Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 29 августа 2025г
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора
ГБОУ «Санаторно-лесная школа»
_____________Лавров В.А.
Приказ № 208/2 от 01.09.2025г
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Подписано цифровой подписью: ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
DN: c=RU, st=Кабардино-Балкарская Республика, street=УЛ.
МАРКО ВОВЧОК, Д.9, l=г. Нальчик, title=И.О. ДИРЕКТОРА,
o=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА
ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ, 1.2.643.100.1=120D31303230373030373537323532,
1.2.643.100.3=120B3134363536333034343636,
1.2.643.100.4=120A30373131303338353233,
1.2.643.3.131.1.1=120C303731343036363737333530,
email=slc1@bk.ru, givenName=Вячеслав Александрович,
sn=Лавров, cn=ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ
ШКОЛА" МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НАУКИ КАБАРДИНОБАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дата: 2025.09.29 11:40:32 +03'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Шахматы»
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Форма обучения: очная
Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного
образования
г. Нальчик, 2025г.
1
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Вид программы: модифицированный.
Уровень программы: стартовый
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Национальный проект «Образование», «Успех каждого ребенка»;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022
г. № 678-р;
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «О направлении информации»от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
• Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «Методические рекомендации
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учётом их особых образовательных потребностей»;
• Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре»;
• Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»;
• Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
разработанные Региональным модельным центром дополнительного образования детей
Минпросвещения КБР, 2022 г.;
• Устав ГБОУ «Санаторно-лесная школа» Минпросвещения КБР.
2
Актуальность программы. Занятия по программе позволяют сформировать опыт
проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность,
повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро
меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают
методики самоконтроля.
Отличительная особенность. Данная дополнительная общеобразовательная программа
предусматривает личностно-ориентированный подходом к обучению шахматной игре:
- программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
-тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном
образовании.
Программа создана в соответствии с теоретическими знаниями, игровой практикой,
педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми и молодежью.
Так же программа предусматривает инклюзивное обучение детей- совместное обучение
всех детей, в том числе с ОВЗ (задержка психического развития)
Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения
квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности
образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты,
повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Адресат программы: 6,6-13лет.
Срок реализации: 1 год, 108 часов.
Режим занятий: проводятся 2 раза в неделю по 1 и 2 часа. Продолжительность занятия
40 минут, перерыв на отдых 10 минут.
.
Наполняемость группы: 16-17 человек.
Формы занятий:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Формы обучения: очная.
Цель: социально-педагогическое становления и интеллектуальное развитие
обучающихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Личностные:
- развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного
эмоционально-волевого состояния;
- формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
- формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков
здорового образа жизни.
-
Предметные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
3
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
- развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания,
-
творческого
воображения, умения производить логические операции;
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в
шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности;
- формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных
ситуациях;
- воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
Учебный план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы аттестации/
контроля
1.
Вводное занятие. История
шахмат.
2
1
1
опрос
2.
Шахматные фигуры.
10
1
9
опрос
20
2
18
соревнования
8
1
7
тестирование
10
1
9
соревнования
3.
4.
5.
Понимание шахматной игры.
Цель шахматной партии.
Три стадии шахматной партии.
Краткая и полная шахматная
нотация.
6.
7.
8.
9.
10.
Игра с шахматными часами.
Мат легкими и тяжелыми
фигурами.
Король против короля и пешки.
Решение шахматных задач.
11. Итоговое занятие.
Итого
16
2
14
суммарная оценка
знаний
практической и
теоретической
части
10
1
9
соревнования
10
2
8
практическая игра
10
1
9
практическая игра
10
2
8
тестирование
4
108
0
14
4
94
практическая игра
4
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила
ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная
доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной
доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или
нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для
обучающихся деятельность.
Тема 2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на
внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек»,
«Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии
равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита».
Тема 3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое
поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра
на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля».
Тема 4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или
не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».
Тема 5. Три стадии шахматной партии.
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?»,
«Чем бить фигуру?».
Тема 6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись
начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее»,
«Вижу цель».
Тема 7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
5
Практика: игра с часами.
Тема 8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат
двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
Тема 9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход.
Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и
ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Тема 10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение
задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
Тема 11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров,
конкурсов.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будет:
- развита социально-психологическая компетентность, адекватное эмоционально-волевое
состояние;
- сформирована гражданская позиция, общественная активность;
- сформирована культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
Предметные:
У обучающихся будет:
- развит познавательный интерес к изучению игры в шахматы;
- сформирован универсальный способ мыслительной деятельности;
- развито абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение,
умение производить логические операции;
- приобретены знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для участия в
шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
У обучающихся будут:
- воспитаны навыки самоконтроля, потребность в саморазвитии и самостоятельности;
- сформированы навыки конструктивного поведения в нестандартных ситуациях;
- воспитаны ответственность, активность, дисциплина и усидчивость.
6
Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата начала
учебного
года
01.09.2025
Дата
окончания
учебного года
31.05.2026
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных
часов в год
108
Режим занятий
2 раза в
неделю по 1 и
2 часа
Условия реализации программы
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующие профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, опыт дистанционной
деятельности, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю
деятельности(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочникадолжностей
руководителей, специалистов и служащих,раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»).
Материально-техническое обеспечение:
-
Доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными
-
Доски шахматные с фигурами шахматными
-
Столы шахматные
-
Табуреты к шахматным столам
-
Часы шахматные
-
Шкаф высокий
-
Стол и кресло учителя
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
- инструкажи по охране труда и технике безопасности;
- учебная и методическая литература;
- методические пособия и разработки;
- разноуровневые задания и упражнения по видам спорта;
- сценарии воспитательных мероприятий;
- сборник подвижных игр;
7
-
тематические презентации;
учебные видеофильмы и аудиозаписи с различным музыкальным репертуаром;
образовательные электронные ресурсы;
Интернет-ресурсы.
Методы работы:
• словесный (лекция, рассказ, беседа);
• наглядный (тематические презентации, работа по схемам и таблицам);
• практический (упражнения, игры, задания, выполнение индивидуальных и групповых
заданий).
Формы аттестации/контроля:
• опрос;
• контрольные упражнения;
• тестирование;
• наблюдение;
• турнир;
• соревнование.
Для полноценной реализации программы применяются следующие виды контроля:
• текущий контроль.
• промежуточный контроль;
• итоговый контроль;
Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических
контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения.
Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го полугодия обучения, итоговая
по окончании 1-го года обучения.
Оценочные материалы:
• опросники;
• вопросники с заданиями;
• тесты;
• турнирные таблицы;
• критерии оценок.
Критерии оценки результатов освоения программы
•
Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;
•
Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько
самостоятельных попыток или подсказка педагога;
•
Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога.
8
Список литературы для педагогов:
1. А. С Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников
в 2 кн. Кн.1. - М.:ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
2. В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007
3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению
игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД
"Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
4. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2014.
Список литературы для обучающихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: RussianChessHouse, 2015.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
Костенюк А. Как научить шахматам – М.: RussianChessHouse, 2015.
Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010.
9
Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Шахматы»
Уровень программы: базовый
Адресат: 6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного
образования
г. Нальчик, 2025г.
10
Цель: социально-педагогическое становления и интеллектуальное развитие
обучающихся посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Личностные:
- развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного
эмоционально-волевого состояния;
- формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
- формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков
здорового образа жизни.
-
Предметные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, умения производить логические операции;
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в
шахматных соревнованиях.
Метапредметные:
воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности;
- формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных
ситуациях;
- воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут:
• выявлены индивидуальные способности в физкультурно-спортивной направленности;
• воспитны патриотические качества, чувство гордости за отечественный настольный
теннис;
• развиты коммуникативные способности;
•
развита способность работать как индивидуально, так и взаимодействовать в команде;
• развиты познавательные способности (внимание, мышление, воображение, память,
восприятие);
•
навыки контроля, самоконтроля и самодисциплины.
Предметные:
У обучающихся будут:
• ознакомлены с историей происхождения настольного тенниса;
11
• сформированы координационные качества и скоростные способности, тактическая
гибкость;
•
развит творческий потенциал, логическое и креативное мышление;
•
выявлены талантливые дети, проявляющие выдающиеся способности в спорте;
•
сформирован стойкий интерес не только к настольному теннису, но и к спорту в целом.
Метапредметные:
У обучающихся будут:
• сформировано положительное отношение к спорту, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения в других областях в жизни;
• адаптированы к жизни в обществе;
•
сформирована культура здорового и безопасного образа жизни, укреплено здоровье;
•
оказана помощь с выбором дальнейшей профессии, связанной со спортом;
• сформировано умение демонстрировать результаты своей деятельности, труда и личные
достижени
12
Календарно-тематический план
№
Дата занятия
Содержание занятия
согласно ДОП
Часы
Содержание деятельности
теоретическая часть занятия
1.
Вводное занятие.
Инструктаж.
1
2.
История возникновения
шахмат.
3.
4.
5.
6.
7.
Шахматные фигуры.
Расстановка фигур на
доске. Название фигур.
Шахматные фигуры.
Расстановка фигур на
доске. Название фигур.
Шахматные фигуры.
Пешка его ходы по
шахматной доске.
Шахматные фигуры.
Ладья , его ходы по доске.
Шахматные фигуры.
Ладья, его ходы по
шахматной доске.
1
1
Форма
аттестации /
контроля
практическая часть занятия
обзор основных разделов
программы. Правила поведения на
занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Шахматные правила.
Поля. Шахматная доска. Линии на
шахматной доске. Горизонтали и
вертикали. Диагонали. Центр
шахматной доски. Ходы шахматных
фигур. Начальное положение.
Опрос
шахматная доска, ходы и названия
всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур.
Способы защиты.
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Практика: выполнение
упражнений: «Горизонталь»,
«Вертикаль»,
Практика: выполнение
упражнений: «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ»,
Практика: выполнение
упражнений: «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ»,
Практика: выполнение
упражнений: «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ», «Да
или нет?», «Не зевай!».
1
1
1
1
13
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Шахматные фигуры. Конь
, его ходы по шахматной
доске.
8.
9.
Шахматные фигуры.
Конь, его ходы по
шахматной доске.
Практика: выполнение
упражнений: «Да или нет?», «Не
зевай!».
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
Применение игровых технологий,
активных форм погружения в
новую для обучающихся
деятельность.
1
1
10.
Шахматные фигуры.
Ферзь, его ходы по доске.
1
11.
Шахматные фигуры.
Ферзь его ходы по доске.
1
12.
Шахматные фигуры.
Слон, его ходы по доске.
1
13.
Король , Его ходы по
доске.
1
14.
Король, его ходы по
доске.
15.
иппп
16.
Понимание шахматной
игры. Начальная позиция
фигур на доске.
Понимание шахматной
игры. Дальнейшие ходы
шахматных фигур из
начальной позиции.
1
1
развитие фигур из начальной
позиции. Сильные и слабые места
поля. Битое поле.
14
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Наблюдение
Соревнование
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Наблюдение
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин»,
1
Соревнование
Наблюдение
17.
Дальнейшие ходы
шахматных фигур из
начальной позиции.
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр: «
«Кратчайший путь», «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт»,
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного
поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
1
18.
Понимание шахматной
игры. Сильные и слабые
места поля боя.
19.
20.
Понимание шахматной
игры. Сильные и слабые
места поля боя.
Понимание шахматной
игры. Сильные и слабые
места поля боя.
1
1
1
21.
Понимание шахматной
игры. Способы нападения
каждой фигуры.
22.
Способы нападения
каждой фигуры. Учебная
игра.
1
1
23.
Способы нападения и
защиты каждой фигуры.
Учебная игра.
1
15
Контрольные
упражнения
Соревнование
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Соревнование
Соревнование
Контрольные
упражнения
24.
Способы нападения и
защиты каждой фигуры.
Учебная игра.
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт», «
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт», « «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт»,
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт»,
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт», «Защита
контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт»,
1
25.
Применение игровых
технологии. Учебная игра.
26.
Применение игровых
технологии , комбинации.
Учебная игра.
1
1
27.
Защита и нападение
пешкой. Учебная игра.
1
28.
Защита и нападение
ладьей. Учебная игра.
1
29.
Защита и нападение
ладьей. Учебная игра.
1
30.
Защита и нападение
Конем. Учебная игра.
1
31.
Защита и нападение
слоном. Учебная игра.
1
16
Наблюдение
Соревнование
Наблюдение
Соревнование
Контрольные
упражнения
Соревнование
Наблюдение
Соревнование
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля».
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин»,
закрепление полученных знаний с
помощью дидактических игр:
«Игра на уничтожение», «Один в
поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними
часовых», «Кратчайший путь»,
«Захват контрольного поля»,
«Защита контрольного поля».
32.
Защита и нападение
ферьэем . Учебная игра.
1
33.
Защита и нападение
ферзем. Учебная игра.
1
34.
Применение изученных
комбинации в игре
.Учебная игра.
35.
36.
Защита короля другими
фигурами. Учебная игра.
Защита короля другими
фигурами. Учебная игра.
1
Цель шахматной партии.
Правила игры в шахматы.
Контрольные
упражнения
Соревнование
1
1
Соревнование
Наблюдение
1
37.
Контрольные
упражнения
правила игры в шахматы.
Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном,
пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата.
Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая
рокировка. Правила рокировки.
17
Контрольные
упражнения
закрепление полученных знаний,
Наблюдение
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Объяви шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха», «Мат
или не мат».
38.
39.
Закрепление полученных
навыков. Шах
различными фигурами.
1
Шах различными
фигурами. Учебная игра.
1
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах»,
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Защита от шаха»,
«Мат или не мат».
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», Мат или не мат».
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Мат или не мат».
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Объяви шах»,
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Мат
или не мат».
закрепление полученных знаний,
выполнение упражнений: «Шах
или не шах», «Объяви шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха», «Мат
или не мат».
40.
Уход от шаха. Защита.
Учебная игра.
41.
42.
43.
44.
1
Уход от шаха. Зашита.
Учебная игра.
1
Мат различными
фигурами. Учебная игра.
1
Мат различными
фигурами. Учебная игра.
1
Закрепление изученных
комбинации. Пат. Учебная
игра.
1
45.
Закрепление изученных
комбинации. Пат. Учебная
игра.
46.
47.
Рокировка. Правила
рокировки. Учебная игра.
Рокировка. Правила
рокировки. Учебная игра.
1
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Соревнование
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Наблюдение
1
1
18
48.
49.
Игра используя изученные
комбинации.
Соревнование
2
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Три стадии шахматной
партии. Дебют.
Дебют. Выполнение
упражнения ,,Захвати
центр,,
Дебют. Выполнение
упражнения ,, Захвати
центр,,
Три стадии шахматной
партии. Дебют. ,, Захвати
центр,,
Упражнение ,,Можно ли
делать рокировку?,,
Упражнение ,, Можно ли
делать рокировку?,,
Использование изученных
комбинации во время
игры.
Использование изученных
комбинации во время
игры. Учебная игра.
МИттельшпиль эндшпиль.
Упражнение можно ли
делать рокировку..
Учебная игра.
2
три стадии шахматной партии:
дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Маты в дебюте.
Контрольные
упражнения
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
выполнение упражнений: «Захвати
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
1
1
1
1
1
1
1
1
19
Соревнование
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Соревнование
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Соревнование
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Наблюдение
60.
Можно ли делать
рокировку. Учебная игра.
1
61.
Мат легкими фигурами.
Учебная игра.
62.
Мат легкими фигурами.
Учебная игра.
1
1
краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
краткая и полная шахматная
нотация. Запись шахматной партии.
Запись начального положения.
1
64.
Мат тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
1
65.
Мат различными
способами. Учебная игра.
1
66.
Мат тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
1
67.
Мат тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
Наблюдение
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
63.
Мат тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
выполнение упражнений: «Захвати Соревнование
центр», «Можно ли сделать
рокировку?», «Чем бить фигуру?».
Контрольные
упражнения
Наблюдение
1
20
Контрольные
упражнения
Соревнование
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Соревнование
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
выполнение дидактических игр и
заданий: «Назови вертикаль»;
«Назови горизонталь»; «Назови
диагональ», «Какого цвета поле?»,
«Кто быстрее», «Вижу цель».
68.
Мат тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
1
69.
Мат тяжелыми и легкими
фигурами. Учебная игра.
1
70.
Мат тяжелыми и легкими
фигурами. Учебная игра.
1
71.
Атака и контратака
тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
1
72.
73.
74.
75.
Атака и контратака
тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
1
Король против короля и
пешки. Учебная игра..
1
Король против короля и
пешки. Учебная игра.
1
Король против короля и
пешки. Учебная игра.
1
знакомство с турнирными
режимами игры с часами.
21
Контрольные
упражнения
Турнир
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Наблюдение
игра с часами.
Соревнование
игра с часами.
Турнир
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
Нападение на короля
легкими фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
легкими фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
легкими фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
легкими фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
Нападение на короля
тяжелыми фигурами.
Учебная игра.
Наблюдение
игра с часами.
Контрольные
упражнения
игра с часами.
Контрольные
упражнения
игра с часами.
Наблюдение
игра с часами.
Наблюдение
игра с часами.
Соревнование
игра с часами.
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Турнир
1
1
1
1
1
84.
Пять простых шахов.
Учебная игра.
1
85.
Пять простых шахов.
Учебная игра.
1
87.
игра с часами.
1
1
Пять простых шахов.
Учебная игра.
Выполнение шаха с
последующим матом.
Учебная игра.
Наблюдение
1
Учебная игра с
шахматными часами.
86.
игра с часами.
игра с часами.
1
1
22
игра с часами.
Контрольные
упражнения
игра с часами.
Наблюдение
игра с часами.
Контрольные
упражнения
88.
89.
90.
Выполнение шаха с
последующим матом.
Учебная игра.
Выполнение комбинации
, Мат или Пат. Учебная
игра.
Выполнение комбинации ,
Мат или Пат. Учебная
игра.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
Ограниченный король ,
выход из положения.
Практика упражнения ,
Два хода. Учебная игра.
Практика упражнения ,
Два хода. Учебная игра.
Король против короля и
пешки. Учебная игра.
Король против короля и
пешки. Учебная игра.
Игра в шахматы
используя изученные
комбинации
Соревнования среди групп
по упрощенным правилам.
Соревнования среди групп
по упрощенным правилам.
Соревнования срели групп
по упрощенным правилам.
Игра в шахматы
используя изученные
комбинации .
Соревнование
игра с часами.
Контрольные
упражнения
игра с часами.
Контрольные
упражнения
1
1
1
91.
Ограниченный король ,
выход из положения.
игра с часами.
1
изучение правил игры в шахматы.
Линейный мат. Мат ферзем. Мат
ладьей. Мат двумя слонами.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Контрольные
упражнения
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Турнир
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Соревнование
Наблюдение
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Контрольные
упражнения
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
Игра в шахматы
используя изученные
комбинации .
Игра в шахматы
используя изученные
комбинации.
Игра в шахматы
используя изученные
комбинации.
Игра в шахматы
используя изученные
элементы.
Игра в шахматы
используя изученные
элементы.
Игра в шахматы по
основным правилам.
Игра в шахматы по
основным правилам.
Турнир
1
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Турнир
1
1
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Контрольные
упражнения
Соревнование
1
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
1
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Контрольные
упражнения
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
логические игры для развития
памяти, внимания и мышления
Контрольные
упражнения
Контрольные
упражнения
1
1
24
Министерство просвещения и науки Кабардино – Балкарской Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторно – лесная школа»
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Шахматы»
Уровень программы: базовый
Адресат: 6,6-13 лет
Срок реализации: 1 год, 108 часов
Автор: Темммоев Зулкарний Магомедович - педагог дополнительного
образования
г. Нальчик, 2025г.
25
Цель воспитательной работы:
− создание условий для формирования социально-активной, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор жизненной позиции, а также духовному и физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме;
− формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
− организация инновационной работы в области воспитания
дополнительного образования;
и
Задачи воспитательной работы:
− способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным
отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный
взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
− развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
− способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
Направленность: физкультурно-спортивная
Формы работы:
• групповые;
• индивидуальные;
• парные;
• коллективные.
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы воспитания
26
− развита личность обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир,
развитие его субъективной позиции;
− развита система отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
− сформировано умение самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
27
Календарно-тематический план
№
Направление
воспитательной
работы
Профилактика
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
Ответственный
Планируемый
результат
Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Беседы по
пропаганде
здорового образа
жизни
Сентябрь
Педагог д/о
Повышение уровня
конструктивного
поведения
обучающихся
Сентябрь
Педагог д/о
Нравственное
Безопасный
интернет
Октябрь
Педагог д/о
Физическое
Школьные
состязания
«Стартуют все!»
День
Государственного
герба Российской
Федерации
Октябрь
Педагог д/о
Ноябрь
Педагог д/о
Турнир к
Международному
дню инвалидов
Декабрь
Педагог д/о
формированием у
детей стереотипов
безопасного
поведения,
повышением
адаптивных
возможностей
организма,
профилактикой
вредных привычек,
дорожнотранспортного
травматизма
Формирование
навыков поведения в
информационном
обществе с целью
обеспечения
информационной
безопасности
формирование и
укрепление
спортивных традиций
Сформировать
представление о
сущности и
значении герба России
как государственного
символа Российской
Федерации
Воспитание гуманного
отношения к людям с
ограниченными
возможностями;
воспитание
доброты, заботы,
отзывчивости, желание
помогать друг другу;
Физическое
Патриотическое
Физическое
28
Нравственное
Нравственное
Физическое
Физическое
Нравственное
Патриотическое
Проведение бесед
антинаркотической
направленности
Проведение бесед о
здоровом образе
жизни
Соревнования «А
ну-ка, парни»,
посвящённые Дню
Защитника
Отечества.
Соревнования
«Рекорды Победы»
Декабрь
Педагог д/о
Январь
Педагог д/о
Февраль
Педагог д/о
Апрель
Педагог д/о
Праздник Весны и
Труда
День Победы
Апрель
Педагог д/о
Май
Педагог д/о
воспитание чувства
сопереживания
милосердия,
толерантности к
инвалидам.
Противостояние
манипуляциям
Формирование
социальной
компетентности
формирование и
укрепление
спортивных традиций
формирование и
укрепление
спортивных традиций
Воспитание уважения
к людям труда.
Воспитание чувства
гордости за свой
народ,
уважения и
благодарности
Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
− организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы,
собрания, индивидуальные консультации);
−
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в
течение учебного года);
−
оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей
−
1.
2.
3.
Организационное
родительское
собрание
Знакомство родителей с целями и задачами сентябрь
обучения по данной ДОП, особенностями
организации учебного процесса, режимом работы и
учебным графиком
Индивидуальные
Решение вопросов социального и педагогического в течение
консультации
для характера
учебного
родителей
года
Открытые
занятия Знакомство
родителей
с
промежуточными декабрь,
для родителей
результатами работы объединения
апрель
29
4.
Итоговое
родительское
собрание
Подведение итогов работы объединения, знакомство май
с достижениями обучающихся
30