельности
часов
1
Теоретическая часть Практическая
занятия
часть занятия
1
Лекция

Вводное занятие

1

Вводное занятие. Условия обучения.
Режим занятий. Инструктаж по ТБ.
Театр. Его истоки.
История возникновения театра кукол.

8

5

1

Видеоэкскурсия

Тематическая презентация на основе книги
режиссера Центрального академического
театр кукол С. Образцова «Всю жизнь я
играю в куклы».
«В гостях у кукольного театра.»

1

Видеопрезентация

Театральная лексика, профессии людей,
которые работают в театре (режиссер,
художник - декоратор, бутафор, актер).
Художественный текст. «Рождение»
сценария. Профессия сценариста.

1

Беседа

1

Лекция

Понятие «Игра», возникновение игры.
Актуальность и значение игры в кукольном
спектакле.

1

2

3

4
5
6
7

16

Педагогическое
наблюдение,
устный опрос.

3
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос.
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос.
Миниспектакль

1

Форма контроля

Устный опрос.
Устный опрос.
Педагогическое
наблюдение.

Практическое
занятие

Педагогическое
наблюдение.

8

Лекция.

Музыка и свет, как средство оформления,
усиления эмоционального восприятия
спектакля. Профессии звукорежиссера и
осветителя в театре.
«Все работы хороши…»

1

Я играю в куклы.
Особенности работы кукловода. Ширма.

12
1

4
Лекция

Связь и отношение внешнего облика и
характера куклы.
Особенности речи персонажа. Артикуляция.

1

Лекция

Особенности речи персонажа. Речевое
дыхание.
Особенности речи персонажа. Дикция.

1

Особенности речи персонажа. Интонация.

Педагогическое
наблюдение.
Игровой
тренинг

1

9

10
11
12
13

18
19

Устный опрос
Устный опрос
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Игра-импровизац
ия

Педагогическое
наблюдение

Конкурс речевой выразительности.

1

Практическое
занятие

Характер героя через движение. Пластика
артиста.
Танцевальная импровизация.

1

Взаимодействие персонажей. Общение с
партнером. Импровизация.

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

15

17

8

Речевой
тренинг
Речевой
тренинг
Логопедические
состязания

1

14

16

Устные опросы по
пройденным
темам.

17

Теория
Практическое
занятие

1
Лекция

Закрепление. Игры-импровизации.

1

Практическое
занятие

1

Практическое
занятие

20
Закрепление. Постановки этюдов «Лиса и
заяц», «Заяц- хваста.»
21

22
23

24

25

26
27
28
29

Работа над постановкой русской народной сказки «Колобок»
Знакомство с текстом. Чтение по ролям.
Распределение ролей.
Слово и действие. Работа со сценарием
сказки.
Индивидуальная работа над ролью
«Колобок».
Индивидуальная работа над ролью «Дед»,
«Бабка».
Индивидуальная работа над ролью «Заяц».
Индивидуальная работа над ролью «Волк».
Индивидуальная работа над ролью
«Медведь».
Монологи персонажей.

18
1

1

Педагогическое
наблюдение

12

Коллективно е
занятие
Репетиция за
столом

1
Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Коллективная работа. Взаимодействие героев
сказки.
Диалог персонажей.

1

Подготовка декораций, реквизита, бутафории
сказки

1

18

6

Устные опросы по
пройденным
темам

1

Репетиция за
столом
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение

Отработка мизансцен.

1

Репетиция за
ширмой

Педагогическое
наблюдение

Отработка мизансцен.

1

Репетиция за
ширмой

Педагогическое
наблюдение

Отработка эпизодов

1

Репетиция за
ширмой

Педагогическое
наблюдение

Отработка эпизодов

1

Репетиция за
ширмой

Педагогическое
наблюдение

1

Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение

1

Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение

37

Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Показ спектакля по сказке «Колобок» для
детей д/с.

1

Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение

38

Показ спектакля по сказке «Колобок» для
родителей.

1

Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение

Анализ показа спектакля. Работа над
ошибками.

1

39

Театральная
студия

23
1

8

30
31
32
33

Работа с музыкальным и световым
оформлением постановки.

34
35

36

40
41

Работа над постановкой пьесы «Новогодний переполох»
Знакомство с текстом. Чтение по ролям.
Распределение ролей.
Слово и действие. Работа со сценарием
пьесы.
19

1

Устный опрос по
пройденным
темам
15

Коллективно
е занятие
Репетиция за
столом

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

42

43

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

Индивидуальная работа над ролью
«Снегурочка».
Индивидуальная работа над ролью «Дед
Мороз».
Индивидуальная работа над ролью «Заяц».
Индивидуальная работа над ролью «Волк»,
Индивидуальная работа над ролью
«Медведь».
Индивидуальная работа с ролью
«Рассказчица"
Монологи персонажей.

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение

1

Театральная
мастерская
Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Коллективная работа. Взаимодействие героев
сказки.
Диалог персонажей.

1

Подготовка декораций, реквизита, бутафории
пьесы.
Работа с музыкальным и световым
оформлением постановки.
Отработка мизансцен.

1

Отработка мизансцен.

1

Отработка эпизодов

1

Отработка эпизодов

1

Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.

1

1
1

1

20

Репетиция за
столом
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская
Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Генеральная
репетиция

55
56
57
58
59
60
61

62

63
64

65

66

Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Показ спектакля по пьесе «Новогодний
переполох» для детей.
Показ спектакля по пьесе «Новогодний
переполох» для детей.
Показ спектакля по пьесе «Новогодний
переполох» для детей.

1

Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение

1

Творческий
отчет
Творческий
отчет
Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Показ спектакля по пьесе «Новогодний
переполох» для родителей.
Анализ показа спектакля. Работа над
ошибками.
Экскурсия в Кабардино-Балкарский Театр
кукол

1

Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос

Анализ спектакля Кабардино-Балкарского
Театра кукол
Работа над постановкой русской народной сказки «Теремок»
Знакомство с текстом. Чтение по ролям.
Распределение ролей.
Слово и действие. Работа со сценарием
сказки.
Индивидуальная работа над ролью «Мышканорушка».
Индивидуальная работа над ролью «Лягушкаквакушка».
Индивидуальная работа над ролью «Заяц».
Индивидуальная работа над ролью «Лиса».

21

1
1

1

Театральная
студия
Экскурсия в
Театр кукол

1

1

Беседа

20
1

7

Устный опрос по
пройденным
темам
13

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Театральная
мастерская

Педагогическое
наблюдение

1

Коллективно
е занятие
Театральная
мастерская

67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

79
80

Индивидуальная работа над ролью
«Медведь». Индивидуальная работа над
ролью «Волк».
Коллективная работа. Взаимодействие героев
сказки.
Диалоги персонажей.

1

Подготовка декораций, реквизита, бутафории
сказки.
Подготовка декораций, реквизита, бутафории
сказки.
Работа с музыкальным и световым
оформлением постановки.
Понятия «пьеса», «драма», «комедия»,
«трагедия».
Понятия «пьеса», «драма», «комедия»,
«трагедия».
Отработка эпизодов.

1

Отработка эпизодов.

1

Отработка эпизодов.

1

Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием декораций, костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Показ спектакля по сказке «Теремок» для
детей.

1

22

Театральная
мастерская

Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Сообщение
по теме
Сообщение
по теме
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение

1

Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение

1
1

Театральная
мастерская
Теория

Педагогическое
наблюдение

Театральная
мастерская
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская

1
1
1

Лекция

1

Лекция

1

81
82

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

Показ спектакля по сказке «Теремок» для
родителей.
Анализ показа спектакля. Работа над
ошибками

1

Работа над постановкой пьесы «Лесные спасатели»
Знакомство с текстом. Чтение по ролям.
Распределение ролей.
Слово и действие. Работа со сценарием
пьесы.
Индивидуальная работа над ролью «Маша».
Индивидуальная работа над ролью «Петя».
Индивидуальная работа над ролью «Заяц».
Индивидуальная работа над ролью «Волк».
Индивидуальная работа над ролью «Лиса».

20
1

Коллективная работа. Взаимодействие героев
сказки.
Диалоги персонажей.

1

Подготовка декораций, реквизита, бутафории
сказки
Подготовка декораций, реквизита, бутафории
сказки
Работа
с музыкальным
и световым
оформлением постановки.
Понятия «пролог», «эпилог», «кульминация»
«антракт»
Понятия «пролог», «эпилог», «кульминация»
«антракт»
Отработка эпизодов

1

23

Творческий
отчет

1

1

Видеоанализ

7

Театральная
мастерская
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская

1
1

1

Театральная
мастерская
Репетиция за
столом
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская
Театральная
мастерская

1
1
1

Лекция

1

Лекция

1

13

Коллективно
е занятие
Театральная
мастерская

1

Педагогическое
наблюдение
Устный опрос по
пройденным
темам

Репетиция за
ширмой

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Сообщение по
теме
Сообщение по
теме
Педагогическое
наблюдение

96
97
98

99
100
101
102

103
104
105
106
107

Отработка мизансцен

1

Отработка мизансцен.

1

Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием
декораций,
костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Репетиция всех эпизодов спектакля с
использованием
декораций,
костюмов,
музыкального сопровождения, света.
Показ
спектакля
по
пьесе
«Лесные
спасатели» для детей.
Показ
спектакля
по
пьесе
«Лесные
спасатели» для родителей.
Анализ показа спектакля. Работа над
ошибками

1

1

Видеоанализ

Итоговые занятия
Мое портфолио.

6
1

2

Мое портфолио.

1

Конкурс актерского мастерства.

1

Конкурс актерского мастерства.

1

Коллективная
работа
над
созданием
презентации объединения.
«Мир куклы и её возможности»

1

108

24

Репетиция за
ширмой
Репетиция за
ширмой
Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

Генеральная
репетиция

Педагогическое
наблюдение

1

Творческий
отчет
Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос по
пройденным
темам

1

1

Творческий
отчет
Импровизированный
экзамен

4
Творческая
мастерская
Творческая
мастерская
Творческий
отчет
Творческий
отчет

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Устный опрос по
пройденным
темам

Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Кукольный театр «Волшебный городок»

Уровень программы: базовый
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Автор: Хамизова Хайшет Алиуасовна - педагог дополнительного
образования

г. Нальчик, 2025г.

Цель программы воспитания: создать условия для развития духовно – нравственных и
эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к
искусству кукольного театра.
Задачи:
− способствовать раскрытию талантов каждого ребёнка и преодолению
психологических барьеров, мешающих самовыражению, достижению успеха;
− развивать коммуникативные умения учащихся;
− обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых
воспитательных дел;
− сформировать годовой круг традиционных дел, позволяющий оптимально
распределить учеников по способностям.
Направленность: художественная
Формы работы:
−
групповые;
−
индивидуальные;
−
парные;
−
коллективные.
Планируемые результаты
−

раскрыты таланты каждого ребёнка и преодолены психологические барьеры,
мешающие самовыражению, достижению успеха;
−
развиты коммуникативные умения учащихся;
−
обеспечено участие родителей в подготовке и проведении ключевых
воспитательных дел;
−
сформирован годовой круг традиционных дел, позволяющий оптимально
распределить учеников по способностям.

26

Календарно-тематический план
№
п/п
1

2
3

4
5
6
7

8
9
10

Направление
воспитательной
работы
Патриотическое
воспитание

Срок
выполнения

Ответственный
исполнитель

Конкурс художественных
открыток к 23 февраля

февраль

Педагог д/о

Знакомство с историей
праздника

Нравственное
воспитание
Национальное
воспитание

Постановка сказки для детей
с ОВЗ
Участие в акции
«Георгиевская ленточка»

декабрь

Педагог д/о

май

Педагог д/о

Трудовое
воспитание
Интеллектуальное
воспитание
Семейное
воспитание
Эстетическое
воспитание

Акция «Книжкина
больница»
Викторина «По сказочным
тропинкам»
Постановка сказки для мам.

март

Педагог д/о

сентябрь

Педагог д/о

Толерантность к людям с
ОВЗ.
Знание исторических
событий во время Вов в
КБР
Бережное отношение к
книгам.
Интерес к чтению.

ноябрь

Педагог д/о

Экскурсия в КабардиноБалкарский
театр
кукол.
Флешмоб «День здоровья».

январь

Педагог д/о

апрель

Педагог д/о

Экскурсия «По осенней
тропе»
.
Классный час «День защиты
детей!»

октябрь

Педагог д/о

июнь

Педагог д/о

Физическое
воспитание
Экологическое
воспитание
Правовое
воспитание

Наименование
мероприятия

Планируемый
результат

Сохранение семейных
традиций.
Наблюдение над работой
профессиональных
артистов театра.
Стремление вести
здоровый образ жизни.
Забота о природе.
Знание своих прав и
обязанностей.

Примечание

Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
− организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические
беседы, собрания, индивидуальные консультации);
− содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых
занятий в течение учебного года);
− оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания
детей.
План работы с родителями
Сентябрь
• знакомство с родителями учащихся;
• индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь
• информирование родителей о результатах деятельности ребенка
• подготовка к планируемым мероприятиям во 2 четверти.
Ноябрь
• проведение открытых мастер-классов и открытых уроков.
Декабрь
• посещение родительских собраний по классам;
• совместный проект родители+дети «Елочка из необычных материалов»;
• подведение итогов I полугодия.
Январь
•
•

индивидуальные консультации.
советы родителям;

Февраль
• индивидуальные консультации для родителей;
• подготовка к планируемым конкурсам.
Март
• праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений»;
• выставка «Подарки самым любимым».

•

Апрель
индивидуальные консультации для родителей

•

Май
Подведение итогов работы объединения, творческих достижений учащихся;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».